Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Презентация курсовой работы на защите




Презентация курсовой работы на защите.

Наличие и глубина выводов и рекомендаций, их теоретическая и практическая значимость.

Композиция курсовой работы.

Выбор методов и разработка методики исследования.

Методологический аппарат (постановка цели и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, формулирование гипотезы).

Обоснование актуальности проблемы исследования.

Параметры оценки курсовых и дипломных работ

5. Содержание теоретической части:

- использование современных научных источников;

- владение основными научными категориями исследования;

- умение анализировать информационные источники и формулировать выводы;

6. Содержание практического исследования:

- умение использовать методы социально-педагогического исследования в соответствии с поставленными задачами;

- умение проводить эмпирическое исследование и социально-педагогическую диагностику;

- умение описывать, анализировать и интерпретировать результаты исследования;

- графическое отражение полученных результатов.

9. Научная активность студента:

- активность и самостоятельность при решении исследовательских задач;

- выступления на студенческих научных конференциях;

- отражение результатов исследования в тезисах конференций и публикациях.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

«Утверждаю»

Зав. кафедрой социальной педагогики

 

_____________________________

В.В. Мартынова

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК

подготовки, написания и оформления дипломной работы на тему

 

(наименование темы)

студента ____________________________________________________________

(ф.и.о.)

 

 

№ п/п Содержание работы Сроки выполнения Дата фактического выполнения Дополнит. контрол. сроки, установленные науч. руководителем
  Составление плана дипломной работы      
  Информационный поиск и составление библиографии      
  Изучение и анализ научной литературы      
  Разработка программы исследования и составление плана преддипломной практики      
  Выполнение исследовательских заданий по преддипломной практике, сбор эмпирических, диагностических и опытно-экспериментальных данных      
  Обработка полученных данных и материалов опытно-экспериментальной работы      
  Написание разделов и параграфов: 1-й раздел 2-й раздел      
  Подготовка и написание “Введения”и «Заключения»      
  Оформление рукописи дипломной работы      
  Представление дипломной работы на кафедру с отзывом руководителя      
  Представление дипломной работы рецензенту      
  Предзащита дипломной работы на кафедре      
  Подготовка доклада на заседание ГЭК      

 

Студент __________________________________________

Подпись, дата

 

“Согласовано”

Руководитель дипломной работы

__________________________________________________________

ученая степень, звание

 

__________________________________________________________

Ф.И.О., дата

 

Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

В целом под наукой понимается:

· сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении;

· специальные методы познавательной деятельности;

· совокупность знаний, полученных в результате научного исследования, которые отличаются качествами строгой оформленности, определенности, доказанности, системности, логической обоснованности, проверяемости, открытость к критике и изменениям;

· группы ученых, научные учреждения (экономика и идеология науки);

· особая сфера культуры, определяемая своей системой ценностей (важнейшая из которых - объективная и бескорыстная истина) и взаимодействующая с ценностями и идеалами общественной системы в целом.

Философия науки – это философское направление, исследующее наиболее общие особенности и закономерности научно-познавательной деятельности. Философия науки – раздел философии, предметом которого является целостное изучение науки как особой области человеческой деятельности во всех ее аспектах:

· познавательном

· социальном

· лингвистическом

· методологическом

· ценностном

· структурном

· динамическом (закономерности развития науки)

На ранних этапах развития человеческого познания философия и наука составляли единое нерасчлененное, синкретическое знание со своими мировоззренческими, гносеологическими и методологическими особенностями, являющимися предметом философского исследования.

После выделения из философии математики и других наук в самостоятельные области научного познания между ними возникли новые взаимосвязи и взаимоотношения, благодаря которым многие идеи и принципы познания, разрабатываемые в области философии, способствовали прогрессу науки. Со своей стороны, достижения конкретных наук способствовали возникновению новых учений и направлений в философии. Иначе говоря, отношения философии и науки развиваются следующим образом:

· философия - наука наук, включает в себя все знание;

· философия обосновывает методы и образцы познавательной (в т.ч. научной) деятельности;

· исследует границы и возможности научного познания в его имеющихся формах наряду с другими видами духовной деятельности;

· пользуется выводами науки для своих построений, для выводов о природе мироздания.

Позитивизм (возник в 19 веке, основоположник Огюст Конт) впервые стал рассматривать науку как специальный предмет философского изучения, мало того – во взаимоотношении философии и науки считает науку в форме классического естествознания образцом и идеалом для философии. Позитивисты призывают философию отказаться от абстракций, преобразовать себя в духе конкретных наук, изучать позитивное знание, которое можно проверить опытом и математикой.

В это время были заложены основные идеи позитивистского направления в философии, которые по существу определяли его развитие на различных исторических этапах. К этим исходным идеям относятся: гносеологический феноменализм – сведение научных знаний и совокупности чувственных данных и полная устранение “ненаблюдаемого” из науки; методологический эмпиризм – стремление решать судьбу теоретических знаний, исходя из результатов его опытной проверки; дескриптивизм – сведение всех функций науки к описанию, но не обьяснению; полная элиминация традиционных философских проблем.

В дальнейшем позитивистская традиция преимущественно рассматривала вопросы строения, реального содержания общепринятого научного знания, наличные системы данных на определенный момент знаний (статические модели), а не проблемы их развития, не механизмы возникновения нового.

Второй позитивизм = махизм = эмпириокритицизм

Эрнст Мах (1838-1916), Рихард Авенариус (1843-1896), Анри Пуанкаре (1854-1912). Развивался на фоне философского кризиса науки рубежа ХIХ-XX веков: развитие естественнонаучных представлений о действительности пришло в противоречие с господствовавшим тогда механистическим материализмом (представление о неделимости атома, отождествление материи с механической массой, абсолютизация пространства и времени и т.д.).

Эмпириокритицизм (критическое исследование чувственного опыта человека) стоит на точке зрения «чистого» опыта, который должен исключить не только внеопытные философские категории, но и подвергнуть критике столь же внеопытные научные понятия (закон, причина, следствие, необходимость, случайность, пространство, время, материя, сила, свойство и т.д.), которые связывают человеческие ощущения в некую картину мира, не имея при этом никаких объективных коррелятов. Эти общие понятия имеют смысл лишь как принципы «экономной» организации ощущений в целях биологической ориентации человека в материале опыта. Вопрос об объективном содержании понятий лишен смысла, объективная реальность – это всего лишь метафизическое допущение. Остаются только ощущения – нейтральное начало, не духовное и не материальное. Тогда получается, что принципы, теории, законы науки – это всего лишь условные допущения, соглашения ради удобства понимания мира. Развитие науки – это переход от одного соглашения к другому, более удобному и экономичному. Таким образом, познание – произвольное связывание ощущений, за которыми не стоит никакая объективная реальность (субъективный идеализм).

Неопозитивизм

Бертран Рассел (1872-1970), Людвиг Витгенштейн (1889-1951), Рудольф Карнап (1891-1970), Филипп Франк (1884-1966), Альфред Тарский (род. 1902) и др. Научное познание включает в себя не только внеопытные понятия, но и языковые выражения, знаки, логические связи между ними, которые требуют уточнения. Дело философии – дать логический анализ языка науки, ввести правила использования языка, который слишком многозначен для строгого описания фактов.

Утверждение науки (высказывания ученых) логические позитивисты относили к двум видам – теоретическому и эмпирическому. Логический анализ языка науки предполагал: 1) сведение, редукцию теоретического знания к эмпирическому и 2)чувственную, эмпирическую проверку (верификацию – от англ. verificare – проверка, подтверждение) эмпирических высказываний. Т.е. логический позитивизм стремится подвергнуть все наличное знание критическому анализу с позиций принципа верификации (верифицируемости). Совершенный язык – это высказывания о фактах и логико-математические правила. Научные положения имеют смысл, если по правилам логики и математики они могут быть сведены к эмпирическим высказываниям (принцип верификации), т.е. надо сравнить предложение с фактами, указать условия, при которых оно будет истинно или ложно. Если этого не делать, то предложения теряют смысл, язык засоряется бессмысленными словами: «Существует Бог» или «Существует материя. Однако само понятие факта оказывается слишком метафизично, поэтому предложения можно сравнивать только с предложениями.

Задача философии – определить методы нахождения абсолютно достоверных предложений, которые точно констатируют факты, т.е. «атомарные» = «базисные» = «элементарные» = «протокольные» предложения (типа «N в интервале времени T в месте L наблюдал Р», что достоверно только в момент наблюдения), из которых по правилам логики и математики можно вывести некоторые научные положения. Научная теория – это логическая конструкция по правилам языка, а принципы и аксиомы выбираются произвольно, с соблюдением принципа внутренней непротиворечивости.

Первым, кто обратил внимание на слабость позитивистской доктрины логического анализа научных знаний, был Карл Поппер. Он заметил, в частности, что наука в основном имеет дело с идеализированными объектами, которые, с точки зрения позитивистского понимания научного познания, не могут быть верифицированы с помощью протокольных предложений, а значит, объявляются бессмысленными. Кроме того, неверифицируемы многие законы науки, выражаемые в форме предложений, например, минимальная скорость, необходимая для преодоления земного тяготения и выхода в околоземное пространство, равна 8 км/сек, так как для их верификации требуется множество частных протокольных предложений.

В отличие от позитивистов, Поппер признает за философией функцию формирования и развития научного знания. Наука, по Попперу, - динамическая система, предполагающая непрерывное изменение и рост знания. Это положение детерминировало иную роль философии науки в научном познании: отныне задача философии сводилась не к обоснованию знания, как это было в неопозитивизме, а к объяснению его изменения на основе критического метода. Можно сказать, что он первый признал динамизм основным признаком научного знания и предложил именно динамическую модель науки.

Рост знания достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Поэтому свою философию Поппер называет критическим рационализмом. В качестве основного методологического инструмента для этой цели Поппер вводит принцип фальсификации, смысл которого тоже сводится к проверке теоретических утверждений эмпирическим опытом. Нет чистого опыта, не нагруженного теорией. Научно-исследовательская деятельность сводится к

выдвижению гипотез о мире, предположений и догадок о нем, построению вероятностных теорий и законов - таков общий путь познания мира, и задача сводится к тому, чтобы отобрать из них более действенные.

Факты и наблюдения дают повод для выдвижения гипотезы, которая вовсе не является их обобщением. Затем с помощью фактов пытаются фальсифицировать гипотезу. Фальсифицирующий вывод является дедуктивным. Индукция при этом не используется, следовательно, не нужно заботиться об ее оправдании.

Пробы и ошибки — вот из чего складывается метод науки.

Смысл и ценность новой теории, сменившей старую, Поппер видит в ее проблеморазрешающей способности. Если данной теорией решается проблемы, отличные от тех, которые она призвана была решить, то, безусловно, такая теория признается прогрессивной. Наиболее весомый вклад в рост научного знания, - пишет Поппер, - который может сделать теория, состоит из новых проблем, порождаемых ею. Из этого положения видно, что прогресс науки мыслится как движение к решению более сложных и глубоких по содержанию проблем, а рост знания в этом контексте понимается как поэтапная смена одной проблемы другой или последовательность сменяющихся друг друга теорий, обусловливающих сдвиг проблемы. Прогресс науки состоит не в накоплении знания, а только в возрастании глубины и сложности решаемых нами проблем. Таким образом, научная деятельность заключается не в движении от опыта к адекватно описывающей его истинной теории, и не от априорно истинной теории к оправдывающему ее эмпирическому опыту, а от менее общей и глубокой проблемы к более общей и более глубокой и т.д. Вечно неудовлетворенное любопытство – главная движущая сила науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.