Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс, 5 семестр




Содержание учебной дисциплины

Тематический план учебной дисциплины

Раздел, тема Всего часов В т.ч. аудит. час. СРС
Всего аудит. Из них
Лекции Лаб. раб. Семин. Конт. раб.
  5 СЕМЕСТР              
1. Проблемы модернизации начального образования.              
2. Младший школьник в процессе овладения социальным опытом.              
3. Психологические новообразования младшего школьника.              
4. Психологические условия обеспечения здоровьеоберегающей среды в начальной школе.              
  6 СЕМЕСТР              
5. Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса.              
6. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте.              
7. Модели взаимодействия в образовательном процессе начальной школы.              
8. Педагогический контроль как психологическая проблема.              
9. Психологический анализ современных средств оценки достижения учащихся.              
10. Психологическое обоснование специфики содержания, методов обучения и воспитания в образовательном процессе начальной школы.              
11. Формы организации обучения и воспитания младших школьников.              
  7 СЕМЕСТР              
12. Современные системы образования в начальной школе.              
13. Современные информационные технологии в обучении младших школьников.              
14. Современные технологии воспитательной работы с младшими школьниками в классном коллективе, добровольных общественных объединениях, в режиме продленного дня.              
15. Особенности работы с детьми, оказавшимися в экстремальных условиях.              
  8 СЕМЕСТР              
16. Психологические основы профессиональной готовности учителя начальных классов.              
17. Педагогическое мастерство учителя начальных классов.              
18. Диагностическая и коррекционная работа с младшими школьниками.              
Всего              

3.1.Содержание учебного материала

 

Лекция 1 (6 часов). Проблемы модернизации начального образования.

Теоретические, исторические и фактологические предпосылки возникновения педагогической технологии как научного явления. Закон Российской Федерации «Об образовании» как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданина (обучающегося) определенных государственных образовательных уровней (образовательных цензов). Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования. Требования к содержанию образования.

Понятие образовательного стандарта, основные требования, функции, структура. Базисный учебный план – генеральный уровень представления стандарта. Базисный учебный план начальной школы.

Модернизация как обновление и совершенствование действующей системы образования. Модернизация системы общего образования в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 № 436 по направлению: внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; создание условий для получения качественного общего образования школьниками, независимо от их места жительства; рост профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров.

Проблема модернизации начального образования обусловлена изменением запросов общества и внутренними потребностями системы образования. Внедрение новых концептуальных принципов и проблемы: ухудшение здоровья детей; преемственности обучения между дошкольным и начальным образованием; преемственность между начальной и основной школами; преемственность на школьном и личностном уровне.

Лекция 2 (4 часа). Младший школьник в процессе овладения социальным опытом.

Адаптацией ребенка к условиям школьной среды в исследованиях, проведенных в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и др. Б.Г. Ананьев, Г.М. Андрееева, В.К. Бальсевич, М.Р. Битянова, М.М. Врублевска, Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов, Л.В. Корель, Л.И. Лубышева, Н.Ю. Синягина, Н.А. Фомин и др. Категории слабоуспевающих и неуспевающих детей. Основные факторы, влияющие на негативное состояние психического здоровья ребенка: неспособность справиться с учебной нагрузкой; авторитарный стиль общения педагогов; неприятие ребенка детским коллективом.

Успешная социальная адаптация детей начальной школы к условиям школьной среды и формирование системы их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки: успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность личностной самореализации.

Современная школа и модели учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие всестороннее развитие личности школьников. Авторы экспериментальных образовательных программ по преобразованию педагогического процесса в школе.

Лекция 3 (4 часа). Психологические новообразования младшего школьника.

Психологические новообразования возраста. Изменения в познавательной сфере ребенка и в области восприятия, переход от непроизвольного восприятия ребенка дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Учебная деятельность и требования и к другим сторонам психики ребенка. К. Д. Ушинский об опасности развлекательной педагогики. Школа как оценка знаний, основной которой является смысл учения - подготовка к будущей деятельности - требующей высокой степени произвольности. Существенные изменения младшего школьника в области мышления: абстрактный и обобщенный характер. Трудности в выполнение интеллектуальных операций маленькими школьниками. В. В. Давыдов о формировании нового типа мышления в школьном возрасте.

Учебная деятельность как развитие познавательных способностей ребенка. Основные проблемы возрастной психологии в соотношении обучения и психического развития по Л. С. Выготскому. Младший школьный возраст как возраст интенсивного интеллектуального развития: интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Параллелограмм развития памяти по Леонтьеву. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит в процессе усвоения системы научных понятий.

 

Лекция 4 (4 часа). Психологические условия обеспечения здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Концептуальные идеи здоровьесберегающих технологий в рамках образовательного процесса. Творческий характер образовательного процесса, как необходимое условие здоровьесбережения. Реализации творческих задач достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения: дискуссия, психолого-педагогический тренинг. Соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока.

Здоровьесберегающая образовательная технология как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью, учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья по Н.И. Соловьевой. Компоненты (виды) здоровья: соматическое; физическое; психическое; нравственное. Признаками здоровья: специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов; показатели роста и развития; функциональное состояние и резервные возможности организма; наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Здоровьесберегающие технологии как совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. Понятие «здоровьесберегающая» как качественная характеристика любой образовательной технологии. Критерии здоровьесберегающих качеств образовательных технологий и задачи. Осуществление учебно-образовательного процесса на основании здоровьесберегающих технологий. Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий обучения: способствовать профилактике, диагностике и коррекции здоровья учащихся в учебном процессе; развитию познавательной деятельности младших школьников; гуманизации образования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.