Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование наблюдательности у детей в процессе восприятия




3-7168


.


2. С «трудными» учениками нужен уверенный стиль общения.
Заметив растерянность или неуверенность учителя, ученики могут
его атаковать. Действуя уверенно, учитель может со временем
действительно почувствовать свою уверенность.

3. «Трудные» ученики нуждаются не столько в любви учителя,
сколько в заботе и помощи. Заботу, в отличие от чувств, учитель
может контролировать. Учитель должен откликаться на просьбы о
помощи, подходить и пояснять трудные места ученику. «Трудные»
дети должны почувствовать себя достойными, начать уважать себя.

Ситуация. У учителя проявляются разные типы установок: а) активно-положительная (доброжелательность при наличие по­зитивных ожиданий); б) нейтральная, безразличная (формальное выполнение всех функций учителя); в) открыто отрицательная (испытывает недоверие к ученику, подчеркивая его недостатки);

г) функциональная (делит учащихся на отдельные категории);

д) ситуативная (изменяется в зависимости от настроения).

В каких ситуациях урока можно наблюдать ту или иную установку учителя?

Решение. Установка учителя ярко проявляется во время опро­са: виды задаваемых вопросов, время, отводимое ученику для ответа, особенности поддержки отвечающего ученика.

Тем учащимся, от которых ждут успеха, задается больше воп­росов, дается больше времени для ответа, перебивают их реже, чем тех учеников, от которых высоких результатов не ждут.

Реакция на ответ ученика тоже зависит от ожиданий учителя. Обьгчно учителя не ожидают от сильных учеников плохих отве­тов и хвалят их больше.

Ситуация. При проведении урока учитель устанавливает об­ратную связь с учащимися. Обратная связь необходима учителю для учета особенностей усвоения ими учебного материала.

А какое значение имеет обратная связь для ученика?

Решение. Если учитель не находит общего языка со всеми уча­щимися, то учащиеся с низкими возможностями (способностя-


ми), испытывают еще большие трудности в учебе. Ученику труд­но разобраться, когда его ответы хвалят, а когда игнорируют или критикуют. Ему кажется и правильные ответы не получают заслуженного поощрения.

При общении с учениками учитель должен:

1) показывать, что они все могут хорошо учиться;

2) в возвращаемых работах указывать пути их улучшения;

3) не торопить ученика с ответом, ожидать, оказывать по­
мощь в обдумывании вопроса, понимании его, чтобы спокойно
ответить;

4) вовлекать в работу всех учащихся, не допуская чрезмерной
активности одних и пассивности других;

5) улыбаться одинаково всем учащимся, работать со всеми,
не избегая некоторых.

Подкрепляйте похвалой работу учащихся, зная, что это может являться лучшей наградой для каждого

Определенные трудности вызывает организация деятельнос­ти учеников, в которой проявляются познавательных психиче­ские процессы (восприятие, мышление, воображение, память и др.), руководство ими и развитие их при реализации конкрет­ной темы урока.


 



3*



Восприятие учебного материала

Трудно обучать учащихся, не представляя ясно психологических основ организации восприятия и внимания, развития мышления и воображения, а также организации рационального воспитания.

ИИ "

Продумайте, как будете руководить восприятием учащихся на уроке

Психический процесс — восприятие

Таблица 4

 

Психический процес Наблюдаемые симптомы
ВОСПРИЯТИЕ  
Свойства восприятия:  
1. Предметность 1.Акт объективации. Отнесение объекта к
  определенному классу внешнего мира
2. Целостность 2. Целостный образ предмета на основе
  обобщенных знаний
3. Осмысленность 3. Возникновение мысли при восприятии
  предмета, явления
  *Реакции учащихся на ответы учителя, учащихся
  *Возникновение вопросов
4. Избирательность 4. Выделение предмета осознания
  *Выделение объекта восприятия
  *Структура воспринимаемого объекта
5. Оценочность 5. Воспринятое оценивается с позиции ученика
6. Константность 6. Постоянство восприятия величины, формы,
  цвета
*Апперцепция *Опора на опыт учащихся в восприятии
  *Соотнесение наличного опыта с новым
** Иллюзии **Ошибки в восприятии и их предвидение
Виды восприятия:  
Зрительное, слуховое, Включенность разного вида анализаторных
осязательное, систем
обонятельное, вкусовое  
*Восприятие ■Точность пространственных отнршений
пространства  
*Восприятие времени ■Точность временных интервалов /
*Восприятие движения "Особенности восприятия движения
Наблюдательность как -Постановка цели наблюдения
свойство личности -Использование плана наблюдения
  -Фиксация и подведение итогов

Наблюдение на уроке организуется с целью:

1. Общего и предварительного ознакомления с предметом
в целом.

Может понадобиться для того, чтобы в дальнейшем рассмат­ривать отдельные детали предмета в зависимости от целого.

2. Выделения деталей (сторон) предмета. Например, необходи­
мо вьщелить «важную» («отличительную») особенность предмета.

3. Сравнения для установления сходства (различия) между
предметами или составными частями. Это помогает выделить от­
личительные особенности предмета.

4. Фиксирование результатов наблюдения: записи, рисунки,
чертежи, моделирование.

Ситуация. На уроке естествознания, пишет Н.Д. Левитов, пос­ле того, как ученик рассматривал растение под микроскопом, учитель попросил его затем зарисовать то, что он видел. На что ученик ответил: Если бы я знал, что надо рисовать, я бы смот­рел по-другому». \& Чем объяснить происшедшее?

Решение. Первоначально учитель не создал у ученика соот­ветствующую установку, не поставил ясной цели наблюдения. В результате ученик должен был смотреть в микроскоп еще раз.

В наблюдении мы учимся:

♦ видеть, слышать, осязать;

♦ совершенствуем свою память, сопоставляя наблюдаемые
предметы;

♦ учимся осмысливать воспринимаемое;

♦ подмечать новое, необычное, закономерное, случайное —
мы учимся творчеству;

♦ осуществляем связь мышления с речью, вербализуя уви­
денное;

♦ прилагая в наблюдении усилия воли, настойчивость и др.,
мы развиваем эти качества.


 




1. Наблюдательность развивается в процессе той или иной про­
дуктивной деятельности (например, изобразительной деятель­
ности).

Человек подмечает то, что требует от него деятельность.

2. Ясная цель (особенно конкретная, частная) упорядочивает
восприятие.

3. Познавательная цель наблюдения позволяет, например, ос­
мысливать, не сколько загорелось огоньков, а в какой последо­
вательности, с какой закономерностью.

4. Специальная подготовка, установка наблюдения и состав­
ление планов, рисунков, словесных описаний и пр. существенно
улучшают процесс наблюдения..

5. Учить рассматривать предмет в отдельности и по частям; с
начала и до конца, останавливаясь на каждой части, до тех пор,
пока все будет совершенно правильно понято, выделяя самые
существенные свойства.

6. Особенно хорошо развивается наблюдательность, если:

♦ выработана привычка, ставить себе вопросы типа:

«Что я заметил?», «Что существенное?», «Что важно для изу­чаемого мною вопроса?» и т.п. Ставя вопросы — находить на них ответы;

♦ увеличивается число подмечаемых свойств в предмете (явле­
нии);

♦ увеличивается полнота восприятия;

♦ быстро подмечается главное свойство предмета (явления);

 

♦ быстро осмысливается предмет (явление) и вскрываются
(устанавливаются) какие-то закономерности;

♦ правильно выражается отношение к увиденному и обо­
сновываются выводы;

♦ эмоции и воля не заслоняют здравый смысл.

 

7. Встречаясь с новым предметом (явлением), ставить себе воп­
росы: «Что это такое?», «Из чего сделано?», «Для чего?», «Где
оно находит применение в жизни?», «А где еще можно приме­
нить?» и т.п.

8. В наблюдение включать мышление и двигательные действия:

 

♦ разглядывая предметы, что-то с ними необходимо делать
руками (операции);

♦ руки, участвующие в восприятии, как бы «приковывают»
к себе глаз, происходит сосредоточение на более узком участке
восприятия.


9. Выполнять зарисовки, моделирование предметов, их схема­
тическое изображение (побуждает к более точному восприятию
предмета).

10. Осуществлять соответствующий отчет о результатах наблю­
дения. Это:.

♦ побуждает к тщательному всматриванию, вслушиванию,
устойчивому наблюдению.

11. Для развития наблюдательности большое значение имеют
игры и упражнения

♦ например, задания на сравнение и сопоставление разных
предметов, различных их сторон;

♦ задания, требующие установления связей между предме­
тами и их частями, обнаружения взаимосвязей и взаимозависи­
мостей и т.д.

12. Учить учащихся ставить перед собой разные задачи:

♦ например, уловить небольшие изменения в явлениях, в
сравниваемых двух картинах (найти различие);

♦ выделить существенное в том, что воспринимается, и т.п.

13. Перцептивной деятельностью (наблюдением) ученика надо
руководить:

♦ с помощью слова (направлять на объект, его детали);

♦ с помощью наглядных средств учить осмысливать пред­
мет (явление);

♦ обучать умению видеть с определенной точки зрения, со­
поставляя с наглядным источником познания;

♦ обучать умению вырабатывать определенную точку зре­
ния на восприятие в соответствие со знаниями и научностью
вопроса. Качество наблюдения определяется:

 

—характером организации наблюдения;

—целевой установкой;

—избирательностью восприятия;

—произвольностью внимания;

—активностью наблюдения;

—систематичностью и планомерностью наблюдения;

—характером интерпретации.

14. В процессе развития наблюдательности обращать внимание
и на повышение Общего уровня развития ученика:

—его анализирующего наблюдения;

—его отвлеченного мышления;

—его практического действия.


 




 

Все психические процессы неотделимы от личности самого ученика.

15. В задания для ученика можно включать:

—описание растений, картин, объектов и т.д.;

—сравнение рисунков с контурами предметов, различных по
содержанию;

—сочинение по картине (итогам наблюдения);

 

—дневники наблюдений в природе.
Умение наблюдать:

—обеспечивает полноту и качество формирующихся знаний;

—способствует успешному прохождению «школы мышления»;

— развивает способность связывать знания с практической де­
ятельностью.

Учитель должен:

1. Ставить задачу наблюдения перед учащимися. Научить их
понимать эту задачу.

2. Научить самостоятельно ставить задачу наблюдения.

3. Составлять план наблюдения.

4. Отбирать свойства и качества наблюдаемых объектов в связи
с задачами и планом наблюдения.

5. Переходить от наблюдения к эксперименту, который, в свою
очередь, приводит к необходимости организовать новые наблю­
дения.

6. Предвидеть возможные ошибки в наблюдении:

 

♦ подмечать важное, а не то, что бросается в глаза;

♦ не делать догадок без достаточных оснований;

♦ видеть то, что интересно наблюдателю или внушенное себе.

Ситуация. У ученика младшего школьного возраста наблюда­ется нерасчленное, недифференцированное восприятие.

/?Ч Как происходит дальнейшее развитие восприятия младшего >^ школьника?

Решение. По мере перехода ученика от связей случайных в наблюдаемом предмете к более существенным — изменяется его структура восприятия. Целостное восприятие, формируясь, ос­новывается вначале на внешних, а затем на внутренних взаимо­связях предмета, его сторон, частей и т.п.


Ситуация. Голландский астроном Миннарт отмечает: «Как ни странно, но обычно мы видим лишь то, с чем уже знакомы; мы редко замечаем что-либо новое, до тех пор, пока нам оно неиз­вестно, даже если оно находится прямо перед нашими глазами».

^^ Что необходимо, чтобы- видеть больше, полнее?

Решение. Он же говорит, что необходимо знать, на что смот­реть. Необходимы цель и план наблюдения.

Под наблюдением понимается целенаправленное, планомер­но осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность.

Ситуация. Учитель Н.В. при введении новой темы спрашивает учащихся, что они знают об этой проблеме, что читали, какие идеи у них возникали и т.п.

\& Что преследовала учитель Н.В. в данном случае?

Решение. Учитель Н.В. опиралась на жизненный опыт учащих­ся, их апперцепцию, с тем чтобы способствовать дальнейшему развитию апперцепции учащихся.

Мотивами наблюдения могут быть:

1. Стремление к достижению результатов в продуктивной дея­
тельности.

2. Стремеление к познанию нового.

Ситуация. При изложении нового учебного материала:

♦ один преподаватель демонстрировал заранее приготовлен­
ные красочно оформленные графики, чертежи, схемы;

♦ второй преподаватель эти схемы, графики рисовал мелом
на доске.

У какого преподавателя будет выше активность учащихся и почему?

Решение. У первого преподавателя дети воспринимают ил­люстрации пассивно, не переписывая их в тетрадь.


У второго преподавателя дети более внимательно следят за хо­дом изложения материала и стараются воспроизводить схемы в своих тетрадях. Они усваивают учебный материал более осознанно.

Ситуация. Для младших школьников по-прежнему большую роль играет чувственное восприятие. Чтобы лучше запомнить, нужно больше увидеть. Желательно в сравнении с каким-либо образом, эталоном.

Ф

Как лучше организовать познание младшим школьником, на­пример птиц?

Решение. Можно предложить ребенку нарисовать тех птиц, ко­торых он хорошо знает. Потом рассмотреть с ним рисунки незнако­мых птиц, соотнеся их с названиями, и сравнить отличительные признаки. Можно вырезать рисунки птиц, наклеить их по опреде­ленному признаку, сделать подписи. Полученное наглядное посо­бие поможет ребенку хорошо запомнить новый материал.


ж


Развитие мышления учащихся

Психический процессмышление

Таблица 5

 

Психический процесс МЫШЛЕНИЕ Наблюдаемые симптомы
Мыслительные операции: 1. Анализ 2. Синтез 3. Сравнение 4. Классификаций 5. Систематизация 6. Абстракция 7. Обобщение 8. Конкретизация 1. Разделение объекта на части, выделение этих частей: практически, по чертежу, без опоры на объект. 2. Объединение выделенных частей с помощью анализа в единое целое. ^Соотношение анализа и синтеза. 3. Сопоставление двух и более объектов по признакам сходства или различий *Тонкость сравнения - одно из проявлений остроумия человека 4. Группировка предметов, явлений, событий на основе установления сходства основных признаков. Классы, ро­ ды, виды *По каким признакам строится классификация? 5. Установление порядка между частями целого на основе определенных закономерностей, принципов или правил 6. Выделение одного (нескольких) признаков в объектах и отвлечение от других признаков, которые не существен­ ны в данной ситуации. *Могут ли ученики отвлекаться от некоторых конкретных признаков предмета (явления)? *Роль абстрагирования в формировании понятий 7. Соединение сходных предметов По общим для них при­ знакам: А) обобщение в образовании понятий; Б) обобщение как общий вывод, итог; В) обобщение как результат нахождения общего прин­ ципа решения задач 8. Это применение обобщенного знания к какому-то от­ дельному, частному случаю: А) конкретизация как приведение примера на ШСОвлибо правило; Б) конкретизация как показ на рисунке, чвр11 В) конкретизация как выполнение соотпем mv.......... > действия
Виды мышления 1. Наглядно-действенное 1. Решение задач в части ирик............... i ii'Mii *предметное действие, *высказывание


2.Наглядно-образное 2.Мышление, обусловленное внутренними
  ориентировочными действиями с образцами
  *речевое действие с опорой на образ
  *планирование
  *предметное действие
3.Образно- 3.Действия совершаются не с реальными
схематизированное предметами, а с их заместителями - моделями
4.Понятийное 4.Логическое мышление с опорой на понятия.
  *речевое действие с опорой на понятие
  *внутренний план действий
  "соответствующие действия (
*Конвергентное *Логическое, последовательное, однонаправленное.
мышление Проявляется в задачах, имеющих единственно
  правильный ответ:
  -анализ и синтез
  -обобщение и планирование
  -давать определения понятиям идр.
*Дивергентное *Альтернативное, отступающее от логики. Связано
мышление с воображением. Средство порождения
  оригинальных и разнообразных идей. Относится к
  творческому мышлению. Развивается:
  -оригинальность
  -гибкость
  -легкость ассоциирования
  -продуктивность и др.
По характеру  
обобщения:  
*Эмпирическое *На основе частных свойств предмета идет
  обобщение существенных признаков понятия. От
  частных случаев к общему обобщению
*Теоретическое *На генетической основе как всеобщей форме
  целого строится анализ внутри расчлененной
  системы. Обучение строится от общего к частным
  проявлениям. Направлено на открытие законов,
  свойств объектов и пр.
Мышление по степени  
новизны продукта:  
*Продуктивное *Появление нового знания (Синоним творческого
  мышления)
*Репродуктивное *Воспроизведение известного

 

Формы мышления:  
1.Понятие 1. Мысль, в которой отражаются общие,
  существенные, отличительные признаки предметов
  и явлений действительности
2. Суждение 2. Законченная мысль, выраженная словами
3. Умозаключение: 3. Вывод одного суждения из другого:
-индуктивное -от частных случаев к общему положению,
  -от общего положения (суждения) к частному
-дедуктивное случаю, факту, примеру, явлению и т.д.,
-по аналогии -вывод делается на основании частичного сходства
  между явлениями, без достаточного исследования
  всех условий

Продумайте, как будете руководить осмысливанием учебного материала урока, как развивать мышление учащихся

В зависимости от формулировки вопроса ситуации (задачи) определяется и направление поиска ее решения. Вопросы, направленные на:

* анализ ситуации (задачи) В чем смысл...?

♦ ♦ Ф Ф ♦ ♦

Почему важно...? Объясните почему...? Объясните как...? И т. д.;

> анализ (заключение)

В чем слабые и сильные стороны (фактов, явлений)...?

выдвижение гипотез

Предположите развитие ситуации... Что будет, если...? Что случится, если...?

> рассмотрение других точек зрения

Как, по вашему мнению, могут считать другие...?

активизацию ранее приобретенных знаний. Каким образом повлияет...?

С чем это связано...?

Дайте характеристику (охарактеризуйте).

Приведите пример.


 




 
 

 

 

♦ Как можно применить в жизни...?

♦ Каким образом можно использовать?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.