Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И их коммуникативные цели




Диалогические/монологические тексты

 

Характерной чертой диалогического высказывания является его двусторонний характер, на что указывал еще Л.П. Якубинский «...всякое взаимодействие людей есть именно взаимодействие, оно по существу стремится избежать односторонности, хочет быть дву­сторонним, диалогическим и бежит монолога» (Якубинский Л.П., 1923, с. 11).

 

Поскольку диалог является межличностным общением, в нем нет отправителя и получателя, а есть два коммуниканта, и каждый из них в процессе диалогического общения становится то отправи­телем, то получателем информации. В модели коммуникативного акта принимают участие два лица, между которыми происходит многократный обмен мнениями. Эту постоянную смену говоряще­го и слушающего лингвисты считают основной отличительной чер­той диалога.

 

Для диалогической речи характерна эллиптичность, которая вызвана условиями общения. Наличие единой ситуации, контакт­ность собеседников, широкое использование невербальных элемен­тов способствуют возникновению догадки, позволяют говорящим сокращать языковые средства.

 

Сокращенность проявляется на всех уровнях языка и касается в основном семантически избыточных элементов. Однако закон эко­номии не распространяется на выражение эмотивности речи, она не подлежит компрессии и получает свое полное выражение.

 

В целом сокращенность идет по принципу сохранения преди­кативности, на что обращал внимание Л.С. Выготский: «В случае наличия общего подлежащего в мыслях собеседников понимание осуществляется сполна с помощью максимально сокращенной речи с крайне упрощенным синтаксисом» (Выготский Л.С, 1956, с. 35). Наряду с этим отмечается стремление к использованию из­быточных языковых средств. Желание быть точно понятым собе­седником приводит к употреблению «лишних», дублирующих слов и фраз. Обе эти тенденции отражают специфику диалогической речи.

 

Другой отличительной чертой диалогической речи является ее спонтанность, поскольку содержание разговора и его структура зависят от реплик собеседников. Спонтанный характер диалогического высказывания обусловливает использование разного рода клише и разговорных формул, а также нечеткую «свободную» оформленность фраз. Быстрый темп, спонтанность и эллиптичность не способствуют строгой нормализации синтаксиса. Спонтанный характер речи проявляется, кроме того, в паузах нерешительности (хезитациях), перебиваниях, перестройке фраз, изменении Структуры диалогического единства.

 

Диалогу свойственны эмоциональность и экспрессивность, которые проявляются чаще всего в субъективно-оценочной окраске речи, в образности, в широком использовании невербальных средств, рекуррентных готовых фраз и разговорных формул.

 

Первоэлементами диалога являются реплики различной протяженности - от одной до нескольких фраз. Наиболее типична однофразовая реплика. Соединение реплик, характеризующихся структурной, интонационной и семантической законченностью принято называть диалогическим единством. Этот главный компонент диалога должен служить и исходной единицей обучения диалогической речи.

 

Тесная логико-смысловая зависимость нескольких диалогических единств с учетом их синтаксической и коммуникативной завершенности определяет структуру диалога.

 

Поскольку развернутые диалоги с большим количеством компонентов не обладают высокой повторяемостью в речевом общении, то в основу обучения должны быть положены двучленные единства, среди которых наиболее распространенными являются вопрос-ответ; вопрос-контрвопрос; сообщение и вызванный им вопрос; сообщение и вызванное им сообщение; сообщение и реплика-подхват, продолжающая или дополняющая высказанную мысль.

 

Типология диалогических дискурсов проводится, как правило, на функционально-коммуникативной основе с учетом экстралингвистических факторов.

 

Основными типами дискурсов принято считать: бытовой/дело вой разговор, интервью, дискуссию, полемику.

 

Параметры их различения сводятся в большинстве случаев к следующему:

· количество коммуникантов (два, несколько);

· отношения коммуникантов (симметричные, асимметричные);

· чередование акций-реакций (частое, редкое, нулевое);

· заданность темы или коммуникативной задачи (дается/не да­ется заранее);

· развитие темы (описательное, ассоциативное, аргументиро­ванное);

· совпадение/несовпадение интересов партнеров по общению (диалог-сотрудничество, диалог-спор, конфликт);

· характер социальной ситуации (асимметричные диалоги - рас­спрос, консультации, диалоги в сфере обслуживания; симметричные диалоги - бытовой разговор, обмен информацией, дискус­сия и др.) (см.: Techtmeier В., 1984; и др.).

 

Несмотря на то что в основе этих оппозиций лежат самые раз­ные аспекты, не приведенные в единую систему и рассмотренные в отрыве от задач обучения, для преподавателя они важны тем, что помогают ему подойти к отбору аутентичных диалогов дифференцированно, с учетом присущих им характеристик и логических схем построения.

 

Монологическое высказывание - это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать. В лингвистическом плане усилия обучающего и обучаемого должны быть направлены на отработку правильности структурно-грамматического, лексиче­ского и стилистического построения, в экстралингвистическом пла­не - на соответствие речевого высказывания коммуникативной цели, заданной ситуации, теме.

 

Монолог представляет собой относительно развернутый вид речи, при котором сравнительно мало используется невербальная информация, характерная для диалога. Это активный и произволь­ный вид речи, для осуществления которого говорящий должен иметь какое-то содержание и уметь построить на его основе вы­сказывание или последовательность высказываний. Кроме того, это организованный вид речи, что означает планируемость и про­граммирование не только отдельного высказывания или предло­жения, но и всего сообщения.

 

Принципиально важное значение имеет положение С.Д. Кацнельсона о том, что всякий монолог в общем плане - это какое-то «словесное воспроизведение знаний», а всякое «словесное воспро­изведение знаний требует всякий раз словесной импровизации, форма и объем которой меняются в значительных пределах в зави­симости от ситуативных условий и стратегии говорящего» (Кацнельсон С.Д., 1967, с. 111).

 

При этом объем и характер информации, а также выбор языко­вых средств определяются самим говорящим. Основная трудность для говорящего заключается в определении объекта высказывания и последовательности изложения.

 

Устная монологическая речь имеет специфическую структуру, которая характеризуется:

· более точным отражением нормы языка;

· целенаправленностью сообщения;

· законченностью;

· непрерывностью и развернутостью;

· отсутствием полемичности и дискуссионности;

· меньшей аффективностью.

 

На старшем этапе обучения учащиеся имеют дело с монолога­ми-описаниями, монологами-рассказами, монологами-повествова­ниями, монологами-убеждениями и монологами-рассуждениями.

 

Модификация и интерпретация таких текстов связаны нередко с пониманием подтекста, выявлением мотивов и цели высказыва­ния, логической связи между частями сообщения и т.д.

 

Обучение диалогической и монологической речи происходит самого начала занятия языком одновременно (см. гл. V, § 3).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 3899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.