Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские школы 70—90-х годов XX века 7 страница




18-942


обязательно в качестве объекта геометрии рассматривать реаль­ные плоскости, линии, фигуры, т.е. то, что дано в чувственном восприятии (как говорили в свое время философы — первичные качества, ибо к ним относили протяженность и фигуру). Элемен­тами множества, на котором осуществляется та или иная геомет­рия, могут быть просто некоторые совокупности чисел.

Оказалось, что можно строить разные неэвклидовы геометрии и при этом исходить из разных принципов. Так, Риман исходил из элемента длины, а Бельтрами — из кривизны пространства (он полагал, что поверхность типа грамофонной трубы служит наглядным образом для интерпретации геометрии Лобачевского, ибо там, на поверхности такого типа, выполняются соотношения этой геометрии). Как отмечают историки науки, другие матема­тики находили новые системы аксиом и новые структуры, лежа­щие в основе построения геометрии. Таким образом, в матема­тике появилось новое представление о геометрии, не связанное, как это было раньше, с непосредственным чувственным воспри­ятием макромира. Математика перешла на новый, более высо­кий уровень абстракции.

Параллельно с исследованиями, изменившими представления о геометрии в середине XIX века, начались работы по пересмот­ру основ арифметики и применению в логике математических методов. Первым здесь должен быть отмечен английский мате­матик и логик Джордж Буль (1815—1864). Он предложил рассматривать логику как алгебру, в которой переменные могут принимать только два значения: нуль и единица, соответствую­щие двум значениям истинности: ложное и истинное. Буль полагал, что есть некоторые общие принципы мышления, что дает основания для аналогии между логикой и алгеброй. Если в алгебре для нахождения значения неизвестного члена использу­ются уравнения, то аналогично следует поступать и в логике, т.е. надо строить логические уравнения для определения неизвест­ных логических терминов. Так возникла новая область науки — алгебра логики и началась реализация программы создания всеобщего исчисления истинности, предложенной Лейбницем.

Важным этапом на этом пути стали работы немецкого мате­матика Готлоба Фреге (1848—1925). В работе «Исчисление понятий» (1879) он осуществил дедуктивно-аксиоматическое по-


___________________________________________275

строение логики высказываний и логики предикатов средствами разработанного им формализованного языка. Его идея состояла в том, что основные фундаментальные законы арифметики и математического анализа могут быть сведены к законам логики. На этой основе возникло целое направление, получившее назва­ние логицизм. Логицизм получил свое развитие в работах анг­лийского математика и философа Бертрана Рассела (1872— 1970), который в соавторстве со своим соотечественником Альфредом Уайтхедом (1861—1947) выпустил работу «Прин­ципы математики». В ней они развили основные положения теории логицизма. Однако австрийский логик и математик Курт Гёдель (1906—1978) доказал, что невозможно полностью фор­мализовать мышление, что лейбницева программа полной фор­мализации мышления невыполнима. Гёдель также показал, что невозможно доказать непротиворечивость формальной системы средствами самой этой системы. Таким образом, Гёдель показал несостоятельность центральной идеи логицизма. Были отвергну­ты чрезмерные претензии логицизма на создание абсолютно истинных формально-логических систем.

Штормы, бушевавшие в океанах логики и математики, не были заметны большинству людей. Войны и революции, про­мышленные подъемы и жестокие кризисы, громкие споры о величии и ничтожестве человека, нации и народов заглушали раскаты грома, раздающиеся из области абстрактных наук. И лишь иногда сведения о парадоксах теории множеств или теории относительности вспыхивали зарницами на далеких горизонтах общественного сознания. Однако на пути, пройденном логикой и математикой за указанный период, были получены результаты, имеющие фундаментальное значение как для этих наук, так и для философии — результаты, без которых оказались бы невоз­можными успехи в создании современных вычислительных машин, открывающих новый этап в развитии всей человеческой цивилизации.

Благодаря кибернетике, основоположником которой был аме­риканский математик Норберт Винер, и математической тео­рии связи, разработанной его соотечественниками К. Шенно­ном и У. Уивером, в науку вошло заново переосмысленное понятие информации. Было создано несколько математических

18'


теорий информации. Появились исследования информации, взя­той в разных аспектах: синтаксическом, семантическом, аксио-логическом. Информация сделалась общенаучным понятием, ко­торое стали применять очень широко не только в математичес­кой теории управления и связи, но и для характеристики самых разнообразных процессов, вплоть до мышления и общественных отношений. Применение компьютерной техники для создания, хранения, передачи и использования информации потребовало создания целого направления в науке, которое получило назва­ние информатики, а сейчас используется и такое понятие, как компьютерная информатика. 80-е годы стали периодом массовой компьютеризации в развитых странах, где количество компьюте­ров разных типов, ежегодно выбрасываемых на рынок, и в первую очередь персональных компьютеров, исчисляется десят­ками миллионов. Компьютеризация существенно влияет на про­цессы обучения, на постановку и решение научных задач, на исследования в области мышления и процессов познания. Моде­лирование мышления и других психических процессов стало одной из важнейших проблем современной науки, одной из важнейших проблем теории познания.

Проблема соотношения мышления человека и машинного мышления возникла уже на ранних этапах развития кибернети­ки. Дело в том, что способность системы поглощать информацию растет вначале довольно медленно по сравнению с количеством вложенной в нее информации. И лишь после того, как вложенная информация перейдет за некоторую точку, способность машины поглощать дальнейшую информацию начнет быстро расти, при­обретенная информация может не только сравняться с той, которая первоначально была вложена в машину, но и далеко превзойдет ее. С этой стадии сложности машина приобретает некоторые свойства живого существа.

Проблема соотношения человека и машины, мозга и компью­тера занимала Винера до последних дней его жизни. Последняя его работа имеет характерное название «Бог и Голем». Согласно библейскому мифу, Бог создал человека из глины и оживил его своим дыханием. Проблема создания человека-робота возникла в новых, уже современных условиях. Ее-то и обсуждает Винер. Он отмечает несомненные достоинства мозга человека как орга-


_________________ 277

на мышления по сравнению с машинами его времени. «Главное из этих преимуществ, — пишет Винер, — по-видимому, способ­ность мозга оперировать с нечетко очерченными понятиями. В таких случаях вычислительные машины, по крайней мере в настоящее время, почти не способны к саморегулированию. Между тем наш мозг свободно воспринимает стихи, романы, картины, содержание которых любая вычислительная машина должна была бы отбросить как нечто аморфное.

Отдайте же человеку — человеческое, а вычислительной машине — машинное. В этом и должна, по-видимому, заклю­чаться разумная линия поведения при организации совместных действий людей и машин. Линия эта в равной мере далека и от устремлений машинопоклонников, и от воззрений тех, кто во всяком использовании механических помощников в умственной деятельности усматривает кощунство и принижение человека»'.

За тридцать лет, прошедших с того времени, когда Винер высказал эти мысли, компьютерная техника и технология ис­пользования компьютеров развились настолько, что возник во­прос о разработке особой части теории познания, которая бы специально анализировала проблемы, возникающие в этой об­ласти. Для того чтобы отличить эту часть теории познания от традиционно рассматриваемых в теории познания проблем, было предложено обозначить новую область как «информационная эпистемология». Задача, стоящая перед информационной эписте-мологией, формулируется в самом общем виде так: как могут формироваться знания в компьютерах? Решение этой общей задачи предполагает пересмотр или уточнение многих понятий, которые раньше воспринимались на уровне интуитивных пред­ставлений, как вполне ясные и понятные.

Рассмотрим два подхода к оценке интеллекта как целого, как общественного выражения познавательной способности челове­ка, неразрывно связанной с его деятельностью.

В первом случае речь пойдет о роли интеллекта в развитии человечества не только в настоящем, но и в будущем. В качестве примера такого подхода возьмем книгу современного российско­го ученого А.П.Назаретяна «Интеллект во Вселенной» (М., 1991). Автор рассматривает в самом общем виде проблему

Винер Н. Творец и робот. М., 1966. С. 82—83.


эволюции Вселенной, отмечая при этом, что для того, чтобы обрисовать потенциальные перспективы цивилизации, ее место и возможную роль в универсальном эволюционном процессе, необходимо разобраться в природе интеллекта, истоках, причи­нах и механизмах его формирования. Чем выше организован индивидуум, тем значительнее роль внутренних моделей, регу­лирующих его активность. Прогрессивная эволюция характери­зуется тремя моментами: удалением от термодинамического равновесия, усложнением организационных связей и совершен­ствованием информационных моделей — ростом их динамичнос­ти и содержательности. При таком подходе сам интеллект может рассматриваться как свойство информационной модели обеспе­чивать количественно-энергетическое превосходство полезного результата над затрачиваемым усилием.

Это касается не только производства, где влияние интеллекта очевидно. Дело и в моральных регуляторах социальных отноше­ний. Конструктивная мораль, освобожденная от оков авторитар­ности и дихотомичности («они» — «мы»), построенная на крити­ческом осмыслении опыта и рациональных оценках долгосроч­ных последствий, единственно надежна в динамичном, взаимоза­висимом, технологически могущественном мире.

Возрастание удельного веса умственного труда отражает об­щеэволюционный закон, который требует для сложных систем опережающего развития интеллекта, опережающего по отноше­нию к двум другим векторам роста — технологическому потен­циалу и организационной сложности — и соответственно к управленческим притязаниям. По мере решения других глобаль­ных проблем на передний план, по мнению автора, будет высту­пать новая: отношения между естественным и искусственным разумом. И если человечество доживет, а значит, и дорастет до реального возникновения проблемы «двоевластия интеллектов», то конфронтационные подходы к ее решению будут сразу же отброшены. Речь может идти только о разных вариантах их синтеза. Формирование таких симбиозных структур в перспек­тиве обеспечило бы диалектическое снятие противоречий между безграничными потенциями интеллектуального развития и огра­ниченными возможностями, потребностями, мотивами биологи­ческого организма.


________________________ 279

По-иному рассматривается проблема интеллекта в статье современного российского ученого Ан.А. Мальцева «Интел­лект как ресурс», помещенной в книге «Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект» (М., 1988). Автор ставит своей задачей остудить восторги горячих поклонников искусст­венного интеллекта и их надежды на очень быстрый, едва ли не бесконечный прогресс в этой области. Он отмечает, что уже сейчас приходится сталкиваться с некоторыми принципиальны­ми ограничениями, в первую очередь при составлении алгорит­мов, по которым работают компьютеры.

Наряду с другими вопросами ставится и такой: если интел­лект является ресурсом, то может ли в каких-то формах прояв­ляться его переэксплуатация, истощение? Для ответа на этот вопрос Ан.А. Мальцев обращается к анализу ситуации с образо­ванием. Образование как система во всем мире растет и разви­вается. Но во всем мире наблюдается недостаток действительно образованных людей. Педагогическая практика показывает, что не все дети могут окончить школу, а из числа окончивших многие весьма поверхностно усваивают программу. Аналогично обстоит дело и с высшим образованием. Хотя оно и не столь массово, как школьное, однако процент усвоивших предлагаемые вузом знания оказывается еще ниже, чем в школе. Если в школе он предположительно доходит до 75% (по-видимому, завышен), то в вузе автор понижает его до 25%. В качестве примера он ссылается на США, где испытывают трудности с инженерными кадрами, текучесть которых составляет десять процентов в год. Быть настоящим инженером тяжело, это такая нагрузка на интеллект, от которой стремятся уйти даже справляющиеся с ней. Еще более сложным оказывается положение с научными кадрами: ученых, способных продуцировать новые идеи, — еди­ницы. Даже число просто компетентных на своем уровне удиви­тельно мало, особенно в сравнении с населением страны. И дело не просто в улучшении системы образования, методах отбора в вузы и аспирантуру, методах расстановки кадров. Имеется неко­торый суммарный потолок, который говорит о том, что происхо­дит процесс переэксплуатации интеллекта. В прежние времена требования к интеллекту были значительно ниже, его возмож­ности, скорее всего, недоиспользовались. А сегодня сталкивают-


280 ________ _________

ся с границами возможностей интеллекта. Интеллект как ресурс человечества, причем конечный ресурс, должен стать предметом тщательного научного исследования.

Отметим также, что в большинстве случаев авторы, иссле­дующие проблемы развития познания и развитие интеллекта как естественного, так и искусственного, как правило, отвлекаются от тех реально существующих в обществе обстоятельств, кото­рые препятствуют этому развитию. Своеобразный религиозный ренессанс, характерный для нашего времени, это процесс, захва­тывающий многие миллионы людей и естественно препятствую­щий развитию научного образования; массовая культура, широ­ко пропагандируемая средствами телевидения, радио, кино, ста­новится постоянным фоном жизни и действий, благодаря аудио-и видеотехнике, и препятствует освоению более сложных форм культуры; пропаганда насилия и порнографии, расширяющаяся с развитием средств связи, звуко- и видеозаписи и влияющая на понижение моральных критериев в обществе, — все эти обсто­ятельства не могут не оказывать отрицательного влияния на развитие общества, на формирование интеллекта и социальных чувств современного человека, а следовательно, на перспективы развития всего человечества.

Глава VI. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ

В ряду обобщенных характеристик развития человечества в XX столетии следует назвать прежде всего такой феномен, как появление компьютеров и начало формирования информацион­ных обществ. Процесс компьютеризации и информатизации про­текает неравномерно в разных странах и регионах, однако в целом он продвинулся уже настолько, что стало возможным подвести некоторые итоги и заглянуть в будущее. Компьютери­зация всех сфер человеческой деятельности выступает сегодня и как важнейшая задача общества, и как императив социального развития. Без решения этой задачи невозможны гуманистичес­кие преобразования, экономическое развитие общества, способ­ное обеспечить достойную жизнь всем своим гражданам. Именно с таких позиций рассматриваются философские проблемы ин-


_________________________ 281

форматики в работах наших ученых, опубликованных в послед­нее время'.

Процесс компьютеризации и медиатизации за последние пол­тора десятилетия особенно интенсивно протекал в США и Японии. К сожалению, в нашей стране дело обстоит хуже. Но объективные требования общественного развития в этой области достаточно ясно выявлены, проанализированы и сформулирова­ны. Здесь мы воспользуемся разработками А.И. Ракитова, кото­рый выделяет ряд характеристик информационного общества.

1. Доступность информации. Для любого человека и любой организации в любое время должна быть доступна любая информация.

2. Реальное обеспечение доступности информации, в первую очередь техническое; информационные технологии современного уровня должны быть произведены в таких объемах, чтобы легко выполнялись требования пункта первого.

3. Производство информации в объемах, необходимых и достаточных для обеспечения жизнедеятельности и разви­тия общества во всех его частях и направлениях. Особое и важнейшее место в производстве информации должна занимать наука. Собственная научная база — необходимое условие национальной независимости и социального про­гресса.

4. Ускоренная автоматизация и роботизация во всех; сферах производства и управления. I;1 5. Преимущественное развитие сферы информатиза-? ционной деятельности и услуг, с тем чтобы не менее I; 50% занятого населения трудилось в этих областях. Разу-г меется, что сфера материального производства будет выда-^ вать необходимую продукцию высокого качества в требуе-| мых объемах при регулярном сокращении занятых в ней!" людей.

Совокупность всех этих признаков свидетельствует, по мне­нию А.И.Ракитова, о том, что мы имеем дело с обществом, которое можно оценить как информационное общество. Оценка

* Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. М., Наука, 1990; Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: ИПЛ, 1991.


развития того или иного общества по уровню его информацион­ной культуры может быть обращена и в прошлое, но главное, конечно, это объективная оценка настоящего и тенденций обще­ственного развития на ближайшее будущее, ибо отсюда должны делаться выводы, определяющие наиболее существенные пути и средства социального развития. И вряд ли можно сомневаться в том, что расширяющееся и ускоряющееся формирование инфор­мационных обществ является определяющей тенденцией про­грессивного развития человечества в XXI веке.

Процессы информатизации и медиатизации' приобретают гло­бальный характер. Изучение этих процессов потребовало созда­ния соответствующих научных центров. Так, например, в Японии был создан Японский институт информационного общества. Его директор И. Масуда предложил довольно простую, однако доста­точно убедительную схему преобразования человечества в связи с новыми условиями, порожденными появлением и развитием компьютеров и современных телекоммуникационных систем. В 1985 году Масуда опубликовал статью под названием «Гипотезы о возникновении человека интеллектуального». Какие факторы определили появление человека вида «человек разумный»? — ставит вопрос Масуда. И называет следующие три.

1. Развитие лобных долей мозга, благодаря чему была обес­печена возможность человеческого мышления.

2. Развитие речевого аппарата, благодаря чему была обеспе­чена возможность звуковой коммуникации.

3. Развитие кисти руки, благодаря чему была обеспечена возможность осуществлять производственную деятель­ность.

Какие возможности появляются у современного человека?

1. Человеческая способность к мышлению с помощью мозга значительно усиливается за счет включения в систему мышления компьютеров.

2. Средства коммуникации делают качественный скачок за счет современных телекоммуникативных систем, использу­ющих компьютерную технику, спутниковую связь, воло­конную оптику и другие современные технологии.

3. Автоматизация и роботизация современного производства

1 Медиатизация — внедрение новых средств связи с применением микропроцессо­ров и интегральных схем для скоростного приема и передачи информации.


дает возможность колоссального количественного и каче­ственного роста материального производства. Чем дальше, тем больше интеллектуальная деятельность ста­новится главным видом человеческой деятельности. Масуда полагает, что новые технологии повлекут за собой кардинальные изменения в ценностных ориентациях людей. Из узких, прямых, эгоистичных они превратятся в такие этические ориентиры, которые будут учитывать интересы всего человечества. Благода­ря информатизации всех видов деятельности и возникновению нового интеллектуального человека, утверждает Масуда, совре­менное общество превратится в полицентрическое глобальное общество, основанное на коллективизме и соревновании.

Конечно, в этой концепции достаточно ясно проступают эле­менты социальной утопии. Однако было бы ошибкой на этом основании отвергать сам подход к изучению и оценке новых тенденций в развитии современного общества. Более того, стрем­ление законсервировать старые, изживающие себя формы произ­водственной, политической и других видов социальной деятель­ности обрекает общество на отставание и деградацию.

По-видимому, стоит отметить, что вопрос об информатизации общества для нашей страны не является совсем уж новым, как может показаться тем, кто мало знаком с историей. В нашем обществе несколько десятилетий назад действовали разные силы, выражавшие разные тенденции развития.

С одной стороны, кибернетика (а после публикации Н.Вине­ром книги под таким названием проблемы компьютеризации долгое время назывались кибернетическими) была объявлена лженаукой, претендующей на господствующее положение как в естествознании, так и среди общественных наук. С другой стороны, в Академии наук сложилась группа академиков, дока­зывавших, что без разработок в этой области мы неизбежно будем отставать как в экономике, так и в обороне. Академик В. Глушков, проведя несложные подсчеты, пришел к выводу, что для грамотного руководства всем народным хозяйством огром­ной страны необходимо перерабатывать такое количество инфор­мации, что при использовании традиционной «бумажной техно­логии» придется ежегодно значительно увеличивать число слу­жащих в бухгалтерских и планирующих отделах снизу доверху,


так что через 25—30 лет большая часть работников должна будет заниматься составлением сводок, отчетов и т.п. Инжене­рам некогда будет думать, врачам некогда будет лечить и все должны будут тратить рабочее время на писанину, заполнение новых форм и прочую канцелярско-бюрократическую работу. Выход виделся в разработке новых компьютеров, создании бан­ков данных, развитии коммуникационных сетей, охватывающих всю страну, и переходе к безбумажной технологии сбора, обра­ботки, передачи и хранения информации.

Академик А. Берг и другие, работавшие в области обороны, доказывали, что без компьютеризации оптимальное управление войсками в современных условиях невозможно. Эти аргументы возымели действие. Компьютеризация стала рассматриваться как средство, необходимое для развития народного хозяйства, и соответствующие положения были внесены в директивы по народнохозяйственному плану на ближайшие пятилетки.

В МГУ при активном участии ректора академика И.Г. Пет­ровского, академика А.Н. Колмогорова и других был создан факультет кибернетики и вычислительной техники. Аналогич­ные факультеты и отделения были открыты в ведущих техничес­ких вузах страны. Затем правительство приняло решение о повсеместном изучении в школах компьютеров и привитии всем школьникам навыков работы на компьютерной технике. Однако все эти решения натолкнулись на внутренний консерватизм экономической системы. Прекрасные теоретические разработки не находили широкого применения. Устаревшие технологии со­противлялись замене. Выявились серьезные внутренние проти­воречия в экономике, тормозившие развитие народного хозяйст­ва страны. Многие хорошие решения превратились в благие пожелания, так и не реализовавшиеся на практике. Последняя программа информатизации обсуждалась в подкомиссии Верхов­ного Совета СССР. Развал Союза и последовавший затем глубо­кий и затяжной кризис, охвативший все сферы хозяйства, раз­рушили те элементы информатизации, которые были созданы в СССР. В этой области страна оказалась отброшенной назад не меньше чем на два десятилетия.

Рассматривая последствия внедрения информационных тех­нологий, надо отметить, что меняется характер труда. К мощи


собственного мозга присоединяется мощь общечеловеческого интеллекта, сконцентрированная в программах, вводимых в ком­пьютеры. Таким образом, привычная задача отдельного человека применять собственные интеллектуальные способности для большинства работников, использующих информационные тех­нологии, превращается в задачу выбора и использования тех или иных программ, позволяющих в оптимальные сроки перерабо­тать и выдать информацию, необходимую для принятия решений и организации практической деятельности. К тому же и сама практическая деятельность, в частности в области материально­го производства, становится существенно иной, ибо робототех­ника и автоматизация производства меняет положение человека-работника в системе производства, снимая с его плеч функцию придатка к той или иной машине, конвейерной линии и т.п.

Поскольку главной разновидностью труда в обществе стано­вится труд, связанный с преобразованиями информационных потоков, а сами эти потоки допускают обработку в любых условиях, если есть компьютер, банки данных и системы теле­коммуникаций, то распределение работников по местам их рабо­ты начинает существенно меняться. Оказывается, что совсем не обязательно «ходить на работу». Предприятию, фирме, да и обществу в целом оказывается экономически более выгодным вложить средства в оборудование рабочего места для служащего не «на работе», а у него дома. Так же как сейчас у нас нанимают шофера с его собственной машиной, можно нанимать работника с его собственным компьютером. Достаточно подключить такого работника к соответствующим сетям и дать ему задание, чтобы «процесс пошел». Фирме не надо строить корпус для управлен­цев, самим работникам не надо ездить на работу. Да и время, в течение которого выполняется требуемая работа, определяется не внешним распорядком для учреждения, а самим работником. По прогнозам-сценариям, разрабатываемым сегодня исследова­телями в США и в других странах, уже в ближайшие десятиле­тия количество таких «надомников» может достигнуть 50% от общего числа занятых. А это обстоятельство существенно меня­ет весь стиль жизни основной массы населения в стране, где совершилась информационно-компьютерная революция.


Было бы наивным представлять себе информационное обще­ство как новый вариант социального рая, где нет проблем, трудностей. Разумеется, и проблемы, и трудности, и противоре­чия свойственны ему, как и любому другому обществу, однако они имеют свой специфический характер. В качестве примера отметим две проблемы, возникающие уже сегодня.

В нынешних условиях на первое место среди потребителей информационных технологий выходят банки и банковско-финан-совые системы (по данным на начало 90-х годов до 30% инфор­мационно-компьютерных средств). Бумажная документация по­всюду вытесняется электронными системами записи, хранения и передачи информации. Кредитные карточки заменяют традици­онные бумажные деньги. Однако оказалось, что новые техноло­гии можно использовать не только для коренных улучшений в работе банковско-финансовых систем, но и для хищений средств. Компьютерное воровство приобрело значительные размеры. По сообщениям печати, в 1994 году за счет незаконного проникно­вения в банковские компьютерные сети только в США было похищено около 500 миллионов долларов.

Другая проблема. Интерпол создает электронные картотеки преступного мира, помогая тем самым национальным полицей­ским организациям вести борьбу с таким серьезным противни­ком, как мафия, занимающаяся распространением наркотиков или тайной продажей оружия и расщепляющихся материалов. Однако социологи указывают на то, что в современных условиях любой диктаторский режим имеет возможность завести досье на всех граждан своей страны и использовать эти данные в своих целях, подавляя свободу граждан и затрудняя борьбу прогрес­сивных организаций против такого режима.

Новые информационные подходы позволяют несколько изме­нить оценки истории культуры. Разные исторические эпохи в развитии культуры можно связать с технологией хранения и передачи информации.

На протяжении многих тысячелетий главным средством об­мена информацией была звуковая речь. Знания накапливались, хранились и передавались в речевой форме. И чем дальше и шире шло развитие общества, тем большая нагрузка выпадала на долю тех, кто хранил и передавал эту информацию. Развитие


памяти отдельных лиц становилось важной социальной задачей. Один пример. Первоначально в Древней Индии гимны богам передавались от учителей к ученикам в среде браминов. Но даже когда появились первые записи этих гимнов, так называемые Веды, брамины все равно заучивали их наизусть. Поскольку гимнов было много, среди браминов развивалась специализация. Так во время одного из празднеств, продолжавшегося четыре дня, необходимо было пропеть несколько тысяч стихов-гимнов и, как правило, на каждый день и на каждую из Вед выделялся особый брамин. А кроме того, на церемонии должен был присут­ствовать старший, наблюдавший за точностью выполнения всех обрядов. И он должен был помнить все гимны, все эти тысячи стихов.

Изобретение письменности было революцией в технологии записи и хранения информации. На первых порах и писцов, и чтецов было очень мало. Грамотный человек представлял собою явление редкое. Массы людей продолжали пользоваться речевы­ми средствами и собственной памятью. Следующий этап в развитии технологии размножения информации — книгопечата­ние. Когда печатанье книг, а затем и газет стало массовым явлением, в обществе стали происходить весьма существенные изменения. Букварь стал символом преодоления неграмотности, а книга сделалась символом знания, символом науки. Бумага и типографская печать стали главными средствами хранения и передачи информации и остаются таковыми и по сей день. Обучение, опирающееся на речь учителя, в отсутствии книги, газеты и журнала, существенно отличается от такового, когда есть возможность самому читать и размышлять над прочитан­ным. Сам характер психики человека оказывается зависимым от способов восприятия, хранения и передачи информации. С раз­витием печатной художественной литературы формируются ме­ханизмы представлений и воображения, опирающиеся на печат­ный текст. Вспомним Татьяну Ларину Пушкина:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.