Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя среда организации социальной сферы




Как открытая система

Введение

 

Современный менеджер, работающий в сфере социальных услуг, должен обладать особыми знаниями, навыками и умениями, необходимыми для успешной реализации целей организации. В организациях социальной сферы используются специфические технологии социального маркетинга, социального управления, производственного менеджмента, управления персоналом.

Особенности организации социальной сферы определяются, прежде всего, особенностями результатов ее деятельности – социальных услуг. Развитие рынка социальных услуг во многом характеризует современный тип экономического роста во всем мире, в том числе и России.

Данное учебное пособие включает наиболее важные вопросы менеджмента организации социальной сферы. Особое внимание уделяется проблемам внутреннего окружения организации во взаимосвязи с влиянием на него внешней среды.

В связи с ограничениями издательского характера в представленных разделах книги отсутствуют примеры, конкретные факты, отраслевая и региональная статистика; сделана попытка рассмотреть лишь общие закономерности, характеристики, критерии, оценки и практические действия менеджера.

Учебное пособие предназначено для студентов IV курса специальности «Менеджмент» дневной, вечерней и заочной форм обучения, а также может быть рекомендовано специалистам, занимающимся проблемами организаций социальной сферы, а также менеджерам, повышающим свое профессиональное мастерство в этой области.

Автор выражает признательность своим коллегам по кафедре экономики и управления социальной сферой за ценные рекомендации и конструктивную критику в процессе подготовки текста учебного пособия.


Глава 1. Организация социальной сферы

 

Основным звеном социальной сферы как части экономики в целом выступает организация, оказывающая социальные услуги населению.

С позиции менеджмента организация имеет право на существование при наличии трех ее составляющих:

– во-первых, внутреннего упорядочения, согласованности, взаимодействия, более или менее дифференцированных и автономных частей целого;

– во-вторых, совокупности процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

– в-третьих, объединения людей, совместно реализующих программу или цели и действующих на основе определенных правил и процедур.

Слово «организация» (от французского «organisation») переводится, как «сообщение стройного вида». Однако в современном толковании оно имеет более широкое значение в связи со сложным характером функционирования организации.

Организация социальной сферы также, как и организация любой другой области экономики, представляет собой открытую систему, поскольку в процессе своего функционирования она взаимодействует не только с элементами внутреннего окружения, но и с внешней средой.

Внутренняя среда организации характеризуется наличием ряда переменных факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на все стороны деятельности организации. Традиционно к факторам внутренней среды принято относить цели, задачи, организационные структуры, технологии, человеческий капитал.

В общем смысле под целью понимается желаемый результат, к которому стремится конкретный субъект или отдельная структура.

Главной целью организаций социальной сферы, как правило, является оказание социальных услуг населению в рамках специфических ограничений по общественным потребностям и располагаемым ресурсам.

В свою очередь, главная цель обуславливает формирование определенных частных целей – таких, которые обеспечивают реализацию главной цели и не противоречат ей. К частным целям организаций социальной сферы, например, могут относиться:

– расширение спектра социальных услуг;

– повышение качества социальных услуг;

– производство продуктов, сопутствующих потреблению основной услуги и т.п.

В государственных и некоммерческих организациях социальной сферы, которые, как правило, в меньшей степени стремятся к получению прибыли (а нередко и не ставят своей целью ее получение), главной целью является обеспечение высокой социальной эффективности их деятельности в рамках установленных бюджетных или существующих иных ограничений.

Кроме самой организации социальной сферы цели устанавливает и каждое из ее структурных подразделений. Эти цели соответствуют специфике их деятельности, но в любом случае они должны способствовать достижению главной цели всей организации.

Для превращения процесса управления в эффективный механизм координации деятельности персонала в интересах организации менеджеры должны широко информировать своих сотрудников о вырабатываемых целях, их значении, а также средствах и направлениях достижения.

Практика реформирования социальной сферы в нашей стране и отдельных регионах показывает, что многие ошибки в развитии экономики социальной сферы явились результатом выбора непродуманных, субъективных, а в некоторых случаях и амбициозных целей.

Во всех случаях выбор цели (главной или частной) – это действие, направленное на определение будущего состояния организации или ее подразделений с учетом воздействия факторов возможного, невозможного и необходимого, а также закономерного, случайного и желаемого.

Важным элементом внутренней среды организации является ее организационная структура – функционирование скоординированных между собой разных уровней управления, служб и подразделений организации. В хозяйствующих субъектах социальной сферы со сложной организационной структурой имеют место более глубокая специализация в разделении труда работников (вертикальное и горизонтальное), более совершенная координация деятельности уровней управления, функциональных подразделений и отдельных управленцев (но не допускающая автономизацию частных целей) и более гибкий контроль за всеми уровнями управления и функциональными областями деятельности организации. В связи с тем, что в социальной сфере большое развитие получили малые формы хозяйствования, во многих организациях организационные структуры более простые: в них в меньшей степени получили распространение рассмотренные выше признаки функционирования организационной структуры.

Заданная работа, которая должна быть выполнена определенным образом и в установленный заранее срок, представляет собой задачу. Обычно задачи делятся на работу с персоналом, материальными ценностями и информацией.

В соответствии с общими правилами менеджмента задачи должны устанавливаться не конкретным личностям, а должностям. Именно это обеспечивает возможность реализации принципа системности в процессе управления.

Преобразующий механизм, позволяющий из потребляемых ресурсов поставлять обществу социальные услуги, принято называть технологией производства продукции организации социальной сферы. В отличие от производственной сферы, здесь в меньшей степени важны методы обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов, полуфабрикатов и т.п., осуществляемые в процессе производства материального продукта. Чем выше мастерство конкретного специалиста, тем профессиональнее используется технология оказания социальных услуг населению.

В связи с этим особую важность имеет эффективная система управления мотивацией труда соответствующих работников организации социальной сферы. В данном процессе необходим учет индивидуальных способностей исполнителей, их потребностей, ценностей, ожиданий, реакций на влияние окружения.

Все переменные факторы внутренней среды организации тесно взаимосвязаны между собой. Изменение одного фактора может влиять на изменение другого или ряда других факторов. Это изменение может быть как положительное, так и отрицательное с точки зрения достижения главной цели организации. В социальной сфере взаимосвязь факторов особенно ярко выражена. Она провоцирует остроту проблем функционирования системы экономических интересов и социально-экономической эффективности деятельности организации, оказывающей социальные услуги населению.

Таким образом, управление взаимосвязями внутренних факторов организации социальной сферы выступает важнейшей составляющей работы управленческого работника разного уровня и средством обеспечения системности в процессе управления организацией.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.