Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система упражнений для обучения аудированию




 

Система упражнений для обучения аудированию должна обес­печить:

а) соответствие упражнений психологическим и лингвистиче­ским сложностям воспринимаемых на слух сообщений;

б) возможность корреляции аудирования с другими видами ре­чевой деятельности, и в первую очередь с говорением;

в) управление процессом формирования умений и навыков ауди­рования;

г) успешную реализацию конечной практической цели и про­межуточных задач обучения.

 

Составными компонентами системы упражнений являются, как известно, группы, типы, виды упражнений и их расположение, соответствующее последовательности формирования навыков и уме­ний, количество упражнений, форма и место их выполнения. Из этих компонентов постоянной остается лишь аргументированная последовательность расположения упражнений, прочие составля­ющие будут изменяться в зависимости от характера аудиотекстов, языковой подготовки учащихся, сложности коммуникативных за­дач и других факторов. Например, при восприятии на слух легко­го текста отпадает надобность в элементарных операциях, к кото­рым мы относим имитацию, различение оппозиций фонем или близких интонационных моделей, идентификацию синонимов, дробление текста на более мелкие смысловые куски и т. д. Хорошо подготовленный учащийся не нуждается, как известно, в упражнениях, развивающих перцептивно-сенсорную базу, поскольку он владеет техническими навыками слушания, в том числе фонема­тическим и интонационным слухом, мгновенным рецептивным комбинированием слов и предложений, прогностическими уме­ниями и т.д.

 

В отечественной методике чаще всего различают две подсисте­мы упражнений: тренировочную/подготовительную и речевую/коммуникативную.

 

Подсистема тренировочных/подготовительных упражнений является крайне важным звеном общей системы упражнений, хотя это еще не речевая деятельность, а создание основы и средств для ее осуществления. Она призвана обеспечить техническую сто­рону аудирования, снять лингвистические и психологические сложности смыслового восприятия, развить умения логико-смысловой обработки знаков более низкого уровня - от слов до микротекстов.

 

В целом к этой подсистеме упражнений можно предъявить следующие требования:

1) сочетание элементарных операций со сложными умственны ми действиями, развивающими творческие возможности учащихся и позволяющими им уже на данном этапе сочетать мнемическую деятельность с логико-смысловой;

2) строгое управление процессом подготовки к аудированию за счет создания опор и ориентиров восприятия, частичного снятия «незапрограммированных» трудностей, двукратности предъявления и т.д.;

3) постепенность увеличения языковых сложностей;

4) концентрация внимания на одной сложности или на группе аналогичных сложностей;

5) сочетание в упражнениях известного и неизвестного мате­риала;

6) направленность внимания на форму и содержание.

 

Подсистема речевых/коммуникативных упражнений способ­ствует выработке умений воспринимать речевые сообщения в ус­ловиях, приближающихся к естественному речевому общению (контактному и дистантному), без опор, подсказок и предварительного ознакомления с ситуацией или темой. Эти упражнения учат:

· определять наиболее информативные части сообщения;

· устранять проблемы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста;

· соотносить содержание с ситуацией общения;

· членить аудиотекст на смысловые части и определять основ­ную мысль в каждой из них;

· объединять разрозненные смысловые куски в целый текст;

· использовать ориентиры восприятия (паузы, ударение, инто­нацию, риторические вопросы, повторы, клише и др.) для созда­ния установки на выполнение определенной деятельности с рече­вым сообщением;

· приспосабливаться к индивидуальным особенностям говоря­щего и к различной скорости предъявления (в темпе от ниже сред­него до выше среднего темпа);

· соотносить паралингвистические явления с ситуацией общения;

· понимать элементы субъективной информации, выраженной эмоционально-оценочными словами и предложениями;

· удерживать в памяти фактический материал аудиотекста (циф­ровые данные, хронологические даты, имена собственные, геогра­фические названия и т.д.);

· совмещать в процессе восприятия мнемическую и логико-смыс­ловую деятельность (фиксацию опорных слов, составление плана, тезисов и др.);

· различать воздействующую/прагматическую функцию речевых сообщений.

 

В повседневном речевом общении слуховое восприятие направ­лено на смысл речевого сообщения, причем форма и содержание образуют полное единство, в условиях общения оно может быть на­правлено либо на содержание, либо на форму. Исследования, про­веденные в школьной и вузовской аудитории, показали, что при направленности внимания на языковую форму (установка на вы­полнение операций поиска, дифференциации, группировки и др.) одновременное понимание содержания осложняется. Выше упоми­налось о том, что при выполнении подготовительных упражнений, построенных на любом материале, в том числе и на изолированных словах, мнемическая деятельность учащихся сочетается с логико-смысловой. Можно упомянуть в этой связи такой тип подготови­тельных упражнений, как группировка воспринятого на слух материала (слов, фраз) по какому-либо признаку. Для выполнения это­го упражнения необходимы ориентировка в материале, умение дифференцировать его, располагая набором различительных при­знаков, выделять общее в запоминаемых символах и др. Психологи неоднократно отмечали в своих работах, что умение правильно груп­пировать прослушанное или прочитанное свидетельствует о пони­мании внутренних логических отношений (см.: Хрестоматия по пе­дагогической психологии, 1995).

 

Владеющий иностранным языком на уровне его носителей мо­жет целенаправленно соотносить содержание с языковой формой и ситуацией общения, что позволяет отделять объективную инфор­мацию от субъективной.

 

В зависимости от языковой подготовки класса и сложности аудиотекста внимание учащихся можно специально переключать с содержания на языковую форму (с помощью инструкций, особого рода формальных опор и т.д.) и наоборот, хотя известно, что на на­чальном и частично среднем этапах такой способ управления ауди­рованием не всегда оправдан. Известно, что слишком быстрое пе­реключение внимания с языковой формы на содержание ухудшает прогнозирование, приводит к приблизительному пониманию, ос­нованному на угадывании фактов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.