КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эпистемологический анархизм Пола Фейерабенда. 6 страницаМИРАНДОЛА ДЖОВАННИ ПИКО делла (1463-1494) – итальянский гуманист, оригинальный философ, смело выступивший против догматизма схоластики и теологии, страстный защитник прав разума, творческого мышления, свободного от преклонения перед авторитетами. МИСТИЦИЗМ (от греч. mystika - таинство) – религиозно-идеалистический взгляд, согласно которому существует высшие сверхъестественные силы, познание которых возможно путем озарения, экстаза, откровения. МОНТЕСКЬЕ ШАРЛЬ ЛУИ (1689-1755) – французский просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма, стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства. Основные сочинения – «Персидские письма» (1721), «О духе законов» (1748). НАТУРФИЛОСОФИЯ – философия природы, умозрительное толкование природы, рассматриваемой в ее целостности. НЕОПЛАТОНИЗМ – философия эпохи упадка Римской империи (3-6 вв.). Идеалистическая теория «идей» Платона приняла форму учения об истечении материального мира из духовного первоначала – «единого». Высшая ступень философии достигается путем мистического экстаза. НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527) – итальянский политический мыслитель, писатель. Считал, что политическую раздробленность Италии способна лишь сильная государственная власть, использующая любые средства для достижения своих целей. Отсюда термин – «макиавеллизм» для определения политики, пренебрегающей нормами морали. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464) – философ, ученый, церковно-политический деятель. Развил учение об абсолюте как совпадении противоположностей. Автор в том числе и математических трактатов, один из предшественников теории строения Вселенной. НОМИНАЛИЗМ (от лат. nomen – имя) – направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами реально существующих единичных предметов. ОБРАЗ ЧУВСТВЕННЫЙ – отражение действительности в наглядной чувственной форме, имеющей достоверность единичного. ОНТОЛОГИЯ – философское учение о бытии, его уровнях, формах, видах, свойствах. ПАРМЕНИД (вторая пол. 6 – нач. 5 в. до н.э.) – древнегреческий философ, основатель элейской школы. Резко противопоставлял мнение и истину, раскрыть которую может только непротиворечивая логичная мысль, согласно которой мир неподвижен, неделим, вечен. ПАТРИСТИКА (от лат. pater - отец) – сочинения отцов христианской церкви 1-8 вв., отстаивавших догматы христианства против язычества, античной философии, а потом пытавшихся приспособить философию эллинизма к обоснованию христианства. ПИФАГОР (ок. 580 – 500 до н.э.) – древнегреческий философ, считавший числа, количественные отношения сущностью вещей. ПЛАТОН (427 – 347 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель объективного идеализма. При рассмотрении вопроса об объективном содержании общих понятий утверждал не зависимое от вещей существование мира идей, которые составляют причину, сущность и цель материального мира. РЕЛИГИЯ – выражение мировоззрения в религиозном чувстве – вере в бога. Для религии характерно разделение мира на естественный и сверхъестественный, который можно принимать только без доказательств. РЕФОРМАЦИЯ – широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе, имевшее антифеодальный характер и принявшее форму борьбы с католической церковью. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которые фактически отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенства вообще, отрицали права церкви на земные богатства. СЕНСУАЛИЗМ – направление в теории познания, согласно которому чувственность – главная форма и основа достоверного знания. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Фактически, то же, что эмпиризм. СОКРАТ (469 – 399 до н.э.) – древнегреческий философ, в творчестве которого произошел переворот от материалистической натурфилософии к идеализму. Ничего не писал, и о его трудах можно судить по свидетельствам других философов. Согласно Сократу знать можно только самого себя. Знание есть понятие об общем, и оно должно помочь человеку правильно жить. Определение понятий достигается в ходе беседы, в которой противоречие частных случаев снимается выявлением объективного содержания общей идеи. Происхождение этого содержания рассматривается в трудах ученика Сократа – Платона. СОЛИПСИЗМ – крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его сознании. СПИНОЗА БЕНЕДИКТ (1632-1677) – нидерландский философ-материалист, пантеист. Приверженец материалистического монизма – учения о единой субстанции, сторонами или атрибутами которой являются протяженность и мышление. Основной труд – «Этика» (1677). СТОИКИ – предстатели философской школы, возникшей в Древней Греции в конце 4 в. до н.э. на базе культуры эллинизма. Считали, что главная задача философии – в этике, которая учит свободе от страстей, следованию природе, судьбе. СУБСТРАТ – философская категория для обозначения материальной основы единства мира, его «строительного материала». СХОЛАСТИКА (от греч. scholasticos - школьный) – средневековая «школьная философия», представители которой формальными, чисто логическими аргументами теоретически оправдывали догматы церкви. Сейчас термин употребляется для обозначения рассуждений, оторванных от жизни, основанных на отвлеченных построениях. ТЕОЛОГИЯ – совокупность религиозных доктрин, в теоретической форме рассуждающих о сущности и деятельности Бога. ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. teleos - цель) - философское учение о целесообразности, целенаправленности всех явлений природы. УНИВЕРСАЛИИ (от лат. universalis – общий) – обозначение общих идей (понятий) в средневековой философии. УТОПИЗМ – в широком смысле - несбыточные мечтания. Понятие восходит к сочинению Томаса Мора «Утопия» (1516). Учение о переустройстве общества, исходившее не из объективных законов развития, а из умозрительных представлений об идеальном устройстве общества. ФАЛЕС (ок. 624 – 547 до н.э.) – первый исторически достоверный представитель древнегреческой философии, основатель стихийно-материалистической милетской школы. Искал в многообразии вещей единое первоначало – чувственно данное вещество. Согласно его воззрениям таковым является вода. ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) – форма мировоззрения, пытающаяся разрешить и обосновать вопрос о соотношении человек-мир рационально-логическим способом. ФИЧИНО МАРСИЛИО (1433-1499) – итальянский философ-неоплатоник, глава флорентийской платоновской Академии, автор трудов «Платоновская теология», «О бессмертии души», «О христианской религии», посвященных доказательству связи философии Платона с христианской теологией. ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274) – средневековый католический философ, учение которого было признано единственно истинной философией католицизма. Связал христианское вероучение с философией Аристотеля, обосновал гармонию веры и разума, способного рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. Основные труды «Сумма теологи», «Сумма против язычников». ЦЕННОСТЬ – смысл и значение, придаваемые человеком различным явлениям внешнего и внутреннего мира, представления о должном и способах его достижения. ЭМПИРИЗМ – философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. ЭПИКУРЕИЗМ – материалистическое и атеистическое учение эпохи эллинизма, возникшее в 4-3 вв. до н.э. Эпикуреизм возродил и развил идеи атомизма Демокрита, учил о несотворенности мира богами. Познание в этом учении освобождает человека от суеверий, страха перед богами и смертью. В этике эпикуреизм обосновывает разумное наслаждение путем уклонения от страданий и достижения спокойного и радостного состояния духа. ЭСТЕТИКА – философское учение о прекрасном, об освоении мира по законам красоты. ЭТИКА – философское учение о морали, о добре и зле. ЮМ ДАВИД (1711-1776) – английский философ, историк, экономист. В «Трактате о человеческой природе» (1748) развил идеалистическое учение о чувственном опыте как потоке впечатлений, причины которых недостижимы. Отрицал понятие объективной причинности и субстанции.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |