КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эпистемологический анархизм Пола Фейерабенда. 5 страница
Действительно, не следует думать, что чисто познавательный, онтологический аспект экономической науки никак не связан с хозяйственной практикой. В этой связи весьма свежими и актуальными выглядят взгляды М.Алле, который, говоря о таком абстрактном понятии, как конкурентная экономика, считал, что последняя - даже не образ реальности; она является системой отсчета, помогающей нам понять в какой мере общество, где мы живем, не использует своих возможностей [6, с.18-19]. Таким образом, даже самые абстрактные теоретические построения экономической науки иногда способствуют правильной ориентации в понимании практических проблем. Однако роль экономической науки отнюдь не исчерпывается содержащимся в ней онтологическим потенциалом. Можно, в частности, говорить о ее особом месте по сравнению с остальными общественными науками для прогнозирования социальных явлений. Дело в том, что довольно часто многие науки рассматривают альтернативные пути развития одного и того же процесса своими собственными способами. При этом они оценивают вероятность наступления тех или иных событий. Однако события, являющиеся вполне вероятными с позиций одной из наук, оказываются совершенно невозможными с позиций других. Следуя подходу В.Леонтьева, области возможного развития процесса с точки зрения отдельных наук можно геометрически изобразить квадратами различной площади [26, с.30]. Их взаиморасположение будет иметь вложенную структуру. В соответствии с таким подходом ценность экономической науки состоит в том, что очерчиваемая ею область возможного развития событий оказывается, как правило, значительно уже, чем для других наук. Это означает, что экономика обладает более значительным «потенциалом просеивания» событий и тем самым позволяет оставить довольно узкую полосу возможных стратегий развития системы. Таким образом, экономические прогнозы обладают большей реалистичностью, что и позволяет им играть главенствующую роль в социальном прогнозировании. Возможность определения экономикой возможных и желательных (то есть наиболее эффективных) путем развития предопределяет и ее возможности в части формирования практических рекомендаций в части управленческих решений. В этом смысле развитие экономической науки дает определенную гарантию от грубых экономических ошибок и просчетов. «Описывая экономические законы, которые властвуют над использованием и формированием ресурсов в данный отрезок времени, выявляя границы, создаваемые сегодняшней ситуацией для будущего, можно шаг за шагом очертить область возможных путей развития. Экономическая теория побуждает исключить из этих вариантов некоторые стратегии развития, которые привели бы к нерациональной растрате ресурсов» [4, с.13]. Таким образом, экономика позволяет, с одной стороны, построить максимально реалистичные, легко обозримые прогнозные сценарии, а с другой - выбрать среди них наиболее рациональный. Разумеется, составление прогнозов и выбор оптимальных путей развития не могут быть полностью формализованы. Эти процедуры, как правило, представляют собой сложный итеративный, неформальный процесс. Однако использование всего арсенала экономической науки позволяет постепенно пройти все этапы этого процесса и получить искомое решение. Таким образом, как правильные, так и ошибочные экономические теории играют огромную роль в построении и перестройке конкретной экономической системы. Как биологическая эволюция протекает под воздействием генетических мутаций, так, по мнению Дж.Сороса, и исторические процессы формируются неверными концепциями и ошибками их участников [15, с.52]. Однако, помимо простейших практических ошибок из-за использования неверных экономических доктрин, проблема применения экономической теории серьезно осложняется следующими двумя фактами.
Одной из особенностей экономической науки является ее «пограничный» характер. Фактически ни одно из определений экономической науки не позволяет абсолютно четко очертить ее границы и «радиус действия». Действительно, экономика органично переплетена с такими науками, как история, политология, психология, социология, биология, география, технология, право и философия. Схематично этот процесс может быть представлен «розой наук», в центре которой находится экономика (рис.2). Методологически это означает, что экономист должен постоянно абстрагироваться от второстепенных (неэкономических) аспектов изучаемой действительности, которые находятся в компетенции других наук. Однако и достичь удовлетворительного понимания общественной жизни нельзя, если не располагаешь синтетической картиной, позволяющей ввести в единые рамки результаты, полученные в различных областях знания [6, с.50]. Более того, по мнению М.Алле, «именно на пути синтеза социальные науки могут добиться сегодня наибольших успехов» [6, с.50]. В последнее время экономика «вгрызается» даже в антропологию и физиологию. Например, в сферу экономического анализа попадает проблема распределения времени между досугом, работой и сном. В соответствии с современными исследованиями время сна оказывается подверженным воздействию со стороны эффектов дохода и замены [31, с.25]. Более того, во временной триаде «работа-досуг-сон» основным фактором являются именно рабочие часы, которые постепенно подчиняют логике своего экономического функционирования (эффективность, полезность, производительность) остальные составляющие суточного бюджета времени индивидуумов [31, с.26]. Руководствуясь в своем продвижении вперед той мыслью, что для достижения удовлетворительного объяснения действительности надлежит использовать все приемы научного познания [3, с.48], экономический анализ в методическом плане оказывается тесно связан с математикой, статистикой, кибернетикой, и даже, как это ни парадоксально, с физикой. Не будет ошибкой сказать, что по степени научной «насыщенности» и методического разнообразия экономика является бесспорным лидеров среди всех наук. В этой связи обращают на себя внимание работы М.Алле. По его собственному признанию поиск фундаментальных факторов, лежащих в основе флуктуаций «осадков» самых проверенных экономических моделей, привели его к пониманию того факта, что все колебания в природных и социальных явлениях проистекают в силу эффекта резонанса преимущественно от воздействия бесчисленных вибраций, которые пронизывают обитаемое нами пространство и чье наличие сегодня - достоверный факт [6, с.65]. Этим, оказывается, можно в значительной мере объяснить непонятную на первый взгляд структуру флуктуаций биржевых котировок [6, с.66]. Подобная трактовка социально-экономических эффектов на основе «тонкой» структуры Вселенной носит поистине космологический характер и указывает на наметившийся синтез социальных и естественных наук вообще и экономики и физики, в частности.
ЛИТЕРАТУРА [1] Пуанкаре А. О науке. М.: Наука. 1990.
ГЛОССАРИЙ.
АГНОСТИЦИЗМ – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира, его сущности и закономерностей; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. АКСИОЛОГИЯ – философское учение о ценностном отношении к миру. АНТРОПОМОРФИЗМ – уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных и т.д. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – учение, видящее в человеке центральную и высшую цель мироздания. АПОЛОГЕТИКА (от греч. apologetikos - защищающий) – отрасль средневековой теологии, главная задача которой – защита и оправдание основ веры с помощью доводов, обращенных к разуму. АРИСТОТЕЛЬ (384 - 322 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Платона. Критиковал теорию «идей» Платона. Истинной субстанцией, по Аристотелю, является единичное бытие – сочетание материи и формы. Форма как вечное, сущностное, целевое, причинное начало является активным элементом в противовес пассивной материи. Вся природа выступает деятельным процессом перехода от материи к форме и обратно. Создал энциклопедическое учение, объясняющее структуру мирового целого, на вершине которого стоит бог - «неподвижный перводвигатель». АТЕИЗМ (от греч. atheos - безбожный) – безбожие, отрицание существования бога и связанное с этим отрицание религии. АТОМИЗМ – учение о прерывистом, дискретном строении материи. До конца 19 века атомизм утверждал, что материя состоит из отдельных неделимых частиц – атомов. АТРИБУТ – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. БЕРКЛИ ДЖОРДЖ (1685-1753) – английский философ, представитель субъективного идеализма, сводящему все существующее к явлениям сознания отдельного субъекта. Утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятий, бытие вещей состоит в их воспринимаемости. Основное произведение – «Трактат о началах человеческого знания, в котором исследуются главные причины заблуждений и трудностей наук, а также основания скептицизма, атеизма и безверия» (1710). БЭКОН ФРЕНСИС (1561-1626) – английский философ, родоначальник английского материализма. В трактате «Новый органон» (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода – обращение к опыту и обработка его методом индукции. ВОЛЬТЕР (наст. имя Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) – французский писатель и философ-просветитель, деист. Деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы. Сыграл огромную роль в подготовке Великой французской революции, в развитии мировой философской мысли. Написал множество литературных, публицистических, философских произведений: «Кандид, или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767), «Философские письма» (1733), «Философский словарь» (1764-69). ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МИРА – возникшее в эпоху Возрождения представление о строении Вселенной с Солнцем в центре, вокруг которого вращаются планеты. ГЕЛЬВЕЦИЙ КЛОД АДРИАН (1715-1771) – французский философ-материалист, просветитель. Развивал теорию общественного договора, при котором личный интерес как необходимый стимул человеческого поведения может сочетаться с общественным. Доказывал опытное происхождение нравственный представлений, их обусловленность интересами индивида. Основные произведения – «Об уме» (1758), «О человеке» (1773, посм.). ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МИРА – представление о центральном положении Земли во Вселенной. ГЕРАКЛИТ (ок. 544 – ок. 483 ло н.э.) – Древнегреческий философ-материалист и диалектик. В его учении первовещество мира – огонь, наиболее способный к изменению и подвижный. Все вещи возникают из огня и развиваются по необходимости, которую Гераклит назвал «логосом». Жизнь природы – непрерывный процесс упорядоченного изменения, перехода всего в свою противоположность. ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hyle –материя и zoe - жизнь) – философское учение о всеобщей одушевлённости материи. ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания как раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания мира, отношения чувственного и рационального познания, источники знания, условия и критерии его истинности и т.д. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ – философские учения, признающие познаваемость мира, соответствие познавательных образов оригиналу (противоположен агностицизму). ГОББС ТОМАС (1588-1679) – английский философ, создатель первой законченной системы механистического материализма. Основные сочинения «Левиафан» (1651), «О теле» (1655), «О человеке» (1658). ГОЛЬБАХ ПОЛЬ АНРИ (1723-1789) – французский философ-материалист, атеист. Утверждал вечность и несотворенность материи, которая в процессе постепенного развития и изменения порождает все многообразие реального мира. Сторонник идеи общественного договора. Автор остроумных атеистических произведений. Основное сочинение – «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770). ДЕДУКЦИЯ – вывод по правилам логики; цепь умозаключений на основании логического следования от общих посылок к частным выводам. Если посылки дедукции истинны, то истинны и следствия. ДЕМОКРИТ (ок. 460 – 370 до н.э.) – древнегреческий философ материалист, один из основателей атомизма. Согласно его учению, мир состоит из атомов и пустоты. Атомы неделимы, вечны, подвижны. Соединения атомов образуют тела, их распад ведет к гибели тел. Этот процесс имеет естественные причины, совершается по природной необходимости. ДЕИЗМ (от лат. Deus - Бог) – религиозно-философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы. ДЕКАРТ РЕНЕ (1596-1650) – французский философ, математик, физик и физиолог. Заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические выражения. Высказал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Объяснил образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи. Ввел представление о рефлексе. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, - непосредственная достоверность сознания. Основные сочинения: ДЕТЕРМИНИЗМ – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений. ДЖОРДАНО БРУНО (1548-1600) – итальянский философ-пантеист и поэт. Был обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Выдвинул концепцию о бесконечности и бесчисленном множестве миров во Вселенной. ДИАЛЕКТИКА – теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, источником которого признаются внутренние противоречия явлений. ДИДРО ДЕНИ (1713-1784) – французский философ-материалист, писатель. Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Резко выступал против субъективного идеализма; в философском осмыслении природы высказал ряд диалектических идей. ДУАЛИЗМ (от лат. dualis - двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал – духа и материи, идеального и материального. Противостоит монизму, рассматривающему многообразие мира в свете единой субстанции – материальной или идеальной и т.д. ЗЕНОН (490 – 430 до н.э.) – один из представителей элейской школы, последователь Парменида. Разработал логические парадоксы (апории), в которых показал логическую невозможность мыслить множественность вещей и движение. ИДЕАЛИЗМ – философское направление, исходящее из первичности духа, сознания, мышления и вторичности материи, природы, физического мира. ИЕРАРХИЯ – структура систем, в которой низшие элементы починяются низшим. ИММАНЕНТНЫЙ – нечто внутренне, неотъемлемо присущее какому-либо предмету или процессу. ИНДИВИДУАЛИЗМ – тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу. ИНДУКЦИЯ – (от лат. inductio - наведение) умозаключение от фактов, единичных суждений к общим утверждениям. КАМПАНЕЛЛА ТОММАЗО (1568-1639) – итальянский философ, поэт, политический деятель. Боролся против испанского владычества, был схвачен, 27 лет провел в тюрьмах. В сочинении «Город Солнца» описал идеальную общину, характеризующуюся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом, развитием науки и просвещения. КАТЕГОРИЯ – предельно общие понятия, в которых отражаются наиболее общие свойства и закономерности действительности и бытия человека в мире (атрибуты бытия). КЕПЛЕР ИОГАНН (1571-1630) – немецкий астроном, один из творцов астрономии нового времени. Открыл законы движения планет относительно Солнца. КОНДИЛЬЯК ЭТЬЕНН БОННО де (1715-1780) – французский философ-просветитель. Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро и д’Аламбера. Развил сенсуалистическую теорию познания. Основной труд – «Трактат об ощущениях» (1754). КОПЕРНИК НИКОЛАЙ (1473-1543) – польский астороном, создатель гелиоцентрической системы мира. Своё учение изложил в труде «Об обращении небесных сфер»(1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828 гг. КОСМОС – термин древне-греческой философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого (противоположность хаосу). ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ (1646-1716) – немецкий философ-идеалист, математик, физик, языковед. Один из создателей дифференциального исчисления. Развивал идеи о множественности индивидуальных субстанций, составляющих Вселенную, о наличии у них мышления. Монады замкнуты в себе, но гармонируют друг с другом, ибо так мир создал Бог – это наилучший из возможных миров («Теодицея», 1710). В этом смысле каждая монада имеет представление обо всем мире, занимая в нем определенное место (ср. с врожденными идеями). Основной труд – «Монадология» (1714). ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519) - итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер, создатель непревзойденных шедевров искусства. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы. ЛОКК ДЖОН (1632 - 1704) – английский философ- материалист, создатель идейно-политической доктрины либерализма. Утверждал, что все человеческое знание происходит из опыта, выступал против теории врожденных идей. Основной труд – «Опыт о человеческом разуме» (1690). ЛЮТЕР МАРТИН (1483-1546), деятель Реформации в Германии, начало которой положило его выступление в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка. МАТЕРИАЛИЗМ – философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание – свойство материи. МЕТАФИЗИКА (от греч. meta ta physika – после физики) – философское учение о сверхчувственных основах бытия, а также антидиалектика – рассмотрение явлений в их неизменности и независимости друг от друга. МЕТОДОЛОГИЯ – учение о методах, способах познания и преобразования мира. В узком смысле – совокупность методов отдельных наук и практических действий. МЕХАНИЦИЗМ – односторонний мировоззренческий принцип, объясняющий развитие природы и общества законами механической формы движения материи; абсолютизация законов механики. МИКРОКОСМА ТЕОРИЯ – представление о человеке как подобии, отражении, зеркале, символе Вселенной – макрокосма. Было распространено в древнегреческой философии, в эпоху Возрождения, немецком романтизме.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |