Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские школы 70—90-х годов XX века 4 страница





232 ____________________________________

И. Кант, выделивший в качестве исходных, трансцендентальных способностей души способность чувственного познания, далее рассудок, и далее — разум, ввел в свою систему принцип трансцендентального единства апперцепции, т.е. принцип внутреннего единства всей психики человека, его сознания, его души. Разум, как высшая познавательная способность, превосхо­дящая по своим возможностям и задачам рассудок, получил также название «интеллект», хотя в общем-то это слово перво­начально явилось латинским переводом греческого нус (ум). В настоящее время в философии и психологии слово интеллект чаще всего употребляется для характеристики высших духовных способностей человека, способностей к решению наиболее слож­ных и нетривиальных задач.

Выше уже говорилось о том, что господство религиозной идеологии имело печальные последствия для развития филосо­фии. Это отразилось на исследованиях «души», духовной дея­тельности человека. Поскольку сознание в его развитом виде действительно выступает как уникальное свойство человека, религия (мы имеем в виду мировые религии) не могла не обратить на это внимание и представила сознание, душу челове­ка как дар божий, как то, благодаря чему человек оказался сопричастен богу. Миф о том, что бог вылепил человека из глины (из праха земного), а затем вдохнул в него часть своего духа, оживившего человека и поставившего его выше всех тварей, созданных богом, был канонизирован церковью и в течение многих столетий вбивался в сознание людей в качестве истины. И что, пожалуй, самое удивительное, так это то, что и сегодня, когда на телевизионном экране появляются православ­ные священники или зарубежные проповедники они снова, ни-чтоже сумнящеся, повторяют на полном серьезе эту старую сказку. И именно это обстоятельство, именно традиции исполь­зования слова «душа» в религиозном смысле заставило отказать­ся от этого слова в науке и употреблять слово «сознание», хотя, как мы увидим далее, здесь тоже возникают определенные сложности.

1Сознание является высшей формой отражения, высшей фор­мой развития того свойства, которое присуще всей материи, но по-разному проявляется на разных уровнях структурной органи-


__________________________________233

зации материи. И чем выше уровень организации материи, тем выше, богаче и сложнее оказываются формы отражения. ]

Камень, скатившийся со скалы, оставил след на глинистом слое. Это простое механическое отражение, след, слепок формы тела. «Остроконечных елей ресницы отражаются в голубых глазах озер». Это физический процесс зеркального отражения, давший название свойству взаимодействия материальных объек­тов, которое отнюдь не сводится к такому пассивному, зеркаль­ному отображению, а напротив, приобретает черты все большей активности по мере повышения уровня организации и формы движения материи.

Новый тип отражения появляется с возникновением жизни на Земле. Одним из важных свойств живых существ является их способность реагировать на изменения во внешней среде таким образом, чтобы сохранить самих себя. При этом те или другие физические агенты, действующие на организм, приобретают характер сигналов, значение которых задается самим организ­мом, потребностями его жизни, необходимыми условиями его существования. Так, например, изменение освещенности и изме­нение атмосферного давления служат сигналом для насекомых и заставляют их искать укрытия в норках в связи с приближе­нием дождя. По мере развития живых организмов вырабатыва­лась способность тонкого анализа физических агентов и форми­ровались органы чувств. Так сформировались глаза, уши, вкусо­вые органы, органы, фиксирующие запахи. По мере усложнения самих организмов развивались и анализаторы, фиксирующие изменения во внутренней среде самого организма и отвечающие соответствующими реакциями, например, падением или повыше­нием давления в кровеносной системе, повышением или пониже­нием температуры тела.

Для анализа и координации сигналов у высших организмов сформировалась нервная система. И развитие способности отра­жения протекало в двух направлениях. С одной стороны, это совершенствование воспринимающих аппаратов, внутренних и внешних рецепторов. Следует заметить, что специализирован­ные рецепторы часто работают на границе физических возмож­ностей. Так, согласно исследованиям, глаз человека, адаптиро­ванный к темноте, способен воспринять вспышку света мощнос-


тью всего лишь в несколько квантов. Рыбы способны почувство­вать изменение напряжения электрического поля, вызываемое появлением вблизи постороннего тела, измеряемого миллионны­ми долями вольта. Зачастую бывает достаточно одной молекулы вещества, чтобы насекомое или животное почувствовало запах. Другое направление в совершенствовании способности к отра­жению — это развитие средств анализа агентов среды в качест­ве сигналов, что связано, с одной стороны, с развитием и совершенствованием работы нервной системы и развитием выс­ших ее отделов, головного мозга у высших животных. Появление такого типа отражения современные авторы квалифицируют как информационное отражение. Изучение информационных процес­сов в живых организмах позволяет более глубоко исследовать процессы отражения, а, с другой стороны, дает материал для разработки более совершенных видов систем так называемого искусственного интеллекта.

У высших животных способность к отражению, к анализу сигналов и формированию чувственных образов достигает столь высокого уровня, а поведение становится столь сложным и целесообразным, что исследователи стали говорить о психичес­ком отражении у высших животных. Главные особенности тако­го отражения — это способность оперировать чувственными представлениями, благодаря чему развивается так называемое опережающее отражение. Поведение животных создает впечат­ление разумной деятельности. Особенно поведение домашних животных, которые научаются чувствовать и до какой-то степе­ни понимать требования, приказы и настроения человека, своего хозяина.

Однако психика животных настолько существенно отличает­ся от сознания у людей, что все неоднократно предпринимавшие­ся попытки очеловечить животных (например, высших обезьян), неизменно оканчивались неудачей. Уже одно это обстоятельство могло бы служить основанием для утверждения о том, что сознание не является просто продуктом природы. Однако, как правило, зоопсихологи не соглашались с таким утверждением. Может быть, в этом случае мы имеем дело с широко распростра­ненной антропологизацией (если можно так выразиться) приро­ды, особенно живой природы. Между тем психика животных —


________________ 235

это лишь фундамент, на котором было возведено само здание сознания человека. А каменщиком и архитектором этого здания было само развивающееся человеческое общество. Сознание — продукт развития материи, продукт развития природы, но в то же время и не материи вообще, не природы как таковой, а общества.

Человек не стал бы человеком, если бы его далекие предки не изменили типа своего общения с природой, не вышли бы за рамки того «стиля поведения», который характерен для предста­вителей животного мира. Известный советский антрополог Я.Я. Рогинский иллюстрировал эту мысль следующим приме­ром. Когда-то побережье Северного Ледовитого океана было покрыто лесами, в которых обитал обычный бурый медведь. Но затем наступила эпоха похолодания. Для того чтобы выжить в новых, изменившихся, неблагоприятных условиях медведю при­шлось изменять свой организм: разрослась жировая прослойка под кожей, увеличилась подпушка в шерсти, что спасало от холода; изменился цвет шерсти — из бурого медведь стал белым, под цвет снега и льда; пришлось научиться подолгу плавать подо льдом, охотясь за рыбой, а это потребовало задерж­ки дыхания и соответственно некоторого изменения биохимичес­ких процессов в организме.

Иначе обстояло дело у древних людей. Древний человек усовершенствовал орудия труда, с помощью которых усовершен­ствовал орудия охоты. Он организовал коллективные действия и стал регулярно добывать рыбу и зверя. Он построил жилище, которое обогревал, сжигая жир того же медведя, он оделся в шкуру медведя. Человек не изменил сколько-нибудь существен­но свой организм, он изменил свою деятельность. Он приспосо­бил в процессе труда предметы природы для удовлетворения своих потребностей. Итак, животное приспосабливается к изме­нениям в окружающей среде, а человек приспосабливает приро­ду в процессе труда для удовлетворения своих потребностей.

Трудовая деятельность, трудовой коллектив, материальное производство — вот основа, на которой формировалось и разви­валось общество, а вместе с тем формировалось и развивалось сознание человека.

Впрочем, может найтись читатель, который станет оспари-


236 __________________________________

вать это положение. «Я, — скажет такой читатель, — пока еще не работал, я только учился в школе, и вот сейчас учусь в институте, а разве у меня нет сознания? И разве мои товарищи по учебе, многие из которых пока что не трудились, лишены сознания? Ведь очевидно, что это не так. Сознание дается нам от природы, а общество и труд здесь ни при чем». Сразу скажем, что наш воображаемый оппонент прав в одном — у него, конеч­но же, есть сознание, как и у других студентов и школьников. А вот с остальными его утверждениями мы не будем спешить соглашаться. Опыт развития науки говорит о том, что внутрен­ние закономерности как природы, так и общественной жизни не лежат на поверхности, они не даны в непосредственном воспри­ятии. Чтобы их выявить, необходима работа по осмыслению всего комплекса вопросов, относящихся к данной проблеме. И хотя наш повседневный опыт говорит нам о том, что все люди, не считая тех, что родились с серьезными дефектами мозга или получили серьезные травмы головы, имеют сознание, утверж­дать, что сознание — это дар природы неверно. И не приводя теоретические аргументы, мы расскажем об одном уникальном событии, которое имело прямое отношение к обсуждаемому вопросу.

Это случилось в 1920 году в Индии. Ректор детского приюта совершал поездку по отдаленным деревням, расположенным в джунглях. В одной из деревень ему рассказали, что в лесу обитают страшные существа, живущие с волками, но не похожие на волков. Сингх (так звали ректора) выследил и выловил этих необыкновенных членов волчьей стаи. Ими оказались две девоч­ки. Одной из них было около двух лет, другой пять или шесть. Сначала они чуть не погибли в деревне, т.к. крестьяне, на попечении которых Сингх оставил их на несколько дней, попро­сту сбежали, посчитав за лучшее не общаться с «нечистой силой».

В детском приюте в течение долгого времени девочки вели себя как волки: они спали днем, выходили в сумерки на четве­реньках, старались убежать в лес, подолгу выли, призывая своих «сородичей». Единственный предмет, к которому они проявляли какой-то интерес, была еда. И что бросалось в глаза наблюдав­шим за ними (а это поначалу были только Сингх, его жена и


___________________________237

приютские дети) — это отсутствие сознания, отсутствие челове­ческих черт в поведении. С одной стороны, это были девочки, рожденные женщиной, они были в этом смысле люди. Но, с другой стороны, весь склад поведения этих существ говорил о том, что это не люди, а волки. И у них волчья психика.

Младшая из девочек, прожив в приюте менее года, заболела и умерла. А старшая, которую назвали Камала, прожила не­сколько лет, достигнув, по оценке Сингха и группы врачей, которые были допущены к ней в последние годы ее жизни, возраста 14—15 лет. Жена Сингха затратила годы на то, чтобы поставить Камалу на ноги, в прямом смысле этого слова. Она часами массировала ее руки и ноги, заставляя суставы работать по-новому, заставляя Камалу принять вертикальное положение. И при этом она говорила, говорила и говорила. Поначалу каза­лось, что речь ее не имела никакого воздействия на девочку-волка, но позже, через большой промежуток времени, обнаружи­лось, что Камала стала понимать обращенные к ней слова, понимать и отзываться на свое имя. А затем даже стала прини­мать участие в детских играх. К сожалению, она рано умерла, достигнув уровня развития примерно пятилетнего ребенка. Дневники Сингха, фотографии девочек, материалы, характери­зующие условия жизни в индийской деревне того времени, где, в частности, было принято избавляться от девочек, бросая их в джунглях, — все это было опубликовано на английском языке в Лондоне. Специалисты не ставят под сомнение подлинность самого факта и описания Сингха, хотя он допустил к Камале врачей и журналистов только в последние годы ее жизни, не без основания опасаясь того, что ранняя огласка могла бы нанести непоправимый вред ребенку, который волею судьбы проделал путь от человека к волку и от волка снова к человеку.

Итак, первый вывод из рассмотренного факта таков: мало родиться человеком, надо стать человеком, задача эта может быть решена только в обществе. Человек становится человеком, только общаясь с людьми. Человек приобретает сознание только в контакте с другими людьми, с носителями сознания, с носите­лями языка, с носителями культуры данного конкретного обще­ства. Мозг человека — удивительное создание природы. У него огромные потенциальные возможности, он может воспринять


весь мир, он может научиться всему, чему его научат, но в нем от природы, генетически не заложено ничего (или почти ничего), он все должен взять извне, из общества, от другого человека. Сознание отдельного индивида это не только продукт его собст­венного развития, но в значительно большей мере продукт развития той культуры, среды, в которой растет, развивается и становится взрослым тот или иной конкретный человек. На вопрос как протекает развитие сознания, каковы его фазы или ступени, по-разному отвечали философы и психологи. Мы же в качестве одного из вариантов рассмотрим теорию, созданную в первой половине нашего столетия швейцарским психологом Жаном Пиаже (1896—1980).

В исследованиях самого Пиаже, в его способах представления и истолкования психики есть свои периоды, свои ступени разви­тия. На Пиаже большое влияние оказал французский мыслитель Э. Дюркгейм (1858—1917), его вариант структурно-функцио­нального анализа, его представления о том, что определяющим при формировании человека являются общественно выработан­ные коллективные представления, зафиксированные прежде всего в языке. В первых своих работах 20-х годов Пиаже исследовал язык ребенка, освоение им языка, особенности мыш­ления детей, стадии в развитии мышления у ребенка. Этим проблемам посвящена, в частности, его работе «Речь и мышле­ние ребенка» (1923). Затем Пиаже стал анализировать развитие представлений ребенка о мире. Люди и вещи, солнце и звезды — все это, окружающее маленького человека, крутится вокруг него, и он, этот человечек, считает, пусть и неосознанно, самого себя центром этого мирового круговорота. Он маленький маг и волшебник, полагающий, что его словам, жестам, приказам повинуются окружающие вещи, он, как и древний человек, наделяет их, эти вещи, сознанием и волей, уподобляя их самому себе. Но жизнь, общение, горечь разочарований заставляют ребенка сменить такое отношение на другое, более реалистичес­кое, подчинить логику эмоций рациональной логике взрослого.

В 30-х годах Пиаже меняет подходы к изучению психики. Наступает, как шутил сам Пиаже, «операциональный период» в его развитии. Смысл этой шутки станет ясен чуть позже, когда мы воспроизведем новую схему развития интеллекта по Пиаже.


____ _________ 239

Начало нового этапа в творчестве Пиаже отмечено книгами «Генезис числа у ребенка» и «Развитие количества у ребенка», а завершает его фундаментальная работа «Психология интеллек­та» (1946). В этих трудах в качестве главного объекта исследо­вания сознания выступает процесс формирования логического мышления. В качестве метода конструирования модели развития интеллекта применяется системно-структурный анализ.

Пиаже выделяет четыре стадии развития логического мышле­ния: сенсомоторную (чувственно-двигательную); дооперацио-нального интеллекта; стадию конкретных операций и стадию формальных операций.

На первой стадии, протекающей в период от рождения ребен­ка до двух лет, интеллектуальные акты основываются на коор­динации движений и восприятии. Здесь еще нет логических структур, здесь происходит функциональная подготовка логичес­кого мышления. На второй стадии (в период от двух до семи лет) формируется дооперациональный интеллект. Два основных мо­мента характеризуют переход на эту ступень развития: овладе­ние речью и процесс интериоризации. На этом последнем поня­тии стоит остановиться и рассмотреть его подробнее.

Интериоризация в буквальном смысле этого слова обозначает переход внешнего во внутреннее. У Дюркгейма интериоризация была представлена как процесс, когда ребенок заимствует из общественного сознания понятия, представления, категории, ко­торые затем образуют структуру его личных взглядов. У Пиаже интериоризация рассматривается как процедура переноса схемы реальных действий с предметами в план внутренней работы сознания. Богатство внутренних действий определяется богатст­вом реальных действий с материальными объектами. Это было не только абстрактно-теоретическое положение психологичес­кой теории, а прямой вывод из огромной экспериментальной работы Пиаже и его сотрудников. И в этой связи по-новому воспринимаются некоторые определения сознания, с которыми мы встречаемся в работах Маркса и Ленина. «Идеальное, — говорил Маркс, — есть не что иное, как материальное, переса­женное в человеческую голову и преобразованное в ней»'. Известна также мысль Ленина о том, что практика человека,

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 21.


миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании в виде логических фигур. Однако эти соображения в большей мере применимы к характеристике более высоких ступеней формиро­вания интеллекта.

Третью стадию в развитии интеллекта (для возраста 8— 11 лет) Пиаже называет стадией конкретных операций. Здесь уже значительно расширяются и интеллектуальные возможнос­ти ребенка. Мыслительные операции приобретают характер об­ратимости, обеспечивая состояние подвижного равновесия. Идея равновесия являлась для Пиаже важнейшей в построении всей его концепции. Отдельные умственные действия, возникающие из внешних предметных действий, — это еще не операции. Операциями они становятся тогда, когда складываются в систе­му, где они будут скоординированы и где для каждой операции найдется обратная ей, посредством которой можно прийти к исходному положению и восстановить равновесие. Наличный материал усваивается ребенком путем применения сложивших­ся схем мышления — это Пиаже называет ассимиляцией. Но если при этом задача не решается, то приходится приспосабли­ваться к новым условиям, меняя схему мышления — это Пиаже называет аккомодацией. Равновесие между ассимиляцией и ак­комодацией как раз и обеспечивает адаптацию (приспособ­ление).

На последней, четвертой, стадии формирования интеллекта, приходящейся обычно на возраст 11—15 лет, завершается гене­зис интеллекта. Здесь окончательно формируется абстрактное мышление. Эту стадию Пиаже называет стадией формальных операций. Именно в этот период появляется способность к теоретическому мышлению, не привязанному к конкретным объ­ектам. Дедуктивные умозаключения, гипотезы, свободное обра­щение с высказываниями в рамках логики высказываний — все это моменты в развитии интеллекта, которые свидетельствуют о том, что сформировалась новая система интеллектуальной дея­тельности.

Органическая адаптация обеспечивает лишь мгновенное, ре­ализующееся в данном месте, а потому и весьма ограниченное равновесие; простейшие когнитивные функции (восприятие, навык, память) продолжают это равновесие как в пространстве,


________________________ 241

так и во времени. Но только интеллект, отмечал Пиаже, тяготеет к тотальному равновесию, стремясь к тому, чтобы ассимилиро­вать всю совокупность действительности и чтобы аккомодиро­вать в ней действие, которое он освобождает от рабского подчи­нения изначальным «здесь» и «теперь»'. Таким образом, Пиаже определяет процесс развития сознания, как процесс развития интеллекта.

Несколько раньше была сформирована иная концепция. Ее создателем был австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856—1939). Воспитанный на материалистических тра­дициях естествознания второй половины XIX века, Фрейд был убежденным сторонником детерминизма, т.е. учения о всеобщей причинной обусловленности всех, в том числе и психических явлений.

Однако его практика врача-психиатра свидетельствовала о том, что зачастую пациент, как ни старался, не мог высказать, что же привело его к психическому расстройству, какая причи­на. Оказалось, что известная пословица «чужая душа — потем­ки» может быть дополнена: «и своя тоже». Речь идет о том, что помимо тех психических процессов, которые осознаются (или могут быть осознаны) человеком, существуют и такие, которые не осознаются, а существуют как бессознательные.

Факт наличия бессознательного в психике человека («подва­лы души») был давно зафиксирован в психологии. Однако только начиная с Фрейда, эта часть сознания (вот здесь-то и выявляется сложность, связанная с употреблением слова «сознание», т.к. приходится говорить о бессознательном в сознании) сделалась предметом пристального внимания и специального исследова­ния. Причины неврозов могут лежать там, в подвалах души, в бессознательном, решил Фрейд. Задача врача состоит в том, чтобы помочь пациенту осознать неосознаваемое и благодаря этому облегчить психическое состояние или даже может быть излечить больного. Фрейд разработал целую систему приемов, получившую название «психоанализ», призванных решить эту задачу. Для объяснения психических процессов Фрейд исполь­зовал как известные ранее понятия (например, понятие энер­гии), так и вновь введенные им понятия (главным из которых

' Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., «Наука», 1980. С. 30—34.

16^942


были «вытеснение», «сублимация» в ранних работах, «Сверх-Я» — в более поздних).

В первом приближении схема Фрейда выглядит так: В чело­веке от природы заложены некоторые влечения; главным, опре­деляющим психику, является половое влечение, обозначенное термином «либидо». Психическая энергия либидо — это глав­ный источник всей психики. Поэтому процесс развития сознания Фрейд связывал в первую очередь с фазами сексуального разви­тия ребенка, которое начинается сразу же после рождения младенца. Но свободное выражение сексуального влечения по­давляется обществом, ограничивается правилами приличия, за­претами, разного рода табу. И тогда в игру вступают два противоположно направленных процесса: «вытеснение» и «суб­лимация».

Запретные желания, стыдные мотивы поступков, преступные действия — все то, что не может быть открыто перед людьми, вытесняется в область бессознательного, но продолжает жить в психике человека, оказывая большое влияние на поступки и настроение личности. Но энергия либидо не может, постоянно накапливаясь, не находить какого-либо выхода. Это как в паро­вом котле: если закрыть спускной клапан и продолжать нагре­вать котел, то дело может закончиться взрывом. Поэтому у человека срабатывает механизм защиты психики. Энергия либи­до находит превращенные формы разрядки, осуществляется в разрешенных формах деятельности: спорт, работа, творчество. Это и будет сублимация. А если энергия не находит таких способов разрядки, то велика вероятность ломки психики, вели­ка вероятность психического заболевания.

Одна из любимых метафор Фрейда — это конь и всадник. Бессознательное — это конь, разум — это всадник. Пока конь спокоен он подчиняется всаднику. Но если он закусит удила, то всаднику придется двигаться туда, куда несет его конь. «Рацио­нализация» — одно из понятий психоанализа, обозначающее способность и стремление человека находить разумные оправда­ния действиям, которые определяются мощными импульсами, идущими из бессознательного.

Фрейд предпринял попытку раздвинуть рамки своего учения за пределы психиатрии. Он стал анализировать мифы и социаль-


________________________________ __________243

ные запреты, отыскивая подтверждение своей теории. В ходе дальнейших наблюдений и исследований, а также под влиянием критики (в частности, и своих учеников, и сотрудников) Фрейд вносил некоторые изменения в трактовку основных понятий своего учения. Так, либидо было истолковано как Эрос, как жизненная сила вообще. Свои корректировки внесла и первая мировая война. Фрейда поразил тот факт, что на войне некото­рые люди сами искали смерти. Это противоречило исходной установке Фрейда (Эрос как фундаментальное влечение), но это были факты, требовавшие своего объяснения. И тогда Фрейд построил мало обоснованную, но достаточно стройную, симмет­ричную конструкцию. В фундаменте психики, решил Фрейд, лежат два основных влечения: влечение к жизни (Эрос), и влечение к тому, откуда мы произошли. Но раз живое произошло из неживого, то это влечение означает влечение к смерти (Танатос). Фрейд не развивал подробного учения о влечении к смерти, но введение такого понятия облегчило для него задачу анализа самоубийств.

Первоначальная схема структуры психики, где были пред­ставлены два ее слоя: сознательный и бессознательный, также претерпела изменения. Сознание человека не может быть понято и объяснено, если абстрагироваться от влияния общества. Фрейд позже сам пересмотрел свое учение о психике и в работе «Я и Оно» (1923 г.) дал новую схему структуры психики человека.

Самый древний, глубинный, неосознанный слой получил на­звание «Оно» (Id). «Оно» живет в себе и для себя, не зная реальностей внешнего мира и не считаясь с ними. Второй слой психики — это «Я» (Ego). Я — это сознание и самосознание личности. Главная его функция — быть посредником между миром эмоций, задаваемых «Оно», и реальным внешним миром, между влечением и его удовлетворением. Но есть еще и третий слой психики, лежащий выше «Я» и потому обозначенный как «Сверх-Я» (Super-Ego). Этот слой формируется путем интрое-кции социальных норм в процессе социализации индивида. Тре­бования общества, воспринятые в детстве, вошедшие в состав психики незаметно для ребенка и зачастую не осознаваемые и взрослыми, несмотря на это функционируют в качестве внутрен­него цензора, оценивая не только поступки, но и намерения

is*


244 ________________________

индивида по какой-то неосознаваемой, но повелевающей шкале мыслей и деяний. Несоответствие требований реальности, тре­бований «Оно» и требований «Сверх-Я» порождает депрессию, страхи, чувства вины, неполноценности и тому подобные диском­фортные состояния психики, то, что так любят описывать и анализировать писатели типа Л.Толстого и Ф.Достоевского, то, что стало предметом целого направления в философии — экзис­тенциализма.

Выше мы отмечали, что сознание можно определить как функцию мозга общественно развитого человека. Проблема со­отношения сознания (идеального, духовного образования) и мозга (материального, телесного органа) постоянно занимала как философов, так и психологов и уж, конечно, тех, кто непосредственно изучал работу нервной системы и высших ее отделов — физиологов. Русский физиолог Иван Петрович Пав­лов (1849—1936) был тем ученым, который открыл новые пути в изучении деятельности нервной системы высших животных, создав учение об условных рефлексах. Позже, перейдя к изуче­нию психики человека методами физиологии высшей нервной деятельности, разработал учение о двух типах сигнальных сис­тем. Агенты внешней среды (любые, для которых имеются воспринимающие органы, рецепторы) могут играть роль сигна­лов, регулирующих поведение животных и составляющих пер­вую сигнальную систему. Слова, речь — эта специфическая для человека система сигналов — составляет вторую сигнальную систему, надстраивающуюся над первой (также присущей чело­веку). Описывая работу мозга, Павлов говорил, что если бы мы смогли заглянуть под кости черепа, то увидели как бы светящее­ся пятно причудливой формы, передвигающееся по мозгу, при этом близлежащие районы оказались бы в глубокой тени. Так Павлов представлял соотношения частей мозга, охваченных процессом возбуждения, и областей, индукционно охваченных торможением. Эти метафорические образы породили стремление действительно увидеть такое пятно, и один из учеников Павлова много лет отдал конструированию «топоскопа».

Когда был обнаружен факт электромагнитного излучения мозга, то у ряда исследователей возникла надежда посредством электроэнцефалографии (записи электромагнитных колебаний,


_______________________ 245

излучаемых мозгом) научиться читать мысли. Совершенствова­лась техника записи; путем введения в мозг животного игольча­тых электродов физиологи добились того, что научились записы­вать картину изменения электрических потенциалов отдельных нервных клеток. Но не смогли получить ни одного образа, известного каждому из акта самонаблюдения. Объективные ме­тоды регистрации электромагнитной активности нервной систе­мы, важные для раскрытия физиологических механизмов ее работы как в норме, так и при патологии, ничего не дали для анализа самого сознания. Сознание оказалось таким феноменом, который в принципе недоступен физическим и физиологическим методам исследования, хотя без применения этих методов невоз­можно изучать механизмы функционирования мозга и моделиро­вать те или другие стороны в деятельности сознания. Хотя и сегодня проводится большая работа по изучению отдельных сторон психической деятельности человека, все же многие ис­следователи полагают, что без разработки комплексной теории, охватывающей всю область сознания, всю психику, понять со­знание и объяснить жизнь человека невозможно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.