Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпистемологический анархизм Пола Фейерабенда. 6 страница




МИРАНДОЛА ДЖОВАННИ ПИКО делла (1463-1494) – итальянский гуманист, оригинальный философ, смело выступивший против догматизма схоластики и теологии, страстный защитник прав разума, творческого мышления, свободного от преклонения перед авторитетами.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – совокупность наиболее общих представлений об окружающем нас мире и месте в нем человека, ценностные ориентиры, задающие определенный вектор многообразной деятельности человека.

МИСТИЦИЗМ (от греч. mystika - таинство) – религиозно-идеалистический взгляд, согласно которому существует высшие сверхъестественные силы, познание которых возможно путем озарения, экстаза, откровения.
МИФОЛОГИЯ – исторический способ выражения мировоззрения в антропоморфических образах, которые принимают для мифолога вид объективной реальности.

МОНТЕСКЬЕ ШАРЛЬ ЛУИ (1689-1755) – французский просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма, стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства. Основные сочинения – «Персидские письма» (1721), «О духе законов» (1748).
МОР ТОМАС (1478-1535) – английский гуманист, государственный деятель и писатель. В диалоге «Утопия» (1516) Мор изобразил общество, где нет частной собственности и обобществлены производство и быт; труд – обязанность всех, распределение происходит по потребности.
МЮНЦЕР ТОМАС (1490-1525) – вождь и идеолог крестьянско-плебейских масс в Реформации и Крестьянской войне 1524-1526 гг. в Германии. В религиозной форме проповедывал идеи передачи власти народу и установления общества без частной собственности и эксплуатации. Его отряд был разгромлен, а сам он был пленен и казнен.

НАТУРФИЛОСОФИЯ – философия природы, умозрительное толкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

НЕОПЛАТОНИЗМ – философия эпохи упадка Римской империи (3-6 вв.). Идеалистическая теория «идей» Платона приняла форму учения об истечении материального мира из духовного первоначала – «единого». Высшая ступень философии достигается путем мистического экстаза.

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527) – итальянский политический мыслитель, писатель. Считал, что политическую раздробленность Италии способна лишь сильная государственная власть, использующая любые средства для достижения своих целей. Отсюда термин – «макиавеллизм» для определения политики, пренебрегающей нормами морали.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464) – философ, ученый, церковно-политический деятель. Развил учение об абсолюте как совпадении противоположностей. Автор в том числе и математических трактатов, один из предшественников теории строения Вселенной.

НОМИНАЛИЗМ (от лат. nomen – имя) – направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами реально существующих единичных предметов.

ОБРАЗ ЧУВСТВЕННЫЙ – отражение действительности в наглядной чувственной форме, имеющей достоверность единичного.

ОНТОЛОГИЯ – философское учение о бытии, его уровнях, формах, видах, свойствах.
ПАНТЕИЗМ (от греч. пан - все и theos - бог) – религиозные и философские учения, отождествляющие бога и природу.

ПАРМЕНИД (вторая пол. 6 – нач. 5 в. до н.э.) – древнегреческий философ, основатель элейской школы. Резко противопоставлял мнение и истину, раскрыть которую может только непротиворечивая логичная мысль, согласно которой мир неподвижен, неделим, вечен.

ПАТРИСТИКА (от лат. pater - отец) – сочинения отцов христианской церкви 1-8 вв., отстаивавших догматы христианства против язычества, античной философии, а потом пытавшихся приспособить философию эллинизма к обоснованию христианства.

ПИФАГОР (ок. 580 – 500 до н.э.) – древнегреческий философ, считавший числа, количественные отношения сущностью вещей.

ПЛАТОН (427 – 347 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель объективного идеализма. При рассмотрении вопроса об объективном содержании общих понятий утверждал не зависимое от вещей существование мира идей, которые составляют причину, сущность и цель материального мира.
ПРОСВЕЩЕНИЕ – идейное течение периода становления капитализма, связанное с борьбой против абсолютизма, сословного строя, церкви. Деятели Просвещения выступали за установление «разумного» общества, за политическую свободу и гражданское равенство. Важным фактором в достижении нового общества они считали распространение знания.
РАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, признающее разум основой познания.
РЕАЛИЗМ в средневековой философии – направление, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное содержание и предшествуют существованию единичных вещей.

РЕЛИГИЯ – выражение мировоззрения в религиозном чувстве – вере в бога. Для религии характерно разделение мира на естественный и сверхъестественный, который можно принимать только без доказательств.

РЕФОРМАЦИЯ – широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе, имевшее антифеодальный характер и принявшее форму борьбы с католической церковью. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которые фактически отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенства вообще, отрицали права церкви на земные богатства.
РУССО ЖАН ЖАК (1712-1778) – французский писатель и философ. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозный фанатизм. Трактовал частную собственность как причину социального неравенства, отмечал противоречивость общественного прогресса, идеализировал «естественное состояние» человечества. Руссо обосновывал право народа на свержение абсолютизма. Выразил тенденции сентиментализма, способствовал становлению психологизма в литературе. Основные труды – «Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Об общественном договоре» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762).

СЕНСУАЛИЗМ – направление в теории познания, согласно которому чувственность – главная форма и основа достоверного знания. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Фактически, то же, что эмпиризм.

СОКРАТ (469 – 399 до н.э.) – древнегреческий философ, в творчестве которого произошел переворот от материалистической натурфилософии к идеализму. Ничего не писал, и о его трудах можно судить по свидетельствам других философов. Согласно Сократу знать можно только самого себя. Знание есть понятие об общем, и оно должно помочь человеку правильно жить. Определение понятий достигается в ходе беседы, в которой противоречие частных случаев снимается выявлением объективного содержания общей идеи. Происхождение этого содержания рассматривается в трудах ученика Сократа – Платона.

СОЛИПСИЗМ – крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его сознании.
СОСЛОВИЕ – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий членов общества. Перемещение из сословия в сословие возможно, но достаточно редко; это исключение, лишь подтверждающее правило.
СОФИСТЫ (греч. sophistes – мастер, художник) – древнегреческие философы, выступавшие в роли профессиональных учителей мудрости и красноречия (5 в. до н.э.). Их учение в целом утверждало относительность, условность, субъективность любых суждений о мире.

СПИНОЗА БЕНЕДИКТ (1632-1677) – нидерландский философ-материалист, пантеист. Приверженец материалистического монизма – учения о единой субстанции, сторонами или атрибутами которой являются протяженность и мышление. Основной труд – «Этика» (1677).

СТОИКИ – предстатели философской школы, возникшей в Древней Греции в конце 4 в. до н.э. на базе культуры эллинизма. Считали, что главная задача философии – в этике, которая учит свободе от страстей, следованию природе, судьбе.
СУБСТАНЦИЯ – понятие философии, выражающее основу мира, существующую саму по себе, не зависящую ни от чего другого, носителя всех свойств и отношений.

СУБСТРАТ – философская категория для обозначения материальной основы единства мира, его «строительного материала».

СХОЛАСТИКА (от греч. scholasticos - школьный) – средневековая «школьная философия», представители которой формальными, чисто логическими аргументами теоретически оправдывали догматы церкви. Сейчас термин употребляется для обозначения рассуждений, оторванных от жизни, основанных на отвлеченных построениях.

ТЕОЛОГИЯ – совокупность религиозных доктрин, в теоретической форме рассуждающих о сущности и деятельности Бога.

ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. teleos - цель) - философское учение о целесообразности, целенаправленности всех явлений природы.

УНИВЕРСАЛИИ (от лат. universalis – общий) – обозначение общих идей (понятий) в средневековой философии.

УТОПИЗМ – в широком смысле - несбыточные мечтания. Понятие восходит к сочинению Томаса Мора «Утопия» (1516). Учение о переустройстве общества, исходившее не из объективных законов развития, а из умозрительных представлений об идеальном устройстве общества.

ФАЛЕС (ок. 624 – 547 до н.э.) – первый исторически достоверный представитель древнегреческой философии, основатель стихийно-материалистической милетской школы. Искал в многообразии вещей единое первоначало – чувственно данное вещество. Согласно его воззрениям таковым является вода.

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) – форма мировоззрения, пытающаяся разрешить и обосновать вопрос о соотношении человек-мир рационально-логическим способом.

ФИЧИНО МАРСИЛИО (1433-1499) – итальянский философ-неоплатоник, глава флорентийской платоновской Академии, автор трудов «Платоновская теология», «О бессмертии души», «О христианской религии», посвященных доказательству связи философии Платона с христианской теологией.

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274) – средневековый католический философ, учение которого было признано единственно истинной философией католицизма. Связал христианское вероучение с философией Аристотеля, обосновал гармонию веры и разума, способного рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. Основные труды «Сумма теологи», «Сумма против язычников».

ЦЕННОСТЬ – смысл и значение, придаваемые человеком различным явлениям внешнего и внутреннего мира, представления о должном и способах его достижения.

ЭМПИРИЗМ – философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

ЭПИКУРЕИЗМ – материалистическое и атеистическое учение эпохи эллинизма, возникшее в 4-3 вв. до н.э. Эпикуреизм возродил и развил идеи атомизма Демокрита, учил о несотворенности мира богами. Познание в этом учении освобождает человека от суеверий, страха перед богами и смертью. В этике эпикуреизм обосновывает разумное наслаждение путем уклонения от страданий и достижения спокойного и радостного состояния духа.

ЭСТЕТИКА – философское учение о прекрасном, об освоении мира по законам красоты.

ЭТИКА – философское учение о морали, о добре и зле.

ЮМ ДАВИД (1711-1776) – английский философ, историк, экономист. В «Трактате о человеческой природе» (1748) развил идеалистическое учение о чувственном опыте как потоке впечатлений, причины которых недостижимы. Отрицал понятие объективной причинности и субстанции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.