КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации. Вопросы, выносимые на обсуждение
Вопросы, выносимые на обсуждение Практическое занятие № 41 Тема занятия « Степенные ряды и область их сходимости. Разложение функций в степенной ряд » Цель занятия: Сформировать умения и навыки разложения функций в степенной ряд и находить область сходимости степенного ряда. Организационная форма занятия: практикум с применением интерактивной доски. Компетенции, формируемые на занятии: способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1). Формирование у будущих специалистов этой компетенций на занятии предполагает обучение студентов - разлагать основные элементарные функции в ряд и исследовать ряд на сходимость, применять полученные навыки в других областях математического знания и дисциплинах естественнонаучного содержания; - сформулировать гипотезу и проверить ее в дальнейшем; - анализировать ситуации и делать выводы; - абстрагировать содержание и выделять существенное. 1. Степенные ряды и область их сходимости. 2. Разложение функций в степенной ряд. 3. Определение области сходимости степенного ряда. 4. Почленное дифференцирование и интегрирование степенных рядов. Для подготовки к занятию дома 1. Прочитайте конспект лекции, соответствующий теме занятия. Запомните основные определения. 2. Изучите рекомендуемую литературу по вопросам, выносимым на обсуждение. 3. Найдите ответы на теоретические задания для развития и контроля владения компетенциями. Подготовьтесь к ответам на эти вопросы на занятии. 4. Законспектируйте ответы на теоретические задания, которые не содержатся в Вашем конспекте лекции по указанной теме. 5. Изучите разобранные примеры решения типовых задач и законспектируйте их решение в рабочую тетрадь. 6. Подготовьтесь к самостоятельной работе №13 по теме «Числовые ряды». Примерный вариант работы вы можете найти в программе дисциплины. На занятии по указанию преподавателя 1. Дайте ответы на вопросы из теоретических заданий для развития и контроля владения компетенциями. 2. В рабочей тетради и на доске решите практические задания для развития и контроля владения компетенциями из заданий, решаемых в аудитории. 3. Решите предложенный преподавателем вариант самостоятельной работе №13 по теме «Числовые ряды» и сдайте выполненную работу на проверку преподавателю. 4. Разберите с преподавателем вопросы, которые остались Вами не понятыми по теме этого занятия. Дома 1. Закрепите полученные практические умения и навыки, решая практические задания для развития и контроля владения компетенциями из заданий для самостоятельной работы дома. 2. Приступите к выполнению ИДЗ № 9 по теме «Ряды» в соответствии с Вашим вариантом. Рекомендуется выполнить первое задание ИДЗ. Текст ИДЗ приведен в конце разработки этого занятия. Рекомендуемая литература [1] глава 10 пп 10.2. [2] часть 2, глава III §§ 3-4. [3] глава 5 § 23. [6] глава 14 § 5. [7] глава XIV § 5. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ 1. Найдите радиус и интервал сходимости степенного ряда . Решение. Это степенной ряд, все коэффициенты его, за исключением , отличны от нуля. Найдем радиус и интервал сходимости данного ряда. Здесь и . Поэтому . Следовательно, радиус сходимости и ряд сходится на интервале . Исследуем поведение ряда на концах интервала сходимости, т.е. в точках . При получаем гармонический ряд , а при - ряд , который сходится в силу признака Лейбница. Таким образом, данный ряд сходится в любой точке полуинтервала и расходится вне его. 2. Определить область сходимости степенного ряда . Решение. Воспользуемся формулой Коши – Адамара: . Тогда интервал сходимости , то есть . В точках и исследуем отдельно. При имеем знакочередующийся ряд . При имеем знакоположительный ряд . Применим необходимый признак сходимости рядов: , так как , , следовательно при и ряд расходится. Таким образом, - интервал сходимости данного ряда. 3. Определите интервал сходимости ряда . Решение. Для нахождения интервала сходимости ряда воспользуемся радикальным признаком Коши: , отсюда , , - интервал сходимости данного ряда. 4. Определите интервал сходимости ряда . Решение. Воспользуемся признаком Даламбера. Выпишем -й и члены ряда: , . Тогда находим - интервал сходимости ряда. При ряд с положительным членами. Так как для любого натурального (, , ), следовательно, ряд расходится. При ряд сходится, но условно. Заметим, что так как среди коэффициентов данного ряда - нет равных нулю, то для нахождения радиуса сходимости можно было воспользоваться формулой . Тогда вычисляем . Следовательно - интервал сходимости. 5. Разложите в ряд Маклорена функцию . Решение. Если функция на интервале разлагается в степенной ряд , то коэффициенты этого ряда определяются по формулам , . Подставляя выражения коэффициентов, получаем ряд , (*) который называется рядом Маклорена для функции . Имеем откуда при получаем . Подставляя полученные числа в формулу (*), находим Так как , то ряд сходится на всей числовой прямой. 6. Разложите в ряд Маклорена функцию . Решение. Воспользуемся разложением функции , полученным выше. Положим тогда . Имеем . При находим искомое разложение , которое справедливо, очевидно, для всех значений x. 7. Разложите в ряд Маклорена функцию Решение. Имеем Используя формулу , запишем разложение функции заменив там на : , или . Таким образом, . Окончательно получаем . Полученный ряд сходится при всех . 8. Разложите в ряд Маклорена функцию . Решение. Имеем Воспользовавшись известным разложением , можем записать . Отсюда получаем Раскрывая скобки и приводя подобные члены, находим искомое разложение: . Очевидно, ряд сходится в интервале 9. Разложить в ряд Маклорена функцию Решение. Имеем Воспользовавшись разложением , нетрудно получить разложение , справедливое для интервала 10. Найдите сумму ряда . Решение. Рассмотрим ряд , исследуем его на сходимость: , при - ряд сходится (при - расходится). Сумма этого ряда , так как ряд представляет собой геометрическую прогрессию. Таким образом, . Проинтегрируем обе части полученного разложения: , , .
11. Найдите сумму ряда . Решение. Воспользуемся бесконечной геометрической прогрессией (сходится при ). Дважды продифференцируем ряд: , .
Теоретические задания
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |