Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы воспитания. Кроме позитивно настроенных детских общественных объединений существуют и негативные, деструктивные молодежные движения




Кроме позитивно настроенных детских общественных объединений существуют и негативные, деструктивные молодежные движения. Наиболее распространенными являются неофашистские и националистические организации, а также некоторые религиозные объединения.

Реальные возможности участия в жизни коллектива, сообщества предоставляют детские и молодежные движения, поддержка которых является важной педагогической задачей школы и государства. Даже будучи организованными при помощи взрослых, они действуют только до тех пор, пока отвечают на реальные запросы подрастающего поколения. Успешное детское или молодежное движение всегда опирается на код неформальности, включающий в себя свободу, спонтанность, приключения, романтику, культурную и социальную эклектику, свободный выбор, многообразие деятельностей, равноправие, пробы и эксперименты, сосуществование отложенного и немедленного удовольствия, прагматический символизм. По мнению, И.Д. Фрумина, именно этот код обеспечивает идеальный неформальный порядок и позволяет перейти от отчуждения по отношению к современному обществу к осмысленному взаимодействию с ним.

Большая советская энциклопедия даёт следующее определение: «Общественные организации - объединения граждан, построенные на основе самоуправления, организационной самодеятельности, принципов демократического централизма, ставящие перед собой цели, соответствующие законным интересам и правам объединившихся лиц и осуществляющие деятельность, направленную на реализацию этих целей и одновременно на решение задач, стоящих перед всем обществом. Членство в общественной организации основывается на принципе добровольности. Общественная организация - составная часть политической организации общества наряду с системой представительных органов и подчинённого им аппарата государственного управления, с организациями местной самодеятельности и органами массовых общественных движений. В процессе своей деятельности общественные организации взаимодействуют со всеми этими органами и организациями». [81]

Современные детские и молодежные движение, не будучи, строго говоря, массовыми, представляет собой живое, динамичное явление, его формы и структуры разнообразны. Сфера их деятельности охватывает получение образования, трудоустройство, досуг, решение жилищных проблем, политику, культуру, спорт, социальную поддержку и другие области. Если говорить о функциях деятельности, то выделяются две: реализация индивидуальных потребностей и социализация молодого человека. По степени реализации этих функций можно судить о месте в воспитательном пространстве молодежных движений. Эти функции представлены в различных концепциях и программах. Примером может служить программа «Возрождение», которая носит рекомендательный характер. Её основная идея: «Сберечь себя для России и Россию для себя». В акциях программы тесно сплетаются две заботы: одна - о духовном и физическом совершенствовании человека, его выживании в новых экономических, экологических, социальных условиях; другая - о прошлом, настоящем и будущем России. В программе действуют девять взаимосвязанных проектов: Робинзон, Первооткрыватели, Путешественники в прошлое, Кладоискатели, Спасатели, Рукомесло, Сталкеры, Мы вместе и Русское зарубежье [82].

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

Пожалуй, самым известным примером детского движения в России является скаутинг. Скаутинг в России изначально шёл трудной непроторённой дорогой и всегда был движением энтузиастов. В 1919 году два русских офицера отправились за границу «для практического ознакомления с постановкой работы в скаутских отрядах». Это были капитан лейб-гвардии стрелкового полка О.И. Пантюхов и штаб-ротмистр Г.А. Захарченко. А в конце 1919 года Россию посетил Р. Баден-Пауэлл (основатель скаутов – юных разведчиков в Европе) и имел встречу с Николаем II. Организатором первой скаутской группы по праву называют Олега Ивановича Пантюхова. В Москве было основано Общество содействия организации юных разведчиков под председательством вице-адмирала И.И. Чайковского. В.А. Попов, первый редактор журнала «Вокруг света», руководил первым Московским отрядом. В Петербурге В.Г. Янчевецкий стал создавать журнал, в котором пропагандировал идеи скаутинга и организовал в своей гимназии «Легион юных разведчиков» [83]. Скауты работали связистами в организациях военного ведомства, несли строевую службу, участвовали в субботниках, помогали на сельхозработах, участвовали в борьбе с беспризорностью, собирали средства голодающим губерниям, работали в санитарных поездах.

Днём рождения Русского Союза Скаутов (РСС) считается ноябрь 1993 года. Тогда в Нижнем Новгороде, в школе № 91 образовалась небольшая скаутская дружина, состоящая всего из двух скаутских патрулей. Это произошло благодаря инициативной тройке: И.М. Богданова- директора школы № 91 и двух его единомышленников – В. Черных и М. Воробьёва. Все они хотели научить детей всему тому, что может пригодиться им в жизни. Решили, уйдя от политики, проводить теоретические и практические занятия по выживанию в экстремальных условиях. Так при школе начали проводиться интереснейшие занятия по туристической подготовке, рукопашному бою, альпинизму, скалолазанию, оказанию первой медицинской помощи…

В Союзе разработана система профессиональной подготовки скаутов. Здесь облюбовано множество «взрослых» специальностей. Причём, если у младших скаутов полезные навыки приобретаются в процессе игры, то у старших вполне «серьёзным» специальностям - спасатель, эколог, связист, бизнесмен - обучают по специальной программе.

Основными целями деятельности Русского Союза Скаутов являются: воспитание детей и молодёжи достойными гражданами России, привитие им навыков развивающей инициативы, организаторских способностей, ответственности и возможности принимать самостоятельные решения, направлять свою деятельность на пользу общества. Сейчас отделения РСС работают во многих городах России, штаб-квартира расположена в Нижнем Новгороде [84].

Скаутинг учит оптимизму, социальному творчеству и терпимости, сознательной дисциплине. Учит, что самыми дорогими для человека являются дружба, товарищество, братство, и обязательно – чувство милосердия. Скауты очень любят игры. В игре-испытании «Лесной человек» они учатся не бояться леса, дружить с ним, получать от него кров и пищу; игра «Бронзовый человек» учит, как стать сильнее, укрепить здоровье, не бояться жары и холода…

Девиз скаутов – «Будь готов» - руководство к готовности заботиться о себе и помогать тем, кто в этом нуждается. Воспитательный характер скаутского движения – существенная характеристика. Воспитывать по-скаутски – значит не учить, а привлекать молодого человека к тому, что формирует его характер.

В скаутском движении истоки Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина — массовой детской коммунистической организации в СССР. Она была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года, с тех пор 19 мая отмечается как День пионерии. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти В.И. Ленина получила его имя. От скаутского движения отличалось по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью идеологическое влияние на детей и их воспитание в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и Советскому государству. Идея была сформулирована Н. К. Крупской, которая в ноябре 1921 года несколько раз выступила с докладом «О бойскаутизме», в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Руководители комсомола, крайне негативно относившиеся к скаутизму, первоначально восприняли эти идеи настороженно. Однако после в начале 1922 года была выдвинута идея о применении скаутских методов не среди комсомольцев, а среди детей и создания детского коммунистического движения (ДКД). И. Жуков предложил для новой организации название «пионеры» (заимствованное из скаутской практики). Символы её представляли собой несколько видоизменённые скаутскую символику: красный галстук (вместо зелёного; он использовался уже «юковцами»), белая (вместо зелёной) блуза, скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!». От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров,комсомольцев и коммунистов). Сохранился также скаутский призыв «Будь готов!» с изменением его направленности на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира. [85]

Пионерская организация была создана для воспитания подростков, однако и младшие ребята не остались без своей организации. Термин октябрята появился в 1923—24 гг., когда в Москве стали возникать первые группы октябрят – детей, родившихся в 1917 году — ровесников Великой Октябрьской социалистической революции. В Советском Союзе – это были учащиеся 7—9 лет, объединяемые в группы при пионерской дружине школы. Группы октябрят создавались в первых классах школ, традиционно в начале ноября, и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок — пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят состояла из «звёздочек», каждая из которых включала обычно по 5 детей — символ пятиконечной звезды. В «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из должностей — командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. Деятельность была организована в игровой форме, в октябрятских группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию им. В.И. Ленина. И в настоящее время объединения младших школьников при пионерских и других детских организациях, подобные октябрятам, действуют во многих странах.

Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ) — политическая молодёжная организация в СССР, которая работала под руководством Коммунистической партии Советского Союза. Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ) был создан 29 октября 1918 года, в 1924 году РКСМ было присвоено имя В.И. Ленина — Российский Ленинский коммунистический союз молодёжи (РЛКСМ), в связи с образованием Союза ССР (1922 г.) комсомол в марте 1926 года был переименован в ВЛКСМ. Очень скоро Комсомол остался единственной в РСФСР, а затем и в СССР политической молодёжной организацией. Через структуру этой организации осуществлялось идеологическое воспитание молодежи, и реализовывались политические и социальные проекты. ВЛКСМ позиционировался как «помощник и резерв» КПСС. Первоначально в ВЛКСМ принимались в основном дети рабочих и беднейших крестьян. В дальнейшем социальная база ВЛКСМ постепенно расширялась, и в 60-х—80-х года XX века в ВЛКСМ принимались практически все учащиеся общеобразовательных школ. Комсомол всегда существовал на противоречии между юношеским максимализмом, стремлением к правде, к совершенству и строгой политической линией КПСС, отступление от которой жестоко каралось. Комсомол был активно задействован партией большевиков, а в дальнейшем коммунистической партией, для осуществления широкомасштабных действий (студенческие строительные отряды, ударные комсомольские стройки, вахты Памяти и многое другое). История комсомола - это история нашей страны и всех её граждан. И, несмотря на то, что в последние годы советской власти комсомол окончательно превратился в бюрократическую систему, полностью соответствующую общей бюрократической системе последних лет СССР, это была настоящая «школа жизни» для каждого человека, рожденного в СССР.

В настоящее время коммунистические организации в России условно можно разделить на те, которые действуют при коммунистических партиях (СКМ РФ (Союз коммунистической молодежи Российской Федерации) при КПРФ, РКСМ (б) (Российский коммунистический союз молодежи (большевиков) при РКРП — РПК (Российской коммунистической рабочей партии — Революционной партии коммунистов), ВМГБ (Всесоюзная Молодая Гвардия Большевиков) при ВКПБ (Всесоюзная Коммунистическая Партия Большевиков), и независимые от политических партий (РКСМ (Российский коммунистический союз молодежи), АКМ (Авангард красной молодежи), СД «Вперёд» (Социалистическое движение «Вперед»). Последние более активно участвуют в блоках и коалициях с различными политическими силами, в частности, c такими, как Левый фронт, Институт проблем глобализации, Институт глобализации и социальных движений, движение «Автономное действие». Процесс формирования новых коммунистических молодёжных организаций отражает ситуацию в коммунистическом движении, находящегося в затяжном кризисе, и поиск коммунистической молодёжью новых организационных форм и методов работы [86].

ЗАДАНИЕ

Ознакомьтесь с понятием воспитательная система и с одной из 30 воспитательных систем, описанных в книге: Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях из авторов и исследователей). Редактор-составитель Е.И. Соколова /Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 1998.

Выявите закономерности воспитательного процесса, положенные в основание выбранной вами для изучения воспитательной системы, подберите необходимые примеры.

Принципы воспитания включают в себя общие принципы построения и реализации целостного педагогического процесса и принципы, присущие именно процессу воспитания. Рассмотрим эти принципы.

Принцип воспитания личности в коллективе – это важнейший принцип воспитания. Поскольку человек – социальное существо, опыт коллективного общения и взаимодействия ему необходим. Сегодня процессы интеграции в развитых странах, коллективное разделение труда, совместное творчество во всех областях – труд, прогресс, семья невозможны без сообщества (коллектива). Однако нельзя забывать и о существенном влиянии отдельной личности на коллектив (примеров в реальной школьной жизни более, чем достаточно, когда один ученик, особенно если это незаурядная в каком-либо смысле личность, может очень сильно влиять на коллектив, сообщество, как положительно, так и отрицательно).

Принцип демократизации – антипод авторитарной системы воспитания, до сих пор нерешенная в практике проблема равноправия всех субъектов воспитательного процесса, отношения которых должны строиться на основе сотрудничества, включать элементы товарищества, взаимопомощи. Происходит перестройка управления школой по многим важным вопросам её жизни: нет единоначалия директора или педагогического коллектива, руководит жизнью школы Школьный Совет, в который входят на равных правах педагоги, школьники, родители, социальные партнеры школы. И, хотя в реальной жизни большинства школ такой вариант управления соблюдается формально, но есть блестящие примеры новаторов, показавших как это может быть осуществлено. Примерами является опыт директора 825 школы г. Москвы В.А. Караковского, директора Центра образования № 109 г. Москвы Е.А.Ямбурга.

Принцип гуманизации воспитания – у Шалвы Александровича Амонашвили звучит как «очеловечивание воспитания». Принцип реализуется в двух проекциях – через материально-вещественную среду и через взаимоотношения. Так, например, в период перестройки (вторая половина 80-х годов ХХ в.) убрали из школ политические плакаты, стенды, бюсты В.И.Ленина, появились цветы, зеркала, рыбки, диванчики в рекреациях. Однако, этого недостаточно, потому что должны очеловечиваться и сами отношения между педагогами и детьми. Детям часто не хватает доброты, теплоты со стороны педагогов, да и из семьи она далеко не ко всем приходит. Сегодня учитель не только может, но и должен назвать ученика ласкательно по имени, погладить по голове, заглянуть в его глаза – об этом и не мечтали многие поколения учащихся и учителей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.