КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обработка результатов
Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным "ключом" и определите доминирующий стиль общения. Интерпретация результатов: Если общая сумма совпадений составит не менее 80% от всех пунктов по одной из моделей общения, можно считать выявленную склонность стойкой. Модель дикторская («Монблан»): Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые – всего лишь безликая масса слушателей. Никакого личного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых. Модель неконтактная «Китайская стена»: Очень близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между педагогом и обучаемыми существует слабая обратная связь во ввиду произвольного или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствия желания к сотрудничеству с какой – либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым. Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны – равнодушное отношение к педагогу. Модель дифференцированного внимания («Локатор») основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагог ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных створных знаков, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию с фронтальным подходом. Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе «педагог-коллектив», она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов. Модель гипорефлексивная («Тетерев») заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут на себе: его речь большей частью монологична. При этом, говоря, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой педагог поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существуют изолированно друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально. Модель гиперрефлексивная («Гамлет») противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него. Он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву. Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках обучаемых, а педагог займет ведомую позицию в отношениях. Модель негибкого реагирования («Робот»): Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели, и задачи занятия дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели. Следствие: Низкий эффект педагогического взаимодействия. Модель авторитарная («Я - сам»): Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он – главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность педагога подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых, и те осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность. Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности. Модель активного взаимодействия («Союз»): Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.
Примерная схема анализа внеклассного воспитательного мероприятия. 1. Общие сведения: - дата проведения мероприятия, его тема, участники, кто проводит; - чем обусловлен выбор темы – классными (школьными) традициями, системой воспитательной работы класса (школы), возрастными особенностями учащихся; - воспитательные цели и конкретные задачи, которые должны быть решены в результате этого мероприятия; - форма (сообщение учащихся, диспут, беседа, викторина), целесообразность выбора формы; - план воспитательного мероприятия. 2. Анализ подготовки мероприятия: - кто был инициатором проведения мероприятия, и как оно готовилось? - учет интересов школьников при выборе мероприятия, их отношение к выполнению заданий, самостоятельность, инициатива учащихся; - формирование новых понятий и представлений в ходе подготовки и проведения занятия. 3. Анализ хода мероприятия: - содержание мероприятия; - насколько убедительно, четко, эмоционально раскрыты перед школьниками цели и задачи мероприятия; - какие знания приобрели учащиеся, их увлеченность ходом мероприятия; - результативность мероприятия. 4. Общая оценка мероприятия: - степень достижения поставленных целей и задач; - причины успехов, неудач, ошибок; - значение мероприятия для совершенствования межличностных отношений в группе, пробуждения интереса к вопросам, которым было посвящено мероприятие; - методические ошибки и недочеты, снизившие эффективность мероприятия, способы их устранения; - выводы и предложения. Схема индивидуальной беседы учащимся (цель беседы - выявление профессиональных намерений) /. Профессиональные намерения учащегося 1. Что собирается делать после окончания IX класса: а) учиться в X классе, ПТУ, техникуме (записать полное название учебного заведения); б) работать (записать полное название предприятия, цеха, отдела, специальности). 2. Что знает о содержании избираемой профессии, об условиях учебы, работы? 3. Знает ли о требованиях избираемой профессии к человеку? 4. Что советуют делать родители после окончания IX класса? Согласен ли учащийся с их мнением? //. Интересы 1. Какие учебные интересы преобладают («любимые» и «нелюбимые» предметы)? 2. Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, беседы о профессии со специалистом, посещение учебных заведений)? 3. Как развивает интересы, связанные с выбором профессии? 4. Оказывают ли помощь родители в развитии учебных интересов и интересов к профессиональной деятельности? В чем это заключается? III. Склонности 1. Какие склонности называет учащийся (в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учебы время)? 2. Есть ли склонности, связанные с выбором профессии («проба сил»)? 3. Как развивает склонности, связанные с выбором профессии? 4. Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей к какой-либо профессиональной деятельности? В чем это заключается? IV. Способности 1. Какие способности находит у себя учащийся (в учебной деятельности)? 2. Есть ли профессиональные способности, т.е. способности, необходимые для успешного освоения избираемой профессии? 3. Как развивает способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подготовку, углубляет знания о профессии)? 4. Совпадают ли интересы, склонности со способностями учащегося (совпадают частично или совсем не совпадают)? 5. Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его способностях? Согласен ли он с их мнением? 6. Как учащийся считает, оказывают ли ему учителя, родители помощь в развитии способностей? V. Личные качества 1. Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее ярко у него выражены (положительные или отрицательные)? 2. Какие качества, по его мнению, необходимо развить для успешного освоения избираемой профессии? 3. Как развивает качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности? 4. Занимается ли самовоспитанием? 5. Оказывают ли помощь учителя и родители в развитии личных качеств? VI. Готовность к выбору профессионального пути 1. Как учащийся оценивает достигнутые им успехи в учебной деятельности? 2. По каким учебным предметам, по его мнению, будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности? 3. Считает ли учащийся, что сможет осуществить свои профессиональные намерения? Что этому может помешать? 4. В случае неосуществления основных планов есть ли запасные? VII. Советы и рекомендации учащемуся по подготовке к выбору профессионального пути 1. Литература для чтения. 2. Кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных предметов. 3. Тема доклада в классе об избираемой профессии. 4. Встреча со специалистом. 5. Советы по развитию, совершенствованию индивидуальных качеств. 6. Дата первичной профконсультации. Предварительная беседа поможет психологу сориентироваться в подготовке к первичной профконсультации для учащихся, их педагогов и родителей.
Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики на школьника как члена коллектива Характеристика
Ученика____________класса_________________школы________________
г.____ _________________________учебный год 1. Общие сведения о школьнике (возраст, состояний здоровья). 2. Характеристика условий семейного воспитания; школьника (культурно-бытовые условия в семье, особенности взаимоотношений в семейном коллективе, отношение в семье к ученику, забота о воспитании). 3. Характеристика классного коллектива, членом которого является школьник (актив класса, отношение к общественной работе и общественно полезному труду, yспеваемость и дисциплина, межличностные отношения коллективизм, система традиций детского коллектива). 4. Отношение школьника к коллективу (потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, авторитет школьника в коллективе товарищей, общительность и понимание других людей, отношение к отрицательным социально-психологическим явлениям в коллективе - списыванию, подсказыванию, круговой поруке, зависти и т.д.). 5. Направленность личности (личная, общественная или деловая) школьника, характеристика осознанных мотивов: интересы, их глубина, широта, устойчивость и действительность; наиболее ярко выраженные познавательные интересы. Взгляды и убеждения; единство сознания и поведения; стремление школьника, его намерения, мечты, идеалы. 6. Уровень притязаний (заниженный, адекватный или завышенный); соотношение самооценки и уровня притязаний; характерная для школьника оценка своих возможностей; требовательность к себе; отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей; отношение школьника к самовоспитанию и его выявление в различных видах деятельности. 7. Ученик в различных видах деятельности (отношение школьника к учению; выполняет работу добросовестно или недобросовестно; учится с интересом, без интереса, не желает учиться; какие отметки преобладают; успеваемость и дисциплинированность; степень сформированности учебных навыков; отношение к трудовой деятельности; бытовой труд школьника; соотношение учебной, трудовой и игровой деятельности в жизни ученика; общественная активность школьника). 8. Характеристика познавательной деятельности (особенности восприятия, наблюдательности; особенности памяти, тип памяти; характеристика внимания: устойчивая, переключаемость, распределяемость, рассеянность и др. особенности; соотношение творческого и воссоздающего воображения; степень развития образного и отвлеченного мышления, систематичность и критичность мышления, уровень развития логического мышления: последовательность и доказательность в изложении своих мыслей, умение рассуждать и делать выводы; самостоятельность в суждениях и выводах; степень развития устной и письменной речи: богатство словаря, умение выражать свои мысли в устной и письменной речи). 9. Особенности эмоционально-волевой сферы (характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия; развитие чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических; глубина и устойчивость чувства; преобладающее настроение школьника; степень эмоциональной возбудимости школьника; быстрота протекания и смены эмоций; внешняя выраженность эмоциональных переживаний; эмоциональная устойчивость в напряженной установке и при неудачах; умение сдерживать эмоциональные переживания и изменять их; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание, моральная воспитанность воли и др.). 10. Способности (общие и специальные способности; наиболее выделяющиеся способности ученика: музыкальные, технические, математические, организаторские и др.) 11. Темперамент (проявление некоторых особенностей типа высшей нервной деятельности: сила, уравновешенность, подвижность. Выявление некоторых свойств темперамента: сензитивности, экстра-интервертированности, импульсивности, ригидности и т.д.). 12. Характер (черты характера, проявляющиеся в отношении к учению, — прилежание, активность, дисциплинированность и др. показатели этого отношения; черты характера, проявляющиеся в отношении к классу и школе, переживания успехов и неуспехов своего класса и школы, борьба за честь класса и школы, отношения к мероприятиям, проводимым в классе, школе и др.; черты характера, проявляющиеся в отношении к общественным обязанностям и поручениям: выполняемая общественная работа, чувство ответственности и долга перед коллективом за выполняемую работу; черты характера, проявляющиеся в отношении к труду: трудолюбие, добросовестность, исполнительность и др.; черты характера, проявляющиеся в отношении к товарищам, взрослым: доброта, общительность, внушаемость и др.; черты характера, проявляющиеся к вещам: аккуратность или неряшливость, бережливое или небрежное отношение к вещам и т.д.; черты характера, проявляющиеся в отношениях к самому себе: самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, гордость). 13. Что сделано студентом-практикантом по воспитанию учащегося через коллектив, а также в результате индивидуального воздействия. Эффективность проделанной работы. 14. Психолого-педагогические выводы. Указать возможные линии коррекции в воспитательной работе с данным учащимся (со стороны учителей, родителей, классного или школьного коллектива, а также со стороны самого школьника).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |