КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть I 7 страница
Таким образом, человек в целом приобретает большую свободу в подвластной среде пребывания при обобществлении труда, но утрачивает себя как целостную личность, составляя часть «целого». Это порождает психологическую основу внутреннего противоречия -осознанность увеличения своих возможностей в объединении и усиление зависимости от того целого, в которое вливаешься. Сложность системы взаимообусловленных отношений порождает увеличение толерантности в распределении результатов труда, что в свою очередь создает достаточную доступность в его бесконтрольном присвоении. С развитием общественных отношений совершенствуется и возможность скрытого присвоения результатов общественного труда. Это латентное паразитирование имеет столько оттенков и уровней, сколько разновидностей дифференцированного труда. Подобная природа построения общения не зависит от социокультурного образования, присущего тому или иному этносу. Это общая картина психологии власти различных уровней социальной организации, которая формируется отношением и целью накопления потенциальных возможностей. Базовые уровни социальной пирамиды являются определяющими в обеспечении жизненных потребностей, и в зависимости от того, насколько они могут удовлетворить запрос общества, определяется появление любых других форм потенциальных возможностей. Практически, средой управления, с целью удовлетворения потребностей, является нижележащий, подчиненный уровень. Оптимальные условия организации «внутренней среды» (социальной структуры) увеличивают ее потенциал и свободу во внешней среде. Эту свободу поведения определяют те, кто владеет общим потенциалом всей социальной структуры. В зависимости от того, насколько правильно расходуется этот потенциал, определяется состояние и целостность всей системы, ее жизнедеятельность и эффективность организации. Следовательно, правильно организованным будет то социокультурное сообщество, которое наиболее эффективно обеспечивает непротиворечивость всей системы как единого целого. В этом случае важным фактором является установление природы принадлежности власти как частной или общественной собственности, понимая под властью совокупность потенциала, обеспечивающего свободу выбора действий при удовлетворении потребностей. Говоря о потребностях, надо всегда определиться, чьих. Здесь существуют варианты использования общественного потенциала как власти социальной структуры над внешней средой в личных интересах или общественных. Потому, характеризуя какое-либо этническое сообщество, необходимо говорить о власти, рассматривая три ее составляющие: содержание (тот потенциал, которым владеешь), структура (через какие механизмы определяется управление) и действия - формы проявления управляемых действий (дисциплина отношений в широком смысле). На первом этапе формирования общественных отношений, когда внешняя среда обитания определила необходимость объединения усилий противодействия с целью расширения своей свободы, каждый имел свой потенциал как свою собственность, которая определяла структуру внутренних отношений. Эта определяющая связь создавала прочность союза. Накопление в соответствующей мере жизнеобеспечивающего потенциала освобождало индивида от этой зависимости на период расходования своего потенциала. Средством сохранения целостности системы отношений с целью расширения возможностей освоения внешней среды являлось ограничение индивидуального потенциала и накопление его в отдельных руках, что давало власть над внутренней средой и свободу совместных действий во внешней среде. Возникала естественная природа дисциплины как диктата общего над частным. Кто владел обобщенным потенциалом, тот в соответствующей мере определял направленность поведения целой системы взаимообусловленных действий. Этот процесс осуществлялся в меру психических возможностей, которые позволяли осознать оптимальные условия отношения социальной структуры и среды ее жизнедеятельности. Цель овладения или объединения потенциала каждого определяла методы и средства достижения власти над целым. В целом эти процессы практически не имеют этнической окраски и характерны на любом уровне социокультурной организации любого сообщества. Дифферейцирование производственной деятельности, которое привело в конечном счете к обобществлению орудий труда и средств производства, породило внутреннюю среду существования объединенного производства. Фактически, средства производства и орудия труда являются внутренней средой существования производителей. Происходит как бы внутреннее отображение отношений «объект - среда». В данном случае, в самом социальном «объекте» возникает внутренняя среда. Общественный потенциал в виде средств производства не может быть разделен на долевые части при выходе отдельного производителя, так как это уже целостная самостоятельная структура. Функции самой деятельности и средств, обеспечивающих ее осуществление, разделились. Будучи общественной средой, она является их собственностью и потенциалом. Стремление получить господство всегда направлено на владение или ограничение потенциала той стороны, над которой устанавливается власть. Чем больше общественный потенциал, тем меньше прав на него имеет отдельный производитель. Последний может входить и выходить из совместной деятельности и получать частично компенсацию в виде эквивалента труда, что не обеспечивает среды его существования в виде обобществленного потенциала, представленного средствами производства. Такая ситуация позволяет обменять один потенциал на другой или их эквивалент, завладев последним как средой существования, через которую репродуцируются потребительские ценности и достигается власть над ними. Возникает односторонняя зависимость между владеющим средой существования и существующими в этой среде. Такая зависимость позволяет односторонне влиять на отдельных производителей, так как они составляют сумму участников и при их избыточности могут эксплуатироваться вплоть до уничтожения. Владеющий потенциалом среды существования заинтересован в уменьшении потенциала отдельного производителя и упреждении объединения их возможностей как неотъемлемой части производства в целом. Следовательно, происходит расход потенциала власти на формирование дисциплины повиновения и организацию системы защиты избранной структуры управления взаимообусловленными отношениями. Однако устойчивость совместных отношений как целостная система подчиняется объективным законам, и отступление от них приводит к существенным затратам для сохранения устойчивого состояния избранной организации сообщества. Возникающая форма принудительного поведения не обеспечивает сознательного согласия с существующей структурой взаимообусловленных отношений. Стремление противостоять отрицательным факторам внутренней сферы приводит к объединению отдельных носителей потенциальных возможностей в единую структуру. Это выражается в координации действий потенциала производителя как целого и создании единой структуры, объединяющей производителя и средства производства, которые выступают как единая репродуктивная система удовлетворения потребностей, работающая по принципу «запрос-удовлетворение». Именно соотношение частной и общественной собственности на всех уровнях социальной организации общества определяет содержание, структуру и действия социокультурных отношений этноса. Частная собственность - это часть собственности от общего или частичная - то, что увеличивает независимость в среде, дает большую свободу, уменьшает степень подчиненности, но уменьшение степени подчиненности «части» снижает возможности целостной системы во внешней среде. В свою очередь полная подчиненность создает осознанное представление достаточности своего труда. Индивидуальное представление этого сознания может существенно отличаться от среднестатистической и текущей потребности как границы вариации средней величины. Это требует со стороны структуры, координирующей общественное поведение, известной степени принуждения. Степень и средства такого принуждения определяются тем, как и на что используется индивидуальный потенциал и как он достигается, т.е. в чем проявляется свобода и за счет чего достигается. В любом этническом сообществе для стабильного состояния его частного потенциала позволительно создать продукт обмена своим трудом и в счет его приобрести продукт, удовлетворяющий возникшие потребности. Накопленный потенциал может быть направлен на приобретение не только продукта или его эквивалента, но и труда других в форме обмена своего на чужой. Если при этом не происходит неравного обмена в понимании каждой из сторон, то не возникает вопроса о перераспределении сделанного. Но это не означает, что в данном случае не произошло присвоение. Более глубокое понимание значимости выполняемого обмена одной из участвующих сторон позволяет без какого-либо протеста с другой присвоить часть обмениваемого потенциала. Такая форма отношений может быть расценена' как скрытая форма обмана, однако она является начальным звеном воровства или грабежа и выступает в их латентном проявлении. Практически в латентной форме происходит присвоение чужого за счет неправильной оценки обмена результатами труда. Это так называемая толерантность пространства общения. Если уровень знаний и понимания происходящего у одной стороны во взаимообусловленных отношениях выше, т.е. толерантность ее пространства меньше, то такие действия вполне осуществимы. Систематические «ошибки» в отношениях обмена в конце концов приводит к тому, что несправедливое присвоение становиться очевидным, т.е. скрытая форма может быть обнаружена. В свою очередь увеличение толерантности пространства событий взаимообусловленных отношений часто существенно затрудняет контроль и управление совместной деятельностью. В многонациональных государствах, экономика которых основана на частной собственности на средства производства, всегда существует тенденция разобщить этнические сообщества, противопоставляя их интересы друг другу. Следовательно, формирование потенциальных возможностей совместной деятельности всегда сталкивается со стремлением организации отношений и их оптимизации, возникновением противоречий в общности интересов, стремлением подчинить общий потенциал определенной власти, организацией структуры этой власти в форме государства, которое выступает как система защиты свободы, в понимании этой свободы как дозволенной необходимости во взаимообусловленных отношениях. Неоднородность возникающих потребностей и их удовлетворения всегда порождает несогласие и скрытое противоречие, что лежит в основе накопления отрицательного потенциала и теневой борьбы за определение целесообразности взаимообусловленных отношений в том видении, которое предполагается более эффективным. Анализ взаимообусловленных отношений как целостной системы показывает, что накопление потенциальных возможностей увеличивает устойчивость и независимость. Рассматривая социальную структуру как систему, следует всегда иметь в виду наличие общественного потенциала, который увеличивает свободу системы как «целого» во взаимоотношениях с внешней средой, а следовательно, и свободу каждого его члена, гарантируя устойчивость существующих отношений. В свою очередь, увеличение индивидуального потенциала (частного) увеличивает свободу «части» целого, что, естественно, снижает сложность организационной структуры целого из-за возникновения взаимонезависимости его частей. Соотношение устойчивости и надежности порождает жизнеспособность системы, которая определяется оптимальным отношением «личный - общественный потенциал». Эти отношения не могут быть определены как статические, застывшие формы. Любое опосредование взаимообусловленных действий непременно приводит к их динамике. Увеличение свободы «части» непременно приводит к самостоятельности отдельных образований, их конкуренции, развалу целого, но непременному последующему установлению целостного монопольного образования. Любые по сложности взаимообусловленные отношения могут строиться на определенной структуре общения, именно структура общения и его организация определяют культуру общества, его возможные механизмы управления и организации взаимного влияния на уровне как межличностных, так и групповых отношений. В данном случае в понятие «общение» вкладывается смысл средств, определяющих взаимообусловленные связи. Именно деятельная сторона социокультурного сообщества проявляется в сложной системе общений, которые и составляют специфику этнического образования. Сами принципы, которые лежат в основе формирования этого процесса, носят абсолютный характер и не зависят от конкретных условий. Таким образом, в основе любого поведения отдельной личности или их группы всегда лежит принцип удовлетворения потребностей. Взаимообусловленные отношения строятся как необходимость расширения возможностей, направленных на удовлетворение этих потребностей. Возникновение возможностей создания потенциального запаса порождает неравнозначность в функциональных отношениях, которая приводит к несправедливости перераспределения конечного полезного продукта. Нарушение соотношения между накоплением потенциального запаса и непосредственной функциональной деятельностью по его воспроизводству порождает антагонистические противоречия. Процесс объединения лиц, лишенных удовлетворения своих потребностей, приводит к объединению их усилий до уровня, достаточного для достижения своей цели. В процессе поиска взаимопонимания существенную роль играет язык, но ведущим фактором являются экономические интересы, так как они определяют жизненно важные потребности. Это и приводит к расслоению общества на антагонистические социальные группы. Общность интересов уже не носит этнического или национального характера, она формируется единством ущемленных прав и интересов. На этот факт обращали внимание еще революционеры-демократы, подчеркивая общность и схожесть интересов одинаковых социальных слоев и социальных групп в различных государствах, а не в пределах одного государства разных социальных слоев и социальных групп. К этому приводит именно экономическое положение. Такой антагонизм порождает неустойчивость социокультурного сообщества, ослабляя его возможности противостоять внешнему воздействию. Если такое сообщество является многонациональным, то у одной стороны наблюдается стремление освобождения от национального неравенства. Это стремление объединяет общие усилия по национальному признаку, но в своей основе оно не снимает антагонистических противоречий. Доведенное до крайнего проявления, такое движение переходит в национализм, затем национальный шовинизм и в конечном счете - фашизм. Тупиковость его развития заключается в том, что против фашизма выступают все остальные нации и этносы, объединяя свои усилия, в то время как внутри нации, поставленной над всеми, остаются неразрешенными внутренние социально-экономические противоречия. Интернализация интересов антагонистических по характеру отношений социальных групп или социальных объединений не изменяет природы противостояния, а только выводит ее на более высокий уровень. В конечном счете, будучи взаимообусловленным в своих отношениях, это противостояние приводит к необходимости социального выравнивания как единственного фактора, лежащего в основе стабилизации равновесного состояния в обществе. Форма разрешения этого противоречия или социального конфликта может протекать в самых различных проявлениях, что зависит в существенной мере от уровня грамотности населения, правильного понимания истинности сложившейся ситуации, соотношения внешних и внутренних сил. Стремление достичь цели с каждой стороны приводит к формированию своей идеологии и физических возможностей противостояния. Если последние не позволяют достичь необходимого уровня, часть населения мигрирует в поисках лучших мест, однако это только оттягивает разрешение конфликта. Аналогичные ситуации всегда порождают родственные стереотипы их разрешения. Таковой была ситуация на рубеже XX в., когда обездоленная и доведенная до крайнего отчаяния часть населения покидала свои края в поисках лучшей доли. А.М. Коллонтай в 1915 г. в работе «Кому нужна война» писала: «...пусть спросят себя те, кто собирается умирать «за отечество», спросят честно, по совести: какое такое отечество есть у рабочего, у всего неимущего люда? Есть ли оно? Кабы было, разве потянулись бы ежегодно из всех стран в чужие края «эмигранты», неимущие, безработные, покидая родное гнездо, веря, надеясь: авось «чужая сторонушка» будет более ласковой мачехой, чем родина-мать? Разве были бы и у нас в России сотни тысяч голодных, разоренных, нищих «переселенцев»?». Таким является и конец XX в., когда в мире миллионы беженцев ищут лучшую долю на чужбине. Практически обобщенность интересов порождается обобщенностью социального положения и осознанностью этого общего как единого целого. Данное положение еще раз указывает на важность соотношения функциональной взаимообусловленности и потенциальных индивидуальных накоплений, которые порождают функциональную независимость. Именно в определенном диапазоне этих отношений и существует ниша наиболее устойчивого и надежного социокультурного сообщества, обладающего максимальной жизнеспособностью. Естественно, что данное соотношение не может выступать как застывшая, статическая характеристика, но в ее динамике должен наблюдаться некий стационарный процесс. Само сообщество в своей организации характеризуется объективными законами развития, которые являются инвариантными для любых условий, что и определяет существование теории всеобщего единства образования различных этносов. Специфичность конкретных условий среды порождает все многообразие культур, как результат различных начальных и краевых условий развития, что и позволяет утверждать исключительную специфичность каждого этноса, его неповторимость. В силу динамичности процесса этнообразования о конкретном этносе можно говорить, только определив временные границы, так как за их пределами отдельные черты конкретного этноса могут исчезать либо появляться новые, что не позволяет утверждать о незыблемости культур и вечности существования наций, народов, этнических сообществ. Вопросы для самоконтроля 1.Дихотомическая природа взаимообусловленных производственных отношений и возникающие противоречия в их организации. 2.Нарушения в отношении спроса и производства как причина возникновения внутренних конфликтов. 3.Устойчивость отношений «запрос-удовлетворение» как наиболее стабильное состояние социокультурного образования. 4. Государство как институт власти, направленный на определение обусловленности взаимообусловленных отношений в социокультурном сообществе. 5. Формы сохранения взаимообусловленных отношений. 6.В чем заключаются потенциальные возможности и их роль в организации внутренних отношений в социокультурном сообществе? 7.Свобода и необходимость как основные компоненты организации отношений в социокультурном сообществе и причины возникновения паразитирующих форм отношений. 8.Причины возникновения скрытых форм поведения и природа его латентного развития. 9.Природа развития социокультурных отношений и причины возникновения внутренних конфликтов. 10.Какие положения взаимообусловленных отношений носят абсолютный характер и определяют общие черты развития любого социокультурного этнического образования? 11.В чем заключаются специфика и своеобразие развития различных этнических образований и причины неравнозначности их достижений?
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ЭТНОСА Любое социокультурное этническое образование развивается в условиях окружающей его природной и социальной среды. Клима-тогеографические и природные характеристики определяют материальные богатства и быт, формы организации трудовой деятельности, ведения хозяйствования и целый ряд других особенностей. Полная совокупность этих условий - богатства недр, географическое положение, климатические условия, животный и растительный мир, уровень развития экономики определяет метериальную сторону жизнедеятельности и благосостояния конкретного народа. Эти же условия могут привлекать и соседние этнические сообщества, и в этом случае происходит сталкивание интересов. В зависимости от их направленности и соотношения сил возможны самые различные варианты решения возникающих проблем. В общем они имеют такую же природу развития, как и в случае сталкивания интересов двух индивидов. Выше отмечалось, что данная задача имеет общее решение и было введено понятие отношения двух сторон, где под сторонами в равной мере можно понимать как отдельное лицо, так и группу, либо социальный слой, класс, государство. В данном случае под сторонами выступают различные этнические сообщества либо государства. Окружающие определенный этнос межэтнические сообщества либо государства составляют внешнюю социальную среду развития. Интересы внешних «соседей», как непосредственно граничащих с ними, так и существенно отдаленных, обычно связаны с природными ресурсами территории либо ее стратегическим значением. И в том, и в другом случае возникают притязания к данному этническому сообществу. Наиболее распространенным способом их разрешения является захват территории и вытеснение либо порабощение местного населения. Как и в случае внутренних сил, определяющих развитие этноса, так и во внешних социальных условиях одним из основополагающих факторов являются экономические потребности каждой из сторон. В силу существующих притязаний соседей на имеющиеся богатства требуются средства защиты, среди которых физическое противостояние является определяющим. Следовательно, вторым основополагающим фактором развития является наличие сильной армии, способной эффективно выполнять как защиту от посягательств, так и осуществление самих посягательств. Для достижения своих интересов могут использоваться самые разные приемы, которые выступают как средства достижения цели. Обоснование своего поведения относительно внешней и внутренней политики всегда связано с идеологией, которая составляет третий основополагающий фактор общественного развития. Таким образом, материальные, физические и идеологические основы жизнедеятельности определяют эффективность развития любого социокультурного этнообразования. В зависимости от уровня соотношения этих характеристик и складывается форма отношений с соседствующим окружением. Потребности, мотивы и цели отношений всегда более отчетливы, чем стремление представить их в глазах общественности. Из всех вариантов решения проблем внешнего взаимоотношения всегда привлекает внимание война, как наиболее жестокая форма достижения цели. Проблема войн являлась предметом исследования различных научных школ. И этнопсихология выступала в данном случае как идеологическая основа, оправдывающая более сильную сторону. С окончанием второй мировой войны международное сообщество прилагает много усилий для упреждения подобного рода социальных катастроф. Организация Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую Декларацию прав человека, однако локальные войны и ныне используются для разрешения прежних проблем, а права человека в таких случаях остаются только декларацией. Пятьдесят лет усилий ООН обеспечить реализацию прав человека во всем мире - только небольшой отрезок пути, который предстоит пройти человечеству. В последние годы все с большим размахом, вспыхивают локальные военные конфликты, которым придается этническая или религиозная окраска, хотя фактически истинные корни составляют либо природные богатства, либо стратегическое значение территории, либо необходимость устранения сильного конкурента и создание рынка сбыта своих товаров и прежде всего оружия. Как наглядный пример специфического, самобытного развития этнических сообществ можно привести любое государство, существующее на политической карте мира. Для определенности рассмотрим Никарагуа. Осенью 1987 г. Национальная ассамблея Никарагуа приняла закон о предоставлении автономии национальным меньшинствам, населяющим атлантическое побережье. Этому предшествовал длительный процесс изучения национального вопроса на различных уровнях, а на протяжении последних двух лет законопроект обсуждали во всех индейских общинах побережья. Десятки тысяч жителей участвовали в выработке окончательного текста закона, открывающего перед коренным населением страны широкие возможности сохранения его вековых традиций, языка, обычаев, его экономического, социального и культурного развития. Это соответствовало договоренностям, которые были достигнуты на гватемальской встрече президентов пяти центральноамериканских государств в августе 1987 г., относительно поиска путей установления длительного и прочного мира и стабильности в регионе. Закон об автономии затрагивал так называемую «страну «Мос-китию». Она занимает почти половину территории страны, но живет там лишь 5% никарагуанцев - народов мискито и сумо, рама и гарифона, а также негров, называющих себя креолами. Нынешние мискито и сумо все еще живут охотой, рыболовством, сбором лесных плодов. Разрешаемые сегодня никарагуанские проблемы возникли еще в XVI в., когда на ее территории появились испанские конкистадоры. В XVII-XVIII вв. здесь появляются английские колонизаторы. Получив в 1821 г. независимость от Испании, Никарагуа попадает под влияние США. В начале XX в. борьба за «контроль над Никарагуа» обостряется в силу ее особого географического положения, так как через ее территорию возможно строительство межокеанского канала. После сооружения Панамского канала США использовали все свое влияние в регионе, чтобы недопустить строительство подобного канала на территории Никарагуа. В данном случае столкнулись интересы Англии, Японии и США. Возможности противостоять более сильным державам Никарагуа не имела и в 1912 г. была оккупирована США. В данном случае определяющей причиной явились экономические интересы более сильных соседей, которые и решили ход развития исторических событий. Любые усилия Никарагуа в решении своих вопросов на тот период не могли достичь успеха, так как определяющим фактором явилось географическое расположение ее территории и соотношение сил ведущих экономических держав. Аналогия развития межэтнических конфликтов может быть отмечена на территории бывшей Югославии, в странах Ближнего Востока, африканских странах, на территории отдельных государств - членов СНГ. Этническое противопоставление является наиболее удобным средством завуалировать истинные политические интересы, отражающие экономическую заинтересованность. Ведущим фактором в развитии экономики любого государства является энергетическое обеспечение его экономики. Сегодня это нефть, газ, уголь, атомное топливо. В постсоветском пространстве распределение энергетических источников оказалось крайне неравномерным, и повышенный интерес к их использованию как среди стран СНГ, так и всего мирового сообщества стал определяющим фактором в организации межрегиональных отношений. Богатые нефтеносные районы на территории среднеазиатского и кавказского регионов представляют серьезную конкуренцию странам Ближнего Востока и нефтеносным районам северного шельфа. Близкая географическая расположенность к основным потребителям делает особо предпочтительным развитие энергетической отрасли хозяйства в этих странах как для них, так и для стран-потребителей. Однако такое положение дел затрагивает интересы стран-производителей, которые уже владеют энергетическим рынком. Такое положение дел приводит к неизбежности предельного обострения отношений. Форма их разрешения определяется физической мощью государства, вернее коалицией государств, которые заинтересованы в определенной направленности решения данного вопроса. Таким образом, результирующая противостояния определяется потенциалом страны, физической силой ее армии и идеологической деятельностью, которая создает психологическую убежденность в справедливости проводимой политики. Идеологическая работа является исключительно важным компонентом защиты интересов государства, но она в полной мере зависит от окружения. Сохранение благополучия возможно в той мере, в какой удается объединить общность интересов партнеров и в какой мере в этой общности представлены и защищены интересы владельца богатств. Сохранение мира и целостности является сложной психологической борьбой, в которой необходимо владеть максимальной информацией среды окружения неумением ее использовать в решении политического выбора. Естественно, что надеяться на полную поддержку и понимание как внутри общества, так и со стороны внешнего окружения невозможно. Именно в такой ситуации возникает многоплановость интересов отдельных групп и социальных слоев общества, которые выражаются их партиями и организациями. Как внутри, так и вне общества проявляются стремления найти поддержку у более сильных союзников для достижения частных интересов. В этих условиях поднимаются этнические, национальные, религиозные интересы. Все приобретает характер абсолютной необходимости достичь «своей свободы», «своей справедливости». Происходит разобщенность социокультурной общности, что существенно ослабляет ее потенциал. Получает развитие этноцентризм. Возникают локальные вооруженные конфликты. Начинается массовое перемещение беженцев или вынужденные миграционные процессы, которые существенно изменяют этнический состав страны, принимающей их. Несмотря на тяжелое экономическое положение, Украина на протяжении всего перестроечного периода сохранила мир, избежала межнациональных конфликтов, что способствовало наибольшему потоку беженцев на ее территорию. В период Приднестровского вооруженного конфликта в Украину прибыло более 78 тысяч беженцев. В этот же период возвращаются представители депортированных народов, в частности в Крым вернулось около 250 тысяч татар. В Крыму уже проживает 4,7 тысячи армян, 1,4 тысячи болгар, 3,5 тысячи греков, 2,5 тысячи немцев. В свою очередь, покинуло Украину более 124 тысяч, выехав в Российскую Федерацию. За счет иммиграции украинцев на 60% сформировалось рекордное позитивное миграционное сальдо.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |