Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. 1. Системы музыкального воспитания школьников Д.Б.Кабалевского, Д.Е.Огороднова и др




Семинар 7. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

1. Системы музыкального воспитания школьников Д.Б.Кабалевского, Д.Е.Огороднова и др.

2. Музыкальное воспитание за рубежом. Системы музыкального воспитания З.Кодай, К.Орфа, Ж.Далькроза.

Литература

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 62-80.

Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А.Апраксина. — М., 1990.-С. 152-205.

Отечественные и зарубежные системы музыкального воспитания. / сост. О.В. Гончарова. – Волгоград: Перемена, 2005.

Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкаль­ного воспитания. — Спб, 2000. — С. 137—172.

Дополнительная литература

Леонтьева О.Т. Карл Орф. - М., 1984. - С. 190-233.

Мартынов И.И. Золтан Кодай: Монография. — М., 1983.

Музыкальное воспитание в Венгрии. — М,, 1983.

Огороднов Д.Е. Воспитание певца в самостоятельном ансамбле. — Киев, 1980.

Система Орфа – за и против // искусство в школе. – 2000. - № 4. – с. 58-65.

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000. с. 232-245, 269-287.

Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности (хоровое сольфеджио). — СПб., 1997.-С. 3-18.

Тютюнникова Т. Что такое «Шульверк» К.Орфа // Дошк. воспитание. — 1998. — № 4. — С. 129.

Фролкин В. Япония: детские сады Судзуки в Мацумото // Дошк. воспитание. — 1991.-№6. –С. 84.

Задания

Проанализировать отечественные и зарубежные системы музыкального воспитания, авторские программы музыкального развития дошкольников и составить таблицу:

№ п/п   Стра- на   Автор системы (прог- раммы) музыкального воспитания Цель и задачи музыка льного развития детей   Основные принципиальные положения Характеристика репе- ртуара Педагогическая оценка воспитания

 

Задания для отработки занятия. Подготовить реферат или презентациюоб особенностях музыкального развития детей в одной из стран мира или об отечественных системах музыкального воспитания, или о современных авторских программах музыкального развития детей.

 

Семинар 8. Новые подходы к системе музыкально-эстетического воспитания детей

 

Вопросы

1. Традиционная программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников («Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой) и ее новая редакция, осуществленная в 90-е годы XX века. Изменение содержания раздела по музыкальному воспитанию.

2. Вариативные программы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста (Радуга, Детство, Из детства в отрочество, Истоки, Развитие и др.)

3. Общая характеристика современных образовательных программ по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, основные тенденции в их создании: новые модели, новые отправные пункты музыкального образования.

4. Современные программы по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста, основанные:

- на использовании нескольких видов музыкальной деятельности;

- на синтезе искусств;

- на музыкально-ритмической деятельности;

- на элементарном инструментальном музицировании;

- на использовании музыкального фольклора.

 

Литература

Гончарова О.В., Богачинская Ю.С. Теория и методика музыкального воспитания - М.: «Академия», 2012.

Гончарова О.В., Современные подходы к созданию программного обеспечения музыкального развития дошкольников - Волгоград: «Перемена», 2010, 64 с.

Отечественные вариативные программы и педагогические технологии в практике работы дошкольных учреждений Москвы / Сост. Т.К. Воробьева. – М., 1994.

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – 2-е изд. – М.: Академия, 2000.

Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.

Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. – М.: Владос, 2006.

Вариативные программы дошкольных образовательных учреждений и технология их использования: методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. А. Соломенникова. М., 1999.

Четберн Т. Новые модели, новые отправные пункты, новые направления музыкального образования. // Музыка в школе. — 1991. — № 1.

Дополнительная литература

Волошкина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений // Начальная школа. 2000. № 1. С. 13-20.

Временное положение о дошкольном учреждении в РСФСР // Дошк. воспитание. - 1991. - № 8. - С. 4.

«Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб., 2006.

Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития: Пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми седьмого года жизни. – М., 2006.

Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду Программа и методические рекомендации. – М, 2005.

Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М., 2006.

Истоки: базис развития ребенка-дошкольника / Науч. ред. Л.А. Парамоновой и др. – М., 2003.

Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н. Дронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. 4-е изд. – М., 2005.

Концепция дошкольного воспитания. НИИ дошк. воспитания // Дошк. воспитание. – 1989. - № 9. - С.48.

Михайленко Н., Короткова Н. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. – М., 1993.

Михайленко Н. Новые программы для детских садов // Дошк. воспитание. -1995.-№8.-С.4.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. М.: Просвещение, 1985.

Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. –Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е издание, испр. и доп. – М, 2005.

Развитие: программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / Под ред. О. М. Дьяченко. – М., 1999.

Радуга: программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях детского сада. / Т. Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др. – М., 2004.

Стеркина Р. Новое направление программно-методического обеспечения дошкольного образования // Дошк. воспитание. - 1998. - № 5. - С. 5.

Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку. Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М., 2001

Буренина А. И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: ЛОИРО, 2000.

Варки Н.А., Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребенка. – СПб.: Речь, 2002.

Горшкова Е.В. «От жеста к танцу». Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. – М.: Гном и Д, 2004.

Девятова Т. Н. «Звук-волшебник». Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2006.

Комарова Т. С, Антонова А. В., Зацепина М. Б. Красота. Радость. Творчество: программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. М.: Педагогическое общество России, 2000.

Комисарова Л.Н., Кузнецова Г.В. Ребенок в мире музыки. Пособие для музыкальных руководителей детского сада. – М.: Школьная Пресса, 2006.

Каплунова И.М. и Новоскольцева И.А. Ладушки: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – СПб.: Композитор, 2000

Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.

Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2003.

Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: В мире прекрасного: Программ.-метод. пособие. – М.: Владос, 2003.

Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.:Гном-Пресс, 1999.

Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от трех до девяти лет. – Ярославль: Академия развития, 2006

Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши; программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. — СПб.: ЛОИРО, 2001.

Тарасова К. Программа «Синтез». Программа «Гармония» // Отечественные вариативные программы и педагогические технологии в практике дошкольных учреждений Москвы. - М., 1994.

Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» - Дошкольное воспитание, 2005 №5.

Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. Методическое пособие для учителей. – М.: Вентана-Граф, 2003.

Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. — СПб.: Детство-Пресс, 2001.

Фольклор – музыка – театр. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. / Под ред. С.И.Мерзляковой – М.: Владос, 2003.

Задания

1. Проанализируйте, в каких вариативный программах раздел по музыкальному воспитанию представлен наиболее полно, в каких достаточно содержательно, а в каких разработан недостаточно.

3. Проанализируйте образовательные программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников по следующим показателям: цели и задачи музыкального воспитания, ведущий вид деятельности, основные принципиальные положения программы, анализ основных методов и приемов обучения, характеристики музыкального репертуара.

4. Проанализируйте особенности организации музыкальной развивающей предметной среды в различных образовательных программах по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников.

5. Проанализируйте образовательные программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников с точки зрения проявления в них тенденции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Задания для отработки занятия. Проанализируйте описанные образовательные программы с точки зрения их соответствия принципам личностно-ориентированной, личностно развивающей педагогики.

 

 

Семинар 9. Принципы, содержание, методы и формы музыкального воспитания дошкольников

Вопросы

1. Характеристика основных классификаций педагогических методов.

2. Методы эстетического воспитания и художественного обучения детей.

3. Методы музыкального воспитания, обучения и развития дошкольников.

4. Реализация комплексного подхода к использованию методов и приемов музыкального воспитания в практике работы с детьми дошкольного возраста.

Литература

Гончарова О.В., Богачинская Ю.С. Теория и методика музыкального воспитания - М.: «Академия», 2012, 254 с.

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М., 2000. – С. 46-55.

Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. – С. 39-54.

Смирнова Е.О. Проблема обучения и развития // Психология ребенка. – М., 1997. – С. 60-63.

Дополнительная литература

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. — С. 127-146.

Выбор методов обучения / Под ред. Ю.К.Бабанского. — М., 1981. Дидактика // Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. — Т. 1.

Дошкольная педагогика / Под ред. В.Ядэшко, Ф.Сохина. — М., 1986. — С. 208-219.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995. – С. 180-186.

Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.

 

Задание

1. Проанализировать конспект занятия с точки зрения применения различных методов и приемов обучения (см. Радынова О.П. и др. Практикум по методике муз. воспитания. – М.,1999. (Приложение); Радынова О.П. Муз. развитие детей: В 2 ч. – М., 1997).

2. Подготовить сообщение по статье: Осмоловская Л. Роль музыкального руководителя в эстетическом воспитании детей // Дошк. воспитание.— 1988. — № 10.— С. 19—123. Проанализировать методы и приемы, используемые педагогами в работе с детьми.

Задание для отработки занятия. Разработать конспекты занятий с различным применением наглядных, словесных, практических методов и приемов с нарастанием проблемности с учетом возрастных возможностей развития детей.

 

Семинар 10. Виды музыкальной деятельности детей. Восприятие музыки. Роль музыкально-образовательной деятельности в музыкальном развитии дошкольников.

Вопросы

1. Психолого-педагогическая характеристика деятельности. Музыкальная деятельность дошкольников, ее специфические особенности.

2. Восприятие как вид детской музыкальной деятельности. Понятие восприятие. Характеристика музыкального восприятия дошкольников.

3. Особенности методики развития музыкального восприятия в зависимости от возраста детей и этапа работы над музыкальным произведением.

4. Роль знаний о музыке в музыкальном развитии дошкольников и осуществлении музыкальной деятельности. Знания о музыке как средство формирования познавательных интересов детей.

5. Содержание музыкально-образовательной деятельности в детском саду. Формы организации, методы и приемы формирования знаний о музыке у детей в различных возрастных группах.

6. Анализ роли музыкально-дидактических игр и музыкальных пособий, используемых в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

 

Литература

Гончарова О.В., Богачинская Ю.С. Теория и методика музыкального воспитания - М.: «Академия», 2012, 254 с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 2 кн. — М., 1994. - Кн. 1. - С. 124-138.

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1983.-С. 31-38,95-103.

Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2005.

Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном; воспитании дошкольников. – М., 1986.

Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.

Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — С. 54-71.

Дополнительная литература

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспи­тания в детском саду. — М., 1983. — С. 95-108.

Готсдинер А.Л. Генезис музыкального восприятия // Музыкальная психология. – М., 1993. - С. 84-103.

Гульянц Е. Музыкальная азбука для детей. – М., 1997.

3апорожец А.В. Роль деятельности в психическом развитии ребенка // Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1986. — Т. 2. — С. 235-247.

Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л.Г. Нисканен. – М., 2002. – с.194- 197.

Кабалевский Д.Б. Про «трех китов» и многое другое. – М., 1976.

Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.

Метлов Н.А. Музыка — детям. — М., 1985.

Торшилова Е.М. Музыка и эстетическое развитие // Эстетическое воспитание в семье. - М., 1989. - С, 111-131.

Петрушин В.И. Развитие музыкального восприятия // Музыкальная психология. - М., 1997, — С. 175-182.

Задания

1. Проанализировать несколько музыкальных занятий с точки зрения использования в них различных методов и видов музыкальной деятельности и назвать виды деятельности, в которых успешно развивается каждая музыкальная способность.

2. Разработать конспекты музыкальных занятий (раздел «Слушание музыки») для младших и старших групп детского сада. Показать усложнение задач развития музыкального восприятия при последующих прослушиваниях музыкальных произведений. Указать методы и приемы, направленные на решение поставленных задач.

3. Составить развернутый план-конспект беседы о музыкальном произведении.

4. Подобрать музыкально-дидактические игры для детей 4-5 лет, направленные на формирование знаний о музыке. Подготовить наглядный материал.

5. Разработать конспект одной из форм организации занятий с дошкольниками по усвоению знаний о музыке с использованием кроссвордов, чайнворды, шарад, ребусов, загадок и т.п. (беседа, тематическое занятие, развлечение, игровые формы: викторина, вечер загадок и т.д.). Примерные темы: «Мелодия в музыке», «Ритм в музыке», «Музыкальные жанры», «Какого цвета музыка».

Задания для отработки занятия. По желанию выполнить одно из следующих заданий.

1. Подготовить реферат или презентацию на одну из предложенных ниже тем «Специфика музыкальной деятельности взрослых и детей», «Значение и место музыкально-образовательной деятельности в развитии музыкальной культуры и музыкальных способностей детей», «Роль музыкальных знаний и их характер в раз­ных видах музыкальной деятельности».

2. К.В. Тарасова изучала логику становления музыкального восприятия в онтогенезе. Ею были выявлены этапы развития музыкального восприятия в дошкольном детстве и средства музыкальной выразительности, на которые дошкольники ориентируются при слушании музыки. Сравните этапы, выявленные К.В. Тарасовой, с характеристикой стадий музыкального восприятия по А.Л. Готсдинеру. Охарактеризуйте общее и различное.

 

Семинар 11. Певческая деятельность детей дошкольного возраста




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 2790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.