Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешняя среда организации социальной сферы




 

Успех организации социальной сферы в значительной (часто определяющей) степени зависит от воздействия на нее факторов внешней среды. В связи с тем, что совокупный спрос на социальные услуги глубоко специфичен, внешнее окружение организации социальной сферы и ее подразделений имеет ряд особенностей.

Рынок социальных услуг весьма неоднозначен. Он требует всесторонней социальной стратификации общества с учетом демографических и региональных факторов воздействия на становление и развитие организации социальной сферы.

Внешняя среда организации социальной сферы особенно характеризуется ее подвижностью, сложностью, неопределенностью, зависимостью от целого ряда факторов.

Подвижность внешней среды организации социальной сферы является следствием постоянных изменений структурных элементов этой среды: спроса на социальные услуги, их предложения, политики государства и местных органов власти в соответствующих вопросах, инфраструктурного развития данной отрасли социальной сферы и ряда других.

Проблема осложняется тем, что менеджеру требуется использовать многофакторный подход в анализе внешней среды организации, что требует больших ресурсных вложений. Влияние множества факторов внешнего окружения, по-разному оказывающих воздействие на деятельность организации социальной сферы, и определяет сложность ее внешней среды.

Очевидно, что современному менеджеру очень важно получать достоверную информацию. Тем не менее организация и конкретный работник далеко не всегда могут быть уверены в достоверности информации. От качества полученной информации из внешней среды во многом зависит и качество принимаемых решений, особенно управленческого, стратегического характера. Неопределенность внешней среды количественно оценивается отношением достоверной информации к ее общему объему. Чем выше значение коэффициента, тем в меньшей степени неопределенность внешней среды. В организациях социальной сферы неопределенность внешнего окружения, как правило, высокая. Отсюда дополнительные сложности процесса управления соответствующими организациями.

Все элементы внешней среды взаимосвязаны и неоднозначно влияют друг на друга, а также на внутреннюю среду организации.

В менеджменте организации все факторы внешней среды условно принято делить на факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия.

Традиционно к первой группе факторов относят поставки, трудовые ресурсы, потребителей, конкурентов, законы и регулирующие акты, а вторая группа факторов включает уровень экономики, техники и технологии, социокультурной среды, политику, отношения с местными органами власти и общественностью.

Организации социальной сферы, в которых используется развитая материально-техническая база, а также в случаях непрерывной потребности процесса оказания услуг населению в материально-технических ресурсах, в значительной степени управляются логистическими методами. Логистика становится важнейшим фактором достижения успеха организации, ее структурных подразделений и реализации определенных целей и задач.

Человеческому капиталу отводится важное место в процессе функционирования организации социальной сферы. В связи с тем, что потребление социальной услуги неразрывно во времени с ее оказанием, происходит физическое взаимодействие поставщика и потребителя услуги. Поэтому очень часто тот или иной клиент, потребляющий конкретную услугу, является избирателем не только продукта в качестве социальной услуги, но и его поставщика.

Велика роль и менеджера в управлении хозяйственной деятельностью, в том числе и производственной деятельностью организации социальной сферы. Под последней понимается деятельность организаций по созданию и (или) поставке продукта (в социальной сфере, как правило, услуги) конечному потребителю. Хозяйственная же деятельность, кроме производственной, охватывает коммерческую, финансовую, маркетинговую, правовую, управленческую.

Сильным фактором воздействия на внутреннюю среду организации социальной сферы является тип рынков, на которых она функционирует. Конкурентные силы могут быть различны. Их определяет множество переменных, среди которых масштабы региона, защита конкуренции со стороны государства (местных органов власти), степень деформации рынка под углом социально-ориентированных факторов, развитие взаимозаменяемой продукции и многие другие. Под взаимозаменяемой продукцией в социальной сфере понимается такая социальная услуга, которая, в принципе, отличается от другой социальной услуги, но полностью удовлетворяет те же потребности конечного пользователя.

Не последнюю роль в деятельности организации социальной сферы играет законодательство, которое устанавливает «правила игры» менеджерам разных уровней, усложняя или упрощая их работу (в зависимости от конкретных хозяйственных ситуаций). Наиболее часто ограничения, вводимые законами, осложняют работу менеджеров и требуют от них применения более эффективных методов управления, создающих условия для получения высоких результатов деятельности в ситуациях жестких законодательных рамок.

Уровень экономики и, главным образом, состояние ресурсных и продуктовых рынков, на которых работает организация социальной сферы, во многом определяют ее развитие и перспективы. Экономика «внешнего окружения» может существенно влиять на решения финансовых институтов, партнеров, участников совместных проектов, на величину и структуру совокупного спроса и совокупного предложения тех или иных социальных услуг.

Большое влияние на деятельность организации социальной сферы оказывает политическое состояние общества, степень его политической устойчивости. Благоприятная политическая среда стимулирует развитие международной деятельности в социальной сфере, приток иностранных инвестиций, реализацию совместных проектов, рост деловой активности организации на внутреннем рынке социальных услуг. С другой стороны, отечественный опыт свидетельствует об отрицательной роли действующих лоббистских групп, реализующих корыстные политические и экономические интересы, которые препятствуют ускорению социально-экономического развития общества.

Важнейшим воздействующим фактором функционирования организации социальной сферы является уровень техники и технологии. В условиях сервизации экономики техническая и технологическая инновационность процесса оказания социальных услуг начинает играть значительную (нередко основную) роль в успехе организации. Длительное ее техническое отставание повышает вероятность риска на рынках конкурентных услуг и, как следствие, способствует бесперспективности деятельности с позиции ее социально-экономической эффективности. Известны многочисленные факты тесных межотраслевых связей в социальной сфере, когда успех (неуспех) инновационного характера отрасли оказывал решающее воздействие на характер функционирования какой-либо другой отрасли.

Процесс производства–потребления социальных услуг всегда протекает в определенной социокультурной среде. Факторы внеэкономического характера: психологические особенности, традиции, жизненные ценности и т.п., существующие во внешней среде,– также сильно влияют на внутреннюю среду организации.

Практически все организации социальной сферы в большей или меньшей степени взаимодействуют с местными органами власти и населением. Во многих субъектах Федерации действуют местные законы, касающиеся социально-значимых областей деятельности, а также организаций, занимающих монопольное положение в рамках конкретных социальных услуг. Искусство менеджера в этой связи заключается в умении проводить гибкую политику: не нарушать действующее законодательство, защищать интересы персонала организации и (что самое важное) способствовать максимальному удовлетворению потребности населения, проживающего в зоне деятельности организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 2880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.