КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях
1. Коммуникации как источник конфликта. 2. Коммуникации как процесс с обратной связью. 3. Механизм искажения информации. 4. «Барьеры» коммуникаций в конфликте.
1. Коммуникации как источник конфликта. Коммуникация – информационное взаимодействие субъектов, которое характеризуется следующими признаками: суверенитетом участников взаимодействия; суверенитетом их ценностных ориентаций, интересов, представлений о предмете взаимодействия и отношения к нему; технологической обеспеченностью равноправного информационного обмена; технологической обеспеченностью равного уровня информационной полноты о ситуации и предмете взаимодействия. К причинам, по которым может возникнуть коммуникативный конфликт, относятся факторы, способствующие возникновению напряжения в разговоре, деструктивность стиля спора и, как следствие этого, негативные результаты спора, наконец, коммуникационные техники, ведущие к возникновению конфликта. Основные факторы, способствующие возникновению напряжения при разговоре: перебивание партнера; принижение партнера, негативная оценка его личности; подчеркивание разницы между собой и партнером; преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение Деструктивные характеристики стиля спора: обобщение, поведение называется «типичным»; ссылка на прошедшие события или не имеющие отношения к делу; один из участников не задействован, находится в стороне от спора; оскорбляется, прекращает спор преждевременно; слишком частое повторение своих доводов; малое внимание к доводам оппонента; скрытые признаки непонимания, указывающие на укрытие за другими; аргументы не относятся к предмету спора; аргументы нацелены на чувствительное место. Конструктивное разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон. Но часто соперники, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, не могут контролировать свое поведение. Им не удается четко изложить свою позицию, услышать и понять друг друга. В конечном итоге конфликт заходит в тупик. Все это является следствием нарушения технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Необходимо иметь в виду, что само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Коммуникативный аспект отражает стремление партнеров при общении к обмену информацией; интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении; перцептивный аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной симпатии, сочувствии, сопереживании. Особое место в коммуникационном аспекте занимают целевые установки конфликтующих сторон. С одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество. При этом нужно помнить психологический закон общения: «Кооперация вызывает кооперацию, конкуренция – конкуренцию». Методика конструктивного стиля спора включает следующие основные моменты: · конкретность: в споре имеется предмет, нападение или защита · вовлеченность: обе стороны увлечены, наносят и получают сильные удары; · коммуникации: ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает, что говорит, его можно понять и ответить ему, хорошая «обратная связь»; · корректность, или «честная игра»: не допускать удары ниже пояса, принимается во внимание, сколько партнер может вынести. Методика конструктивного результата спора основана на: · информативности: что-то узнал или получил, научился чему-то · реагировании: исчезла напряженность, уменьшилась злобность, выяснены претензии; · сближении: спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров, есть ощущение, что так и должно быть, сохраняют свое · улучшении: устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее. 2. Коммуникации как процесс с обратной связью. Обратная связь – это информация, содержащая реакцию слушателя на поведение коммуникатора. Ее целью является помощь партнеру в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у разных людей. Обратная связь проявляется при рефлексивном слушании собеседника, т.е. слушающие задают вопросы в открытой и закрытой форме, излагают мысли другими словами, подводят итоги и делают выводы. Процесс коммуникации легче, если существует обратная связь, которая является важным фактором общения. Обратная связь выполняет несколько функций: 1) коммуникатор выясняет, как его воспринимает в процессе 2) в процессе обратной связи коммуникатор получает сведения 3) по реакции собеседника коммуникатор корректирует свое Общение специалиста с клиентом, коллегой, общение друзей, приятелей подразумевает обратную связь, это важное условие установления доверительных отношений. Когда ваш партнер уверен, что общающийся с ним человек разделяет его проблемы, переживания, способен помочь ему, цель обратной связи достигнута. В процессе обратной связи используется техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые обеими сторонами для корректировки собственного поведения в процессе общения. При обратной связи происходит сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером, оценка его реакции, изменение своего поведения в соответствии с вышеперечисленным. Обратная связь предполагает видение себя со стороны, правильное суждение и восприятие партнером своих действий. Необходимо не забывать об обратной связи, использовать ее в общении. Механизм обратной связи заключается в умении партнера сопоставлять свою реакцию с оценкой своих действий и делать выводы по поводу того, в чем причина той или иной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь включены коррекция, т.е. изменения в поведении в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает партнера. Умение использовать обратную связь в общении является залогом его эффективности, а значит, разрешения всех возникающих проблем. 3. Механизм искажения информации. Можно назвать аксиомой тот факт, что каждый человек воспринимает информацию очень индивидуально. Объясняется это тем, что люди воспринимают окружающую их действительность через призму своей личности. Их темперамент, возраст, пол, опыт, система ценностей и взглядов, заложенные родителями и приобретенные в течение жизни – все оказывает влияние на способность воспринимать и передавать информацию. Человек слышит и запоминает то, что ему близко и вписывается в его внутреннее видение мира, и игнорирует информацию, которая не гармонирует с его мировоззрением и знаниями. Он делает это как сознательно, так и неосознанно. Если группе людей рассказать один и тот же рассказ и попросить каждого дать его краткое изложение, то все они будут отличаться, а порой и противоречить друг другу. Психологи используют это явление, проводя следующий тест. Они показывают изображение некоего неопределенного предмета с просьбой описать его. И по возникшим у человека ассоциациям определяют его личностные характеристики. С этим явлением также часто сталкиваются следователи при анализе свидетельских показаний, подчас их непохожесть ставит в тупик и делает невозможным понимание истинного положения дел. Искажение информации может происходить также из-за проблем с ее восприятием, среди них такие как: плохое зрение, слух, состояние рассеянности, невнимательности во время общения, посторонние помехи, ухудшающие видимость либо заглушающие звук, нарушение дикции собеседника и т.д. Особенности передаваемой информации во многом зависят от индивидуальных характеристик собеседника, его манеры поведения при общении. Один и тот же человек, общаясь с разными людьми, одинаковую информацию передает по-разному, как бы подсознательно настраиваясь на волну собеседника. Большое значение имеет умение партнера слушать. Если он будет невнимателен, критичен, слишком эмоционален или, наоборот, равнодушен, то это, несомненно, отразится на манере и смысле изложения. Своими вопросами, словами, замечаниями по ходу рассказа мы невольно искажаем ту информацию, которую получаем от партнера. Степень искажения информации во многом зависит от схожести и уровня взаимопонимания между собеседниками. Манера изложения зависит от многих вещей, например таких, как образовательный уровень человека, его словарный запас. Очень часто люди одно и то же явление называют разными словами, используют ненормативную лексику, акцент, манеру речи, которая характерна для данной местности, культурные, национальные, профессиональные особенности речи – люди как бы говорят на разных языках, что может привести к недопониманию и конфликту. Нельзя игнорировать и тот факт, что искажение информации часто производится человеком сознательно. Это может проявляться как в виде умалчивания, искажения фактов, неоднозначности в высказываниях, так и просто лжи. Иногда искажение и непонимание происходят при передаче информации невербальным способом, при помощи жестов, мимики. Некоторые ученые утверждают, что многие жесты заложены в человеке генетически, но нельзя отказываться от мысли, что большинство из них – это продукт воспитания, навязанный культурой и традициями. Неправильное понимание жестов и мимических реакций может стать даже причиной конфликта. Внимательное, уважительное отношение к собеседнику, искренняя заинтересованность и умение слушать могут снизить уровень искажений и способствовать более плодотворному общению. 4. «Барьеры» коммуникаций в конфликте. Человек – сложный и чувствительный «получатель» информации. Принимаемая информация может вызвать как позитивную, так и негативную реакцию. Восприятие информации зависит от того, присутствуют или нет в процессе общения коммуникативные барьеры. При их наличии информация теряет первоначальную форму, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту. Коммуникативным барьером могут стать механические причины: неясность передаваемой информации, ее механический обрыв. В данном случае можно говорить об информационно-дефицитном барьере. Замещающе-искажающий барьер существует в случаях, когда информация передается с одним смыслом, а принимающие интерпретируют ее по-своему. При передаче информации по длинной цепочке (4,5 и более человек) искажение информации может быть значительным. Эмоциональные барьеры – получая информацию, люди неадекватно ее воспринимают, так как заняты больше своими чувствами, переживаниями, нежели реальным положением дел. Слова имеют сильный эмоциональный заряд, а также те ассоциации, которые они порождают в человеке. Барьеры непонимания могут возникнуть по психологическим причинам и причинам иного порядка. Например, фонетическое непонимание – помехой является сам канал передачи информации. Это происходит в случае, когда участники говорят на разных языках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции, если речь невыразительная, произносится скороговоркой, а также включает большое количество слов-паразитов. Семантический барьер непонимания возникает в результате столкновения разнообразных жаргонов и сленгов. В рамках одной культуры существует множество субкультур, каждая их которых имеет свои взгляды на ту или иную проблему, свое понимание, а также свое выражение. Все это препятствует процессу общения. Стилистический барьер возникает в случае несовпадения стиля речи коммуникатора и ситуации общения, стиля речи или актуального психологического состояния реципиентов, оттенков возникающей ситуации общения. Необходимо построить свой стиль общения в соответствии с ними. Логический барьер возникает, если логика рассуждения коммуникатора слишком сложна либо неверна. С точки зрения психологии существует очень много разнообразных логик и логических систем доказательств. Каждому человеку присущи свои методы доказательств. Так, существует «мужская» и «женская» логики, детская логика и т.д. Социокультурные различия могут служить барьером между партнерами (социальные, политические, религиозные, профессиональные различия). Эти различия приводят к разной интерпретации понятий, употребляемых в процессе коммуникаций. Чем авторитетнее коммуникатор выглядит в глазах реципиентов, тем меньше преград на пути усвоения информации ими. Барьеры общения – чисто психологический феномен, выражающийся в чувствах неприязни, недоверия к коммуникатору, которые распространяются и на передаваемую им информацию. Существует множество приемов повышения эффективности общения и преодоления коммуникативных барьеров: · каждый человек любит свое имя, поэтому при общении необходимо произносить его вслух. Это является свидетельством внимания к личности, способствует ее утверждению, сопровождается положительными эмоциями, в результате возникает расположение работника к партнеру; · необходимо улыбаться и сохранять приятное выражение лица, · неотъемлемым элементом является высказывание комплиментов в адрес собеседника, что также ведет к образованию положительных эмоций и расположенности работника; · терпеливое и внимательное выслушивание проблем клиента. Тем самым происходит его самоутверждение, что также ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное расположение клиента; · необходимо привлекать внимание к «хобби», увлечениям клиента, что также повышает эмоции клиента.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 7131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |