Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс, 6 семестр. Лекция 5(8 часов). Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса




Лекция 5 (8 часов). Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса.

Основные виды деятельности младшего школьника — игра, учение, труд, общение. Младший школьник как субъект учебной деятельности: ведущая деятельность ребенка (игра, учение, личное общение) протекает в определенной социальной среде, ситуации развития, что в совокупности формирует психические и личностные новообразования.

Основные показатели готовности учебной деятельности младшего школьника является «сформированность внутренней позиции ребенка», произвольности, умение ориентироваться на систему правил. Готовность к школьному обучению: выработанность отношения к школе, учению, познанию как радости открытия, вхождения в новый мир, мир взрослых. Требования готовности ребенка к школе: нормальное физическое развитие, владение достаточным для данного возраста объемом знаний, основными навыками самообслуживания, культуры поведения, общения, элементарного труда, владение речью, достаточное развитие мелкой мускулатуры кисти руки, создающее предпосылки для овладения письмом, умения сотрудничества, желания учиться.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. Правильное представление о личности ученика и оказании ему помощи полноценно включиться в новую жизнь. В основе развивающихся потребностей лежат те, которые принес ребенок из дошкольного детства.

 

Лекция 6 (6 часов). Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Содержание учебной деятельности: научные понятия, законы, общие способы решения практических задач. Условия формирования и осуществления учебной деятельности в школе. Контроль и самоконтроль, требования словесных отчетов и оценок у младших школьников, способность к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане. Произвольность, внутренний план действия и рефлексия как основные новообразования младшего школьного возраста. Учебная деятельность как форма индивидуальной активности младшего школьника и ее структуры: учебные ситуации; учебные действия; действия самоконтроля; действия.

Особенности учебных ситуаций: конкретно-практическая и собственно учебная. Работа детей в учебных ситуациях из действий разного типа. Д ействия контроля: сличения, соотнесения учебных действий с образцом, задаваемым извне, и самоконтроля. Леонтьев выделял мотивы понимаемые и реально действующие, осознаваемые и неосознаваемые, ведущие и второстепенные. Преобладают 3 группы мотивов: широкие социальные, узколичностные и учебно-познавательные мотивы. В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, рассматривают познавательную потребность. В учении младших школьников привлекают эмоциональные моменты, внешняя занимательность урока. Д инамика отношения детей к учению на протяжении младшего школьного возраста. Т еория поэтапного формирования умственных действий. Закономерности формирования учебной деятельности: саморегуляция, моделирование.

 

Лекция 7 (8 часов). Модели взаимодействия в образовательном процессе начальной школы.

Модели развития (реструктуризации, оптимизации) институциональных объектов сети. Ресурсный учебный, методический центр как опорное учреждение системы образования. Школьный округ как территория, в рамках которой расположено образовательное учреждение, являющееся центром инновационного опыта, созданный на базе общеобразовательных учреждений. Типы и виды образовательных организаций, числа обучающихся, а также иных административных, экономических, демографических, социальных и культурных особенностей, влияющих на организацию образования, территория, в рамках которой осуществляется управление образовательными учреждениями и организациями. Образовательные организации: школа - детский сад; опорная базовая школа; статус базовой общеобразовательной школы; «магнитная» - базовая школа школьного территориального округа; «центральная» школа; школьная передвижная лаборатория; «центр образования»; профильная школа.

Эффективность модели: повышение мотивация у субъектов педагогического процесса вследствие новизны; возможность получения качественного образования в соседней школе; школы объединяют свои усилия и ресурсы для решения общих для всех проблем; расширение круга общения учителей и учащихся. Школа ступеней обучения как модель деятельности общеобразовательных учреждений, связанная с созданием автономных по отдельным ступеням обучения общеобразовательных подразделений, функционирующих как в рамках одного образовательного учреждения, так и в виде отдельных независимых образовательных учреждений.

Комплексные образовательные структуры (с участием не только образовательных, но и учреждений культуры, спорта и иных учреждений социальной сферы). Учебный комплекс – образовательная организация, реализующая программы общего и дополнительного образования, обладающая разветвленной сетью поддержки программ дополнительного образования. Учебный комбинат как образовательная организация. Школа - учительский дом как филиал опорной базовой школы. Модель школы индивидуального обучения (школы взаимодействия индивидуальных образовательных траекторий) наряду со всеми проявлениями сетевого взаимодействия наиболее перспективна.

Лекция 8 (6 часов). Педагогический контроль как психологическая проблема.

Контроль знаний учащихся как один из основных элементов оценки качества образования. Современный подход к оценке результатов в общем образовании: "валидность" (четко соответствовать программам преподавания); объективность и стабильность (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего); "доступность" (т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному государству). Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости учащихся. Психологические отличия учебной оценки и отметки. Функции и виды оценки. Причины необъективности педагогической оценки

Содержание, формы, методы и виды контроля качества образования (текущего, рубежного, итогового). Принципы контролирования успеваемости. Этапы проверки успеваемости. Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе. Методы контроля знаний учащихся.

Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур: поощрение и наказание как методы стимулирования; педагогическая оценка как стимул; эффективность педагогической оценки. Рейтинговая система оценки достижений обучающихся. Особенности рейтинговой системы оценки знаний. Основные принципы системы рейтинговой оценки знаний. Педагогическое тестирование, преимущества и недостатки тестового контроля знаний.

Лекция 9 (6 часов). Психологический анализ современных средств оценки достижения учащихся.

Анализ психолого-педагогических исследований отечественных ученых, оценка учебных достижений школьников как процесс и результат сравнения учителем уровня усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями (эталонами), которые определяются образовательным стандартом и школьными программами.

Учебные достижения младших школьников как процесс и результат обучения, продвижения учащегося от своего прежнего уровня к новому уровню учебной подготовки, заданному образовательным стандартом. В качестве функций контроля, оценки в психолого-педагогической литературе выделены следующие: ориентирующая, стимулирующая, воспитывающая (Б.Г. Ананьев); контролирующая (И.П. Подласый, Г.М. Коджаспирова, П.И. Пидкасистый, Н.В. Кузьмина, A.A. Реан); образовательная (обучающая), воспитательная (воспитывающая) (В.А. Сластенин, Г.М. Коджаспирова, П.И. Пидкасистый и др.); развивающая (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сластенин, И.П. Подласый и др.); стимулирующая (И.П. Подласый); корректирующая, информационная (П.И. Пидкасистый) и др.

История существования школьных отметок в отечественной и зарубежной системе Теория профессионального педагогического образования (O.A. Аб-дуллина, Г.Ю. Ксензова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.) и проблема оценивания в контексте рассмотрения содержания и структуры педагогической деятельности. Основные компоненты педагогической деятельности являются: конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический, информационный, развивающий, исследовательский, диагностический, стимулирующе-регулировочный; контрольно-оценочный. Затруднения учителей в оценочной деятельности: планирование контроля и оценки успеваемости учащихся; неумение создать наиболее благоприятную обстановку при контроле за учебой слабоуспевающих; тенденциозность учителя в процессе оценивания учебных достижений школьников; отсутствие обоснования оценки; смешивание понятий «оценка» и «отметка» (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, А.К. Колеченко, H.A. Кур-дюкова В.П. Симонов, В.Л. Синебрюхова, В.А. Якунин и др.).

Структурные компоненты готовности будущего учителя начальных классов к оценке учебных достижений школьников определяют следующие критерии и показатели данной готовности: эмоционально-ценностное отношение к оценочной деятельности (осознанность ее значения для развития младшего школьника; интерес к оценочной деятельности; ориентация на педагогическое самосовершенствование); сформированность знаний, необходимых для оценки учебных достижений школьников (полнота, глубина, системность); технологические умения (владение способами и приемами контрольно-оценочной деятельности); рефлексивное поведение (осознанность рефлексивных действий; адекватная самооценка; умение корректировать свою оценочную деятельность).

Лекция 10 (6 часов). Психологическое обоснование специфики содержания, методов обучения и воспитания в образовательном процессе начальной школы.

История развития методов обучения. В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях. Классификация методов обучения: словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Активные методы обучения – методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Дидактические цели активных методов обучения, воспитывающие цели, развивающие цели, социализирующие цели, коммуникативные цели. Средства обучения как общеприня­тые системы знаков, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дис­циплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достиже­ния культуры или произведения искусства (живопись, музыка, ли­тература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграм­мы, фотографии и т.п.), учебные компьютерные программы, организующе-координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной дея­тельности, вся система обучения, существующая в данном образо­вательном учреждении, система общешкольных требований. Урок как целостная система. Функция урока как орга­низационной формы обучения. Типология и структура уроков.

Основными функциями работы педагога в школе: гностическая;конструктивно-просветительная;консультационная;воспитательная;психопрофилактическая и психотерапевтическая;методическая. Основные направления работы учителя в начальной школе в образовательном процессе: диагностическая работа; коррекционно-развивающая работа; консультативно-просветительская работа.

Психологическая диагностика как психолого-педагогическое изучение обучающих­ся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обу­чения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обу­чении, развитии, социальной адаптации. Коррекционно-развивающая и консультативно-просветительская работа учителя в началь­ной школе.

Лекция 11 (8 часов). Формы организации обучения и воспитания младших школьников.

Ф орма орга­низации учебной деятельности учащихся на уроке. Организационная форма учебной деятельности как внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме. Дидактическое отношение как взаимодействие преподавания и учения. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая. Внеурочные, вспомогательные формы, разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся.

Воспитательная задача начальной школы – формирование у учащихся чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи. Коллективные способы обучения как одна из наиболее эффективных педагогических технологий. Самостоятельная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной работе. Качественно новое содержание обучения младших школьников, качественно новые формы усвоения. Дидактическая концепция, разработанная под руководством педагога В.К. Дьяченко. Программа «Начальная школа XXI в.» под редакцией проф. Виноградовой Н.Ф., направленная на процесс обучения и воспитания

Требования развивающего обучения: приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний – отвечает учебное сотрудничество со сверстниками. Учебное сотрудничество как основа развития коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, которая выступает как ведущая форма организации в развивающем обучении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 2745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.