КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Презентация курсовой работы на защите
Презентация курсовой работы на защите. Наличие и глубина выводов и рекомендаций, их теоретическая и практическая значимость. Композиция курсовой работы. Выбор методов и разработка методики исследования. Методологический аппарат (постановка цели и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, формулирование гипотезы). Обоснование актуальности проблемы исследования. Параметры оценки курсовых и дипломных работ 5. Содержание теоретической части: - использование современных научных источников; - владение основными научными категориями исследования; - умение анализировать информационные источники и формулировать выводы; 6. Содержание практического исследования: - умение использовать методы социально-педагогического исследования в соответствии с поставленными задачами; - умение проводить эмпирическое исследование и социально-педагогическую диагностику; - умение описывать, анализировать и интерпретировать результаты исследования; - графическое отражение полученных результатов. 9. Научная активность студента: - активность и самостоятельность при решении исследовательских задач; - выступления на студенческих научных конференциях; - отражение результатов исследования в тезисах конференций и публикациях.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 «Утверждаю» Зав. кафедрой социальной педагогики
_____________________________ В.В. Мартынова
КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК подготовки, написания и оформления дипломной работы на тему
(наименование темы) студента ____________________________________________________________ (ф.и.о.)
Студент __________________________________________ Подпись, дата
“Согласовано” Руководитель дипломной работы __________________________________________________________ ученая степень, звание
__________________________________________________________ Ф.И.О., дата
Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки. В целом под наукой понимается: · сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении; · специальные методы познавательной деятельности; · совокупность знаний, полученных в результате научного исследования, которые отличаются качествами строгой оформленности, определенности, доказанности, системности, логической обоснованности, проверяемости, открытость к критике и изменениям; · группы ученых, научные учреждения (экономика и идеология науки); · особая сфера культуры, определяемая своей системой ценностей (важнейшая из которых - объективная и бескорыстная истина) и взаимодействующая с ценностями и идеалами общественной системы в целом. Философия науки – это философское направление, исследующее наиболее общие особенности и закономерности научно-познавательной деятельности. Философия науки – раздел философии, предметом которого является целостное изучение науки как особой области человеческой деятельности во всех ее аспектах: · познавательном · социальном · лингвистическом · методологическом · ценностном · структурном · динамическом (закономерности развития науки) На ранних этапах развития человеческого познания философия и наука составляли единое нерасчлененное, синкретическое знание со своими мировоззренческими, гносеологическими и методологическими особенностями, являющимися предметом философского исследования. После выделения из философии математики и других наук в самостоятельные области научного познания между ними возникли новые взаимосвязи и взаимоотношения, благодаря которым многие идеи и принципы познания, разрабатываемые в области философии, способствовали прогрессу науки. Со своей стороны, достижения конкретных наук способствовали возникновению новых учений и направлений в философии. Иначе говоря, отношения философии и науки развиваются следующим образом: · философия - наука наук, включает в себя все знание; · философия обосновывает методы и образцы познавательной (в т.ч. научной) деятельности; · исследует границы и возможности научного познания в его имеющихся формах наряду с другими видами духовной деятельности; · пользуется выводами науки для своих построений, для выводов о природе мироздания. Позитивизм (возник в 19 веке, основоположник Огюст Конт) впервые стал рассматривать науку как специальный предмет философского изучения, мало того – во взаимоотношении философии и науки считает науку в форме классического естествознания образцом и идеалом для философии. Позитивисты призывают философию отказаться от абстракций, преобразовать себя в духе конкретных наук, изучать позитивное знание, которое можно проверить опытом и математикой. В это время были заложены основные идеи позитивистского направления в философии, которые по существу определяли его развитие на различных исторических этапах. К этим исходным идеям относятся: гносеологический феноменализм – сведение научных знаний и совокупности чувственных данных и полная устранение “ненаблюдаемого” из науки; методологический эмпиризм – стремление решать судьбу теоретических знаний, исходя из результатов его опытной проверки; дескриптивизм – сведение всех функций науки к описанию, но не обьяснению; полная элиминация традиционных философских проблем. В дальнейшем позитивистская традиция преимущественно рассматривала вопросы строения, реального содержания общепринятого научного знания, наличные системы данных на определенный момент знаний (статические модели), а не проблемы их развития, не механизмы возникновения нового. Второй позитивизм = махизм = эмпириокритицизм Эрнст Мах (1838-1916), Рихард Авенариус (1843-1896), Анри Пуанкаре (1854-1912). Развивался на фоне философского кризиса науки рубежа ХIХ-XX веков: развитие естественнонаучных представлений о действительности пришло в противоречие с господствовавшим тогда механистическим материализмом (представление о неделимости атома, отождествление материи с механической массой, абсолютизация пространства и времени и т.д.). Эмпириокритицизм (критическое исследование чувственного опыта человека) стоит на точке зрения «чистого» опыта, который должен исключить не только внеопытные философские категории, но и подвергнуть критике столь же внеопытные научные понятия (закон, причина, следствие, необходимость, случайность, пространство, время, материя, сила, свойство и т.д.), которые связывают человеческие ощущения в некую картину мира, не имея при этом никаких объективных коррелятов. Эти общие понятия имеют смысл лишь как принципы «экономной» организации ощущений в целях биологической ориентации человека в материале опыта. Вопрос об объективном содержании понятий лишен смысла, объективная реальность – это всего лишь метафизическое допущение. Остаются только ощущения – нейтральное начало, не духовное и не материальное. Тогда получается, что принципы, теории, законы науки – это всего лишь условные допущения, соглашения ради удобства понимания мира. Развитие науки – это переход от одного соглашения к другому, более удобному и экономичному. Таким образом, познание – произвольное связывание ощущений, за которыми не стоит никакая объективная реальность (субъективный идеализм). Неопозитивизм Бертран Рассел (1872-1970), Людвиг Витгенштейн (1889-1951), Рудольф Карнап (1891-1970), Филипп Франк (1884-1966), Альфред Тарский (род. 1902) и др. Научное познание включает в себя не только внеопытные понятия, но и языковые выражения, знаки, логические связи между ними, которые требуют уточнения. Дело философии – дать логический анализ языка науки, ввести правила использования языка, который слишком многозначен для строгого описания фактов. Утверждение науки (высказывания ученых) логические позитивисты относили к двум видам – теоретическому и эмпирическому. Логический анализ языка науки предполагал: 1) сведение, редукцию теоретического знания к эмпирическому и 2)чувственную, эмпирическую проверку (верификацию – от англ. verificare – проверка, подтверждение) эмпирических высказываний. Т.е. логический позитивизм стремится подвергнуть все наличное знание критическому анализу с позиций принципа верификации (верифицируемости). Совершенный язык – это высказывания о фактах и логико-математические правила. Научные положения имеют смысл, если по правилам логики и математики они могут быть сведены к эмпирическим высказываниям (принцип верификации), т.е. надо сравнить предложение с фактами, указать условия, при которых оно будет истинно или ложно. Если этого не делать, то предложения теряют смысл, язык засоряется бессмысленными словами: «Существует Бог» или «Существует материя. Однако само понятие факта оказывается слишком метафизично, поэтому предложения можно сравнивать только с предложениями. Задача философии – определить методы нахождения абсолютно достоверных предложений, которые точно констатируют факты, т.е. «атомарные» = «базисные» = «элементарные» = «протокольные» предложения (типа «N в интервале времени T в месте L наблюдал Р», что достоверно только в момент наблюдения), из которых по правилам логики и математики можно вывести некоторые научные положения. Научная теория – это логическая конструкция по правилам языка, а принципы и аксиомы выбираются произвольно, с соблюдением принципа внутренней непротиворечивости. Первым, кто обратил внимание на слабость позитивистской доктрины логического анализа научных знаний, был Карл Поппер. Он заметил, в частности, что наука в основном имеет дело с идеализированными объектами, которые, с точки зрения позитивистского понимания научного познания, не могут быть верифицированы с помощью протокольных предложений, а значит, объявляются бессмысленными. Кроме того, неверифицируемы многие законы науки, выражаемые в форме предложений, например, минимальная скорость, необходимая для преодоления земного тяготения и выхода в околоземное пространство, равна 8 км/сек, так как для их верификации требуется множество частных протокольных предложений. В отличие от позитивистов, Поппер признает за философией функцию формирования и развития научного знания. Наука, по Попперу, - динамическая система, предполагающая непрерывное изменение и рост знания. Это положение детерминировало иную роль философии науки в научном познании: отныне задача философии сводилась не к обоснованию знания, как это было в неопозитивизме, а к объяснению его изменения на основе критического метода. Можно сказать, что он первый признал динамизм основным признаком научного знания и предложил именно динамическую модель науки. Рост знания достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Поэтому свою философию Поппер называет критическим рационализмом. В качестве основного методологического инструмента для этой цели Поппер вводит принцип фальсификации, смысл которого тоже сводится к проверке теоретических утверждений эмпирическим опытом. Нет чистого опыта, не нагруженного теорией. Научно-исследовательская деятельность сводится к выдвижению гипотез о мире, предположений и догадок о нем, построению вероятностных теорий и законов - таков общий путь познания мира, и задача сводится к тому, чтобы отобрать из них более действенные. Факты и наблюдения дают повод для выдвижения гипотезы, которая вовсе не является их обобщением. Затем с помощью фактов пытаются фальсифицировать гипотезу. Фальсифицирующий вывод является дедуктивным. Индукция при этом не используется, следовательно, не нужно заботиться об ее оправдании. Пробы и ошибки — вот из чего складывается метод науки. Смысл и ценность новой теории, сменившей старую, Поппер видит в ее проблеморазрешающей способности. Если данной теорией решается проблемы, отличные от тех, которые она призвана была решить, то, безусловно, такая теория признается прогрессивной. Наиболее весомый вклад в рост научного знания, - пишет Поппер, - который может сделать теория, состоит из новых проблем, порождаемых ею. Из этого положения видно, что прогресс науки мыслится как движение к решению более сложных и глубоких по содержанию проблем, а рост знания в этом контексте понимается как поэтапная смена одной проблемы другой или последовательность сменяющихся друг друга теорий, обусловливающих сдвиг проблемы. Прогресс науки состоит не в накоплении знания, а только в возрастании глубины и сложности решаемых нами проблем. Таким образом, научная деятельность заключается не в движении от опыта к адекватно описывающей его истинной теории, и не от априорно истинной теории к оправдывающему ее эмпирическому опыту, а от менее общей и глубокой проблемы к более общей и более глубокой и т.д. Вечно неудовлетворенное любопытство – главная движущая сила науки.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |