Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуально-возрастные особенности учащихся




Обучения говорению

Факторы, определяющие успешность

 

Успешность обучения говорению зависит от индивидуально-возрастных особенностей учащихся (от наличия у них мотивов учения внимания и интереса, от умения пользоваться стратегиями устного общения, опираться на прежний речевой опыт и т.д.), от лингвистических и дискурсивных характеристик текстов и, наконец, от условий обучения (наличия технических средств обучения, ситуативной обусловленности и проблемности упражнений, парно-групповой организации занятий и др.).

Обратимся к более подробному анализу перечисленных выше факторов.

 

 

 

Возрастная психология выделяет, как известно, три группы школьников и дает им примерно следующую характеристику.

 

Младший школьный возраст (I-IV классы) отличается наибо­лее сильной работой механической памяти. Учащиеся этой группы имеют довольно богатые представления и знания, но они недоста­точно осознаны и беспорядочны.

 

Мышление младших школьников преимущественно конкретное и образное с яркой эмоциональной окрашенностью. Для детей этого возраста характерна большая потребность в движениях, неудовлет­ворение которой приводит к быстрой утомляемости и потере инте­реса.

 

Обучение устному общению на данном этапе предполагает ши­рокое использование наглядности, игр, которые дают ребенку воз­можность подражать увиденным сценам иотношениям людей, упо­доблять себя взрослым, усваивать нормы их поведения, в том числе и речевого (см.: Валлон А., 1967, с. 76).

 

Отмечается, что в играх, например при инсценировании сказок, дети легко идентифицируют себя с любыми персонажами, в том числе и с животными. Здесь важны концентрация внимания и час­тая смена приемов обучения.

 

Известно также стремление младших школьников заучивать все наизусть или воспроизводить близко к оригиналу. При запомина­нии они обычно сохраняют заданный порядок и используют одно­образный путь усвоения.

 

Ряд проведенных исследований, в частности обучение второ­классников алгебре, показывают сложную картину взаимодействия в мыслительной деятельности двух ее компонентов - абстрактно­го и конкретного. Они меняются не только от возраста, но и от характера решаемых заданий, от приемов обучения.

 

Из упомянутых выше особенностей следует сделать два вывода:

во-первых, необходимо особенно тщательно отбирать учебный ма­териал и, во-вторых, правильно предъявлять его, стремиться как можно раньше вводить упражнения, приучающие к видоизменению и комбинированию усвоенного.

 

Для среднего возраста (V-VII классы) характерны выраженные в разной форме элементы «взрослости», которые проявляются в стремлении к самостоятельности, в отказе от помощи, в неудовлетворении контролем за выполнением работы. У подростков про исходят изменения в развитии памяти. Она приобретает опосредованный, логический характер. В усвоении материала и развитии речевых умений все большее значение отводится целенаправлен ному наблюдению, стремлению находить главное, выделять опорные пункты, облегчающие запоминание и воспроизведение (см. Лейтес Н.С, 1971).

 

Учащиеся этого возраста характеризуются повышенной общительностью, которая может положительно сказываться на организации группового и парного общения, на проведении коммуникативных игр.

Эта возрастная группа не только строит картину мира, но и вы­рабатывает собственное отношение ко всему, что знает и видит. В ее умственной деятельности сочетаются селективность анализирующей мысли, склонность к рассуждениям, эмоциональность и впечатлительность, чувство осознания себя как личности, принад­лежащей к определенному языковому и культурному сообществу. Интересы школьников этой группы приобретают более устойчи­вый характер. Именно с этого возраста начинает формироваться профессиональная ориентация, которая окончательно определяется в старших классах.

Мышление старшеклассников (VIII-XI классы) представляет со­бой завершающую ступень зрелости, оно становится, с одной сто­роны, детализирующим, а с другой стороны, связывающим, гене­рализирующим, способным работать планомерно и по правилам (см.: Блонский П.П., 1964, с. 237).

 

Старшеклассник отличается относительно высоким культурным уровнем и кругозором, высокой степенью познавательно-логичес­кого поведения, определившимися склонностями и интересами, самостоятельностью, умением сосредоточиться, отрицательным от­ношением к механическим приемам закрепления.

 

Успешное обучение говорению связано у учащихся этого возра­ста с более совершенной организацией материала (классификация явлений по признакам, ассоциативным и смысловым полям, груп­пировки, применение различных опор и ориентиров). Наблюдает­ся решительная нерасположенность к заучиванию наизусть, а вос­произведение текстов связано нередко с полным преобразованием информации. Иной характер приобретает интерес старшеклассни­ков, он меньше всего связан с внешней занимательностью. У стар­шеклассника возникает интерес к стране изучаемого языка, ее ис­тории и культуре. Особый интерес здесь вызывает проблематика нравственных ценностей человеческих отношений, таких тем и тек­стов, которые позволяли бы сопоставлять разные точки зрения, альтернативные подходы, высказывать собственные суждения, спо­рить и дискутировать (см.: Кон И.С, 1980).

 

Можно согласиться с теми авторами, которые полагают, что трудности обучения говорению сводятся к тому, что учащиеся ча­сто не знают, о чем говорить, что говорить и как говорить (см.: Зимняя И.А., 1991). Первая и вторая трудности легко решаются, если к учебному процессу привлекаются визуальные (текст, кар­тина, серии рисунков, диафильмы, таблицы), аудиовизуальные средства (звуковое кино, телевидение, компьютер) и комплекс­ное использование источников этих двух групп в самых разнообразных сочетаниях.

 

Картины и рисунки способствуют удержанию в памяти логиче­ской последовательности излагаемых фактов и уточнению ситуа­ции общения.

 

Звуковое кино и телевидение - особый вид наглядности. Они обеспечивают такие стимулы, которые не могут создать преподава­тель или учебник, т.е. показ на экране жизненных ситуаций, по­зволяющих действующим лицам совершать речевые поступки в со­циальном и культурном контексте, в определенном пространстве и во времени, что соответствует реальному устному общению. С их помощью реализуется, кроме того, динамическая модель комму­никации (жесты, мимика, паузы, интонации и др.).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.