КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поиск альтернативных решений
Аргументацию и контраргументацию ♦ Какой аргумент можно привести «за» и «против»? Обо ♦ Выскажите аргументы «за» и «против» решения. Приведите их; сравнение — противопоставление. В чем разница между... и...? Какие могут быть похожие случки...? Чем похожи случаи с...?. Сравните похожие результаты;
Какие еще могут быть аналогичные решения...? Какие могут быть похожие случаи...? \/У оценку и ее обоснование ♦ Установите соответствие... Задача понимания учебной ситуации и направления поиска ее решения облегчается соответствующей постановкой вопроса. В зависимости от того или иного вопроса и определяется направление поиска ее решения. Обратимся к конкретным ситуациям (задачам). Ситуация. Исследователи отмечают, что если глухих детей начинать обучать речи после 3 лет, то наблюдается отставание во многих видах деятельности и в развитии психических процессов; не возникает потребность в сюжетно-ролевой игре, задерживается развитие мышления.
Почему именно в этом возрасте у ребенка происходит отставание в развитии многих видов деятельности? Решение. Отвечая на данный вопрос, надо активизировать знания о сензитивных периодах развития речи и связать его с вопросом о том, почему необходимо обучать и глухих детей ранее 3 лет. Если ребенок родился глухим, то он не научится говорить сам по себе, так как не слышит речь других и не ощущает процесса произнесения звуков. Его надо обучать речи специально, включая другие (кроме слуха) анализаторные системы (осязание, зрение и пр.). Необходима обратная связь. Начинать такое обучение нужно до 3 лет, так как сензитивный период развития речи ребенка приходится на 1,5—3 года. Решающее значение имеет формирование у ребенка потребности в речевом общении. Овладение речью создает основу для усвоения значения слов, связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. Психическое развитие ребенка осуществляется успешно, когда усилия педагогов направлены не только на обучение речи, но и на другие стороны его развития: предметную деятельность, физическое, сенсорное развитие. Леонтьев АН. пишет, что если в «поле сознания» ученика появляется какое-либо наглядное пособие, то ученик осознает только то, что является предметом сознавания: что должно осознававться учеником с определенной педагогической задачей. Например, на наглядном пособии изображено три и два танка, стоящих друг перед другом. Предметом же осознания должен быть счет в пределах десятка (2+3 =?). Но красочность изображенных танков, да еще в необычном положении, привлекла внимание учащихся и послужила толчком осознанию: «Какие это танки?», «Почему они стоят с орудиями, направленными друг на друга? и т.п. Наглядное пособие должно служить внешней опорой внутренних действий, совершаемых учеником, под руководством учителя в процессе овладения знаниями. Неправильность решения данной задачи показана и в следующей ситуации. 30 Ситуация. Демонстрируется учебный фильм- «Причины неполадок в автомобиле» (автор Е.А. Чудаков). В этом фильме анализ неполадок включен в сюжет «Соревновательный пробег».
Дайте психологический анализ правильности выбора сюжета для учебного фильма с точки зрения осознанности восприятия. Решение. При просмотре этого фильма учащиеся заинтересовались соревновательным пробегом. А само содержание неполадок прошло мимо их сознания. Если побочные элементы иллюстрации вызывают больший интерес, чем основное содержание иллюстраций, то такая иллюстрация не выполняет своей функции конкретизации явления. Предметом осознания учащихся должно выступать то, что необходимо усваивать. Все предметы, явления природы мы познаем с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования, конкретизации. Ситуация. Студентка подготовила занятие на тему о стекле. Рассказала все об особенностях стекла оконного и оптического. Но, когда ей был задан вопрос о том, чем же отличается одно стекла от другого, ответить не смогла. \7/ Чего не учла студента при подготовке занятия на данную тему? Решение. Студентка не учла, что все, что мы познаем, познается в сравнении. Все мы приравниваем к тем или иным ориентирам, эталонам, меркам и т.п. Учитель должен изучаемый материал приравнивать к каким-либо ориентирам или сравнивать с предметами, явлениями, свойства которых известны или просто известны из ранее усвоенного материала. Ситуация. Учительница 1 класса на уроке показала кубик и стала задавать вопросы: «Какого цвета кубик?»; «Из чего он сделан?»; «Для чего он может быть использован?» и т. д. Затем показала совочек и предложила игру: «Кто больше назовет свойств данного предмета?» Какую цель преследовала учительница с помощью предлагаемых вопросов? Решение. Учительница учила детей видеть в предмете много разных свойств. Когда дети поймут, что в каждом предмете имеется много разных свойств, научатся их различать, то смогут потом сравнивать предметы по общему свойству. В рассмотренной ситуации учитель учила учащихся на основе эмпирического мышления. В.В. Давыдов свою систему обучения строит на теоретическом мышлении. Ниже приводится таблица, в которой сравниваются два типа знаний и форм мышления. Два типа знаний и форм мышления Таблица 6
Мышление тесно связано с воображением. Если задача не решается с помощью мыслительных операций, можно «перекинуть мостик» через неизвестное с помощью воображения и решить задачу. В последнее время часто воображение рассматривается как всеобщее свойство сознания (от И. Канта). Воображение детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, подчеркивая их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвидя результаты соответствующих действий. Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. В результате раскрывается специфическая природа другого объекта для его познания или создания. Операционно-технической основой подобного переноса выступает символическая функция сознания. Воображение поможет наполнять живым содержанием символическую наглядность (схемы, таблицы, чертежи). 49
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |