Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностическое обследование дошкольника




В своей деятельности педагог-психолог использует об­ширный диагностический материал, с помощью которого определяется уровень психического развития ребенка, соот­ветствие его возрастным нормам. Мы приводим перечень па­раметров, по которым целесообразно диагностировать до­школьников:

Младший возраст (3-4 года):

• понимание речи;

• активная речь;

• сенсорное развитие;

• игра;

• общие движения;

• культурно-гигиенические навыки;

• конструирование (развитие пространственных представ­лений);

• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);

• поведение (взаимоотношения- со взрослыми и сверстни­ками).

Средний возраст (4-5 лет):

• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);

• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изоб­ражений);

• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);

• уровень развития и гармоничность общих движений;

• мелкая моторика (в самообслуживании, рисовании и т. д.);

• связная речь (умение выразить свою мысль);

• развитие мышления;

• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество;

• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;

• социальные навыки — общение со взрослыми и сверст­никами.

Старший возраст (5-6 лет):

• слуховое внимание;

• зрительно-пространственный гнозис;

• зрительно-пространственный праксис;

• общая моторика, ловкость, выносливость, разноимен­ные движения;

• развитие графической деятельности;

• латеральные предпочтения;

• мыслительная деятельность;

• игровая деятельность;

• анализ продуктов деятельности;

• коммуникативные навыки.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

• зрительно-моторная координация;

• ритмическое чувство;

• переключение движений;

• рядограммы (последовательность времен года, дней не­дели);

• звуковой анализ слов;

• умение определять состав числа;

• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;

• составление сюжетного рассказа по серии картин;

• понимание логико-грамматических конструкций;

• установление причинно-следственных связей;

• ориентировка на листе бумаги.

В настоящее время в детских садах используется Психо­диагностический комплект детского психолога (авторы М. М. Семаго, Н. Я. Семаго), в который входит не только не­обходимый стимульный материал, но и руководство с по­дробным описанием проведения методик. Широко распрост­ранен также стандартизированный тестовый материал изда­тельства «Иматон».

В результате проведения общего обследования педагог-психолог выявляет детей, которые имеют проблемы интел­лектуального или личностного развития. С такими детьми проводится углубленная диагностика с целью выявления причин отклонений.

Следует отметить, что при составлении психологического заключения надо избегать использования как медицинской, так и дефектологической терминологии. Например, диагноз «задержка психического развития» ставится врачом, заклю­чение «общее недоразвитие речи» — логопедом. Психолог использует такие термины, как «темповая задержка разви­тия», «недоразвитие вербально-логического компонента ре­чи». Более подробная типология представлена в книге Сема­го Н. Я., Семаго М. М. «Проблемные дети. Основы диагности­ческой и коррекционной работы психолога».

По результатам диагностического обследования на осно­вании заключения педагог-психолог составляет планы раз­вивающих и коррекционных занятий для группы детей или индивидуально.

 

Сочинение на тему: «Мой ребенок, его индивидуальные особенности»

Цель: проанализировать и обобщить ответы родителей для планирования дальнейшей воспитательно-образовательной ра­боты, работы с семьей.

 

«Уважаемые родители! Просим Вас рассказать о своем ребенке. Это Вы можете сделать в любой форме. Хорошо, если в своем рассказе Вы ответите на следующие вопросы:

1. Какой Ваш ребенок (уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный)?

2. Общительный ли он или нет? Как это проявляется?

3. Какое у него любимое занятие?

4. Есть ли у ребенка, на Ваш взгляд, какие-либо способности

5. Чем Ваш ребенок отличается от других детей? В позитив­ном плане? В негативном плане?

6. Каково обычное состояние ребенка и его настроение?

7. Часто ли он устает? Если «да», то почему?

8. Как засыпает? Как спит?

9. Часто ли он плачет?

10. Как он реагирует на неудачи?

11. Как он реагирует на замечания, наказание?

12.Как у ребенка проявляется самостоятельность (любит де­лать все самостоятельно, даже если не умеет; не очень стре­мятся к самостоятельности; предпочитает, чтобы за него все делали другие)?

13. Существует ли унего разная стратегия общения с каж­дым из членов семьи? С чем это может быть связано?

14. Каковы отношения со сверстниками (умеет организовы­вать детей, выполняет только ведущие роли; успешно вы­полняет и ведущие, и второстепенные роли; чаще выпол­няет второстепенные роли, подчиняется другим детям)?

15. О каких еще особенностях Вашего ребенка Вы хотите нам рассказать? Благодарим Вас!»

 

Образец психолого-педагогической характеристики на Машу М. (6лет 5 мес.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.