КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование наблюдательности у детей в процессе восприятия
3-7168 . 2. С «трудными» учениками нужен уверенный стиль общения. 3. «Трудные» ученики нуждаются не столько в любви учителя, Ситуация. У учителя проявляются разные типы установок: а) активно-положительная (доброжелательность при наличие позитивных ожиданий); б) нейтральная, безразличная (формальное выполнение всех функций учителя); в) открыто отрицательная (испытывает недоверие к ученику, подчеркивая его недостатки); г) функциональная (делит учащихся на отдельные категории); д) ситуативная (изменяется в зависимости от настроения). В каких ситуациях урока можно наблюдать ту или иную установку учителя? Решение. Установка учителя ярко проявляется во время опроса: виды задаваемых вопросов, время, отводимое ученику для ответа, особенности поддержки отвечающего ученика. Тем учащимся, от которых ждут успеха, задается больше вопросов, дается больше времени для ответа, перебивают их реже, чем тех учеников, от которых высоких результатов не ждут. Реакция на ответ ученика тоже зависит от ожиданий учителя. Обьгчно учителя не ожидают от сильных учеников плохих ответов и хвалят их больше. Ситуация. При проведении урока учитель устанавливает обратную связь с учащимися. Обратная связь необходима учителю для учета особенностей усвоения ими учебного материала. А какое значение имеет обратная связь для ученика? Решение. Если учитель не находит общего языка со всеми учащимися, то учащиеся с низкими возможностями (способностя- ми), испытывают еще большие трудности в учебе. Ученику трудно разобраться, когда его ответы хвалят, а когда игнорируют или критикуют. Ему кажется и правильные ответы не получают заслуженного поощрения. При общении с учениками учитель должен: 1) показывать, что они все могут хорошо учиться; 2) в возвращаемых работах указывать пути их улучшения; 3) не торопить ученика с ответом, ожидать, оказывать по 4) вовлекать в работу всех учащихся, не допуская чрезмерной 5) улыбаться одинаково всем учащимся, работать со всеми, Подкрепляйте похвалой работу учащихся, зная, что это может являться лучшей наградой для каждого Определенные трудности вызывает организация деятельности учеников, в которой проявляются познавательных психические процессы (восприятие, мышление, воображение, память и др.), руководство ими и развитие их при реализации конкретной темы урока.
3* Восприятие учебного материала Трудно обучать учащихся, не представляя ясно психологических основ организации восприятия и внимания, развития мышления и воображения, а также организации рационального воспитания.
Продумайте, как будете руководить восприятием учащихся на уроке Психический процесс — восприятие Таблица 4
Наблюдение на уроке организуется с целью: 1. Общего и предварительного ознакомления с предметом Может понадобиться для того, чтобы в дальнейшем рассматривать отдельные детали предмета в зависимости от целого. 2. Выделения деталей (сторон) предмета. Например, необходи 3. Сравнения для установления сходства (различия) между 4. Фиксирование результатов наблюдения: записи, рисунки, Ситуация. На уроке естествознания, пишет Н.Д. Левитов, после того, как ученик рассматривал растение под микроскопом, учитель попросил его затем зарисовать то, что он видел. На что ученик ответил: Если бы я знал, что надо рисовать, я бы смотрел по-другому». \& Чем объяснить происшедшее? Решение. Первоначально учитель не создал у ученика соответствующую установку, не поставил ясной цели наблюдения. В результате ученик должен был смотреть в микроскоп еще раз. В наблюдении мы учимся: ♦ видеть, слышать, осязать; ♦ совершенствуем свою память, сопоставляя наблюдаемые ♦ учимся осмысливать воспринимаемое; ♦ подмечать новое, необычное, закономерное, случайное — ♦ осуществляем связь мышления с речью, вербализуя уви ♦ прилагая в наблюдении усилия воли, настойчивость и др.,
1. Наблюдательность развивается в процессе той или иной про Человек подмечает то, что требует от него деятельность. 2. Ясная цель (особенно конкретная, частная) упорядочивает 3. Познавательная цель наблюдения позволяет, например, ос 4. Специальная подготовка, установка наблюдения и состав 5. Учить рассматривать предмет в отдельности и по частям; с 6. Особенно хорошо развивается наблюдательность, если: ♦ выработана привычка, ставить себе вопросы типа: «Что я заметил?», «Что существенное?», «Что важно для изучаемого мною вопроса?» и т.п. Ставя вопросы — находить на них ответы; ♦ увеличивается число подмечаемых свойств в предмете (явле ♦ увеличивается полнота восприятия; ♦ быстро подмечается главное свойство предмета (явления);
♦ быстро осмысливается предмет (явление) и вскрываются ♦ правильно выражается отношение к увиденному и обо ♦ эмоции и воля не заслоняют здравый смысл.
7. Встречаясь с новым предметом (явлением), ставить себе воп 8. В наблюдение включать мышление и двигательные действия:
♦ разглядывая предметы, что-то с ними необходимо делать ♦ руки, участвующие в восприятии, как бы «приковывают» 9. Выполнять зарисовки, моделирование предметов, их схема 10. Осуществлять соответствующий отчет о результатах наблю ♦ побуждает к тщательному всматриванию, вслушиванию, 11. Для развития наблюдательности большое значение имеют ♦ например, задания на сравнение и сопоставление разных ♦ задания, требующие установления связей между предме 12. Учить учащихся ставить перед собой разные задачи: ♦ например, уловить небольшие изменения в явлениях, в ♦ выделить существенное в том, что воспринимается, и т.п. 13. Перцептивной деятельностью (наблюдением) ученика надо ♦ с помощью слова (направлять на объект, его детали); ♦ с помощью наглядных средств учить осмысливать пред ♦ обучать умению видеть с определенной точки зрения, со ♦ обучать умению вырабатывать определенную точку зре
—характером организации наблюдения; —целевой установкой; —избирательностью восприятия; —произвольностью внимания; —активностью наблюдения; —систематичностью и планомерностью наблюдения; —характером интерпретации. 14. В процессе развития наблюдательности обращать внимание —его анализирующего наблюдения; —его отвлеченного мышления; —его практического действия.
Все психические процессы неотделимы от личности самого ученика. 15. В задания для ученика можно включать: —описание растений, картин, объектов и т.д.; —сравнение рисунков с контурами предметов, различных по —сочинение по картине (итогам наблюдения);
—дневники наблюдений в природе. —обеспечивает полноту и качество формирующихся знаний; —способствует успешному прохождению «школы мышления»; — развивает способность связывать знания с практической де Учитель должен: 1. Ставить задачу наблюдения перед учащимися. Научить их 2. Научить самостоятельно ставить задачу наблюдения. 3. Составлять план наблюдения. 4. Отбирать свойства и качества наблюдаемых объектов в связи 5. Переходить от наблюдения к эксперименту, который, в свою 6. Предвидеть возможные ошибки в наблюдении:
♦ подмечать важное, а не то, что бросается в глаза; ♦ не делать догадок без достаточных оснований; ♦ видеть то, что интересно наблюдателю или внушенное себе. Ситуация. У ученика младшего школьного возраста наблюдается нерасчленное, недифференцированное восприятие. /?Ч Как происходит дальнейшее развитие восприятия младшего >^ школьника? Решение. По мере перехода ученика от связей случайных в наблюдаемом предмете к более существенным — изменяется его структура восприятия. Целостное восприятие, формируясь, основывается вначале на внешних, а затем на внутренних взаимосвязях предмета, его сторон, частей и т.п. Ситуация. Голландский астроном Миннарт отмечает: «Как ни странно, но обычно мы видим лишь то, с чем уже знакомы; мы редко замечаем что-либо новое, до тех пор, пока нам оно неизвестно, даже если оно находится прямо перед нашими глазами». ^^ Что необходимо, чтобы- видеть больше, полнее? Решение. Он же говорит, что необходимо знать, на что смотреть. Необходимы цель и план наблюдения. Под наблюдением понимается целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность. Ситуация. Учитель Н.В. при введении новой темы спрашивает учащихся, что они знают об этой проблеме, что читали, какие идеи у них возникали и т.п. \& Что преследовала учитель Н.В. в данном случае? Решение. Учитель Н.В. опиралась на жизненный опыт учащихся, их апперцепцию, с тем чтобы способствовать дальнейшему развитию апперцепции учащихся. Мотивами наблюдения могут быть: 1. Стремление к достижению результатов в продуктивной дея 2. Стремеление к познанию нового. Ситуация. При изложении нового учебного материала: ♦ один преподаватель демонстрировал заранее приготовлен ♦ второй преподаватель эти схемы, графики рисовал мелом У какого преподавателя будет выше активность учащихся и почему? Решение. У первого преподавателя дети воспринимают иллюстрации пассивно, не переписывая их в тетрадь. У второго преподавателя дети более внимательно следят за ходом изложения материала и стараются воспроизводить схемы в своих тетрадях. Они усваивают учебный материал более осознанно. Ситуация. Для младших школьников по-прежнему большую роль играет чувственное восприятие. Чтобы лучше запомнить, нужно больше увидеть. Желательно в сравнении с каким-либо образом, эталоном.
Как лучше организовать познание младшим школьником, например птиц? Решение. Можно предложить ребенку нарисовать тех птиц, которых он хорошо знает. Потом рассмотреть с ним рисунки незнакомых птиц, соотнеся их с названиями, и сравнить отличительные признаки. Можно вырезать рисунки птиц, наклеить их по определенному признаку, сделать подписи. Полученное наглядное пособие поможет ребенку хорошо запомнить новый материал. ж Развитие мышления учащихся Психический процесс — мышление Таблица 5
Продумайте, как будете руководить осмысливанием учебного материала урока, как развивать мышление учащихся В зависимости от формулировки вопроса ситуации (задачи) определяется и направление поиска ее решения. Вопросы, направленные на: * анализ ситуации (задачи) В чем смысл...?
Почему важно...? Объясните почему...? Объясните как...? И т. д.; > анализ (заключение) В чем слабые и сильные стороны (фактов, явлений)...? ► выдвижение гипотез Предположите развитие ситуации... Что будет, если...? Что случится, если...? > рассмотрение других точек зрения Как, по вашему мнению, могут считать другие...? активизацию ранее приобретенных знаний. Каким образом повлияет...? С чем это связано...? Дайте характеристику (охарактеризуйте). Приведите пример.
♦ Как можно применить в жизни...? ♦ Каким образом можно использовать?
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |