КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Представляется интересным проследить процесс развития музыкально-ритмических способностей в опытно-поисковой группе
Представляется интересным проследить процесс развития музыкально-ритмических способностей в опытно-поисковой группе, а затем проанализировать итоговые результаты экспериментальной и контрольной групп. Уровень эмоциональной выразительности (исходный, из 21-го участника: высокий уровень – 9 детей, средний -7, низкий – 5) от исходного уровня развивался последовательно, от фазы к фазе (соответственно: 11,13, 16), и в результате занятий все учащиеся, обладающие средним уровнем эмоциональной выразительности, «перешли» на уровень высокий. В свою очередь, четверо учащихся с низким уровнем, сумели перейти на более высокую ступеньку эмоционального развития. В результате выявилось, что уровень эмоциональной выразительности в экспериментальной и контрольной группах оказался одинаковым. Уровень операционального развития (способы деятельности: умения и навыки) на исходном уровне выглядел так: высокий уровень – 5 детей, средний - 8, низкий – 8) развивался не так последовательно, как уровень эмоциональной выразительности: после каждой фазы количество детей, выполнивших их на более высоком уровне, увеличивалось очень незначительно, но постоянно, что в результате привело детей экспериментальной группе к более высоким показателям по сравнению с контрольной (на высоком уровне 8 детей против 5-и, на среднем уровне - 12 против 11-и, на низком – о против 3-х.). На уровне субъективно-творческой выразительности преимущество предлагаемой методики, основанной на целенаправленных приемах, оказалось наиболее очевидным: на высоком уровне 15 детей против – 9-и, на среднем 6 против 9-и. на низком уровне о против 1-го. <…> Основные выводы по второй главе. В процессе опытно-поисковой работы по развитию музыкально-ритмических способностей дошкольников был применен методический подход, суть которого, во-первых, заключался в определенном, последовательном по-фазовом развитии прежде всего приоритетных музыкально-ритмических способностей. Согласно специально проведенному обследованию, этот подход оказался более эффективным по сравнению с традиционным.
Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. Охарактеризуйте основную идею исследования А.Хасановой. 2. На какой методологической основе строится данная выпускная квалификационная работа? 3. Считаете ли вы методологическое обоснование работы, изложенное в первой главе, убедительным? Обоснуйте свою позицию. 4. Согласны ли вы с позицией А.Хасановой, согласно которой неразвитость мускульной сферы ребенка часто приводит к ошибочным выводам относительно его музыкально-ритмических способностей? 5. Какие вопросы у вас возникли к автору ВКР?
БИБЛИОГРАФИЯ К ВКР. 1. Абульханова-Славская К.А. Некоторые особенности эстетического переживания (психологические подходы к проблеме) / Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки. Материалы II Международной научно-практической конференции. Москва, 15-17 декабря 1994 г. – М.,1994. 2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования.- М., 2004. 3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования.- М., 2006. 4. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. – М., 1991. 5. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. 2-е изд. – Л.,1971. 6. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 2009. 7. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. Ч.1.- М.,1937, с.7. 8. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Изд.2-е, доп. – Л.,1979. 9. Баренбойм Л.А. Карл Орф и институт его имени в Зальцбурге /Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Составитель Л.А. Баренбойм.-М.,1978. 10. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968. 11. Ветлугина Н.А., Кенемен А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983. 12. Виноградова Е. В., Желоховцев А.Н. Китайская музыка / Музыкальная энциклопедия. Т.2. – М., 1974. 13. Гершунский Б. С. Философия образования для XX века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). – М., 1997. 14. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. Изд. 2-е. – М., 2000. 15. Жак-Далькроз Э. Ритм.- М., 2006. 16. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - 6-е изд. стер. – М., 2010. 17. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.- М.,2000. 18. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Программа по музыке для общеобразовательной школы. Под руководством Д.Б.Кабалевского.- М.,2005. 19. Кабалевский Д.Б. О музыке и музыкальном воспитании. – М., 2004. 20. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности.- М., 2004. 21. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В двух частях. – М, 2001. 22. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмичесие задания и этюды на музыку Г. Свиридова для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. – М., 2003. 23. Костина Э.П. Камертон. Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М.,2008. 24. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки / Сов. музыка, 1990, №11. 25. Мамины помощники: сценарии, песни, стихи, игры. Для детей дошкольного возраста. Составитель Л. Феоктистова. – М., 2003. 26. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993. 27. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.,1981. 28. Методология педагогики музыкального образования (Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В., Целковников Б.М. и др.). Отв. редактор Э.Б. Абдуллин. – М., 2006. 29. Назайкинский Е.В. Психология музыкального восприятия. 1972. 30. Науменко С. И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности. // Вопросы психологии,1982,№5. 31. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Заметки педагога.- М., 1987. 32. Николаева Е.В. Музыкально-пластическая деятельность детей на музыкальных занятиях / Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования.- М.,2004. 33. Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 2000. 34. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста - С.-П., 2005. 35. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя. – М., 1956,с.100. 36. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. Под ред. Г.М. Цыпина.- М.,2003. 37. Радынова О.П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л., Музыкальное воспитание дошкольников М., - 1998 38. Старчеус М.С. Слух музыканта.- М.,2003. 39. Тарасов Г. С. Музыкальная психология / Спутник учителя музыки. Составитель Т.В. Челышева.— М., 1993. 40. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М,1988. 41. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 2003. 42. Торопова А. В. Homo musicus в зеркале музыкально-психологической и музыкально-педагогической антропологии. – М.,2008. 43. Холопов Ю.Н. Русская философия музыки и труды А. Ф. Лосева // Вопросы классической филологии. Вып. XI. М.: МГУ, 1996. 44. Холопова В.Н. Ритм / Музыкальная энциклопедия. Т.4. – М.,1978. 45. Холопова В.Н. Музыкальный ритм. – М.,1980. 46. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества.- М., 1988. 47. Шеллинг Ф.В. Философия искусства / Т. I. – М., 1981. 48. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1999. 49. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, письма. Сб. в 2-х т. Общ. ред. Д.Д. Шостаковича. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.,1972.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследование посвящено поиску более эффективных результатов в области развития музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста. Работа исходит из предположения, согласно которому: 1. Уровень развития музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста может повыситься, если будут выделены, педагогически разработаны и обоснованы приоритетные направления, выступающие в триединстве мотивационно-эмоционального, операционального и субъективно-творческого компонентов. Такими направлениями стали последовательно выстроенные задачи-фазы овладения детьми: а) метро-темпом; б) акцентами, в) относительной целостностью восприятия и интонационно-пластического исполнения детьми музыкальных произведений. 2. Реализация каждой из названных задач-фаз требует нахождения, приспособления и обоснования оптимальных для каждого ребенка способов выполнения заданий, направленных на развитие способностей, умений и навыков интонационно-пластического, главным образом художественно-образного исполнения детьми музыкальных произведений. Поиск этих способов исходит из позиции, согласно которой ошибки в исполнении ритмических рисунков (мотивов, фраз, мелодий) часто объясняются не слабым уровнем музыкального слуха, а, прежде всего, мускульной неподготовленностью ребенка. 3. При осуществлении проверки эффективности опытно-поисковой работы процесс выявления исходного уровня музыкально-ритмических способностей во многом зависит от оптимальных способов выявления этого уровня применительно к индивидуальному музыкальному опыту конкретного ребенка. 4. Проведенная поисковая работа подтвердила эффективность предлагаемой методики формирования музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста, основывающейся на выделении и решении прежде всего приоритетных задач, сформулированных на основе методологического разноуровневого анализа исследуемой проблемы и обобщения предшествующего собственного опыта работы. Доказана также гипотеза о том, что во многих случаях ошибки в исполнении ритмических рисунков объясняются не слабым уровнем музыкального слуха, а прежде всего мускульной неподготовленностью ребенка. Данный вывод представляется важным и требует более углубленного специального исследования. 5. Для получения более объективных данных, которые позволили бы сформулировать научные рекомендации по изучаемой проблеме, необходимы повторные эксперименты, в том числе, с более тщательным и широким отбором детей на исходном констатирующем уровне.
КОДИЦА МАРИНА НИКОЛАЕВНА [20] СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЕЕ ОСВОЕНИЯ. (Квалификационная работа по специальности «Музыкальное образование»)
СОДЕРЖАНИЕ Введение… …………………………………………………………………184 Глава I. Музыкально-пластическая деятельность как разновидность музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности учащихся…………………………………………………………………. 185 1.1. Проблема взаимодействия музыки и движения: историко-теоретический аспект………………………………………………………………………185 1.2. Музыкально-пластическая деятельность в учебных программах по музыке для начальной школы на рубеже XX и XXI столетия…………194 Глава II. Опытно-поисковая работа по введению в содержание музыкальных занятий с младшими школьниками различных разновидностей «звучащих жестов»…………………………………. 195 2.1. «Звучащий жест» как одна из основных разновидностей 2.2. Организация, содержание и результаты опытно - поисковой работы..203 Выводы………………………………………………………………………….218 Заключение ………………………………………………………………220 Библиография к ВКР …………………………………………………....221
В настоящее время в уроки музыки все шире входит музыкально-пластическая деятельность, рассматриваемая как средство развития музыкальности и пластики ребенка. Однако, несмотря на большое внимание к данной проблеме, включение в содержание занятий «звучащих жестов»[21], к которым принято относить: шаг, хлопок, шлепок и щелчок, не было предметом специального изучения. Восполнить этот пробел и призвана настоящая работа <…>. Цель исследования: определение содержания и организации музыкально-пластической деятельности на начальном этапе ее освоения младшими школьниками. Объект исследования: процесс музыкального образования младших школьников. Предмет исследования: содержание и пути организации музыкально- пластической деятельности детей младшего школьного возраста на музыкальных занятиях в школе. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования. 2. Теоретически обосновать содержание и организацию музыкально-пластической деятельности на начальном этапе ее освоения младшими школьниками. 3. Проверить и обосновать возможность и целесообразность введения в содержание музыкальных занятий с младшими школьниками такой разновидности музыкально-пластических движений как «звучащие жесты».
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |