Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкретная установка побуждает ученика к использованию различных подходов к усвоению материала




2-7168


♦ Установка влияет на характер запоминания.

♦ Если нет установки на выделение существенного, то весь
материал запоминается одинаково.

В учебной деятельности на уроке должны быть установки:

♦ ♦ ♦

на уяснение структуры текста;

на содержание основных мыслей учебного материала; на особенности текстовых связей между собой; на краткое словесное обозначение каждой части; на лучшее понимание принципа расположения материала; на мысленное повторение заглавий уже выделенных час­тей текста;


Установка на то, что цифровой материал все равно не запомнить, помешает запоминанию цифр.

♦ на повышение внимания к формулировкам текста;

♦ на эффективность выполняемого задания;

♦ на важность материала для жизни.

Таким образом проблема внимания и установки на учение — это проблема выражения ОПРЕДЕЛЕННОЙ НАПРАВЛЕННОС­ТИ психической деятельности учащихся (направленность на ре­зультат, цели и процесс учения).

Подготовка учителя к проведению урока дело ответствен­ное. Если учитель расскажет пусть даже много интересного, при­влекая внимание, и что-то покажет им, то это лишь демонстра­ция учителем своих знаний и умений. Учить же учащихся необходимо в их собственной деятельности, предварительно создав у них по­требность трудиться (учиться) через их мотивацию.


 


Мотивация учебной деятельности учащихся

Источником активности человека являются его потребности. О потребностях говорят языком мотива, который побуждает ак­тивность в определенном направлении.

Мотив появляется, если человек видит способ удовлетворе­ния потребности. Уровни развития потребностей у людей разли­чаются.

Скороходова Н.Ю. приводит классификацию потребностей и мотивов учения по А. Маслоу.

Классификация потребностей и мотивы учения (по А. Маслоу)

Таблица 2.

 

Потребности Мотивы учения
Самоактуализация, самоосознание Самопознание, развитие представлений о себе и своих возможностях
Эстетические и творческие потребности Творческие: приятное творческое озарение, приведение в порядок взгляда на мир
Развитие интеллектуального уровня: понимание и объяснение Интересно учиться
Самоуважение, самопринятие Достижения: учиться хорошо, чтобы уважать себя
Принадлежность: любовь, принятие группой Социальные: учиться, чтобы уважали и любили
Безопасность: физическая и психологическая Под угрозой наказаний: учиться, чтобы не наказывали
Потребности выживания: пища, вода, жилье... Материальные: учиться, чтобы получить вознаграждение

 



2* •



Согласно А. Маслоу, в течение жизни существует последова­тельность в возникновении потребностей:


Продумайте особенности мотивации учебного материала темы вашего урока

♦ высшие потребности возникают при удовлетворении низших;

♦ в случае конфликта потребностей побеждают низшие;

♦ жизнь на высоком уровне развития потребностей более про­
дуктивна, субъективно более счастлива;

♦ «хорошее» общество состоит из «зрелых» личностей, т.е. лич­
ностей с высоким уровнем развития потребностей и мотивов.


Успешный педагог должен учитывать, что главный «возраст­ной» мотив школьников — мотив достижения.

Мотив достижения — стремление личности добиваться успе­хов и избегать неудач с целью повышения или сохранения само­уважения, самооценки в деятельности.


Главный мотив школьников — достижение, успех

Уровень развития мотива, баланс стремления к успеху и же­лание избегать неудач могут различаться: одни люди больше стре­мятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое.


 


Для чего необходимо изучать мотивацию учащихся?

Ответ. Изучение необходимо для того, чтобы понять:

а) как и почему ученик приступает к действиям? Какие по­
требности ученика вызывают их активность?

б) почему ученик проявляет настойчивость при достижении
цели? (внутренние факторы)


В классе есть ученики с разным уровнем развития потребностей и мотивов учения

. в) какие внешние условия побуждают ученика сохранять дви­жение к определенной цели?

Учитель при подготовке к уроку должен задать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ученик хотел учиться?» Чтобы ученик ясно осоз­навал, работая над учебным материалом, — зачем это ему нужно?

Учитель, планируя виды деятельности учащихся, подыски­вал бы наилучшие способы развития мотивации учащихся. С этой целью необходимо:

♦ чтобы ученик ощущал свое продвижение вперед, пережи­
вал бы успех в деятельности, планируя сложности заданий и
объективно оценивая успехи;

♦ ставить проблемы, подбирая интересный материал, побуж­
дающий к размышлению;

♦ учитывать индивидуальности каждого ученика, опираясь
на имеющиеся у него мотивы, использовать преимущественно
положительную мотивацию.


Мотив достижения может рассматриваться. как система самооценки.(Н.Ю. Скороходова)

Таблица 3

Характе­ристики дея­тельности Лица с мотивом стремления к успеху Лица с мотивом избегания не­удач
Ситуация достижения Активно ищут ситуации соревнования,риска с личной ответственностью за исход Избегают рискованных ситуаций, а попадая в них, «плывут по течению»
Цель Выбирают цели несколько выше средней степени трудно­сти, успех в которых позволяет подтвердить самооценку Ставят либо очень легкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку
Действия Настойчивы и упорны в достижении цели, действуют самостоятельно Склонны к поиску помощи и поддержки, к отвлечению от деятельности (фантазированию)
Действия Эффективны, в случае неудачи сохраняют или снижают уро­вень сложности, в случае уда­чи — повышают Эффективны в случае легких целей. При неудаче отказыва­ются от реалистичной стратегии
Оценка окружающих Стремятся к получению обрат­ной связи и_реагируют на нее Не стремятся получить инфор­мацию или игнорируют ее
Самооценка и атрибуция Самооценка реалистичная и устойчивая. Успех рассматри­вают как результат усилий, не­удачу как следствие стечения обстоятельств Чаще, заниженная, неустойчи­вая самооценка, успех рассмат­ривается как случайный, а не­удача как проявление плохих способностей
Планирова­ние времен­ной перспек­тивы Умеренное, реалистичное плани­рование, при высоком уровне достижений включается ориен­тация на отдаленное будущее Глобальное либо очень узкое планирование, уклонение от реалистичного планирования

       
 
   
 


Используйте положительную мотивацию. При отрицательной мотивации легко перейти к угрозам, что абсурдно

Хекхаузен рекомендовал при развитии мотива достижений учитывать:

1. Реалистичность уровня притязаний ученика. Помогать ему
ставить перед собой реалистические цели. Ориентируясь на само­
оценку, ученика спрашивают: «Ты удовлетворен результатом?»
Но не давать оценки: «Ты хорошо справился с работой». (Сде­
лайте ситуацию успеха достижимой.)

2. Причины происходящего искать в собственных силах уче­
ника. Развивать чувство ответственности.

3. Позитивность самооценки, поддерживая уверенность уче­
ника в своих силах. Чаще ставить ученика в ситуацию выбора.

4. Причины успехов и неудач в совместных обсуждениях.

Для развития мотивации достижений:

1. Предоставлять учащимся серию заданий, различных по
сложности. Дать учащимся возможность выбора.

2. Информировать о результатах деятельности учащихся. Оце­
нивать качество выполнения.

3. Сложность выбираемых заданий должна быть на грани воз­
можностей учащихся.

Ситуация. Пете и Саше присущи аффективные реакции, выби­рают задачи, не соответствующие их возможностям. При этом Петя выбирает задачи слишком трудные, а Саша — слишком легкие.

Ф

Связано ли это с их различной мотивацией успеха или не­удачи?

Решение. Да, связано. Отказ от сложной деятельности Саши связан с желанием хотя бы сохранить достигнутое. Он ориенти­рован на избегание неудачи. Его аффективная реакция на неуда­чу проявляется в отказе признать свое поражение, обвинением всех окружающих в неудаче, самоутверждении путем фантазиро­вания о своих воображаемых возможностях.

При неправильном мотивировании возможно проявление выученной беспомощности.


У учащихся беспомощность появляется как следствие многих неудач в деятельности и наказаний за эти неудачи.

ю

Как корректировать выученную беспомощность?

Ответ. Во-первых, с помощью влияния на сознание. Нужно интерпретировать ситуацию как определяемую усилием и состо­янием ученика. Во-вторых, необходимо создавать условия для до­стижения успеха.

Разные ученики требуют разного подхода к мотивации: кого-то вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивиро­вать поощрением, кого-то — наказанием, а кому-то помогать в работе или предоставлять свободу.


Интерес как мотив познавательной потребности

Интерес обеспечивает направленность личности на опознание целей деятельности. И этим способствует ознакомлению с новы­ми фактами. Различают интерес непосредственный, вызываемый привлекательностью объекта, и интерес опосредованный, вызы­ваемый к объекту как средству достижения целей деятельности.

Интерес, побуждающий к познавательной деятельности, может включать эмоциональные и волевые компоненты. То есть в составе интереса компоненты: интеллектуальный, эмоциональный и воле­вой.

Всегда рядом с интересом идет понимание. А понимание нового материала возможно тогда, когда есть основа в виде наличных знаний, т.е. достаточное количество известной информации. В среднем на 10 единиц известной информации должна быть одна единица новой информации (соотношение это при изучении раз­ных предметов, разными учащимися может быть разным).

Для эффективного удержания интереса важно соблюдение ба­ланса нового и уже известного; если доля нового чрезмерна, ин­формация остается непонятой и поэтому не усваивается (неин­тересно), если же, наоборот, нового мало, то мало и усваивается (тоже неинтересно).


Важна проверка усвоенного учащимися ранее учебного материала, чтобы на этой основе планировать дозу нового материала

Возбуждение и поддержание интереса, передача особого эмо­ционального состояния — задача учителя. И здесь много общего с передачей информации. Роль старого и нового играет при этом «очевидное» и «невероятное» (см. схему 1).

Конечно, большую роль в понимании новой информации обес­печивает учитель, используя различные методические приемы. К примеру:

подведение учащихся к тому, что их знания неполны; воп­
росов должно быть больше, чем ответов; ответы должны порож­
дать новые вопросы; вопросы могут быть полезнее ответов;

♦ четкая, мотивированная постановка вопроса несет больше
информации, чем оставшийся неосмысленный ответ.


 

♦ обобщения возможны на основе ряда конкретных примеров.
Но может быть и наоборот — содержательный анализ целого дает
возможность выходить на частные случаи, хорошо их понять;

♦ наглядный пример может быть лучше обобщенной абст­
ракции;

♦ изложение должно быть логически последовательным (без
логических скачков и чрезмерных разжевываний);

♦ предоставление ученику возможности догадываться само­
му (проблемные задачи и ситуации), предоставив ему ответы для
самоконтроля;

А. Пуанкаре выделяет три уровня понимания:

 

1. Понимание в каждый момент Ученик следит за рассуждением, удерживает в уме лишь два логических звена логической цепи.
2. Понимание всей логической цепи Ученик в состоянии воспроизвести всю цепь рассуждений
3. Понимание основной идеи и цепи рассуждений Ученик может сжать для себя всю логическую цепь в единый образ

Укрупнение информационных блоков — важнейшая часть научного стиля мышления, устремленного к поиску плодотворных обобщений




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.