Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские школы 70—90-х годов XX века 3 страница




В работе «Диалектика природы» Энгельс подробно рассмот­рел проблему движения и разработал учение о формах движе­ния, которое соответствовало уровню развития науки того вре­мени. «Движение, — писал Энгельс, — рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ сущест­вования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышле­нием»2.

Простое перемещение в пространстве Энгельс считал самой общей формой движения материи, над которой, как в пирамиде, надстраиваются другие формы. Это физическая и химическая формы движения материи. Носителем физической формы, по Энгельсу, являются молекулы, а химической — атомы. Механи­ческая, физическая и химическая формы движения составляют фундамент более высокой формы движения материи — биологи­ческой, носителем которой является живой белок. И, наконец, самой высокой формой движения материи является социальная форма. Ее носителем является человеческое общество.

«Диалектика природы» увидела свет только в конце 20-х — начале 30-х годов нашего века и поэтому не смогла оказать влияние на науку в то время, когда она была создана. Но методологические принципы, которые были использованы Эн­гельсом при разработке классификации форм движения материи, сохраняют свое значение вплоть до настоящего времени. Во-пер­вых, Энгельс приводит в соответствие формы движения и формы или типы структурной организации материи. С появлением нового типа структурной организации материи появляется и новый вид движения. Во-вторых, в классификацию форм движе­ния заложен диалектически понимаемый принцип развития. Разные формы движения связаны между собою генетически, они не просто сосуществуют, но и возникают друг из друга. При этом высшие формы движения включают в себя низшие в качестве

' Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Отдел 1, Гл. V. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 51. 2 Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 391.


___________________________________________219

составных частей и условий, необходимых для появления новой, более высокой формы движения материи. И, наконец, в-третьих, Энгельс решительно возражал против попыток сводить полнос­тью качественно своеобразные более высокие формы движения к нижестоящим формам.

В XVII и XVIII веках была сильна тенденция сводить все законы природы к законам механики. Эта тенденция получила название «механицизм». Но позже этим же словом стали обозна­чать попытки сведения биологических и социальных процессов, например, к законам термодинамики. С возникновением дарви­низма появились социологи, склонные объяснять явления обще­ственной жизни односторонне истолковываемыми биологически­ми законами. Все это проявления механицизма.

Здесь мы сталкиваемся с противоречиями, свойственными процессу развития познания, когда особенности, присущие одним типам структурной организации материи, переносятся на другие типы. Однако следует иметь в виду, что в ходе исследо­вания разных видов организации материи и разных форм движе­ния выявляются некоторые общие, ранее неизвестные обстоя­тельства и закономерности, характерные для взаимодействия разных уровней организации материи. В результате возникают теории, охватывающие широкий круг объектов, относящихся к разным уровням организации материи.

Конец XIX — начало XX веков стал временем крутой ломки представлений о мире — временем, когда была преодолена механистическая картина мира, господствовавшая в естествозна­нии в течение двух столетий.

Одним из важнейших событий в науке стало открытие анг­лийским физиком Дж. Томсоном (1856—1940) электрона — первой внутриатомной частицы. Томсон исследовал катодные лучи и установил, что они состоят из частиц, обладающих электрическим зарядом (отрицательным) и очень малой массой. Масса электрона, согласно расчетам, оказалась более чем в 1800 раз меньше, чем масса самого легкого атома, атома водорода. Открытие такой маленькой частицы означало, что «неделимый» атом не может рассматриваться в качестве последнего «кирпи­чика мироздания». Исследования физиков, с одной стороны, подтвердили реальность атомов, но с другой, показали, что


реальный атом — это совсем не тот атом, который прежде считался неделимым химическим элементом, из множества ко­торых состоят все известные человеку того времени вещи и тела природы.

На самом деле атомы не являются простыми и неделимыми, а состоят из каких-то частиц. Первой из них был открыт элек­трон. Первая модель атома, созданная Томсоном, получила шут­ливое название «пудинг с изюмом». Пудингу соответствовала большая, массивная, положительно заряженная часть атома, тогда как изюму — мелкие, отрицательно заряженные части­цы — электроны, которые, согласно закону Кулона, удержива­лись на поверхности «пудинга» электрическими силами. И хотя эта модель вполне соответствовала существовавшим в то время представлениям физиков, она не стала долгожительницей.

Вскоре ее вытеснила модель, хотя и противоречившая привы­чным представлениям физиков, однако соответствовавшая новым экспериментальным данным. Это — планетарная модель Э. Резерфорда (1871—1937). Эксперименты, о которых идет речь, были поставлены в связи с другим принципиально важным открытием — открытием в конце XIX века явления радиоактив­ности. Само это явление также свидетельствовало о сложной внутренней структуре атомов химических элементов. Резерфорд применил бомбардировку мишений, сделанных из фольги разных металлов, потоком ионизированных атомов гелия. В результате выяснилось, что атом имеет размер 10—8 см, а тяжелая масса, несущая положительный заряд, всего лишь 10—12 см.

Итак, в 1911 году Резерфорд открыл атомное ядро. В 1914 г. он подверг бомбардировке электронами водород и открыл новую внутриатомную частицу, ядро атома водорода, которую он на­звал «протоном». Физика вступила в новый мир — мир атомных частиц, процессов, отношений. И сразу же обнаружилось, что законы этого мира существенно отличаются от законов привы­чного нам макромира. Для того чтобы построить модель атома водорода пришлось создавать новую физическую теорию — квантовую механику. Отметим, что за короткий исторический срок физики обнаружили большое количество микрочастиц. К 1974 году их стало чуть ли не вдвое больше, чем химических элементов в периодической системе Менделеева.


________________________ 221

В поисках основ классификации такого большого количества микрочастиц физики обратились к гипотезе, согласно которой многообразие микрочастиц может быть объяснено, если предпо­ложить существование новых, субъядерных частиц, различные комбинации которых выступают как известные микрочастицы. Это была гипотеза о существовании кварков. Ее высказали почти одновременно и независимо друг от друга в 1963 году физики-теоретики М. Гелл-Ман и Г. Цвейг.

Одна из необычных особенностей кварков должна состоять в том, что у них будет дробный (если сравнивать с электроном и протоном) электрический заряд: или — 1/3 или — 2/3. Поло­жительный заряд протона и нулевой заряд нейтрона легко объяснимы кварковым составом этих частиц. Правда, следует заметить, что пока еще физикам не удалось ни в эксперименте, ни в наблюдениях (в частности, и в астрономических) обнару­жить отдельные кварки. По-видимому, прорыв во внутренний мир протонов и других микрочастиц, которые еще недавно называли элементарными, — это дело будущего науки, хотя, возможно, и не очень-то отдаленного.

Другим фундаментальным открытием XX века, оказавшим огромное влияние на всю картину мира, стало создание теории относительности. В 1905 году молодой и никому не известный физик-теоретик Альберт Эйнштейн (1879—1955) опубликовал в специальном физическом журнале статью под неброским заго­ловком «К электродинамике движущихся тел». В этой статье была изложена так называемая частная теория относительности. По существу, это было новое представление о пространстве и времени, и, соответственно ему, была разработана новая меха­ника. Старая, классическая физика вполне соответствовала практике, имевшей дело с макротелами, движущимися с не очень-то большими скоростями. И только исследования электро­магнитных волн, полей и связанных с ними обстоятельств заста­вили по-новому взглянуть на законы классической механики.

Опыты Майкельсона и теоретические работы Лоренца послу­жили базой для нового видения мира физических явлений. Это касается в первую очередь пространства и времени, фундамен­тальных понятий, определяющих построение всей картины мира.


222_______________________________________

Эйнштейн показал, что введенные Ньютоном абстракции абсо­лютного пространства и абсолютного времени должны быть оставлены и заменены другими. Прежде- всего отметим, что характеристики пространства и времени будут по-разному вы­ступать в системах неподвижных и движущихся относительно друг друга.

Так, если измерить на Земле ракету и установить, что ее длина составляет, к примеру, 40 метров, а затем с Земли определить размер той же ракеты, но движущейся с большой скоростью относительно Земли, то окажется, что результат будет меньше 40 метров. А если измерить время, текущее на Земле и на ракете, то окажется, что показания часов будут разными. На движущейся с большой скоростью ракете время, по отношению к земному, будет протекать медленнее, и тем медлен­нее, чем выше скорость ракеты, чем больше она будет прибли­жаться к скорости света. Отсюда следуют некоторые отношения, которые с нашей обычной практической точки зрения являются парадоксальными.

Таков так называемый парадокс близнецов. Представим себе братьев-близнецов, один из которых становится космонавтом и отправляется в длительное космическое потушествие, другой остается на Земле. Проходит время. Космический корабль воз­вращается. И между братьями происходит примерно такая бесе­да: «Здравствуй, — говорит остававшийся на Земле, — рад тебя видеть, но почему ты почти совсем не изменился, почему ты такой молодой, ведь с того момента, когда ты улетал, прошло тридцать лет». «Здравствуй, — отвечает космонавт, — и я рад тебя видеть, но почему ты так постарел, ведь я летал всего пять лет». Итак, по земным часам прошло тридцать лет, а по часам космонавтов только пять. Значит, время не течет одинаково во всей Вселенной, его изменения зависят от взаимодействия дви­жущихся систем. Это один из главных выводов теории относи­тельности.

Немецкий математик Г. Минковский, анализируя теорию относительности, пришел к выводу, что следует вообще отка­заться от представления о пространстве и времени как отдельно друг от друга существующих характеристик мира. На самом деле, утверждал Минковский, есть единая форма существования


___________________________________223

материальных объектов, внутри которой пространство и время не могут быть выделены, обособлены. Поэтому нужно понятие, которое выражает это единство. Но когда дело дошло до того, чтобы обозначить это понятие словом, то нового слова не нашлось, и тогда из старых слов образовали новое: «пространст­во-время».

Итак, надо привыкать к тому, что реальные физические процессы происходят в едином пространстве-времени. А само оно, это пространство-время, выступает как единое четырехмер­ное многообразие, три координаты, характеризующие простран­ство, и одна координата, характеризующая время, не могут быть отделены друг от друга. А в целом свойства пространства и времени определяются совокупными воздействиями одних собы­тий на другие. Анализ теории относительности потребовал уточ­нения одного из важнейших философских и физических принци­пов — принципа причинности.

К тому же, теория относительности встретилась с существен­ными трудностями при рассмотрении явления тяготения. Это явление не поддавалось объяснению. Потребовалась большая работа, чтобы преодолеть теоретические трудности. К 1915 году А. Эйнштейн разработал «Общую теорию относительности». Эта теория предусматривает более сложную структуру пространст­ва-времени, которая оказывается зависимой от распределения и движения материальных масс. Общая теория относительности стала той основой, на которой в дальнейшем стали строить модели нашей Вселенной. Но об этом позже.

В формировании общего взгляда на мир, традиционно боль­шую роль играла астрономия. Изменения, которые происходили в астрономии в XX веке, носили поистине революционный характер. Отметим некоторые из таких обстоятельств. Прежде всего, благодаря развитию атомной физики, астрономы узнали, почему светят звезды. Открытие и изучение мира элементарных частиц позволило астрономам построить теории, в которых рас­крывается процесс эволюции звезд, галактик и всей Вселенной. Тысячелетиями существовавшие представления о неизменных звездах навсегда ушли в историю. Развивающаяся Вселенная — вот мир современной астрономии. Дело здесь не только в обще-


философских принципах развития, но и в фундаментальных фактах, открывшихся человечеству в XX веке, в создании новых общефизических теорий, прежде всего общей теории относи­тельности, в новых приборах и новых возможностях наблюдений (радиоастрономия, внеземная астрономия) и, наконец, в том, что человечество осуществило первые шаги в космическое простран­ство.

На основе общей теории относительности стали разрабаты­ваться модели нашей Вселенной. Первая такая модель была создана в 1917 году самим Эйнштейном. Однако в дальнейшем было показано, что эта модель имеет недостатки и от нее отказались. Вскоре советский ученый А.А. Фридман (1888— 1925) предложил модель расширяющейся Вселенной. Первона­чально Эйнштейн отверг эту модель, т.к. посчитал, что в ней были ошибочные расчеты. Но в дальнейшем признал, что модель Фридмана в целом достаточно хорошо обоснована.

В 1929 году американский астроном Э. Хаббл (1889—1953) открыл наличие так называемого «красного смещения» в спект­рах галактик и сформулировал закон, позволяющий установить скорость движения галактик относительно Земли и расстояние до этих галактик. Так, оказалось, что спиральная туманность в созвездии Андромеды представляет собою галактику, по своим характеристикам близкую к той, в которой находится наша солнечная система, и расстояние до нее относительно неболь­шое, всего лишь 2 млн. световых лет.

В 1960 году был получен и проанализирован спектр радиога­лактики, которая, как оказалось, удаляется от нас со скоростью 138 тысяч километров в секунду и находится на расстоянии 5 миллиардов световых лет. Изучение галактик привело к выво­ду о том, что мы живем в мире разбегающихся галактик, а какой-то шутник, вспомнив, по-видимому, модель Томсона, пред­ложил аналогию с пирогом с изюмом, который находится в духовке и медленно расширяется, так что каждая изюмина-га­лактика удаляется от всех других. Впрочем, сегодня такая аналогия уже не может быть принята, т.к. компьютерный анализ результатов наблюдений галактик приводит к выводу о том, что в известной нам части Вселенной галактики образуют некоторую


сетевую или ячеистую структуру. Причем распределение и плот­ности галактик в пространстве существенно отличаются от рас­пределений и плотностей звезд внутри галактик. Так что, по-ви­димому, как галактики, так и их системы следует считать различными уровнями структурной организации материи.

Анализ внутренней взаимной связи между миром «элементар­ных» частиц и структурой Вселенной направил мысль исследо­вателей и по такому пути: «А что было бы, если бы те или другие свойства элементарных частиц отличались от наблюдаемых?» Появилось множество моделей Вселенных, но, кажется, все они оказались одинаковыми в одном — в таких Вселенных нет условий для живого, похожего на тот мир живых, биологических существ, который мы наблюдаем на Земле и к которому сами принадлежим.

Возникла гипотеза «антропной» Вселенной. Это — наша Все­ленная, последовательные этапы развития которой оказывались такими, что создавались предпосылки для возникновения живо­го. Таким образом, астрономия во второй половине XX века призывает нас посмотреть на самих себя, как на продукт много­миллиардного развития нашей Вселенной. Наш мир — это луч­ший из миров, но не потому, что, согласно Библии, бог создал его таким и увидел сам, что это хорошо, а потому, что в нем сформировались такие отношения внутри систем материальных тел, такие законы их взаимодействия и развития, что в отдель­ных частях этого мира могли сложиться условия для появления жизни, человека и разума. При этом целый ряд событий в истории Земли и солнечной системы можно оценить как «счас­тливые случайности».

Американский астроном Карл Саган предложил наглядную модель развития Вселенной во времени, ориентированную на человека'. Все время существования Вселенной он предложил рассматривать как один бычный земной год. Тогда 1 секунда космического года окажется равной 500 годам, а весь год — 15 миллиардам земных годов. Все начинается с Большого взры­ва, так астрономы называют момент, когда началась история нашей Вселенной.

Мы приводим ее с сокращениями.



 


Большой взрыв Образование галактик Образование солнечной системы Образование Земли Возникновение жизни на Земле Океанский планктон Первые рыбы Первые динозавры Первые млекопитающие Первые птицы Первые приматы Первые гоминиды Первые люди

1 января 0 ч 0 мин 0 с 10 января 9 сентября 14 сентября 25 сентября 18 декабря 19 декабря 24 декабря 26 декабря 27 декабря 29 декабря 30 декабря 31 декабря примерно в 22 часа 30 минут

 


Итак, согласно модели Сагана, из целого года развития Все­ленной на нашу человеческую историю приходится всего около полутора часов. Конечно, сразу же возникает вопрос о других «жизнях», о других местах во Вселенной, где могла бы быть жизнь, эта особая форма организации материи.

Наиболее полно проблема жизни во Вселенной поставлена и обсуждена в книге российского ученого И.С. Шкловского (1916—1985) «Вселенная. Жизнь. Разум», шестое издание кото­рой было в 1987 году. Большинство исследователей как естест­воиспытателей, так и философов, считают, что и в нашей Галактике, и в других галактиках имеется множество оазисов жизни, что имеются многочисленные внеземные цивилизации. И, естественно, до наступления новой эпохи в астрономии, до начала космической эры на Земле многие считали обитаемыми ближайшие планеты солнечной системы, Марс и Венеру. Однако ни аппараты, посланные к этим планетам, ни американские астронавты, высадившиеся на Луне, не обнаружили никаких признаков живого на этих небесных телах.

Так что нашу планету следует считать единственной обитае­мой планетой солнечной системы. Рассматривая ближайшие к нам звезды в радиусе около 16 световых лет, у которых, возмож­но, есть планетные системы, удовлетворяющие некоторым общим критериям возможности возникновения на них жизни, астрономы выделили всего лишь три звезды, вблизи которых


могут быть такие планетные системы. В 1976 году И.С.Шклов­ский выступил со статьей, явно сенсационной по своей направ­ленности: «О возможной уникальности разумной жизни во Все­ленной»'. С этой гипотезой не соглашаются большинство астро­номов, физиков и философов. Но за последние годы не появилось каких-либо фактов, ее опровергающих, и в то же время не удалось обнаружить каких-либо следов внеземных цивилизаций. Разве что в газетах иногда появляются «свидетельства очевид­цев», установивших прямой контакт с пришельцами из космоса. Но эти «свидетельства» не могут приниматься всерьез.

Философский принцип материального единства мира лежит в основе представлений о единстве физических законов, действу­ющих в нашей Вселенной. Это побуждает искать такие фунда­ментальные связи, посредством которых можно было бы вывести наблюдаемое в опыте многообразие физических явлений и про­цессов. Вскоре после создания общей теории относительности Эйнштейн поставил перед собой задачу объединения электромаг­нитных явлений и гравитации на некоторой единой основе. Задача оказалась настолько трудной, что Эйнштейну не хватило для ее решения всей оставшейся жизни. Проблема осложнилась еще и тем, что в ходе исследования микромира выявились новые, прежде неизвестные взаимосвязи и взаимодействия.

Так что современному физику приходится решать задачу объединения четырех видов взаимодействий: сильного, за счет которого нуклоны стягиваются в атомное ядро; электромагнит­ного, отталкивающего одноименные заряды (или притягивающе­го разноименные); слабого, регистрируемого в процессах радио­активности, и, наконец, гравитационного, определяющего собою взаимодействие тяготеющих масс. Силы этих взаимодействий существенно различны. Если принять за единицу сильное, то электромагнитное будет 10"2, слабое — 10"5, а гравитационное —

Ю-39

Еще в 1919 году один немецкий физик предложил Эйнштейну ввести пятое измерение для объединения гравитации и электро­магнетизма. В этом случае оказывалось, что уравнения, которы­ми описывалось пятимерное пространство, совпадают с уравне­ниями Максвелла, описывающими электромагнитное поле. Но

Вопросы философии. 1976. № 9.


Эйнштейн не принял эту идею, полагая, что реальный физичес­кий мир является четырехмерным.

Однако трудности, с которыми сталкиваются физики, решая задачу объединения четырех типов взаимодействия, заставляют их возвращаться к идее пространства-времени более высоких измерений. И в 70-х и в 80-х годах физики-теоретики обращались к вычислению такого пространства — времени. Было показано, что в первоначальный момент времени (определяемый невообра­зимо малой величиной — 10"43 секунды с начала Большого взрыва) пятое измерение локализовалось в области пространст­ва, которое невозможно себе наглядно представить, т.к. радиус этой области определяют в 10"33 сантиметра.

В настоящее время в институте высших исследований в Принстоне (США), где в последние годы своей жизни жил Эйнштейн, работает молодой профессор Эдвард Уиттен, который создал теорию, преодолевающую серьезные теоретические труд­ности, с которыми до сих пор сталкивались квантовая теория и общая теория относительности. Сделать это ему удалось за счет присоединения к известному и наблюдаемому четырехмерному пространству-времени еще... шести измерений.

Таким образом получилось что-то похожее на обычный, но только совсем необычный, десятимерный мир, свойства которого определяют собою весь известный нам мир элементарных частиц и гравитацию, а следовательно, и макромир обычных для нас вещей, и мегамир звезд и галактик. Дело за «малым»: надо найти способ, выражающий переход от 10-мерного к 4-мерному миру. И поскольку пока эта задача не решена, многие физики рассмат­ривают теорию Уиттена как игру воображения, математически безупречную, но не соответствующую реальному миру. Хорошо сознавая всю сложность и необычность теории, получившей название теории струн, Уиттен говорит, что теория струн — это часть физики XXI века, которая случайно попала в XX. По-види­мому, именно физика XXI века вынесет свой приговор теории струн, так же как физика XX вынесла его теории относительнос­ти и квантовой теории.

Наука в XX веке продвинулась так далеко, что многие теории современных ученых, подтвержденные практикой, показались бы просто фантазиями ученым XIX века и представляются


___________________________ 229

фантастическими большинству людей, которые не связаны с наукой. Это относится и к общефизическим теориям, описываю­щим пространство, время, причинность в разных сферах матери­ального мира, на разных ступенях структурной организации материи и на разных этапах эволюции Вселенной.

Итак, мы видим, что в процессе развития научного познания существенно изменяются, расширяются и усложняются пред­ставления о материи и ее атрибутах: пространстве, времени и движении. На каждом уровне структурной организации материи выявляются свои особенности в движении и взаимодействии объектов, свои специфические формы пространственной органи­зации и хода временных процессов. Поэтому в последнее время все чаще стали обращать внимание на эти особенности и гово­рить о как бы разных «временах» и разных «пространствах»:

пространство-время в физических процессах, пространство и время в биологических процессах, пространство и время в социальных процессах. Но принимать понятия «биологическое время», «социальное время» надо с оговорками. Ведь время — это форма бытия материи, выражающая длительность существо­вания и последовательность смены состояний в любых матери­альных системах, а пространство — это форма бытия материи, характеризующая протяженность, структурность, топологию любых материальных систем. И в этом смысле пространство, время и движение есть столь же общие и абстрактные понятия, как и материя, что, конечно, не исключает специфических условий взаимоотношений в материальных системах различных видов. Так же, как более высокие формы организации надстра­иваются в процессе развития над более простыми, не исключая эти последние, но включая их в себя, так и соответствующие им формы движения, усложняясь, порождают новые виды взаимоот­ношений в этих более сложных материальных системах. Выстра­ивая иерархию систем, мы выделяем прежде всего микромир, макромир и мегамир. А на нашей Земле, кроме того, и мир живых существ, являющихся носителем новой, биологической формы движения материи, и мир человека — общество, с его особенностями и своими специфическими закономерностями.


Глава III. СОЗНАНИЕ

В предыдущей главе, говоря о материи, мы отмечали, что материя может быть определена через отношение к сознанию, как все то, что существует вне сознания и независимо от него. ^Сознание — сложный объект, и рассматривать его можно (и нужно) с разных точек зрения./

Прежде всего сознание выступает как образ окружающего нас мира. Сознание отражает окружающий нас мир, отражает материю. Поэтому его можно определить как субъективный образ объективного мира. Сознание вторично по отношению к материи в некоторых отношениях.» Прежде всего по времени своего существования. Материя существует вечно. Сознание же появляется только с появлением человека, с появлением обще­ства/ В приведенной выше схеме развития Вселенной К.Сагана из целого «года» существования нашего мира на сознание при­ходится около полутора часов. Антропология определяет возраст Гомо Сапиенс (человека разумного, того вида, к которому при­надлежит современное человечество) в 40—50 тысяч лет. Созна­ние формировалось в ходе развития человека, в процессе его обособления от животных в течение порядка 2,5—3 миллионов лет. Так что сознание — это сравнительно молодой, недавно появившийся на Земле феномен, порожденный материей в ходе ее развития. Сознание — продукт развития человека и общест­ва, более узко — продукт высокоорганизованной материи: обще­ственно развитого человека и его мозга.

\ Сознание — это то, что отличает человека от других живых существуй естественно, что сознание с давних пор было пред­метом внимания со стороны философов, учителей религии, всех тех, кто хотел изучить и понять человека. Позже, с развитием \ естествознания Нового времени, сознание сделалось предметом изучения естествознания, особенно психологии, сначала описа­тельной, а затем и экспериментальной, а также физиологии высшей нервной деятельности. Более подробно особенности сознания и подходы к его изучению мы рассмотрим ниже, а сейчас коротко о терминах, которыми обозначалось сознание.

Исторически первым был термин душа. Представление о душе является, по-видимому, весьма древним. Оно возникло из наблюдений над смертью и состоянием тела после смерти.


________________________ 231

«Испустил дух» — синоним «умер», перестал дышать, дыхание ушло из тела. А вместе с ним ушло тепло, ушло движение, ушла речь и все чувства. Осталось безжизненное тело как вместилище души. Если представить душу как аналог тела, то легко вообра­зить, что она, душа, может существовать сама по себе. Это представление имело далеко идущие последствия. В симбиозе души и тела душа сделалась главной, ведущей, определяющей. А поскольку ее существование стало мыслиться отдельным от тела, то ей можно было приписывать такие свойства, которыми не обладало тело, в первую очередь бессмертие. Смерть — это уход души из временного жилища — тела, но не смерть (унич­тожение) самой души. А где она была до того, как вошла в тело? По Платону — на звезде, звезды — первые жилища душ. А куда ушла душа, покинувшая это тело? В другое тело. Так появилось учение о переселении душ в другие тела. И в принципе это не обязательно тело человека, это может быть тело животного или растения.

Но не будем углубляться в эти учения. Обратимся к другой части проблемы души. Довольно скоро анализ (уже философ­ский) привел к необходимости наряду с понятием душа, как особой части человека, выделить понятие «ум», как характерис­тику внеиндивидуальной, надиндивидуальной, но духовной со­ставляющей мира. «Мировая душа» у Платона — это демиург, творец мира вещей; а ум у Плотина — это первая эманация Единого, производной от которого являются души отдельных людей. В этих философских построениях в своеобразной форме отразилась реальная зависимость индивидуального сознания от духовной жизни общества, отразилась надиндивидуальная сущ­ность общественного сознания.

Однако «ум» — это понятие, которое применялось и для характеристики части индивидуального сознания, той, которая определяется как часть мыслящая, в отличие, а порою и в противоположность, части чувствующей, а также в отличие, а порою и в противоположность, эмоциям и воле. Душа подвер­глась анализу, расчленению на составные части. Но в то же время философы подчеркивали и единство всех психических (от греческого «псюхе» — душа) процессов, протекающих в челове­ке. Достаточно вспомнить, что такой тонкий аналитик, как




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.