Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I 2 страница




Проблематика этнической психологии сложна и обширна, по­этому при исследовании ее закономерности важно рассматривать все в совокупности, что позволит представить полную картину жизни народов, выяснить внутреннюю структуру жизнедеятельно­сти людей.

Многогранность требует комплексного подхода с учетом дан­ных таких наук, как социология, лингвистика, демография. Только в такой взаимосвязи межпредметных знаний можно в полной мере осветить собственный предмет - этнические аспекты психики, воз­действие этнических факторов на жизнедеятельность и поведение людей.

Одной из важнейших проблем этнической психологии является направленность использования полученных знаний. Эта проблема носит глубокий социальный характер. В свое время Н.К. Фрейд од­нозначно сформулировал цели этнопсихологических исследований, подчеркивая, что «... знание [этнопсихологических] черт нацио­нального характера может служить многим целям. Наиболее суще­ственные из них дают возможность помочь понять действительно­го или потенциального врага. В этом случае оно - важное оружие: изучение слабости врага, норм и кодов его поведения, системы ценностей, способно облегчить окончательную победу над ним». Стремление использовать этнопсихологические научные данные с целью решения экономических, политических, идеологических про­блем сохранило свою направленность и сегодня. В полном соот­ветствии с Фрейдом определял цели этнопсихологических знаний Мид, который конкретно ставил задачу исследовать различные стороны русского характера чисто в политических целях, чтобы «...нащупать какие-либо противоречия в советской системе, кото­рые могли бы быть источником ее слабостей в настоящем или не­далеком будущем».

Глубокие знания этнопсихологических тонкостей в жизни одной из взаимодействующих сторон необходимы не только для коорди­нации враждебных действий, но в равной степени и для решения вопросов мирного урегулирования различного рода межнацио­нальных этнических и религиозных конфликтов.

Эти проблемы детерминируются самой социальной деятельно­стью, ее целями и задачами, вытекающими из потребностей сло­жившейся на сегодня геополитической структуры межнациональ­ных отношений. В ряде случаев при характеристике национальных проблем характерно выделение и абсолютизация одного из при­знаков нации и сведение к нему всей сущности нации. Из-за много­значности терминов допускается их однобокая интерпретация, не­верное сопоставление одних групп признаков с другими. Изменя­ется их долевая значимость в развитии рассматриваемых процес­сов. Во многих случаях национальная общность рассматривается в отрыве от ее социальной структуры, при этом отрицается непо­средственная взаимосвязь национального с социальным, игнори­руются объективные факторы возникновения нации. На первый план выдвигаются ее духовные признаки, а в необходимых случаях их отрицают как интерес нации. Во многих работах по этнопсихо­логии подчеркивается коренное своеобразие отдельных культур народов, но при этом духовная культура рассматривается совер­шенно обособленно и в отрыве от материальной основы общества. Причины возникновения и источник развития духовной культуры объясняются самобытностью, и совершенно игнорируется тот факт, что материальное производство всех благ является основой духовности.

Такое положение в этнопсихологической науке ставит пробле­му конкретизации терминологического аппарата и разработку ме­тодов исследования этнопсихологических характеристик человека на основе анализа всесторонней деятельности, общения и отноше­ний в различных этнических общностях.

Этнопсихологические проблемы в основном рассматриваются с точки зрения конкретного исторического периода, определяющего психологию людей, при этом описываются отдельные этносы, на­ции, их «психический склад», характер, самосознание, чувство наро­да. Используя многообразие терминов, большинство из которых трактуются совершенно по-разному, делаются выводы об особен­ностях нации, абсолютизируя эти характеристики на всех ее пред­ставителей. В настоящее время мало изучены вопросы восприятия народами друг друга и передачи представлений о жизни различных этносов и также причины складывающихся между ними взаимоот­ношений, их слияния, ассимиляции и исчезновения, образования нового единого целого. Эти процессы протекают в системе обще­ственных отношений, которые представляют производственно-экономические, политические, вытекающие из них правовые, этни­ческие, нравственные, идеологические и др.

Именно общественные отношения, которые протекают по строго объективным законам, детерминируют формирование и развитие различных этнических групп и социальное поведение их представителей.

Во многих работах по этнической психологии ставится пробле­ма формирования этноисторических типов личности, механизмов этнопсихологических взаимодействий в этнических группах. При этом привлекаются такие понятия, как восприятие людьми одной этнической общности людей другой, что имеет большое значение для формирования межэтнического сознания и отношений, памяти народа, этнического мышления, воли. Отмеченные понятия иссле­дуются как категории, заранее присутствующие и наследуемые эт­носом, что является существенной ошибкой в самой постановке вопроса. Причина такого состояния вопроса, прежде всего, заклю­чается в неправильной трактовке соотношения социального и пси­хологического в обосновании психологии масс. В различных рабо­тах можно выделить либо стремление перенести положения общей психологии, которые касаются изучения индивидуального поведе­ния, на массы, представляя последнюю как некую сумму проявле­ния совпадающих черт индивидов, либо стремление объяснить психические формы коллективного поведения чисто с социальных подходов организации общественных отношений, придавая при этом некий мистицизм таким понятиям, как память, воля народа, его характер, темперамент, чувства народа. Противопоставление социального и психологического понятий принципиально неверно, так как это два взаимонезависимых понятия, которые и составляют пространство событий, определяющее поведение больших групп населения. Как и во всяком пространстве, для описания протекаю­щего события или процесса нельзя исключить какую-либо коорди­нату, в противном случае теряется его полнота и задача утрачивает свою разрешимость.

Всегда следует исходить из того, что есть определенные психо­логические особенности поведения человека, составляющие некий диапазон их проявления: от предельно благоприятных до крайне отрицательных во взаимообусловленных отношениях. Этот диапа­зон можно представить как интервал от -1 до +1, понимая при этом плюс или минус как крайние формы проявления психического поведения.

Аналогичным образом можно говорить о наличии социального диапазона обусловленных совместных отношений от предельно благоприятных до предельно отрицательных, что и составляет ин­тервал условий совместной жизнедеятельности. В силу ортого­нальности или независимости этих характеристик они и выступают базовыми в построении пространства жизнедеятельности, в кото­ром описывается поведение масс. При установлении определенных закономерностей соотношения базовых характеристик можно го­ворить о кинематике социально-психологических особенностей по­ведения, но для понимания причин возникновения таких зависимо­стей надо определить движущие силы этих процессов, что позволя­ет говорить об их динамике. Соотношение кинематических и ди­намических характеристик в описании социально-психологических особенностей поведения этноса также является важной проблемой этнопсихологии.

Рассмотрение проблем этнической психологии в настоящее время важно для практической деятельности людей, учета их на­циональных особенностей, решения задач массовой коммуникации и пропаганды, службы семьи. Результаты исследований, получен­ных в этнической психологии, должны составлять основу идеологи­ческой работы, воспитания и обучения людей.

Проблемы формирования этнических типов личности, меха­низмы этнопсихологических взаимоотношений в этнических груп­пах, различные формы коллективного общения и их взаимоотно­шения остаются еще недостаточно изученными.

Задача этнопсихологии состоит в разработке конкретных путей и методов исследования этнопсихологических характеристик чело­века на основе анализа деятельности, общений и отношений в раз­ных этнических общностях, дальнейшего развития национального и интернационального в различных сферах культуры и образа жизни межэтнического мировоззрения и сознания.

Изложенные проблемы ставят ряд наиболее актуальных задач в области исследований этнической психологии, к числу которых можно отнести:

- сравнительный анализ этнопсихологических направлений, развиваемых в разных теоретических школах;

- изучение основных закономерностей формирования этниче­ских особенностей психологии людей;

- исследование психологических основ взаимодействия общего и особенного, национального и интернационального в различных сферах культуры и образа жизни;

- исследование психологических основ деятельности личности в международных группах и коллективах.

Однако первоначально следует обратиться к проблеме разра­ботки методологических и теоретических основ этнопсихологии. Эта проблема - «узкое» место в этнопсихологии. Ее острота сказы­вается особенно в последние годы в связи с тем, что фрагментар­ные психологические исследования не могут решить задач актуаль­ных потребностей практики межнациональных отношений.

Общественная практика выдвигает на первый план такие фе­номены социальной реальности, как этнокультурные образования, эволюция форм этнической специфики. Практически до сих пор остается на уровне интуитивных представлений вопрос о задачах этнопсихологии, направленности комплекса научных и социально-практических проблем. За пределами внимания остаются сущест­венные методологические проблемы, связанные с обоснованием предмета и объекта проводимых исследовательских изысканий. Сегодня еще не сформированы теоретические концепции этнопси­хологии, отсутствуют специальные курсы, учебники и учебные по­собия для студентов.

Вопросы для самоконтроля

1.Что составляет проблемы этнопсихологии?

2.Что определяет психологию родового уклада жизни?

3.Что определяет интернализацию отношений между людьми разных национальностей?

4.Причины возникновения опосредованных форм отношений между людьми.

5.Природа возникновения народностей и необходимые условия ее орга­низации.

6.Пели этнопсихологических исследований по Фрейду и Миду.

7.Основные ошибки при оценке социокультурных этнических сообществ.

8.В каком пространстве событий описывается поведение больших групп населения?

9.Основные задачи в области исследования этнической психологии.

10. Многозначность этнопсихологических терминов как проблема формирующейся науки.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Рассматривая ту или иную область знаний как научное направ­ление, необходимо определить объект, предмет и методы иссле­дования. Общность объекта исследования всегда определяет меж­предметные связи смежных областей знаний, которые углубляют понимание изучаемых проблем.

Объектом исследования этнической психологии как отрасли науки являются этнопсихологические особенности народов во всем их многообразии.

Этнические общности представляют отличающиеся друг от друга динамические образования, которые имеют сходство и раз­личие психологических особенностей их народов, а также характер­ные изменения психологических черт в процессе социально-исторического развития людей.

Изучение закономерностей, которые определяют динамику развития этнических отношений, представляет предмет исследова­ния этнической психологии.

Используемые методы исследований в области этнической пси­хологии полностью определяются ее межпредметными связями. Особое, ключевое место в этом отношении занимает этнография, которая рассматривает проблемы национального характера, этни­ческой идентичности личности, последствий межэтнических кон­тактов. Этнопсихологические проблемы затрагиваются и в значи­тельной мере раскрываются в философии, лингвистике, социоло­гии, истории, демографии, однако круг психологических проблем может быть решен только психологами и психологическими мето­дами исследования. Следовательно, касаясь методов исследования этнопсихологии, всегда необходимо учитывать, что именно иссле­дуется, и в зависимости от межпредметного взаимодействия опре­делять соответствующие методы исследования.

Однако определяющим фактором в трактовке полученных дан­ных играет методология, которая заложена в основе концептуаль­ных положениях как самой науки, так и в тех межпредметных дис­циплинах, с которыми она связана, что в полной мере определяет перспективность развития любой из наук, и этнопсихологии в част­ности.

На рубеже ХІХ-ХХ вв. наблюдались многочисленные вариан­ты создания целостных этнопсихологических концепций и направ­ленности конкретных исследований. В это время были начаты соб­ственно экспериментальные исследования сравнительно-культур­ных различий. Так, У. Риверс в своих исследованиях в Океании по­казал, что сложные перцептивные восприятия плоских образов фо­тографических изображений являются не врожденными, а культур­но приобретенными.

В начале 20-х гг. проводились сравнительно-культурные иссле­дования мышления с помощью методов интеллектуальных тестов. Однако неверная интерпретация полученных результатов сыграла отрицательную роль в развитии этнопсихологии как науки в целом. Трактовка полученных различий интеллектуального развития как биологическое неравенство рас, превосходство одних народов над другими или одних групп населения над другими позволила ис­пользовать эти расистские положения в соответствующей пропа­ганде официальной немецкой психологии в период фашизма. Не­критическое применение тестов IQ в 30-е гг. в нашей стране дис­кредитировало не только этнопсихологию, но и педологию.

Решение применять доктрины в практике диагностики различ­ных слоев населения с помощью тестов на интеллект явилось при­чиной ошибок методологического подхода в оценке полученных результатов. Этнопсихологические отличия рассматривались как абсолютные категории в отрыве от конкретных социально-исторических условий, определяющих положение того или иного этноса либо группы населения. Основная ошибка заключалась в том, что отрывалась детерминированность этих процессов от со­циально-исторической изменчивости психики людей.

Анализ исторических фактов свидетельствует о том, что образо­вание племен уже положило начало расчленению единой много­функциональной общности. С развитием производительных сил об­щества и дальнейшим разделением труда все большее распростра­нение получают опосредованные формы общения и отношений ме­жду людьми; усложняется межэтническая среда. Она становится бо­лее многообразной, возникают такие проблемные ситуации, реше­ние которых выходит за пределы родоплеменной общины.

В условиях формирования народности этнопсихологические особенности людей становятся качественно новыми. Для народно­сти с точки зрения развития психологии характерна смена прежних кровнородственных связей территориальной целостностью, пле­менных языков - единым языком наряду с существованием ряда диалектов. Внутри каждой народности возникает общая культура.

Анализ формирования психологических черт и свойств свиде­тельствует о глубоком их взаимодействии, дальнейшем развитии в условиях возникновения новой исторической формы общности лю­дей с одним законодательством, с одним национальным классо­вым интересом, с одной таможенной границей. Помимо общности экономической жизни, общий язык, общая территория и некоторые особенности общественной психологии нации, проявляющиеся в специфических чертах национальной культуры, отнюдь не снимают коренного различия психологии представителей противоположных классов в данной нации. На это указывали еще революционеры-демократы.

Развитие национальных чувств тесно связано с системой мате­риальных условий и соответственными общественными отноше­ниями. Над различными формами собственности, над социальны­ми условиями существования возвышается целая надстройка раз­личных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений. Любой социальный слой творит и формирует все это на основе своих ма­териальных условий и соответственных общественных отношений.

Фактически, в методологии оценки результатов этнопсихоло­гических исследований прошлого времени не учитывался факт единства законов развития объективного мира, в котором человек и его психика являются неотъемлемым компонентом.

Принадлежность этнопсихологии к междисциплинарной облас­ти знаний не нуждается в доказательстве, однако ее принадлеж­ность к той или иной области знаний существенно определяет пер­спективы ее развития как самостоятельной дисциплины. Ряд спе­циалистов детерминируют направленность ее развития, исходя из этимологии термина «этнопсихология». Этнопсихология - это об­ласть знаний, объединяющая психологию и этнографию. Тем не менее этнография входит в систему исторических наук, и если учесть все междисциплинарные связи, то статус этнопсихологии оказывается чрезмерно объемным. В самой психологии также су­ществует многообразие самостоятельных дисциплин, и трудно от­дифференцировать, какая из отраслей психологии - общая, дет­ская, социальная психология является теоретическим фундамен­том научной этнопсихологии.

Классификация источников этнопсихологии с максимально полным их охватом и анализ того вклада, который они вносят в ее развитие, составляют самостоятельную область исследований. Междисциплинарная область знаний не является простым объеди­нением исходных предметных областей знаний и их методов ис­следования. Практически необходимо создать психологическую этнопсихологию, соответствующую современному уровню разви­тия психологических знаний.

Сегодня практические потребности развития общества ставят перед этнопсихологией следующие проблемы, которые и опреде­ляют перспективу ее развития как науки на данном этапе. Это ана­лиз отношений психологических и этнокультурных составляющих. «Психология культуры» должна установить связь между психоло­гическим миром человека и внешним социально опредмеченным, этнокультурным. Такая связь не вызывает оспаривания, но требует установления, закономерностей ее формирования и динамики из­менения. При этом следует со всей глубиной понимать составные компоненты культуры - ее духовные и материальные составляю­щие. Огромный интерес в этом плане представляет установление закономерностей влияния традиционных этнокультурных норм и ценностей на общение и взаимодействие людей близких и далеких, равных и обладающих разным статусом, разного пола и возраста; установление закономерностей связи материального производства с психологическими переменными всей системы внешних, объек­тивных характеристик данного общества.

Все большую актуальность сегодня приобретает сравнительно-культурный подход. Интенсивное развитие этнографии, антропо­логии, лингвистики способствовало выявлению множества само­бытных и неповторимых этнических культур, которые имеют суще­ственные различия в сфере психологического и, в то же время мно­го общего в природе формирования культурных ценностей. В пер­вом случае акцент делается на высокую вариативность психических проявлений в условиях различных культур, а во втором - на универ­сализм единства психики и ее инвариантность в отношении много­образия культур. Крайности первого подхода использует расизм. Именно поэтому необходимо со всей глубиной показать научную обоснованность этнокультурных различий в сфере психического для исключения расовой предубежденности. Тем более, что раси­стская идеология и практика используют в своих целях самые раз­нообразные научные факты и открытия, равно как и факты наду­манные. Сам феномен расизма является этнопсихологической проблемой и требует обоснованного психологического его раскры­тия. Вторая крайность подчеркивает универсализм механизмов, не подверженных влиянию культурных факторов. В историческом плане вначале доминирующим оказалось первое направление, в настоящее время все шире получает свое развитие второе направ­ление. Практически наиболее перспективным оказывается синтез обоих направлений.

Сегодня в связи с индустриальной и научно-технической инте­грацией общества особую важность приобретают исследования в области «взаимодействия культур», которые могут составить само­стоятельную этнопсихологическую направленность исследований.

Второй проблемой этого направления является проблема эт­нических стереотипов, предрассудков, этнических предубежденно-стей. Требуется ясное понимание психологических механизмов, лежащих в основе формирования стереотипов и обусловливающих их содержательные, структурные и динамические особенности. Эт­нографы, социологи много сделали в том, что касается качествен­ного описания и распространения этнических стереотипов, однако необходимы специальные психологические, а не иные исследова­ния этого вопроса с использованием психологических средств ана­лиза.

В этом отношении важным является развитие направления «гипотезы контакта», в котором исследуются вопросы снижения этноцентризма и стереотипности в оценках и суждениях, создания климата взаимопонимания и доверия. Это особенно важно сего­дня, когда в ряде случаев предшествующая напряженность в ме­жэтнических отношениях, недостаток информации друг о друге, отрицательные установки, наполненные этноцентризмом и преду­бежденностью, приводят к усилению антагонизма и враждебности. Важно правильно понимать психологическую природу переноса поведения отдельной личности на представителей всей группы, и наоборот, характерные особенности всех ее представителей на от­дельную личность.

К третьему перспективному направлению можно отнести и ис­следование проблемы идентичности личности в условиях взаимо­действия и взаимопроникновения культур. Решение этой проблемы имеет огромное теоретическое и практическое значение. Требуют ответа вопросы: какая роль этнической идентичности в структуре самосознания личности? Как меняется этническое самосознание в условиях межэтнических контактов? Как адаптируется личность к новым этнокультурным условиям?

Человек, оказавшийся в иной этнической среде, поставлен пе­ред необходимостью овладения не только новым языком, но и представлениями, нормами, ценностями, правилами, предписа­ниями, которые регламентируют все стороны его жизни. Эта про­блема со всей остротой встает перед тысячами эмигрантов, лица­ми, несущими службу в интернациональных подразделениях меж­дународных сил, при обмене научными кадрами и трудовыми кол­лективами, обучении иностранных студентов.

Несмотря на большую предысторию этнопсихологии - психо­логии народов, психологии масс, - сегодня требуется развитие и совершенствование ее теоретической и методологической основы.

Вопросы для самоконтроля

1.Объект исследования этнопсихологии.

2.Что определяет межпредметные связи этнопсихологии?

3.Методы этнопсихологических исследований.

4.Предмет исследования этнопсихологии.

5.Ошибки в анализе этнопсихологических исследований, проводимых в первой половине XX в.

6.Психология культуры как проблема этнопсихологических исследований.

7.«Сравнительно-культурный подход» как проблема этнопсихологиче­ских исследований.

8.«Гипотеза контактов» и идентичность личности в условиях взаи­модействия культур.

9.Задачи, стоящие перед современной этнопсихологией.

 

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Сложность в дальнейшем развитии этнической психологии за­ключается в неопределенности ее базовых понятий, их свободной трактовке и замене одних на другие как идентичные, с последую­щим наполнением их иным содержанием. Такое положение приво­дит к необходимости их систематизации и конкретизации смысло­вого содержания.

В этнопсихологии, этнографии, демографии, социологии, исто­рии широко используются термины: этнос, нация, народ, населе­ние, национальность, страна, государство, народность, род, племя, раса, популяция. Каждое из них настолько часто встречается в спе­циальной литературе и в повседневном обиходе, что предполагает­ся интуитивное их понимание. Однако научная терминология тре­бует более строгого определения. С этой целью приводится интер­претация отмеченных терминов строго в научных изданиях с по­следующим их анализом. В силу неоднозначности их определения в различных источниках дается несколько существующих трактовок их смыслового содержания.

Род - коллектив кровных родственников, ведущих происхожде­ние от общего предка. Роды объединяются в племена.

Род - основная общественная организация первобытнообщин­ного строя, объединенная кровным родством.

Род - основная общественная организация в первобытном об­ществе, представляющая собой союз больших семей, находящихся в родственных отношениях и ведущих общее хозяйство.

Из определения рода следует, что предшествующим ему поняти­ем является семья, а последующим - племя. В данном и в последую­щих случаях многозначность определения какого-либо понятия связа­на не с их правильностью или ошибочностью, а с тем, что различные авторы в многокомпонентном понятии, в силу конкретных причин придают большую или меньшую значимость отдельным составляю­щим характеристикам, подчеркивая их главенствующую роль.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая груп­па, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью, мо­ральной ответственностью. Семья имеет историю и этапы своего формирования. В специальной литературе, изучающей историю возникновения семьи, выделяют:

Орда - временные супружеские пары. Половые связи между ро­дителями и детьми, сестрами и братьями.

Кровнородственная семья - исключались половые связи между родителями и детьми.

Пуналуальная семья - исключались половые связи между утроб­ными братьями и сестрами, а на втором этапе и между боковыми линиями, т.е. двоюродными, троюродными. Сестры становились ядром одной общины и имели общих мужей из другого рода. Братья являлись ядром другой общины. Род материнский - матриархат.

Патриархальная семья - первая форма моногамии (единобра­чие), наследование шло по отцу. Управление велось отцом, причем в его подчинении находились не только члены семьи, но и их по­томки, а также домашние рабы. В основе преобразования семьи лежала частная собственность.

Индустриализация разрушила домашнее производство, сохра­нив за семьей организацию быта.

Нуклеальная семья - семья состоит из супругов и их детей.

В современном обществе действуют две противоположные тенденции:

1) Обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса, т.е. превращение семьи в морально-право­вой союз мужчины и женщины.

2) Рост семейных коллизий, увеличение числа разводов, семей­ные отношения характеризуются равноправием. Одна и другая тенденция допускает многократность создания семьи с каждой из сторон.

Племя - совокупность людей, сходных по физическому типу, объединенных родовыми отношениями, общим языком, хозяйст­венной деятельностью и территорией.

Племя - этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и само­названием.

Племя - тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытнообщинного строя. Характерны: кровнородствен­ные связи между его членами; деление на роды и фракции, общ­ность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов.

Образование союзов племен вело к смешению племен и воз­никновению более крупной общности - народности.

В определении понятия «племя» используется термин «этниче­ская общность», что предполагает ее предшествование племени, однако следующим этапом усложнения общности людей, как сле­дует из вышеприведенного определения, является народность.

Народность - исторически сложившаяся языковая территори­альная, экономическая и культурная общность людей, следующая за племенем и предшествующая нации. Народности возникают в различные исторические эпохи, начиная с рабовладельческой, вплоть до современной.

Непосредственно с понятием «народность» связано понятие «народ», однако в ряде случаев в его смысловое содержание вкла­дываются более объемные представления, что следует из его оп­ределения.

Народ - основная трудовая масса населения страны. По своему смыслу идентична понятиям - «люди», «группа людей», «нация», «национальность», «народность».

Народ - связанная одинаковым происхождением и языком культурная общность людей.

Народ - совокупность людей, объединенных по какому-либо признаку или ряду признаков. Народ - синоним понятия «люди».

Народ - все население определенной страны.

Народ - народные массы, включающие на различных этапах ис­тории классы и слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач развития общества.

Народ - различные формы исторической общности (племя, на­родность, нация).

В определении понятия «народ» встречается термин «населе­ние», которое не имеет четкого очертания.

Население - жители, люди, проживающие в каком-либо месте.

Население - совокупность людей, живущих на определенной территории, народонаселение.

Население - объединенная принадлежность к одному государ­ству, жители страны.

Население - то же, что нация, национальность.

Уже на данном уровне понятийного аппарата в этом определе­нии встречаются компоненты более сложных и возникающих позже определений. Родственным по своему содержанию с понятиями «народ» и «население» является понятие «популяция» (populis -народ, население).

Популяция - совокупность индивидов, длительно занимающих определенное пространство и воспроизводящих себя в течение большого числа поколений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.