Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для промежуточного самоконтроля




1.Портфолио студента являются, в некотором роде, свидетельством того, что участники курса сформировали три типа знания:

1) предметное знание (декларативное знание - знание того, что - факты, события, даты, концепции, и т.д.; условное знание - понимание взаимосвязей и зависимостей между концепциями, подходами);

2) процедурное знание - знание того, как - демонстрирующее, насколько хорошо студент может применять предметные знания к решению практических задач разного уровня и типа;

3) рефлексивное знание – знание способов самоорганизации и самопознания (стратегическое знание - осознание собственного процесса обучения и оценка своих навыков).

Перечислите компоненты своего портфолио, которые позволяют преподавателю оценить каждый тип знания, приобретённого Вами в процессе изучения данного модуля курса. Дайте обоснование вашему выбору.

2 .Опираясь на информацию в представленном ниже фрагменте нормативного документа о квалификационных компетентностях выпускника бакалавриата университета, вычлените компетенции, входящие в состав общекультурных, общих для всех направлений подготовки магистра. Сформулируйте их в терминологии компетентностного подхода.

«Выпускник университета должен обладать следующими ключевыми (общими и специальными) компетенциями:

знать:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;

- основы гуманитарных и социально-экономических наук, уметь использовать полученные знания и методы этих наук в профессиональной и иной деятельности;

- закономерности развития общества, основы внутренней и внешней политики государства, принципы функционирования политической и экономической систем общества;

- основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей природной среде;

- основы психологии, педагогики и профессиональной этики;

- методы обработки информации;

обладать:

- высокой психологической устойчивостью;

- культурой мышления, владеть государственным языком Российской Федерации - русским языком, грамотно использовать профессиональную лексику, быть способным применять знания в области иностранного языка в своей профессиональной деятельности;

- высоким уровнем физической и специальной подготовленности;

быть готовым:

- к самостоятельному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности, постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;

- к продуктивному взаимодействию с коллегами по работе;

- к работе, связанной с применением компьютерной техники, средств связи, специальной техники в сфере профессиональной деятельности;

уметь:

- систематизировать и обобщать информацию;

- рационально организовывать свой труд, в том числе планировать работу, анализировать ее результаты, организовывать рабочее место.

3 .Познакомьтесь с программой педагогической практики студентов бакалавриата. Какие дополнения в неё необходимо внести в связи с ФГОС ВПО и дополнительными компетенциями, введёнными факультетом в связи с освоение профессиональной педагогической деятельности?

Программа педагогической практики студентов бакалавриата

1.Целью учебной практики является приобретение практических навыков и компетенций в профессиональной педагогической деятельности и приобретение опыта подготовки и проведения уроков по предмету специальности и общения с учащимися во внеклассной работе и воспитательной деятельности.

2.Задачами учебной практики являются:

- знакомство со школой как типом образовательного учреждения, органами её самоуправления и внутренними нормативными актами, определяющими характер её деятельности;

- освоение процедур наблюдения, протоколирования и анализа уроков учителей, самоанализа своих уроков и внеаудиторных занятий;

- приобретение опыта подготовки и проведения уроков по предмету специальности, выявления сильных и слабых сторон своей деятельности, определяющих те или иные результаты педагогического процесса;

- освоение практических умений и навыков планирования и организации внеклассных мероприятий с учащимися.

6. Компетенции студентов, формируемые в результате прохождения учебной практики

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции:

- разрабатывать замысел урока, планировать собственную деятельность и деятельность учащихся на каждом этапе урока;

- вступать в контакт с детьми, вызывая положительный эмоциональный отклик детей на уроке и вне его;

- устанавливать и поддерживать в официальной обстановке урока деловой и эмоциональный контакт: с отдельными учащимися, с группами учащихся, с классом в целом.

- слушать и понимать ученика как партнёра по общению;

- тактично, корректно оценивать процесс и результаты образовательной деятельности учащихся;

- пользоваться словом как важнейшим средством педагогического воздействия на детей в учебной и внеклассной работе;

- находить в каждом ученике наиболее сильные стороны его личности и деятельности и раскрывать их перед самим учеником и классом, инициировать неформальное общение, опираясь на выявляемые интересы учащихся;

- оказывать необходимую и своевременную помощь учащимся в различных ситуациях выбора: заданий, видов деятельности, роли и др.

- привлекать учащихся к оценке своих успехов и неудач, осознанию своего уровня притязаний в учебной и внеучебной деятельности;

- акцентировать внимание на характерных особенностях отдельных учащихся, затрудняющих деловое и неформальное общение с ними;

- давать взвешенную оценку воспитательной деятельности классного руководителя;

- организовывать разные формы внеклассных мероприятий - от информационных встреч, бесед, до выходов на каток, проведения Дня здоровья и др.;

- оценивать уровень сформированности у себя важнейших специальных умений и навыков, профессиональных компетенций;

- находить причины неудач в недостатках собственной деятельности и личности;

- в решении разнообразных задач опираться на сильные стороны своей личности;

- побуждать детей к творчеству в планировании и проведении отдельных коллективных дел;

- исследовать педагогический процесс и его результаты.

К отчёту студентов по педагогической практике (кафедра педагогики)

Задание1. Провести наблюдение и дать анализ урока учителя физики и самоанализу своего урока.

Целевая установка: провести наблюдение и анализ процесса и результатов взаимодействия учителя и учащихся на уроке

1.1.Провести наблюдения за деятельностью учителя и учащихся на уроке по схеме(Рис.1)

На основе наблюдений проводится обсуждение и анализ урока на занятии, формулируются итоговые задания, которые выполняются студентами самостоятельно. Результаты выполнения итоговых заданий по каждому из уроков должны быть зафиксированы в тетради наблюдений.

Этап урока, его задачи Учебное содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
         
         

1.2.Примерные вопросы для анализа урока:

1.Какую цель ставил перед собой учитель на уроке? Была ли она сформулирована (чётко, вполне определённо, записана…)? Участвовали ли учащиеся в постановке цели урока? Приняли ли они цель, поставленную учителем? На каком основании можно судить о четкой постановке цели учителем в начале урока и принятии её учащимися?

2. Удалось ли учителю сделать работу учащихся целенаправленной? Какими средствами? Была ли раскрыта цель урока в последовательной цепочке задач, которые соотносились с целью урока?

3. По каким показателям можно судить о достижении цели и выполнении задач урока (наличие желания ответить на вопросы учителя, задать встречный вопрос; проявление заинтересованного внимания у большинства учеников; наличие позитивных реплик учащихся при обсуждении отдельных вопросов; вывод учителя о том, что цели урока достигнуты).

4.Как способствовало решению задач урока содержание учебного материала (чёткая структура, вычленение главного и второстепенного в материале; отбор ярких фактов, их тщательный анализ; доступность материала разным категориям учащихся; отсутствие в содержании «постороннего», избыточного или очень сложного материала).

5.Какие методы и приемы деятельности учителя и учащихся, по вашему мнению, использованы наиболее продуктивно на уроке (объяснение; инструктаж; дискуссия; регламентированный диалог; демонстрационный эксперимент; мысленный эксперимент; фронтальный эксперимент; игровые элементы; соревновательные моменты; оценочные суждения учителя (учащихся); анализы ответов; стимулирование высказываний; реакция на спонтанные реплики учащихся; риторические вопросы; групповая работа).

6.Какие формы организация деятельности учащихся (фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы) в наибольшей степени способствовали достижению целей урока и решению его задач? На каком основании Вы делаете свой вывод?

7.Как можно оценить эмоционально-психологический климат, взаимоотношения учителя с учащимися, отношение учеников друг к другу на протяжении всего урока и на отдельных его этапах?

8.Какие особенности личности самого учителя оказали существенное влияние на ход урока и его результаты?

9.Какие условия были созданы на уроке для формирования и развития учебной деятельности учащихся: мотивационного, операционного и аналитического компонентов?

10.Каков характер дисциплинарных замечаний учителя (в форме вопроса, категорического требования, пожелания, размышления вслух, иронической реплики и др.)? Сколько их было? По какому поводу? На каком этапе урока их было больше или меньше? Чем это объяснить?

11. Как оценить характер познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока: (репродуктивный, частично-поисковый, творческий; одинаковый или разный у разных учащихся)? Что служит основанием для Вашей оценки?

12.Как оценивались на уроке знания, умения, навыки учащихся (тестирование бланковое, компьютерное); устные ответы у доски, с места; письменные самостоятельные работы и др.? Как мотивированы оценки? Использует ли учитель в ходе урока оценочные суждения? Какие? Как часто? Можно ли по оценкам и оценочным суждениям учителя в какой-то мере судить об уровне развития учащихся?

13. Какие пожелания учителю (учащимся) Вы бы высказали по поводу урока?

Задание 2. Подготовить и провести воспитательное мероприятие

Примерная схема анализа воспитательного мероприятия
1. Кто был инициатором проведения мероприятия? Принимал участие в разработке его замысла? Активно участвовал в подготовке и проведении? 2.Как Вы ответили на вопросы: С какой целью, зачем потребовалось Вам (учащимся? Классному руководителю? Родителям?) проведение такого мероприятия? На формирование каких ценностных отношений оно было направлено? Какие источники информации, методические пособия, чьи рекомендации и советы оказали существенное влияние на его успех (неудачу)?
3. Насколько активны были учащиеся на этапе подготовки? Проведения? Анализа результатов? Что способствовало повышению (снижению) активности учащихся на разных этапах его подготовки и проведения? Оцените эмоциональный настрой, степень познавательного интереса и т.п.
4. Кто, когда, как, по каким показателям определил, насколько эффективны были использованные Вами методы, приемы, средства организации и проведения дела? Кто (что?) особенно мешало в наиболее полной реализации замысла?
5.. Каково Ваше общее впечатление от проведенного дела? От общения с учащимися? Совпадают ли Ваши ожидания с полученным результатом? Возможно ли уже определить Ваш стиль общения, стиль деятельности?
6. Проанализируйте трудности, которые Вы испытали при подготовке и проведении дела. В чем Вы видите причины этих затруднений? Какие сильные стороны (достоинства) Вашей личности обеспечивают успех педагогической работы?

Задание 3.Проанализировать воспитательную работу в классе в период практики


Примерные вопросы к отчету-анализу воспитательной работы студента
1. Как состоялось Ваше знакомство с классом? Ваши первые впечатления: что привлекает, а что огорчает в общении с учащимися?
2. Ваши суждения об уровне воспитанности класса и отдельных учащихся. В каких видах деятельности, в каких ситуациях наиболее ярко проявляется культура поведения, культура общения учеников?
3. Какими интересами и перспективами живет класс? В каких видах деятельности (учебной, игровой, клубной, трудовой и др.) учащиеся участвуют с желанием, проявляют инициативу, а что отрицают, не принимают?
4. Как организует воспитательную работу классный руководитель: принципы, методика, формы, традиции? Как организовано взаимодействие с родителями учащихся? Степень участия родителей в общественной жизни класса.
5. Какое внеучебное мероприятие Вы организовали и провели? Чем обусловлен выбор его формы и темы? Как Вы построили свое взаимодействие с учащимися, как распределились роли между Вами и учениками при подготовке мероприятия?
6. Сложились ли отношения сотрудничества с учащимися? Испытывали ли Вы потребность в неофициальном общении с учениками?
7. Какие трудности Вы испытывали при проведении воспитательной работы? Чем эти трудности обусловлены: недостаточной педагогической подготовленностью, личностными особенностями (характер, убеждения, настроения) или другими причинами?
8. Удовлетворены ли Вы проведенной работой? Ваши выводы, суждения, рекомендации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.