Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели обучения говорению




 

Основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально детерминированных ситуациях.

 

По окончании школы любого типа учащиеся должны:

а) общаться в условиях непосредственного контакта, т.е. понимать и реагировать на устные высказывания партнера (в том числе носителя изучаемого языка) в рамках сфер, тематики и ситуаций, предусмотренных программой для школ конкретного типа;

б) рассказывать о себе и окружающем мире, о прочитанном услышанном, выражая отношение к предмету высказывания или полученной информации.

 

Владение языком имеет, как уже указывалось в предыдущих главах, уровневый характер, поэтому умение говорения будет отличаться уучащихся разных школ степенью корректности, прочность сформированности, охватом сфер, тем и ситуацией общения. Например, по окончании базового курса учащиеся должны осуществлять общение в наиболее типичных повседневных ситуациях. В речи учащихся допускаются ошибки, не нарушающие коммуникацию (см.: Аттестационные требования..., 1995).

 

Выпускники школ с углубленным изучением иностранных языков должны владеть таким набором речевых умений, которые по­зволили бы им общаться в большом количестве ситуаций; при этом также допускаются неточности с использованием языковых средств. Ошибки и недостаточная беглость могут затруднять естественное общение.

 

Подготовка выпускников гимназий и лингвистических лицеем должна отличаться таким уровнем, который позволил бы им пользоваться языком с учетом избранных профессионально ориентированных и личных интересов. Их высказывания должны характери­зоваться разнообразием языковых средств, включая речевые и эти­кетные формулы, развернутостью и обоснованностью суждений

 

Учащиеся этих школ должны уметь легко переходить в разговоре на новую тему, используя языковые средства с учетом ситуации общения. Недостаточная беглость, случайные неточности и неадекватное использование языковых средств не должны препятствовать естественному речевому общению (см.: Программа обучения иностранным языкам..., 2002).

 

Конкретизация задач обучения связана с уточнением коммуникативных намерений и речевых умений, необходимых для реа­лизаций тех или иных коммуникативных задач. В качестве при­мера сошлемся на II и III классы начальной общеобразователь­ной школы.

 

Первый год обучения (II класс)

 

Коммуникативные намерения:

· сообщить о...;

· запросить информацию о....

Речевые умения:

· сообщить о себе, о своем друге, о членах своей семьи (имя, что умеет делать, какой он/она);

· назвать действия, выполняемые человеком, животным;

· сообщить о местонахождении человека, животного, предмета;

· указать время действия (день, месяц, время года);

· описать животное, предмет (назвать его, назвать цвет, размер; сказать, что животное умеет делать);

· запросить информацию о том, что это и (или) кто это; сколько кому лет; какой он (она, оно).

 

Второй год обучения (III класс)

 

Коммуникативные намерения:

· описать...;

· охарактеризовать...,

· запросить информацию....

Речевые умения:

· описать лицо (назвать имя, возраст, род занятий, место про­живания и т.д.), запросить соответствующую информацию о ком-либо;

· описать животное (назвать его, сказать, что оно может делать, какое оно), запросить соответствующую информацию о каком-либо животном;

· описать предмет (назвать его, указать его принадлежность, ка­чество, месторасположение), запросить соответствующую инфор­мацию о каком-либо предмете;

· прокомментировать действия сверстника (что и как он делает);

· описать куклу/персонаж (назвать имя, дать характеристику ее/его внешности, описать ее/его одежду, выразить на элементарном уровне свое отношение к ней/к нему1.

 

Динамику умений говорения поясним на примере трех этапом школ 3-4 моделей (углубленное изучение языка, гимназии, лицеи).

 

Средний этап обучения (V-VII классы)

Характер текстов: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен информацией; монолог-описание, сообщение, повествование, характеристика.

Речевые умения:

· запрашивать и сообщать информацию в соответствии с коммуникативным намерением;

· логично и последовательно высказываться;

· аргументировать точку зрения/собственное мнение;

· уточнять/дополнять сказанное;

· выражать различные коммуникативные намерения;

· строить развернутые сообщения;

· переводить разговор на другую тему;

· использовать эмоционально-экспрессивные средства и др.

Стратегические (компенсирующие) умения:

· использовать мимику, жесты;

· обращаться за помощью к собеседнику;

· опираться на средства зрительной наглядности.

 

Старший этап обучения (VIII-IX классы)

 

Характер текстов: диалог-информирование, диалог-рассуждение, диалог-обмен мнениями; монолог (см. средний этап обучения)

Речевые умения:

· запрашивать и сообщать информацию;

· аргументировать собственное высказывание;

 

1 Реализацию этих умений см.: Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Учебник немецкого языка для начальной школы. - 1999. - Ч. I, II.

· логично и последовательно выражать свою мысль/мнение;

· делать уточнение, дополнение, пояснение;

· выражать эмоциональную оценку.

Стратегические умения:

· использовать перифразу, синонимы с целью уточнения/разъяснения;

· использовать слова - описания общих понятий;

· использовать толкования с помощью известных языков средств;

· использовать мимику, жесты.

 

Профильно-ориентированный этап обучения (X-XI классы)

 

Характер текстов: дискуссия, полемика, интервью; доклад, сообщение, комментарий.

Речевые умения:

· передавать информацию, аргументируя собственную точку зрения;

· пояснять, уточнять;

· интерпретировать высказываемые мысли;

· логично и последовательно излагать информацию;

· делать обобщения, выводы, заключения;

· подхватывать и дополнять мысль партнера по общению;

· задавать серию вопросов (как кратких, так и развернутых) с це­лью получения необходимой информации;

· быстро реагировать на заданные вопросы;

· корректно прерывать собеседника;

· концентрировать и распределять внимание в процессе диало­гического общения;

· обоснованно использовать эмоционально-оценочные слова, фразы и др.

Стратегические умения:

· использовать известные языковые средства для пояснения/тол­кования (Nun? Wissen Sie.... Ich will's mal anders sagen. Verstehen Sie, wasichmeine?...);

· использовать перефразу для уточнения;

· использовать синонимические способы выражения мысли;

· проявлять инициативу в общении;

· менять тему разговора;

· пользоваться переспросами (What? You what? I didn't hear what you said. Sorry? Why? Why do you ask?...).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.