КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели обучения говорению
Основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально детерминированных ситуациях.
По окончании школы любого типа учащиеся должны: а) общаться в условиях непосредственного контакта, т.е. понимать и реагировать на устные высказывания партнера (в том числе носителя изучаемого языка) в рамках сфер, тематики и ситуаций, предусмотренных программой для школ конкретного типа; б) рассказывать о себе и окружающем мире, о прочитанном услышанном, выражая отношение к предмету высказывания или полученной информации.
Владение языком имеет, как уже указывалось в предыдущих главах, уровневый характер, поэтому умение говорения будет отличаться уучащихся разных школ степенью корректности, прочность сформированности, охватом сфер, тем и ситуацией общения. Например, по окончании базового курса учащиеся должны осуществлять общение в наиболее типичных повседневных ситуациях. В речи учащихся допускаются ошибки, не нарушающие коммуникацию (см.: Аттестационные требования..., 1995).
Выпускники школ с углубленным изучением иностранных языков должны владеть таким набором речевых умений, которые позволили бы им общаться в большом количестве ситуаций; при этом также допускаются неточности с использованием языковых средств. Ошибки и недостаточная беглость могут затруднять естественное общение.
Подготовка выпускников гимназий и лингвистических лицеем должна отличаться таким уровнем, который позволил бы им пользоваться языком с учетом избранных профессионально ориентированных и личных интересов. Их высказывания должны характеризоваться разнообразием языковых средств, включая речевые и этикетные формулы, развернутостью и обоснованностью суждений
Учащиеся этих школ должны уметь легко переходить в разговоре на новую тему, используя языковые средства с учетом ситуации общения. Недостаточная беглость, случайные неточности и неадекватное использование языковых средств не должны препятствовать естественному речевому общению (см.: Программа обучения иностранным языкам..., 2002).
Конкретизация задач обучения связана с уточнением коммуникативных намерений и речевых умений, необходимых для реализаций тех или иных коммуникативных задач. В качестве примера сошлемся на II и III классы начальной общеобразовательной школы.
Первый год обучения (II класс)
Коммуникативные намерения: · сообщить о...; · запросить информацию о.... Речевые умения: · сообщить о себе, о своем друге, о членах своей семьи (имя, что умеет делать, какой он/она); · назвать действия, выполняемые человеком, животным; · сообщить о местонахождении человека, животного, предмета; · указать время действия (день, месяц, время года); · описать животное, предмет (назвать его, назвать цвет, размер; сказать, что животное умеет делать); · запросить информацию о том, что это и (или) кто это; сколько кому лет; какой он (она, оно).
Второй год обучения (III класс)
Коммуникативные намерения: · описать...; · охарактеризовать..., · запросить информацию.... Речевые умения: · описать лицо (назвать имя, возраст, род занятий, место проживания и т.д.), запросить соответствующую информацию о ком-либо; · описать животное (назвать его, сказать, что оно может делать, какое оно), запросить соответствующую информацию о каком-либо животном; · описать предмет (назвать его, указать его принадлежность, качество, месторасположение), запросить соответствующую информацию о каком-либо предмете; · прокомментировать действия сверстника (что и как он делает); · описать куклу/персонаж (назвать имя, дать характеристику ее/его внешности, описать ее/его одежду, выразить на элементарном уровне свое отношение к ней/к нему1.
Динамику умений говорения поясним на примере трех этапом школ 3-4 моделей (углубленное изучение языка, гимназии, лицеи).
Средний этап обучения (V-VII классы) Характер текстов: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен информацией; монолог-описание, сообщение, повествование, характеристика. Речевые умения: · запрашивать и сообщать информацию в соответствии с коммуникативным намерением; · логично и последовательно высказываться; · аргументировать точку зрения/собственное мнение; · уточнять/дополнять сказанное; · выражать различные коммуникативные намерения; · строить развернутые сообщения; · переводить разговор на другую тему; · использовать эмоционально-экспрессивные средства и др. Стратегические (компенсирующие) умения: · использовать мимику, жесты; · обращаться за помощью к собеседнику; · опираться на средства зрительной наглядности.
Старший этап обучения (VIII-IX классы)
Характер текстов: диалог-информирование, диалог-рассуждение, диалог-обмен мнениями; монолог (см. средний этап обучения) Речевые умения: · запрашивать и сообщать информацию; · аргументировать собственное высказывание;
1 Реализацию этих умений см.: Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Учебник немецкого языка для начальной школы. - 1999. - Ч. I, II. · логично и последовательно выражать свою мысль/мнение; · делать уточнение, дополнение, пояснение; · выражать эмоциональную оценку. Стратегические умения: · использовать перифразу, синонимы с целью уточнения/разъяснения; · использовать слова - описания общих понятий; · использовать толкования с помощью известных языков средств; · использовать мимику, жесты.
Профильно-ориентированный этап обучения (X-XI классы)
Характер текстов: дискуссия, полемика, интервью; доклад, сообщение, комментарий. Речевые умения: · передавать информацию, аргументируя собственную точку зрения; · пояснять, уточнять; · интерпретировать высказываемые мысли; · логично и последовательно излагать информацию; · делать обобщения, выводы, заключения; · подхватывать и дополнять мысль партнера по общению; · задавать серию вопросов (как кратких, так и развернутых) с целью получения необходимой информации; · быстро реагировать на заданные вопросы; · корректно прерывать собеседника; · концентрировать и распределять внимание в процессе диалогического общения; · обоснованно использовать эмоционально-оценочные слова, фразы и др. Стратегические умения: · использовать известные языковые средства для пояснения/толкования (Nun? Wissen Sie.... Ich will's mal anders sagen. Verstehen Sie, wasichmeine?...); · использовать перефразу для уточнения; · использовать синонимические способы выражения мысли; · проявлять инициативу в общении; · менять тему разговора; · пользоваться переспросами (What? You what? I didn't hear what you said. Sorry? Why? Why do you ask?...).
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |