Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речевые упражнения




 

Речевые упражнения должны проводиться на текстах, обладаю­щих значительным потенциалом в плане решения коммуникатив­ных и познавательных задач. При их восприятии языковая форма должна осознаваться на уровне непроизвольного внимания, если речь не идет о самом совершенном, так называемом критическом уровне понимания (см. ниже).

 

Учитывая необходимость управления формированием речевых умений, а также важность взаимодействия аудирования и говоре­ния в подсистеме речевых упражнений, целесообразно выделять группы следующего назначения:

а) упражнения для частично управляемого обучения аудирова­нию;

б) упражнения для неуправляемого обучения аудированию;

в) упражнения для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой информации.

 

Суть управления (по законам информатики) заключается в уме­нии влиять на ход какого-либо процесса или состояния. Специфи­кой управления является то, что оно целенаправленно и цель уп­равления задается наперед (см.: Информатика, 1994, с. 146). Успеш­ность управления учебным процессом по иностранному языку зависит от наличия:

а) данных об исходном состоянии управляемого процесса (т.е. определения уровня языковой подготовки учащихся);

б) программы воздействия на объект для достижения цели (уточ­нение ситуации общения, наличие опор и ориентиров восприятия, установка на последующую переработку информации, градуирован­ное введение аудиотекстов и др.);

в) систематической обратной связи (вопросы учащихся, пере­спросы и уточнения, устойчивость внимания и интереса, наличие паралингвистических элементов в реакциях слушающего и др.) для контроля и самокоррекции.

 

Если сравнить между собой отдельные группы речевых упраж­нений, то легко заметить, что упражнения группы а) выполняются в условиях, облегчающих смысловое восприятие на слух, делающих его более целенаправленным, подсказанным с точки зрения направленности мысли, уточнения ситуации общения и т.д.

 

Нарастание трудностей (см. группы б) и в)) происходит за счет усложнения языковой формы речевого сообщения, увеличения объема текста, варьирования различных источников информации, сокращения/исключения визуальных опор, устранения заданий-инструкций, предшествующих смысловому восприятию на слух и др.

 

Эффективность упражнений для частично управляемого обуче­ния аудированию зависит от повторяемости отдельных приемов, что крайне важно для начального этапа, вовлечения наряду со слухо­вым других анализаторов, особенно зрительного, устойчивого вни­мания и наличия творческой, прогнозирующей мыслительной де­ятельности. В результате выполнения упражнений этой группы про­исходит определенное «привыкание» к условиям предъявления текстов, настройка на заданный режим слушания, устойчивая ра­ботоспособность. Что касается визуальных опор, то их использова­ние следует рассматривать не только как элемент управления, но и как средство индивидуализации обучения.

 

Несколько слов об упражнениях третьей группы, направленной на выработку умений смысловой переработки и фиксации инфор­мации.

 

Несмотря на то что за последние годы появилось довольно мно­го работ, в которых предприняты попытки типологизации упраж­нений для аудирования, группа данного назначения в них чаще всего отсутствует, хотя известно, что и в естественном речевом общении восприятие ради «удовольствия слушать» происходит довольно редко. Чаще всего воспринятая информация обсуждается, интер­претируется, фиксируется письменно (полностью или выбороч­но) и т.д. Характер последующей переработки информации опре­деляет и выбор упражнений этой группы.

 

1. Упражнения для частично управляемого обучения аудированию:

· ознакомьтесь с картиной/серией рисунков, прослушайте текст, описывающий данную ситуацию. Выберите в процессе слушания одно из предложений для названия картины/серии рисунков;

· ознакомьтесь с планом центра города Лондона (Берлина, Па­рижа), прослушайте описание этого центра. Перескажите содержа­ние текста на иностранном языке, опираясь на план, а также на ре­алии и имена собственные, написанные на доске;

· прослушайте текст, опираясь на ключевые слова/план. Распре­делите слова/пункты плана в последовательности, отражающей содержание текста;

· прослушайте текст, познакомьтесь затем с 2-3 заголовками. Выберите наиболее подходящий, прокомментируйте его, дополните подзаголовками;

· прослушайте сообщение, определите тип текста (например, ди­алог, описание, интервью и т.д.) и основную тему;

· ответьте на вопросы, знакомящие с большим контекстом;

· прослушайте текст и заполните таблицу, касающуюся сходства и различия в культуре двух стран;

· прослушайте текст, опираясь на серию рисунков, продолжите диалог/описание, согласуя его с заключительным рисунком;

· прослушайте начало диалога, расширьте и дополните заключительную реплику одного из партнеров;

· прослушайте часть диалога, продолжите его в парной работе с одним из учащихся;

· прослушайте монологический текст-описание, дайте развер­нутые ответы на вопросы, имеющиеся в ключе/написанные на дос­ке и т.п.

 

2. Упражнения для неуправляемого обучения аудированию:

· прослушайте текст в фонозаписи, разделите его на смысловые части и озаглавьте их/составьте план;

· прослушайте фрагмент кинофильма/радиоигры, проиграйте эту

· сценку;

· прослушайте фрагмент диалогической речи, перескажите со­держание разговора в форме монолога;

· прослушайте текст, охарактеризуйте ситуацию общения;

· прослушайте сообщение учащихся по заранее заданной теме, прокомментируйте высказывания, дополните их новыми сведениями;

· прослушайте описание ситуации/совершаемого поступка. Изобразите воспринятое в схеме/на рисунке и др.

 

3. Упражнения для развития умений смысловой переработки и фик­сации воспринятой на слух информации:

· прослушайте текст, составьте аннотацию/тезисы;

· прослушайте текст, постарайтесь заполнить весь фактический, в том числе цифровой, материал. Сгруппируйте его по степени важ­ности, дайте обоснование своего решения;

· сопоставьте прослушанный аудиотекст с графическим текстом, посвященным аналогичной теме. Сравните содержание по сходству/различию, дайте аргументированную оценку;

· оцените прослушанный текст с точки зрения того, что было интересно/неинтересно, ново/не ново;

· укажите, где можно использовать данные, содержащиеся в прослушанном тексте;

· прослушайте текст, обсудите ряд проблемных вопросов по затронутой теме;

· прослушайте текст, составьте рецензию на него, используя следующий план: тема сообщения, действующие лица, краткое содержание, основная идея, оценка прослушанного и др.

 

Если группа речевых упражнений 1 предназначается для созда­ния ориентировки восприятия, развития речевой догадки, прогнозирования, для развития умений соотносить заголовки с содержанием, пользоваться синонимическими заменами и видоизменять структурно-композиционную характеристику аудиотекста, то упражнения групп 2 и 3 связаны с расширением, развертыванием ин формации, с сопоставлением и обобщением, с постановкой узловых вопросов. Процесс расширения информации, как, впрочем иее компрессии, связан с высокой степенью умственной активности, требует хорошего знания языка и эрудиции. Эти упражнения дают возможность проверить не только полноту понимания, но и глубину осмысленности содержания, т.е. степень проникновения в подтекст, в прагматический аспект высказывания. Упражнения этих групп, связанные, как видно из приведенных примеров, с при влечением новых фактов и сведений, отличаются критической направленностью и установкой на избирательное запоминание наиболее интересной информации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.