КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конкретная установка побуждает ученика к использованию различных подходов к усвоению материала
2-7168 ♦ Установка влияет на характер запоминания. ♦ Если нет установки на выделение существенного, то весь В учебной деятельности на уроке должны быть установки:
на уяснение структуры текста; на содержание основных мыслей учебного материала; на особенности текстовых связей между собой; на краткое словесное обозначение каждой части; на лучшее понимание принципа расположения материала; на мысленное повторение заглавий уже выделенных частей текста;
♦ на повышение внимания к формулировкам текста; ♦ на эффективность выполняемого задания; ♦ на важность материала для жизни. Таким образом проблема внимания и установки на учение — это проблема выражения ОПРЕДЕЛЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ психической деятельности учащихся (направленность на результат, цели и процесс учения). Подготовка учителя к проведению урока — дело ответственное. Если учитель расскажет пусть даже много интересного, привлекая внимание, и что-то покажет им, то это лишь демонстрация учителем своих знаний и умений. Учить же учащихся необходимо в их собственной деятельности, предварительно создав у них потребность трудиться (учиться) через их мотивацию.
Мотивация учебной деятельности учащихся Источником активности человека являются его потребности. О потребностях говорят языком мотива, который побуждает активность в определенном направлении. Мотив появляется, если человек видит способ удовлетворения потребности. Уровни развития потребностей у людей различаются. Скороходова Н.Ю. приводит классификацию потребностей и мотивов учения по А. Маслоу. Классификация потребностей и мотивы учения (по А. Маслоу) Таблица 2.
2* • Согласно А. Маслоу, в течение жизни существует последовательность в возникновении потребностей:
♦ высшие потребности возникают при удовлетворении низших; ♦ в случае конфликта потребностей побеждают низшие; ♦ жизнь на высоком уровне развития потребностей более про ♦ «хорошее» общество состоит из «зрелых» личностей, т.е. лич Успешный педагог должен учитывать, что главный «возрастной» мотив школьников — мотив достижения. Мотив достижения — стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.
Уровень развития мотива, баланс стремления к успеху и желание избегать неудач могут различаться: одни люди больше стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое.
Для чего необходимо изучать мотивацию учащихся? Ответ. Изучение необходимо для того, чтобы понять: а) как и почему ученик приступает к действиям? Какие по б) почему ученик проявляет настойчивость при достижении
. в) какие внешние условия побуждают ученика сохранять движение к определенной цели? Учитель при подготовке к уроку должен задать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ученик хотел учиться?» Чтобы ученик ясно осознавал, работая над учебным материалом, — зачем это ему нужно? Учитель, планируя виды деятельности учащихся, подыскивал бы наилучшие способы развития мотивации учащихся. С этой целью необходимо: ♦ чтобы ученик ощущал свое продвижение вперед, пережи ♦ ставить проблемы, подбирая интересный материал, побуж ♦ учитывать индивидуальности каждого ученика, опираясь Мотив достижения может рассматриваться. как система самооценки.(Н.Ю. Скороходова) Таблица 3
Хекхаузен рекомендовал при развитии мотива достижений учитывать: 1. Реалистичность уровня притязаний ученика. Помогать ему 2. Причины происходящего искать в собственных силах уче 3. Позитивность самооценки, поддерживая уверенность уче 4. Причины успехов и неудач в совместных обсуждениях. Для развития мотивации достижений: 1. Предоставлять учащимся серию заданий, различных по 2. Информировать о результатах деятельности учащихся. Оце 3. Сложность выбираемых заданий должна быть на грани воз Ситуация. Пете и Саше присущи аффективные реакции, выбирают задачи, не соответствующие их возможностям. При этом Петя выбирает задачи слишком трудные, а Саша — слишком легкие.
Связано ли это с их различной мотивацией успеха или неудачи? Решение. Да, связано. Отказ от сложной деятельности Саши связан с желанием хотя бы сохранить достигнутое. Он ориентирован на избегание неудачи. Его аффективная реакция на неудачу проявляется в отказе признать свое поражение, обвинением всех окружающих в неудаче, самоутверждении путем фантазирования о своих воображаемых возможностях. При неправильном мотивировании возможно проявление выученной беспомощности. У учащихся беспомощность появляется как следствие многих неудач в деятельности и наказаний за эти неудачи. ю Как корректировать выученную беспомощность? Ответ. Во-первых, с помощью влияния на сознание. Нужно интерпретировать ситуацию как определяемую усилием и состоянием ученика. Во-вторых, необходимо создавать условия для достижения успеха. Разные ученики требуют разного подхода к мотивации: кого-то вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрением, кого-то — наказанием, а кому-то помогать в работе или предоставлять свободу. Интерес как мотив познавательной потребности Интерес обеспечивает направленность личности на опознание целей деятельности. И этим способствует ознакомлению с новыми фактами. Различают интерес непосредственный, вызываемый привлекательностью объекта, и интерес опосредованный, вызываемый к объекту как средству достижения целей деятельности. Интерес, побуждающий к познавательной деятельности, может включать эмоциональные и волевые компоненты. То есть в составе интереса компоненты: интеллектуальный, эмоциональный и волевой. Всегда рядом с интересом идет понимание. А понимание нового материала возможно тогда, когда есть основа в виде наличных знаний, т.е. достаточное количество известной информации. В среднем на 10 единиц известной информации должна быть одна единица новой информации (соотношение это при изучении разных предметов, разными учащимися может быть разным). Для эффективного удержания интереса важно соблюдение баланса нового и уже известного; если доля нового чрезмерна, информация остается непонятой и поэтому не усваивается (неинтересно), если же, наоборот, нового мало, то мало и усваивается (тоже неинтересно).
Возбуждение и поддержание интереса, передача особого эмоционального состояния — задача учителя. И здесь много общего с передачей информации. Роль старого и нового играет при этом «очевидное» и «невероятное» (см. схему 1). Конечно, большую роль в понимании новой информации обеспечивает учитель, используя различные методические приемы. К примеру: ♦ подведение учащихся к тому, что их знания неполны; воп ♦ четкая, мотивированная постановка вопроса несет больше
♦ обобщения возможны на основе ряда конкретных примеров. ♦ наглядный пример может быть лучше обобщенной абст ♦ изложение должно быть логически последовательным (без ♦ предоставление ученику возможности догадываться само А. Пуанкаре выделяет три уровня понимания:
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |