КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть I 2 страница
Проблематика этнической психологии сложна и обширна, поэтому при исследовании ее закономерности важно рассматривать все в совокупности, что позволит представить полную картину жизни народов, выяснить внутреннюю структуру жизнедеятельности людей. Многогранность требует комплексного подхода с учетом данных таких наук, как социология, лингвистика, демография. Только в такой взаимосвязи межпредметных знаний можно в полной мере осветить собственный предмет - этнические аспекты психики, воздействие этнических факторов на жизнедеятельность и поведение людей. Одной из важнейших проблем этнической психологии является направленность использования полученных знаний. Эта проблема носит глубокий социальный характер. В свое время Н.К. Фрейд однозначно сформулировал цели этнопсихологических исследований, подчеркивая, что «... знание [этнопсихологических] черт национального характера может служить многим целям. Наиболее существенные из них дают возможность помочь понять действительного или потенциального врага. В этом случае оно - важное оружие: изучение слабости врага, норм и кодов его поведения, системы ценностей, способно облегчить окончательную победу над ним». Стремление использовать этнопсихологические научные данные с целью решения экономических, политических, идеологических проблем сохранило свою направленность и сегодня. В полном соответствии с Фрейдом определял цели этнопсихологических знаний Мид, который конкретно ставил задачу исследовать различные стороны русского характера чисто в политических целях, чтобы «...нащупать какие-либо противоречия в советской системе, которые могли бы быть источником ее слабостей в настоящем или недалеком будущем». Глубокие знания этнопсихологических тонкостей в жизни одной из взаимодействующих сторон необходимы не только для координации враждебных действий, но в равной степени и для решения вопросов мирного урегулирования различного рода межнациональных этнических и религиозных конфликтов. Эти проблемы детерминируются самой социальной деятельностью, ее целями и задачами, вытекающими из потребностей сложившейся на сегодня геополитической структуры межнациональных отношений. В ряде случаев при характеристике национальных проблем характерно выделение и абсолютизация одного из признаков нации и сведение к нему всей сущности нации. Из-за многозначности терминов допускается их однобокая интерпретация, неверное сопоставление одних групп признаков с другими. Изменяется их долевая значимость в развитии рассматриваемых процессов. Во многих случаях национальная общность рассматривается в отрыве от ее социальной структуры, при этом отрицается непосредственная взаимосвязь национального с социальным, игнорируются объективные факторы возникновения нации. На первый план выдвигаются ее духовные признаки, а в необходимых случаях их отрицают как интерес нации. Во многих работах по этнопсихологии подчеркивается коренное своеобразие отдельных культур народов, но при этом духовная культура рассматривается совершенно обособленно и в отрыве от материальной основы общества. Причины возникновения и источник развития духовной культуры объясняются самобытностью, и совершенно игнорируется тот факт, что материальное производство всех благ является основой духовности. Такое положение в этнопсихологической науке ставит проблему конкретизации терминологического аппарата и разработку методов исследования этнопсихологических характеристик человека на основе анализа всесторонней деятельности, общения и отношений в различных этнических общностях. Этнопсихологические проблемы в основном рассматриваются с точки зрения конкретного исторического периода, определяющего психологию людей, при этом описываются отдельные этносы, нации, их «психический склад», характер, самосознание, чувство народа. Используя многообразие терминов, большинство из которых трактуются совершенно по-разному, делаются выводы об особенностях нации, абсолютизируя эти характеристики на всех ее представителей. В настоящее время мало изучены вопросы восприятия народами друг друга и передачи представлений о жизни различных этносов и также причины складывающихся между ними взаимоотношений, их слияния, ассимиляции и исчезновения, образования нового единого целого. Эти процессы протекают в системе общественных отношений, которые представляют производственно-экономические, политические, вытекающие из них правовые, этнические, нравственные, идеологические и др. Именно общественные отношения, которые протекают по строго объективным законам, детерминируют формирование и развитие различных этнических групп и социальное поведение их представителей. Во многих работах по этнической психологии ставится проблема формирования этноисторических типов личности, механизмов этнопсихологических взаимодействий в этнических группах. При этом привлекаются такие понятия, как восприятие людьми одной этнической общности людей другой, что имеет большое значение для формирования межэтнического сознания и отношений, памяти народа, этнического мышления, воли. Отмеченные понятия исследуются как категории, заранее присутствующие и наследуемые этносом, что является существенной ошибкой в самой постановке вопроса. Причина такого состояния вопроса, прежде всего, заключается в неправильной трактовке соотношения социального и психологического в обосновании психологии масс. В различных работах можно выделить либо стремление перенести положения общей психологии, которые касаются изучения индивидуального поведения, на массы, представляя последнюю как некую сумму проявления совпадающих черт индивидов, либо стремление объяснить психические формы коллективного поведения чисто с социальных подходов организации общественных отношений, придавая при этом некий мистицизм таким понятиям, как память, воля народа, его характер, темперамент, чувства народа. Противопоставление социального и психологического понятий принципиально неверно, так как это два взаимонезависимых понятия, которые и составляют пространство событий, определяющее поведение больших групп населения. Как и во всяком пространстве, для описания протекающего события или процесса нельзя исключить какую-либо координату, в противном случае теряется его полнота и задача утрачивает свою разрешимость. Всегда следует исходить из того, что есть определенные психологические особенности поведения человека, составляющие некий диапазон их проявления: от предельно благоприятных до крайне отрицательных во взаимообусловленных отношениях. Этот диапазон можно представить как интервал от -1 до +1, понимая при этом плюс или минус как крайние формы проявления психического поведения. Аналогичным образом можно говорить о наличии социального диапазона обусловленных совместных отношений от предельно благоприятных до предельно отрицательных, что и составляет интервал условий совместной жизнедеятельности. В силу ортогональности или независимости этих характеристик они и выступают базовыми в построении пространства жизнедеятельности, в котором описывается поведение масс. При установлении определенных закономерностей соотношения базовых характеристик можно говорить о кинематике социально-психологических особенностей поведения, но для понимания причин возникновения таких зависимостей надо определить движущие силы этих процессов, что позволяет говорить об их динамике. Соотношение кинематических и динамических характеристик в описании социально-психологических особенностей поведения этноса также является важной проблемой этнопсихологии. Рассмотрение проблем этнической психологии в настоящее время важно для практической деятельности людей, учета их национальных особенностей, решения задач массовой коммуникации и пропаганды, службы семьи. Результаты исследований, полученных в этнической психологии, должны составлять основу идеологической работы, воспитания и обучения людей. Проблемы формирования этнических типов личности, механизмы этнопсихологических взаимоотношений в этнических группах, различные формы коллективного общения и их взаимоотношения остаются еще недостаточно изученными. Задача этнопсихологии состоит в разработке конкретных путей и методов исследования этнопсихологических характеристик человека на основе анализа деятельности, общений и отношений в разных этнических общностях, дальнейшего развития национального и интернационального в различных сферах культуры и образа жизни межэтнического мировоззрения и сознания. Изложенные проблемы ставят ряд наиболее актуальных задач в области исследований этнической психологии, к числу которых можно отнести: - сравнительный анализ этнопсихологических направлений, развиваемых в разных теоретических школах; - изучение основных закономерностей формирования этнических особенностей психологии людей; - исследование психологических основ взаимодействия общего и особенного, национального и интернационального в различных сферах культуры и образа жизни; - исследование психологических основ деятельности личности в международных группах и коллективах. Однако первоначально следует обратиться к проблеме разработки методологических и теоретических основ этнопсихологии. Эта проблема - «узкое» место в этнопсихологии. Ее острота сказывается особенно в последние годы в связи с тем, что фрагментарные психологические исследования не могут решить задач актуальных потребностей практики межнациональных отношений. Общественная практика выдвигает на первый план такие феномены социальной реальности, как этнокультурные образования, эволюция форм этнической специфики. Практически до сих пор остается на уровне интуитивных представлений вопрос о задачах этнопсихологии, направленности комплекса научных и социально-практических проблем. За пределами внимания остаются существенные методологические проблемы, связанные с обоснованием предмета и объекта проводимых исследовательских изысканий. Сегодня еще не сформированы теоретические концепции этнопсихологии, отсутствуют специальные курсы, учебники и учебные пособия для студентов. Вопросы для самоконтроля 1.Что составляет проблемы этнопсихологии? 2.Что определяет психологию родового уклада жизни? 3.Что определяет интернализацию отношений между людьми разных национальностей? 4.Причины возникновения опосредованных форм отношений между людьми. 5.Природа возникновения народностей и необходимые условия ее организации. 6.Пели этнопсихологических исследований по Фрейду и Миду. 7.Основные ошибки при оценке социокультурных этнических сообществ. 8.В каком пространстве событий описывается поведение больших групп населения? 9.Основные задачи в области исследования этнической психологии. 10. Многозначность этнопсихологических терминов как проблема формирующейся науки.
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Рассматривая ту или иную область знаний как научное направление, необходимо определить объект, предмет и методы исследования. Общность объекта исследования всегда определяет межпредметные связи смежных областей знаний, которые углубляют понимание изучаемых проблем. Объектом исследования этнической психологии как отрасли науки являются этнопсихологические особенности народов во всем их многообразии. Этнические общности представляют отличающиеся друг от друга динамические образования, которые имеют сходство и различие психологических особенностей их народов, а также характерные изменения психологических черт в процессе социально-исторического развития людей. Изучение закономерностей, которые определяют динамику развития этнических отношений, представляет предмет исследования этнической психологии. Используемые методы исследований в области этнической психологии полностью определяются ее межпредметными связями. Особое, ключевое место в этом отношении занимает этнография, которая рассматривает проблемы национального характера, этнической идентичности личности, последствий межэтнических контактов. Этнопсихологические проблемы затрагиваются и в значительной мере раскрываются в философии, лингвистике, социологии, истории, демографии, однако круг психологических проблем может быть решен только психологами и психологическими методами исследования. Следовательно, касаясь методов исследования этнопсихологии, всегда необходимо учитывать, что именно исследуется, и в зависимости от межпредметного взаимодействия определять соответствующие методы исследования. Однако определяющим фактором в трактовке полученных данных играет методология, которая заложена в основе концептуальных положениях как самой науки, так и в тех межпредметных дисциплинах, с которыми она связана, что в полной мере определяет перспективность развития любой из наук, и этнопсихологии в частности. На рубеже ХІХ-ХХ вв. наблюдались многочисленные варианты создания целостных этнопсихологических концепций и направленности конкретных исследований. В это время были начаты собственно экспериментальные исследования сравнительно-культурных различий. Так, У. Риверс в своих исследованиях в Океании показал, что сложные перцептивные восприятия плоских образов фотографических изображений являются не врожденными, а культурно приобретенными. В начале 20-х гг. проводились сравнительно-культурные исследования мышления с помощью методов интеллектуальных тестов. Однако неверная интерпретация полученных результатов сыграла отрицательную роль в развитии этнопсихологии как науки в целом. Трактовка полученных различий интеллектуального развития как биологическое неравенство рас, превосходство одних народов над другими или одних групп населения над другими позволила использовать эти расистские положения в соответствующей пропаганде официальной немецкой психологии в период фашизма. Некритическое применение тестов IQ в 30-е гг. в нашей стране дискредитировало не только этнопсихологию, но и педологию. Решение применять доктрины в практике диагностики различных слоев населения с помощью тестов на интеллект явилось причиной ошибок методологического подхода в оценке полученных результатов. Этнопсихологические отличия рассматривались как абсолютные категории в отрыве от конкретных социально-исторических условий, определяющих положение того или иного этноса либо группы населения. Основная ошибка заключалась в том, что отрывалась детерминированность этих процессов от социально-исторической изменчивости психики людей. Анализ исторических фактов свидетельствует о том, что образование племен уже положило начало расчленению единой многофункциональной общности. С развитием производительных сил общества и дальнейшим разделением труда все большее распространение получают опосредованные формы общения и отношений между людьми; усложняется межэтническая среда. Она становится более многообразной, возникают такие проблемные ситуации, решение которых выходит за пределы родоплеменной общины. В условиях формирования народности этнопсихологические особенности людей становятся качественно новыми. Для народности с точки зрения развития психологии характерна смена прежних кровнородственных связей территориальной целостностью, племенных языков - единым языком наряду с существованием ряда диалектов. Внутри каждой народности возникает общая культура. Анализ формирования психологических черт и свойств свидетельствует о глубоком их взаимодействии, дальнейшем развитии в условиях возникновения новой исторической формы общности людей с одним законодательством, с одним национальным классовым интересом, с одной таможенной границей. Помимо общности экономической жизни, общий язык, общая территория и некоторые особенности общественной психологии нации, проявляющиеся в специфических чертах национальной культуры, отнюдь не снимают коренного различия психологии представителей противоположных классов в данной нации. На это указывали еще революционеры-демократы. Развитие национальных чувств тесно связано с системой материальных условий и соответственными общественными отношениями. Над различными формами собственности, над социальными условиями существования возвышается целая надстройка различных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений. Любой социальный слой творит и формирует все это на основе своих материальных условий и соответственных общественных отношений. Фактически, в методологии оценки результатов этнопсихологических исследований прошлого времени не учитывался факт единства законов развития объективного мира, в котором человек и его психика являются неотъемлемым компонентом. Принадлежность этнопсихологии к междисциплинарной области знаний не нуждается в доказательстве, однако ее принадлежность к той или иной области знаний существенно определяет перспективы ее развития как самостоятельной дисциплины. Ряд специалистов детерминируют направленность ее развития, исходя из этимологии термина «этнопсихология». Этнопсихология - это область знаний, объединяющая психологию и этнографию. Тем не менее этнография входит в систему исторических наук, и если учесть все междисциплинарные связи, то статус этнопсихологии оказывается чрезмерно объемным. В самой психологии также существует многообразие самостоятельных дисциплин, и трудно отдифференцировать, какая из отраслей психологии - общая, детская, социальная психология является теоретическим фундаментом научной этнопсихологии. Классификация источников этнопсихологии с максимально полным их охватом и анализ того вклада, который они вносят в ее развитие, составляют самостоятельную область исследований. Междисциплинарная область знаний не является простым объединением исходных предметных областей знаний и их методов исследования. Практически необходимо создать психологическую этнопсихологию, соответствующую современному уровню развития психологических знаний. Сегодня практические потребности развития общества ставят перед этнопсихологией следующие проблемы, которые и определяют перспективу ее развития как науки на данном этапе. Это анализ отношений психологических и этнокультурных составляющих. «Психология культуры» должна установить связь между психологическим миром человека и внешним социально опредмеченным, этнокультурным. Такая связь не вызывает оспаривания, но требует установления, закономерностей ее формирования и динамики изменения. При этом следует со всей глубиной понимать составные компоненты культуры - ее духовные и материальные составляющие. Огромный интерес в этом плане представляет установление закономерностей влияния традиционных этнокультурных норм и ценностей на общение и взаимодействие людей близких и далеких, равных и обладающих разным статусом, разного пола и возраста; установление закономерностей связи материального производства с психологическими переменными всей системы внешних, объективных характеристик данного общества. Все большую актуальность сегодня приобретает сравнительно-культурный подход. Интенсивное развитие этнографии, антропологии, лингвистики способствовало выявлению множества самобытных и неповторимых этнических культур, которые имеют существенные различия в сфере психологического и, в то же время много общего в природе формирования культурных ценностей. В первом случае акцент делается на высокую вариативность психических проявлений в условиях различных культур, а во втором - на универсализм единства психики и ее инвариантность в отношении многообразия культур. Крайности первого подхода использует расизм. Именно поэтому необходимо со всей глубиной показать научную обоснованность этнокультурных различий в сфере психического для исключения расовой предубежденности. Тем более, что расистская идеология и практика используют в своих целях самые разнообразные научные факты и открытия, равно как и факты надуманные. Сам феномен расизма является этнопсихологической проблемой и требует обоснованного психологического его раскрытия. Вторая крайность подчеркивает универсализм механизмов, не подверженных влиянию культурных факторов. В историческом плане вначале доминирующим оказалось первое направление, в настоящее время все шире получает свое развитие второе направление. Практически наиболее перспективным оказывается синтез обоих направлений. Сегодня в связи с индустриальной и научно-технической интеграцией общества особую важность приобретают исследования в области «взаимодействия культур», которые могут составить самостоятельную этнопсихологическую направленность исследований. Второй проблемой этого направления является проблема этнических стереотипов, предрассудков, этнических предубежденно-стей. Требуется ясное понимание психологических механизмов, лежащих в основе формирования стереотипов и обусловливающих их содержательные, структурные и динамические особенности. Этнографы, социологи много сделали в том, что касается качественного описания и распространения этнических стереотипов, однако необходимы специальные психологические, а не иные исследования этого вопроса с использованием психологических средств анализа. В этом отношении важным является развитие направления «гипотезы контакта», в котором исследуются вопросы снижения этноцентризма и стереотипности в оценках и суждениях, создания климата взаимопонимания и доверия. Это особенно важно сегодня, когда в ряде случаев предшествующая напряженность в межэтнических отношениях, недостаток информации друг о друге, отрицательные установки, наполненные этноцентризмом и предубежденностью, приводят к усилению антагонизма и враждебности. Важно правильно понимать психологическую природу переноса поведения отдельной личности на представителей всей группы, и наоборот, характерные особенности всех ее представителей на отдельную личность. К третьему перспективному направлению можно отнести и исследование проблемы идентичности личности в условиях взаимодействия и взаимопроникновения культур. Решение этой проблемы имеет огромное теоретическое и практическое значение. Требуют ответа вопросы: какая роль этнической идентичности в структуре самосознания личности? Как меняется этническое самосознание в условиях межэтнических контактов? Как адаптируется личность к новым этнокультурным условиям? Человек, оказавшийся в иной этнической среде, поставлен перед необходимостью овладения не только новым языком, но и представлениями, нормами, ценностями, правилами, предписаниями, которые регламентируют все стороны его жизни. Эта проблема со всей остротой встает перед тысячами эмигрантов, лицами, несущими службу в интернациональных подразделениях международных сил, при обмене научными кадрами и трудовыми коллективами, обучении иностранных студентов. Несмотря на большую предысторию этнопсихологии - психологии народов, психологии масс, - сегодня требуется развитие и совершенствование ее теоретической и методологической основы. Вопросы для самоконтроля 1.Объект исследования этнопсихологии. 2.Что определяет межпредметные связи этнопсихологии? 3.Методы этнопсихологических исследований. 4.Предмет исследования этнопсихологии. 5.Ошибки в анализе этнопсихологических исследований, проводимых в первой половине XX в. 6.Психология культуры как проблема этнопсихологических исследований. 7.«Сравнительно-культурный подход» как проблема этнопсихологических исследований. 8.«Гипотеза контактов» и идентичность личности в условиях взаимодействия культур. 9.Задачи, стоящие перед современной этнопсихологией.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ Сложность в дальнейшем развитии этнической психологии заключается в неопределенности ее базовых понятий, их свободной трактовке и замене одних на другие как идентичные, с последующим наполнением их иным содержанием. Такое положение приводит к необходимости их систематизации и конкретизации смыслового содержания. В этнопсихологии, этнографии, демографии, социологии, истории широко используются термины: этнос, нация, народ, население, национальность, страна, государство, народность, род, племя, раса, популяция. Каждое из них настолько часто встречается в специальной литературе и в повседневном обиходе, что предполагается интуитивное их понимание. Однако научная терминология требует более строгого определения. С этой целью приводится интерпретация отмеченных терминов строго в научных изданиях с последующим их анализом. В силу неоднозначности их определения в различных источниках дается несколько существующих трактовок их смыслового содержания. Род - коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка. Роды объединяются в племена. Род - основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединенная кровным родством. Род - основная общественная организация в первобытном обществе, представляющая собой союз больших семей, находящихся в родственных отношениях и ведущих общее хозяйство. Из определения рода следует, что предшествующим ему понятием является семья, а последующим - племя. В данном и в последующих случаях многозначность определения какого-либо понятия связана не с их правильностью или ошибочностью, а с тем, что различные авторы в многокомпонентном понятии, в силу конкретных причин придают большую или меньшую значимость отдельным составляющим характеристикам, подчеркивая их главенствующую роль. Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью, моральной ответственностью. Семья имеет историю и этапы своего формирования. В специальной литературе, изучающей историю возникновения семьи, выделяют: Орда - временные супружеские пары. Половые связи между родителями и детьми, сестрами и братьями. Кровнородственная семья - исключались половые связи между родителями и детьми. Пуналуальная семья - исключались половые связи между утробными братьями и сестрами, а на втором этапе и между боковыми линиями, т.е. двоюродными, троюродными. Сестры становились ядром одной общины и имели общих мужей из другого рода. Братья являлись ядром другой общины. Род материнский - матриархат. Патриархальная семья - первая форма моногамии (единобрачие), наследование шло по отцу. Управление велось отцом, причем в его подчинении находились не только члены семьи, но и их потомки, а также домашние рабы. В основе преобразования семьи лежала частная собственность. Индустриализация разрушила домашнее производство, сохранив за семьей организацию быта. Нуклеальная семья - семья состоит из супругов и их детей. В современном обществе действуют две противоположные тенденции: 1) Обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса, т.е. превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины. 2) Рост семейных коллизий, увеличение числа разводов, семейные отношения характеризуются равноправием. Одна и другая тенденция допускает многократность создания семьи с каждой из сторон. Племя - совокупность людей, сходных по физическому типу, объединенных родовыми отношениями, общим языком, хозяйственной деятельностью и территорией. Племя - этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. Племя - тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытнообщинного строя. Характерны: кровнородственные связи между его членами; деление на роды и фракции, общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов. Образование союзов племен вело к смешению племен и возникновению более крупной общности - народности. В определении понятия «племя» используется термин «этническая общность», что предполагает ее предшествование племени, однако следующим этапом усложнения общности людей, как следует из вышеприведенного определения, является народность. Народность - исторически сложившаяся языковая территориальная, экономическая и культурная общность людей, следующая за племенем и предшествующая нации. Народности возникают в различные исторические эпохи, начиная с рабовладельческой, вплоть до современной. Непосредственно с понятием «народность» связано понятие «народ», однако в ряде случаев в его смысловое содержание вкладываются более объемные представления, что следует из его определения. Народ - основная трудовая масса населения страны. По своему смыслу идентична понятиям - «люди», «группа людей», «нация», «национальность», «народность». Народ - связанная одинаковым происхождением и языком культурная общность людей. Народ - совокупность людей, объединенных по какому-либо признаку или ряду признаков. Народ - синоним понятия «люди». Народ - все население определенной страны. Народ - народные массы, включающие на различных этапах истории классы и слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач развития общества. Народ - различные формы исторической общности (племя, народность, нация). В определении понятия «народ» встречается термин «население», которое не имеет четкого очертания. Население - жители, люди, проживающие в каком-либо месте. Население - совокупность людей, живущих на определенной территории, народонаселение. Население - объединенная принадлежность к одному государству, жители страны. Население - то же, что нация, национальность. Уже на данном уровне понятийного аппарата в этом определении встречаются компоненты более сложных и возникающих позже определений. Родственным по своему содержанию с понятиями «народ» и «население» является понятие «популяция» (populis -народ, население). Популяция - совокупность индивидов, длительно занимающих определенное пространство и воспроизводящих себя в течение большого числа поколений.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |