КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Природа социального конфликта
1. Источники и причины возникновения конфликта. 2. Классификация конфликтов. 3. Позитивные и деструктивные функции.
1. Источники и причины возникновения конфликта. В настоящее время общепринятыми подходами к проблеме определения источников и причин конфликта являются личностно-ориентированный, мотивационно-ориентированный, ситуационный и интегральный подходы. Личностно-ориентированный подход – причины конфликта видятся в особенностях личности вообще (выделяют так называемых «конфликтных людей», т.е. таких, которые независимо от внешних обстоятельств часто вступают в конфликты) либо локализуются в когнитивных процессах (принятии решений, переработке информации и т.п.). В результате у сторон возникают несовместимые оценки и суждения относительно наличной ситуации, что приводит к появлению противоречивых познавательных стратегий, используемых сторонами при решении возникших значимых проблем. Представители мотивационно-ориентированного подхода подчеркивают так называемые «объективные» признаки ситуации. Во-первых, это конфликты между личностью и организацией в целом, возникающие в случае невозможности удовлетворения актуальных потребностей личности в рамках данной организации. Во-вторых, это конфликт между отдельными людьми или группами лиц, имеющими осознанные несовместимые намерения и интересы. Ситуационный подход – это концепция, утверждающая, что оптимальное решение конфликта есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). Ситуационный подход создает методологическую предпосылку для объективного психологического исследования личности в деятельности и развитии; дает возможность моделировать характеристики конфликтной ситуации в динамике. Сторонники ситуационного подхода сосредотачивают внимание на аспекте несоответствия цели и средств деятельности существующим условиям.
При интегральном подходе осуществляется попытка преодоления «монокаузального» способа объяснения причин конфликта, т.е. стремление учесть все возможные факторы, влияющие на возникновение и протекание конфликта. Ответить однозначно на вопрос о корнях, причинах конфликтов невозможно, ибо каждый вид, уровень конфликта обусловлен своими собственными причинами. По количеству сторонников лидирует мотивационно-ориентированный подход. В целом в качестве источников конфликтных ситуаций выступают противоречия, которые возникают там, где есть: · рассогласование ценностных ориентации по нравственным нормам, взглядам, убеждениям; · рассогласование ожиданий и позиций. Такое непонимание обычно возникает между людьми, разными по возрасту, профессиональной принадлежности, жизненному опыту и интересам; · рассогласование знаний, умений, способностей, личностных качеств. Такие индивидуальные различия в свойствах темперамента, как импульсивность, вспыльчивость, и такие черты характера, как стремление доминировать, бесцеремонность в обращении и другие, порождают напряженность в человеческих отношениях; · рассогласование в понимании, интерпретации информации. Не все люди от природы наделены одинаковой способностью к пониманию того, что происходит с ними и вокруг них; · рассогласование оценок, самооценок. В отношении себя и ситуации у каждого из участников они могут быть адекватными, заниженными или завышенными и не совпадать; · рассогласование физических, эмоциональных идругих состояний («сытый голодному не товарищ»); · рассогласование целей, средств, методов деятельности. Потенциально взрывоопасной является ситуация, в которой два или несколько человек имеют противоречивые, несовместимые друг с другом мотивы поведения. Каждый из них, преследуя свои личные цели, осознанно или неосознанно препятствует достижению целей другими индивидами;
· рассогласование функций управления. 2. Классификация конфликтов. Существует большое количество различных типологий конфликтов в зависимости от таких критериев, как тип причины(противоречия), сфера проявления, степень длительности и напряженности, субъекты конфликтного взаимодействия, социальные последствия, характер протекания, потребности субъектов взаимодействия и др. Н. Смелзер выделяет три вида конфликтов,связанных с развитием культуры: · анемия (термин введен Э. Дюркгеймом), нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм; · культурное запаздывание (термин введен У. Огборном), когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры; · чуждое влияние (термин введен Б.К. Малиновским), когда множество противоположных элементов культуры тормозит процесс национальной интеграции в обществе. Н. Смелзер также выделяет уровни конфликтов по сложности субъектов: межиндивидуальные конфликты; конфликты между ассоциациями (партиями); внутри и межинституциональные конфликты; конфликты между секторами общественного развития труда; конфликты между государственными образованиями; конфликты между культурами или типами культур. А.Г. Здравомыслов, анализируя конфликты на макроуровне, выделяет две группы конфликтов: между новыми и старыми порядками; конфликты по поводу способа становления и реального содержания новых отношений. В целях упорядочения проблематики он также выделяет три вида конфликтов: политический, национально-этнический и социально-экономический. В. А. Ядов предлагает выделить следующие типы конфликтов: · по интересам; · по напряженности; · по охвату; · по временности (долгосрочные, краткосрочные); · по ресурсам (материальные, социальные). Г. Зиммель и Л. Козер предложили, в зависимости от мотивации оппонентов, различать реалистические и нереалистическиеконфликты. Реалистическими называются конфликты, которые рассматриваются людьми как вынужденное средство достижения цели, которое можно будет оставить, если будет найдено другое, более эффективное.
Нереалистические (эмоциональные) конфликты возникают из агрессивных импульсов, ищущих выражения вне зависимости от объекта. Они не направлены на достижение конкретного результата, а являются канализацией агрессии. Субъект канализирует агрессивные импульсы на оппонента безотносительно его деятельности, хотя иногда это выглядит как содержательное столкновение. В ряде случаев субъект бессознательно провоцирует оппонента на совершение конфликтных действий, создает инцидент и получает рациональное основание для переживания негативного эмоционального состояния. 3. Позитивные и деструктивные функции. Функции конфликта – это воздействие конфликта или его результатов на оппонентов, их отношения и на социальную и материальную среду. Деструктивность конфликта являетсясубъективной характеристикой. Можно говорить о деструктивности методов, если в результате их конфликт вместо поступательного развития перешел в кризис. Но любой конфликт конструктивен по своей природе как инструмент развития. Все функции конфликта с определенной степенью условности можно разделить на общие функции конфликта, имеющие место на различных уровнях социальной системы, и функции конфликта на личностном уровне, касающиеся влияния конфликта непосредственно на личность. Общие конструктивные функции конфликта выражаются в следующем: · конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе; · конфликт выполняет информационную функцию, давая дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве; · конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитие способствует устранению тех недостатков и просчетов
· конфликт способствует снятию социальной напряженности · конфликт может выполнять интегративную, объединительную · разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной · конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач; · конфликт может служить средством выяснения соотношения сил · конфликт может служить средством для возникновения новых В рамках конструктивных функций конфликта на личностном уровне происходит влияние конфликта и на индивидуальные характеристики личности: · конфликт может выполнять познавательную функцию по отношению к людям, которые принимают в нем участие; · конфликт может способствовать самопознанию и адекватной · конфликт может помочь избавиться от нежелательных свойств · конфликт является важнейшим фактором социализации человека, развития его как личности; · конфликт является существенным фактором адаптации человека в группе, поскольку именно в конфликте люди в наибольшей · конфликт может помочь снять психическую напряженность · конфликт может служить средством удовлетворения не только Деструктивные функции конфликта проявляются на различных уровнях социальной системы и выражаются в следующем: · конфликт может быть связан с насильственными методами его разрешения, в результате могут быть большие человеческие жертвы · конфликт может привести стороны противоборства в состояние дестабилизации и дезорганизации; · конфликт может привести к замедлению темпов социального, · конфликт может способствовать дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций и социокультурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы; · конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе настроений пессимизма и упадком нравов; · конфликт в организациях часто приводит к снижению уровня На личностном уровне деструктивные функции конфликта выражаются в следующих последствиях: · конфликт может оказывать негативное воздействие на социально- · конфликт может привести к разочарованию в своих возможностях и способностях, к деидентификации личности; · конфликт может вызвать чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентацией и образцов поведения; · конфликт может привести к отрицательной оценке человеком · в качестве реакции на конфликт человек может «включать» защитные механизмы, демонстрируя при этом негативные для общения виды поведения.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |