КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Человеческий фактор в конфликте
1. Проблема эмоций и психологической несовместимости. 2. Типы конфликтных личностей. 3. Основные стили поведения в конфликтных ситуациях (конфронтация, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество). 4. Типичное поведение в конфликтной ситуации (тест Р. Киллмена).
1. Проблема эмоций и психологической несовместимости. Человеческая эмоциональность – это совокупность психических реакций на внешние раздражители. Каждый из нас абсолютно индивидуален в своих эмоциональных проявлениях. Несмотря на то, что все мы испытываем определенный набор эмоций, свойственный каждому (страх, злость, счастье, радость и др.) в своих сочетаниях, насыщенности мотивации, каждый из нас абсолютно неповторим. За годы исследований психологи изучили психические реакции людей, описав сходные реакции на определенные раздражители и типичные модели поведения. Результатом этих исследований стало создание психологических шкал. По одной шкале люди подразделяются на экстравертов и интровертов, по другой шкале «нейротизма» люди делятся на невротиков и стабильный тип. Совмещение этих шкал дает четыре типа темперамента: · нестабильный экстраверт или холерик: подвержен резким сменам настроения, поверхностный, бурно реагирующий, обидчивый, возбудимый, агрессивный, импульсивный, непостоянный; · стабильный экстраверт или сангвиник: общительный, отзывчивый, подвижный, разговорчивый, живой, инициативный, жизнерадостный; · нестабильный интроверт или меланхолик: легкоранимый, необщительный, неустойчивый, склонный к рассуждениям, тихий, раздражительный, пессимистический; · стабильный интроверт или флегматик: медлительный, замкнутый, устойчивый, вдумчивый, миролюбивый, старательный, пассивный, благоразумный, управляемый.
Нет хороших или плохих качеств, важно умение правильно использовать свои природные данные и качества характера и уважать их в другом человеке. Психологическая совместимость и несовместимость могут быть обусловлены скоростью реакций людей, манерой реагирования, воспитанием. На взаимоотношения людей могут влиять особенности общения, например прямота или склонность к намекам, уровень фамильярности, отношение к жалобам со стороны собеседника, склонность к расспрашиванию либо молчаливость. Умение воспринимать жизнь и людей менее критично, такими, какие они есть, является основным законом взаимопонимания и снижения конфликтности при общении. Нужно учитывать характерологические особенности при организации совместной деятельности в коллективе. Меланхолику и холерику трудно будет сработаться, т.к. холерик, скорее всего, подавит и будет больно задевать «робкого и чувствительного» меланхолика. Интроверту лучше поручить работу, где необходима сосредоточенность и умение планировать далеко вперед, экстраверту «по душе» разнообразие и активная деятельность. Существуют и так называемые конфликтные личности. Отличительные особенности таких людей – вспыльчивость, несдержанность, импульсивность, критичность по отношению к окружающим, завышенная самооценка. Почти все люди в определенных жизненных ситуациях становятся более конфликтны, чем всегда. Это может объясняться трудной жизненной ситуацией, внутренними противоречиями, повышенным давлением со стороны окружающих. У некоторых людей конфликтность является стереотипной моделью поведения. Причиной этого могут быть особенности воспитания, генетические особенности, психические заболевания. Несовместимость может возникать между представителями разных возрастных групп, между мужчинами и женщинами (гендерный конфликт), т.к. им свойственны отличающиеся системы ценностей взглядов и эмоциональные особенности.
И здесь очень важно понять одно правило – мир нельзя переделать, нужно научиться воспринимать его таким, какой он есть, во всем его многообразии. Положительный настрой и понимание поможет найти общий язык с любым «трудным» человеком. 2. Типы конфликтных личностей. Очень часто конфликты не поддаются урегулированию либо правовые баталии разворачиваются по ничтожному поводу лишь по причине того, что в них участвуют так называемые «трудные люди». Они характеризуются такими качествами, как грубость, агрессивность, повышенная самооценка и мера притязаний, упрямство либо, наоборот, заниженная самооценка («комплекс Наполеона»). Очень часто это люди, страдающие неврозами. Большинство людей стремятся избегать прямого конфликта, но для некоторых типов людей агрессия является обычным и даже желаемым стилем поведения. Для выбора оптимальной модели поведения с подобными субъектами желательно изучить их более детально. «Грубиян» идет напролом, не обращая внимания на внешние обстоятельства. В разговоре его задача – изложить все, что он думает, ваше же мнение его абсолютно не интересует. Наилучший выход для вас – это избежать нежелательного разговора, но если это неизбежно или, хуже того, этот разговор нужен вам самому, приготовьтесь к тому, что вам придется больше слушать, если говорить, то кратко и лаконично, при этом постоянно пытаться привлечь к себе его внимание. Вы можете называть его по имени, дотрагиваться до плеча или руки, смотреть ему прямо в глаза, в общем делать все, чтобы его взгляд остановился на вашей персоне. Идите на уступки, признавайте его правоту, где это только возможно, сохраняйте спокойствие, т.к. драка не приблизит вас к цели. «Грубиян-крикун» постоянно срывается на крик по любому поводу, при этом, если вы повысите голос, он может жестоко на вас обидеться. Поэтому говорите тихо и вежливо, проявите сочувствие, даже если на вас орут. Вашему собеседнику покажется, что этим вы дискредитируете свое уважение, и он пойдет вам на уступки. К этому типу относится «человек-граната» – взрывы эмоций у него проявляются редко, но бывают довольно интенсивными. Их причиной часто является ощущение утраты контроля над ситуацией. Здесь главное не суетиться, а спокойно разобраться в ситуации, что постепенно разрядит атмосферу.
«Привычный крикун» так общается, потому что так делали его мама, его папа и все его родственники. Это нормально, так что не стоит обращать внимание на его манеры. Очень компетентный и всегда специалист – «всезнайка». Не стоит с ним спорить и тем более критиковать (нередко он и вправду бывает компетентен). «Если вы спешите, я не смею...» — фразы, не лишенные подобострастия, привлекут к вам его внимание. «Пессимист» в ворохе недостатков и трудностей не способен увидеть пути решения проблемы. Стоит использовать его способности вскрывать недостатки, исправлять их и поддерживать его психологический настрой на высоком уровне, и вы в качестве союзников будете способны решить многие проблемы. Часто встречающийся и потому особенно неприятный тип «пассивно-агрессивный». Внешне он хоть завтра «в бой», он не спорит и не сопротивляется. Его враждебность имеет скрытые формы, он не успел, забыл, некачественно сделал свою работу. У него всегда есть оправдание своим «не», обычно в его неудачах виноват кто угодно, только не он сам. Больше всего этот тип боится четко очерченных задач, причем лучше всего поставленых в числительной форме. Контролируйте его работу, четко обрисуйте те санкции, которые последуют за невыполнение поставленных задач, укажите сроки и стремитесь к открытому общению, избегая кулуарных интриг. «Сверхпокладистый» очень хочет вам понравиться и действительно желает вам помочь, но проблема в том, что не только вам, поэтому обычно не в состоянии помочь никому. Не пытайтесь его критиковать, он очень обидится, т.к. его намерения были абсолютно искренни. При общении с ним попытайтесь понять реальность его обещаний, не давите на него, а наоборот – предложите ему самому определить для себя реальные задачи и фронт работы.
Есть типы личностей, которые не провоцируют конфликт, но явно способствуют его возникновению: · «жалобщики» – всегда недовольны, при этом не могут или не хотят что-либо делать для решения проблемы; · «молчуны» – отчужденные и немногословные личности. Их скрытность создает напряжение в процессе общения; · «стопоры», «нерешительные» – не в состоянии принять решение, боятся совершить ошибку; · «максималисты» – их девиз «все или ничего» и причем сразу и прямо сейчас; · «невинные лгуны» – «ложь во спасение» помогает им оправдывать свои неудачи, но впоследствии трудно провести грань между правдой и ложью. Это далеко не все «трудные типы», но не стоит забывать, что каждый из нас в трудные моменты нашей жизни может стать склонным к агрессивным реакциям, и очень важно помнить, что лояльное отношение друг к другу, желание идти на уступки и терпимость к чужим недостаткам облегчают общение и снижают количество конфликтных ситуаций. 3. Основные стили поведения в конфликтных ситуациях (конфронтация, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество). Д ля эффективного решения проблемы необходимо четкое представление о природе и специфике конфликта, осмысленного стиля поведения. Под стилем понимают способ осуществления определенных интересов, образ действий и манеру общения, Поведение противоборствующих сторон может быть разным. Оно может быть конструктивным. Для этого стиля поведения характерен поиск выхода из конфликтной ситуации, допустимый для всех участников конфликта. Возможно также и деструктивное поведение, которое может привести к разрушительным действиям. В конфликтологии выделяют пять основных стилей конфликтного поведения: избегание, приспособление, конфронтация, сотрудничество и компромисс. Избегание. Этот стиль поведения показывает отсутствие всякого желания сотрудничать с кем-либо и прилагать какие-либо активные действия для достижения собственных интересов, отсутствие желания пойти навстречу оппонентам, полное отсутствие желания уйти от конфликта. Такой стиль поведения выбирают в следующих случаях: · когда проблема для одного из участников конфликта не является существенной, предмет расхождения не заслуживает внимания; · есть способы достижения собственных целей другим, неконфликтным путем; · столкновения происходят между равными или близкими по силе · участник конфликта знает свою неправоту или его оппонент более высокого ранга, более волевой, напористый; · есть необходимость отдалить острое столкновение, чтобы выиграть время, собраться с силами, заручиться поддержкой; · когда надо избежать контактов с оппонентом, сознательно ищущим обострения ситуации. Стиль избегания используют, как правило, люди, реально оценивающие свои силы. Это часто является выигрышным средством в межличностном споре. Когда же конфликт возник на объективной основе, этот стиль не эффективен, т.к. сама проблема и причины, ее породившие, остаются, а это может только усугубить конфликт. Приспособление. Это стиль пассивного поведения, он отличается желанием смягчить конфликтную ситуацию. В отличие от стиля избегания, этот стиль больше учитывает интересы оппонента и не уходит от сотрудничества с ним. К нему прибегают, когда: · участник конфликта не считает существенной проблему для себя · оппоненты готовы уступать друг другу, понимая, что мало теряют, а приобретают добрые отношения; · создается тупиковая ситуация, необходимо хоть какое-нибудь · желание помочь своему оппоненту и испытать при этом чувство собственного удовлетворения; · когда взаимодействия имеют соревновательный характер. Приспособление возможно при любом типе конфликтов, особенно когда конфликт имеет организационный характер. Конфронтация. Этот стиль поведения направлен на то, чтобы самостоятельно, без учета интересов другой стороны, добиться осуществления собственных интересов. При этом стиле поведения не приемлемы совместные действия, идет навязывание своего решения проблемы, волевой напор, вплоть до шантажа, запугивания. Конфронтацию выбирают, когда: · проблема жизненно важна; · конфликтующая сторона занимает выгодную, беспроигрышную · участник конфликта уверен, что его вариант наилучший; · другого способа разрешить конфликт нет, и субъект ничего не теряет. Конфронтация – это не всегда использование грубой силы, высокого положения. Это может быть сильным стремлением выиграть противостояние, основываясь на убедительных аргументах. Однако, когда речь идет о давлении на человека в любом его виде, это может вызвать взрыв эмоций, разрушить хорошие отношения. Сотрудничество. Этот стиль поведения так же, как и конфронтация, нацелен на максимальную реализацию собственных интересов. Но он предполагает совместные усилия в поиске решений этой проблемы. Сотрудничество предполагает готовность всех сторон к совместным действиям. Сотрудничество возможно, когда: · проблема является важной для всех участников, и они не уходят · участники конфликта имеют равное положение в обществе; · каждая сторона желает обсудить спорные вопросы, чтобы в дальнейшем прийти к обоюдно выгодному соглашению; · участники конфликта ведут себя как партнеры, считаются друг При таком стиле поведения каждая из сторон получает максимум выгоды при минимальных потерях, при этом сохраняя доверительные отношения. Компромисс. Этот стиль поведения предполагает желание участников конфликта урегулировать его. Он приостанавливает усиление напряженности, частично удовлетворяет потребности каждой из сторон. Компромиссный стиль поведения возможен, когда: · участники конфликта хорошо знают причины конфликта, интересы всех участвующих сторон; · участники конфликта понимают необходимость примирения, · участники конфликта склоняются к его разрешению, стремятся · участники конфликта корректируют свои цели с учетом изменений; · все другие стили поведения не приводят к его разрешению. 4. Типичное поведение в конфликтной ситуации (тест Р. Киллмена). Наиболее известным специфическим методом диагностики конфликтов является тест Р. Киллмена, предназначенный для определения наиболее характерного для человека стиля разрешения конфликтов. Автор выделил пять таких стилей: конкуренция, сотрудничество, уклонение, приспособление, компромисс. Каждый из стилей эффективен только в определенных условиях. Поэтому каждый человек умеет эффективно использовать каждый стиль, учитывая сложившиеся обстоятельства. Более эффективным будет стиль, выбранный исходя из особенностей конкретной ситуации и индивидуальных особенностей личности. Как правило, люди используют один или два стиля. Иногда люди могут иметь два равнозначных стиля. Следовательно, необходимо знать свой стилевой репертуар для эффективного и бесконфликтного общения. Необходимо оценить каждый стиль разрешения конфликта по следующей системе оценок: «использую чаще всего», «предпочитаю использовать», «использую реже всего», «чувствую себя при использовании наименее комфортно». В отечественной психологии данная методика адаптирована Н.В. Граненной. Как показывают результаты исследований, чаще всего используются стратегии компромисса, сотрудничества и избегания, реже – приспособления и противоборства. Также известным среди отечественных методов является разработанная А.Я. Анцуповым модульная методика диагностики межличностных конфликтов. Она позволяет выявить сотрудников, имеющих наибольшее число конфликтных взаимоотношений, с ее помощью можно выявить ранг каждого работника в коллективе по каждой шкале, выявить тенденции в динамике взаимоотношений и многое другое. Модульная структура данной методики включает четыре базовые измерительные шкалы: отношение к каждому члену группы, представление об отношении каждого к нему самому, качество выполнения должностных обязанностей, развитость нравственных качеств. Сопоставление ответов дает возможность выявить не только реальные, но и потенциальные конфликтные взаимоотношения в группе.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |