Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аристотель




Философия Аристотеля является не только опре­деленным обобщением, но, можно сказать, логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии.

Аристотель родился в 384 г. до н. э. в г. Стагире (Македония). Его отец Никомах был придворным ле­карем македонского царя Аминта II. В семье Аристо­тель приобрел определенные знания и глубокий инте­рес к естествознанию. В 17 лет под влиянием молвы об Академии Платона он покидает Стагиру и уходит в Афины, где становится учеником Платона. В Академии Аристотель в течение почти 20 лет развивает свои творческие способности. Сначала на него заметно влияла философия Платона, в частности учение об идеях. Однако менее чем за десять лет пребывания в Академии он «самоопределяется» и занимает крити­ческую позицию по отношению к философии академи­ков. Ориентация его собственных философских поис­ков, несогласие с академической философией в основ­ных вопросах заставили его в конце концов уйти из Академии.


Он покидает не только Академию, но и Афины. Сначала он прибывает в Атарней (Малая Азия), но после смерти местного тирана, его друга Гермия, от­правляется на остров Лесбос, а оттуда в 343 г. до н. э. по приглашению македонского царя Филиппа II пере­селяется в македонскую Пеллу, где становится учи­телем Александра, сына Филиппа.

Когда Александр пришел к власти, Аристотель не одобрил его завоевательскую политику, что стало по­водом к постепенному охлаждению отношений между ними. После тридцати лет странствий Аристотель воз­вращается в Афины и основывает собственную школу в афинском Ликее. Здесь во время прогулок он из­лагал своим ученикам проблемы философии, вопросы естественных и общественных наук. Поэтому школу Аристотеля называют иногда перипатетической (пери-патео — прогуливаюсь).

Во второй половине IV в. до н. э. в политической жизни Афин соперничали две партии. С одной сторо­ны, «македонская партия», которая прилагала усилия к экономическому и политическому сближению Афин и других греческих городов с постоянно усиливающейся Македонией, и, с другой — «антимакедонская партия», которая ориентировалась на независимость Афин и их новое возвышение, как во времена Перикла. Аристо­тель, несмотря на его некоторое охлаждение к Алек­сандру, был активным сторонником экономического и политического сближения с Македонией. Поэтому, ко­гда после смерти Александра Македонского (323 до н. э.) в Афинах к власти приходит «антимакедон­ская партия», он был вынужден покинуть город. Он уходит в Халкиду, на остров Эвбеи, где ведет интен­сивную теоретическую работу, но менее чем через год умирает (322 до н. э.).

Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существовавших в античности. Она опиралась на обширнейший эмпирический мате­риал как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля — это не только вершина античного фи­лософского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определял пред-


мет и методы отдельных наук. Написал более 150 на­учных трудов и трактатов.

В своем большинстве труды Аристотеля сохрани­лись у его учеников и последователей. В эллинисти­ческий период, в I в. н. э., они были собраны, класси­фицированы и изданы последователем Аристотелевой философии Андроником Родосским. Их можно разде­лить на несколько тематических групп.

К первой группе относятся работы, которые из­лагают наиболее существенные вопросы онтологиче­ского характера. Аристотель определяет эту пробле­матику как первую философию (проте философиа). Андроник Родосский все эти работы объединил в один трактат, который был назван «Метафизика» (название возникло случайно: эти труды в издании произведений Аристотеля следовали сразу за трудами, которые были посвящены вопросам естественных наук, т. е. за фи­зикой).

Следующую группу его работ представляют труды, посвященные вопросам философии природы и естест­венных наук,— «Физика», «О небе», «О возникновении и гибели», «Метеорология», «О возникновении живот­ных» и др.

Весьма обширную группу представляют работы, посвященные проблематике обществознания. Сюда от­носятся этические, политические, эстетические и другие трактаты — «Политика», «Никомахова этика», «Эв-демова этика», «Риторика», «Поэтика» и др.

Выдающийся раздел его творчества представляют труды, посвященные логике и методологии, которые объединены под общим названием «Органон» (сюда относятся работы «Категории», «Об объяснении», «Первые аналитики», «Вторые аналитики», «Топики», «О софистических доказательствах»).

Аристотель был, видимо, первым, кто глубоко и си­стематически исследовал все доступные ему работы предшествующих мыслителей. Систематически, хотя и через призму собственных воззрений, он рассматри­вает философские учения от древнейших мыслителей до своих современников. В этом смысле о нем можно говорить и как об историке философии. Большое внимание он уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию — науку о сущем.

Основой всякого бытия Аристотель считает так на-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.