Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вводные замечания. Коммуникативная сторона общения




Коммуникативная сторона общения

Форма листа для ответов

Номер высказывания Ответ Оценка   Номер высказывания Ответ Оценка
1.       11.    
2.       12.    
3.       13.    
4.       14.    
5.       15.    
6.       16.    
7.       17.    
8.       18.    
9.       19.    
10.       20.    

 

Прогностическая формула НЛО: Д - %; АВ - %; М - %;

АЛ - %; К -%; И - %.

Реальная формула НЛО:

Д - %; АВ - %; М - %; АЛ - %; К - %; И - %.

Формула ошибки НЛО: Д - %;

АВ - %; М -%; АЛ-%; К-%; И - %.

В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Этот процесс в узком смысле можно считать обменом информацией. Однако специфика человеческой коммуникации заключается в том, что в условиях межличностного общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Другими словами, отличительной особенностью межличностной коммуникации является процесс психологической обратной связи [1].

Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых во время общения вопросов. Когда человек получает информацию, он ее прежде всего воспринимает, т. е. интерпретирует. Интерпретация зависит не только от самой информации, но и от индивидуального опыта воспринимающего, его знаний, общего уровня развития и т. д. [2].

Итак, важнейшая характеристика коммуникативной стороны общения — ее знаковый и иптерпретативный характер. Люди по-разному могут воспринимать одно и то же сообщение, давать противоположные оценки одному и тому же явлению, по-разному осмысляя его. Сооб щая информацию, индивид вольно или невольно передает и свое отношение к ней, обусловленное его системой ценностей. Персонализация информации влияет на то, что она воспринимается объемнее, глубже и надежнее, чем информация, передаваемая через неодушевленный источник. Другой стороной персонализации информации может выступать искажение содержания в результате интерпретации или влияния коммуникативных барьеров.

В связи с этим продуктивное общение сопровождается обычно уточнениями, некоторыми психологическими стимулами отрицательного или положительного характера, например поддакиванием или нахмуриванием бровей. Люди используют различные способы для того, чтобы показать свое отношение к предмету разговора и сообщить тем самым собственное понимание обсуждаемого вопроса. В целях избегания искажения информации опытными коммуникаторами используются приемы активного слушания. Например, пониманию партнера по общению будут способствовать следующие приемы [А].

1. Проговаривание. Мы дословно повторяем высказывания партнера. При этом можно начать с вводной фразы: «Как я понял вас...», «По вашему мнению...», «Ты считаешь...» и т. д.

2. Перефразирование. Мы воспроизводим высказывания партнера в обобщенном, сокращенном виде, кратко формулируем самое существенное в его словах. Начать можно с вводной фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...» или «Другими словами, ты считаешь, что...».

3. Интерпретация и развитие идеи. Мы пытаемся вывести логическое следствие из высказывания партнера или выдвинуть предположения относительно причин высказывания. Вводной фразой может быть. «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что...» или «Вы так считаете, видимо, потому что...».

Специфику коммуникативного процесса также характеризует наличие коммуникативных барьеров. Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации. В современной социальной психологии выделяют различные типы коммуникативных барьеров. Прежде всего это барьеры непонимания: фонетический (непонимание двух человек, говорящих на разных языках), семантический (филолог слышит узкопрофессиональный разговор двух математиков), стилистический (доминирование одного из полушарий может определять характерные трудности в восприятии и переработке информации, а несовпадение типов доминантности партнеров приводит к возникновению стилистического барьера в процессе общения), логический (несогласие коммуникаторов по поводу приводимых доводов) и др. Выделяют также барьеры социально-культурных различий: социальные (принадлежность субъектов к разным слоям общества), политические (разные идеология и представления о структуре и смысле власти), религиозные (могут определяться толерантностью самой религии по отношению к представителям другой веры), профессиональные и др. [2].

Практическое занятие по теме «Коммуникативная сторона общения» должно способствовать развитию навыков успешного общения. Занятие содержит элементы тренинга, поэтому ориентировано на группу из 12-15 человек.

Цель занятия

Исследование коммуникативного процесса и факторов, способствующих и препятствующих эффективной передаче информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.