Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс, 8 семестр. Лекция 16(8 часов). Психологические основы профессиональной готовности учителя начальных классов




Лекция 16 (8 часов). Психологические основы профессиональной готовности учителя начальных классов.

Аспекты профессионально-личностного становления будущего педагога, ориентированного на освоение профессионально-творческой деятельности. Готовность будущего учителя к осуществлению профессионально-творческой деятельности: педагогическому творчеству, формированию творческого потенциала учащихся, развитию творческих способностей учащихся, разработке технологий, дидактико-технологическому творчеству.

Сущность и процесс формирования у студентов педвуза готовности к педагогическому творчеству, как интегративное профессиональное качество учителя, определяющее высокий уровень педагогического мастерства и обусловливающее потребность учителя постоянно совершенствовать и изменять условия учебной деятельности и методы, средства педагогического воздействия в зависимости от изменяющихся педагогических ситуаций учебно-воспитательного процесса. Основные признаками готовности студентов к педагогическому творчеству: умение выдвигать оригинальные цели и задачи воспитания; выбирать новую систему средств и методов их решения; разумное использование передового опыта; умение прогнозировать и предвидеть возможные варианты отклонения от целей и задач по их реализации

Ключевые представления «готовности студентов и учителей к профессионально-творческой деятельности» являются понятия «творческий потенциал» и «готовность будущего учителя к формированию творческого потенциала». Подходы к изучению творческого потенциала личности: способностный; деятельностно-организационный; развивающий; онтологический; интегративный. Интегративный и деятельностно-организационный подходы по М.С. Каган: гносеологический; аксиологический; творческий; коммуникативный; художественный.

Психологические барьеры и трудности учителей. Профессионально-интеллектуальные тренинги. Совершенствование уровня овладения приемами логического мышления. Концепции психологической системы деятельности по В.Д. Шадрикову. Индивидуально-специфические черты личности учителя, личностный характер его воспитательных воздействий, сформированная готовность к творческому саморазвитию.

 

Лекция 17 (8 часов). Педагогическое мастерство учителя начальных классов.

Ориентиры в профессиональной педагогической деятельности. Технологии педагогического взаимодействия, цели, принципы и содержание в разнообразных формах воспитательной деятельности. Профессиональное владение арсеналом методов, приемов, средств воспитания, необходимых для решения педагогических задач.

Педагогическое мастерство как личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя. Оценка профессиональной деятельности педагога в системе начального образования. Система педагогической культуры учителя: перцептивный компонент; коммуникативный компонент; конструктивный компонент; инновационный компонент; рефлексивный компонент. Критерии профессиональной компетентности учителя начальных классов. Признаки педагогической культуры учителя: интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство.

Показатели профессиональной компетентности учителя по общекультурному критерию. Речь как основное средство педагогического взаимодействия. Техника речи - комплекс навыков в речевом дыхании, дикции, голосообразования. Профессиональная компетентность учителя начальных классов. Направления и формы методической поддержки роста педагогического мастерства учителя начальной школы.Нормативные и методические документы по начальному образованию.Факторы роста педагогического мастерства в процессе методической поддержки.

Образовательные программы переподготовки и повышения квалификации учителей по модульному принципу, обусловленных образовательными потребностями учащихся.

 

Лекция 18 (8 часов). Диагностическая и коррекционная работа с младшими школьниками.

Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся. Качество усвоения учебного материала, ин­тенсивность накопления ребенком социального опыта, освоение им навыков взаимодействия и уровень индивидуального развития учащихся. Методы: повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос, письменный опрос, контрольная работа, проверка домаш­ней работы, тестирование.

Проблемное обучение как усвоение содержания материала в процессе решения специальных проблемных ситуаций. Дидактические цели, преследуемые создание проблем­ных ситуаций в учебном процессе. Типы проблемных ситуаций. Процесс решения проблемы. Дидактическая классификация учебных проблем по нескольким основаниям. Идея личностно-ориентированного обучения. Гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы. Конструирование учебной ситуации и использование приемов. Идеи разви­вающего обучения Л.В. Занковым и его сорат­никами в 50-60-х годах ХХ в. Группа ученых под общим руково­дством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Технологии педагогической диагностики учебного процесса.

Основные функции педагогического контроля в школе (диагностическая, обучающая, организующая). Общепедагогические основы использования методов тестирования в школе. Технология определения содержания, форм, методов и средств педагогического воздействия по данным педагогической диагностики. Технология определения систем педагогических задач по результатам структурной и системной диагностики, выявление оперативных, тактических и стратегических педагогических целей и задач. Анализ педагогических технологий: атака мыслей, игра, заучивание материала наизусть в классе, коноп (контрольный опрос учащихся с включением игровых элементов), «Отгадай, о ком говорим», «Я – звезда», мастерская.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.