Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I 3 страница




Популяция - элементарная единица процесса эволюции, спо­собная реагировать на изменения среды перестройкой своей струк­туры.

Этнос - (ethnos - народ) по смыслу: принадлежность к какому-либо народу с его культурой.

Этнос - исторически сложившаяся этническая общность - пле­мя, народность, нация.

Этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующих как систе­ма, которая противопоставляет себе другим подобным системам, исходя из подсознательного ощущения (комплементарности) вза­имной симпатии и близости людей, определяющих деление на «своих» и «чужих».

В этом определении под стереотипом поведения понимается специфические правила, стандарты поведения членов этнической системы, передаваемые потомству путем научения. Научение -наиболее низкая, предшествующая форма обучения, из чего следу­ет, что если убрать историю и не передать ее следующему поколе­нию, то этнос исчезает.

В свою очередь в стереотип поведения входит понятие «этни­ческая система» - сообщество людей, объединенных мироощуще­нием и стереотипом поведения. Эти дополнения взаимно ссыла­ются друг на друга. Входящее в них понятие «мироощущение» - это фиксированное сознание отношения человека к идеальным ценно­стям и материальному миру.

Этническая общность (этнос) - исторически сложившийся вид устойчивой социальной группировки людей, представленных пле­менем, народностью, нацией. Термин «этнос» близок к понятию «народ». Иногда им обозначают несколько народов (украинцы, по­ляки, белорусы, русские - этническая общность).

Этногенез - процесс возникновения, развития и исчезновения этносов. Наряду с понятием этноса в ряде случаев появляются но­вые термины: «конвиксия» и «консорция».

Конвиксия - группа людей с однохарактерным бытом и семей­ными связями; низший элемент в этнической иерархии.

Консорция - группа людей, объединенных общей исторической судьбой, где под исторической судьбой следует понимать цепочку событий, казуально связанных их внутренней логикой - причинно-следственными связями между событиями, детерминирующими дальнейший ход самих событий.

Нация - (natio - племя, народ) историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их террито­рии, экономических связей, литературного языка, этнических осо­бенностей культуры и характера. Возникает в период формирова­ния капиталистических экономических связей, образования внут­реннего рынка. Складывается из различных племен и народностей.

Нация - определенный народ, связанный общностью самосоз­нания и социальной структуры.

Нация - общность по принадлежности к определенному госу­дарству.

Нация - исторически сложившаяся устойчивая общность лю­дей, образующаяся в процессе формирования общности их терри­тории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

Нация - исторически сложившаяся часть человечества, объеди­ненная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры.

Нация - народ, создавший себе зависящее от него правительст­во и имеющий в своем распоряжении территорию, границы, кото­рые признаются другими государствами (народ, организованный в государство). Нации могут образовывать несколько народов или части разных народов. Данное определение наиболее расплывчатое и туманное, особенно в той части, где говорится о создании зави­сящего от него правительства. До настоящего времени ни один народ не имел зависящего от него правительства.

Нация - исторически сложившаяся устойчивая общность языка, территории, экономической жизни и психического склада, прояв­ляющегося в общности культуры. Нация, как и все исторические явления, подлежит закону изменения.

В определении нации фигурирует понятие «страна», которое также имеет многозначное определение.

Страна - местность, область, территория.

Страна - территория, имеющая собственное государственное управление или управляется другим государством.

Страна - крупная территория, выделенная по географическому положению и природным условиям в политическом и географиче­ском отношении. Территория, имеющая определенные границы и государственный суверенитет или находящаяся под властью друго­го государства.

Государство - структурная организация, обеспечивающая коор­динацию и управление обобщенными функциями во взаимообу­словленных совместных производственных отношениях.

Государство - аппарат, обеспечивающий координационную деятельность господствующих интересов, связанных с организаци­ей производства потребностей, способа их распределения и защиты распределенного от внутренних и внешних посягательств.

В приведенных определениях фигурирует понятие «экономи­ка». В данное понятие вкладывается следующий смысл.

Экономика - (искусство ведения домашнего хозяйства) сово­купность производственных отношений определенного общества, его экономический базис.

Экономика - совокупность производственных отношений, со­ответствующих данной ступени развития производственных сил общества, господствующий способ производства в обществе.

Экономика - (домоводство) хозяйственный уклад, хозяйствен­ный строй, хозяйственная жизнь общества, его производство и рас­пределение.

Одной из проблем этнопсихологии и перспективных направле­ний ее исследования является этноцентризм и его природа, что тесным образом связано с понятиями «раса» и «расизм», «нацио­нализм», «сепаратизм», «шовинизм», «фашизм».

Раса - исторически сложившаяся группа человечества, объеди­ненная общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа, конституцией тела), обусловлен­ных общностью происхождения и первоначального населения (вы­деляются европейская, монголоидная и негроидная), по цвету ко­жи - белая, черная, желтая, красная.

Раса - одна из групп, на которую условно делят человечество в зависимости от наличия той или иной совокупности исторически сложившихся физических признаков (цвета кожи, особенности во­лосяного покрова, формы головы, пропорций тела).

Стремление возродить этническую особенность, с одной сто­роны, ведет к стремлению освободиться от гнета и приобрести независимость, а с другой - к сепаратизму и признанию расового превосходства, что и определяет необходимость ознакомления с рядом терминов.

Сепаратизм - стремление к разделению, обособлению и созда­нию собственного государства.

Федерация - форма государственного устройства; союзное го­сударство, состоящее из ряда государств или их образований, каж­дое из которых, наряду с общефедеральными, имеет собственные законодательные, исполнительные и, как правило, судовые органы.

Федерация - союз обществ или организаций.

Конфедерация - объединение, союз отдельных независимых го­сударств или организаций, объединенных общими управляющими органами, создан для достижения определенных, в основном для внешнеполитических и военных, целей.

Национализм - идеология национального превосходства (ис­ключительности), национальные интересы ставятся превыше ин­тересов социальных, классовых; провозглашение национальной нетерпимости, разжигание национальной вражды.

Шовинизм - крайний национализм, проповедующий нацио­нальную и расовую исключительность.

Фашизм - идеология воинствующего шовинизма и расизма.

Нацизм - (нем. Nazismus, сокращенное от Nationalsozialsmus -национальный социализм) - название фашизма в гитлеровской Германии.

Расизм - идеология превосходства одной расы над другой.

Интернационализм - международная солидарность людей раз­ных наций (рас), основанная на общности их интересов в стремле­нии к прогрессивному и справедливому развитию общества.

Космополитизм - теория, которая проповедует безразличное отношение к отечеству и своему народу, отстаивающая необходи­мость замены национального гражданства мировым.

Разновидность приведенной терминологии и ее неоднознач­ность объясняется тем, что в основу этих понятий входит опреде­ленная совокупность признаков, которая присутствует в каждом из них в различной степени проявления. В свою очередь при опреде­лении каждого из используемых понятий могут выделяться в большей или меньшей степени какой-либо признак или их сочета­ние, что и приводит к различным их формулировкам. Для более четкой связи этих понятий и установления их отношений целесооб­разно в табличной форме указать набор признаков и меру присут­ствия каждого из них в соответствующем понятии.

Приведенные термины, составляющие базовые понятия в эт­нопсихологии, характеризуются общностью набора признаков, но значимость каждого из них в определении понятия различна. Сле­довательно, возникает необходимость введения определенного масштаба измерения каждого из признаков и последующего сопос­тавления их в каждом из понятий. В силу того, что рассматривает­ся 10 последовательно усложняющихся понятий, введем 10-балль­ную оценку. Данная мера введена произвольно и не имеет какого-либо теоретического обоснования. Практически для каждой харак­теристики признака может быть введена своя мера. Следует сде­лать замечание по содержанию и порядку расположения самих терминов. В этом отношении последовательность размещения оп­ределена тем, что в источниках литературы по этнопсихологии предлагается такое усложнение понятий, вытекающих одно из дру­гого. Однако единого подхода в понимании этих терминов нет. Часто понятие «этнос» охватывает понятия от «рода» до «нации». В отдельных случаях говорят об этнических особенностях расы.

  Общая хоз. деятель­ность и быт Единый язык Кровное родство Единая территория Числен­ность людей Общность культуры
1. Семья         п>2 человек  
2. Род         п>2 семей  
3. Племя         п>2 родов  
4. Народ         п> 2 племен  
5. Популяция         п> 2 родов  
6. Этнос         п> 2 родов  
7. Страна         п> 2 родов  
8. Государство         п> 2 нации  
9. Нация         п> 2 народов  
10. Раса         п> 2 народов  

Подобного рода свободная трактовка базовых понятий создает существенные трудности в понимании и возможном разрешении задач этнопсихологии. Наличие такой степени свободы в исполь­зуемых определениях создает высокую толерантность пространст­ва рассматриваемых событий. В свою очередь степень толерантно­сти определяет сложность разрешимости стоящей задачи. Отсюда как следствие вытекает невозможность обоснования основных по­ложений и трактовок этнопсихологии, если не будет введена кон­кретная мера каждого признака, входящего в используемые терми­ны. Исходя из этого положения, в дальнейшем при изложении ма­териала будем исходить из установленного порядка вытекающих друг из друга понятий с учетом долевой значимости каждого при­знака, входящего в их определение.

Наиболее полное описание из приведенных понятий имеет се­мья. Именно семья явилась предметом научного изыскания Л.Г.Моргана, Ф.Энгельса, В.А. Ковалевой, Сукарна, А.Бебеля. Воз­никновение семьи в понимании сегодняшнего дня прошло длин­ный и сложный путь, в котором, определяющим фактором лежали экономические отношения и возникновение прежде всего частной собственности. Семья как понятие в истории развития общества стоит позже, чем род. Однако род можно представить как большую семью, не имеющую каких-либо ограничений в половых связях, ни возрастных, ни родственных. В приведенной таблице понятие «се­мья» стоит на первом месте, так как это более мелкое дробление совместной связи индивидов по приведенным признакам. Следует также отметить, что между каждым из последующих понятий так­же нельзя провести грань с четким указанием, где кончается одно понятие и начинается другое. Такое положение вытекает прежде всего из принципа мультипликативного обеспечения конечного результата (в данном случае используемого понятия), так как оно во всех многофункциональных системах выступает критерием по­добия в равновозможном сочетании входящих в них признаков.

Вопросы для самоконтроля

1.Чем определяется понятие «род»?

2.Что лежит в определении понятия «семья» и какие виды семьи суще­ствуют?

3.Что вкладывается в понятие «племя»?

4.Что вкладывается в понятия «народность», «народ», «население»?

5.Что вкладывается в понятие «популяция»?

6.«Этнос» - базовое понятие этнопсихологии, его смысловое значение.

7.Содержание понятий «этногенез», «консорция», «конвиксия».

8.Определение понятия «нация».

9.Определение понятий «страна», «государство».

10.Определение понятия «раса».

11.В чем суть понятий: «сепаратизм», «федерация», «национализм», «шовинизм», «фашизм», «нацизм», «расизм», «интернационализм»?

12.В какой взаимообусловленности находятся базовые понятия эт­нопсихологии?

 

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИИ ЭТНОСА

Этнографические сравнения и исследования, которые проводи­лись с глубокой древности, показали существенную разницу в быте, хозяйственном укладе, культуре различных народов. Первыми ис­точниками таких сведений явились торговые отношения, путеше­ствия, а затем целенаправленные этнографические исследования. Пытаясь объяснить столь различные условия быта, первые теоре­тические обоснования исходили из природно-географических и климатических условий существования различных народов. Такое заключение вытекало, прежде всего, из очевидности этого различия.

Естественно, климатогеографические и природные условия су­щественно влияют на конституциональную особенность телосло­жения, обмен веществ и функционально-адаптивные механизмы приспособления к конкретной среде существования. Отсутствие таких знаний вплоть до середины XX в. приводило к многим оши­бочным теориям в антропологии и этнопсихологии, а в решении практических задач стоило большого числа потерянных жизней в результате несоответствия индивидуальных особенностей адап­тивных процессов и климатогеографических условий среды при переселениях на новые места обитания.

Первыми работами в этом направлении можно считать наблю­дения харьковского паталогоанатома, профессора Государственно­го университета Крылова (1900), обратившего внимание на раз­личные конституциональные особенности строения тела и причи­ны ненасильственной смерти или тяжелых заболеваний. Научное обоснование этим явлениям дал врач-эндокринолог, профессор Ленинградского университета М.Я. Брейтман еще в 1924 г. и 1949 г. в своей работе «Дифференциальная диагностика и семиотика эн­докринных заболеваний. Однако до появления научных исследова­ний по индивидуальной норме, которые проводились в 1965-1975гг. в различных странах, многие вопросы этнографических и антропо­логических исследований остались нерешенными.

Работы, проводимые В.П. Казначеевым в Сибирском отделе­нии АН СССР, показали исключительно большую разницу в харак­теристиках критериев оценки нормы здорового человека, которая действует на европейской части СССР и соответствует нормам ВОЗ, и аборигенов азиатского севера. Установленная разница ока­залась столь разительной, что стало очевидным несоответствие использованных среднестатистических клинических норм европей­ской части страны в азиатской. Например, уровень в норме сахара в крови североазиатского аборигена соответствует гипогликамиче-ской коме у европейца. Аналогичные положения установлены по отношению содержания витаминов и других констант. За работами Казначеева появляются исследования Хирата в Японии, Хит-Картера в Америке, де Кура-Думики в Европе, но все они только повторяют открытие, сделанное Крыловым и Брейтманом еще в первой половине века за 50 лет до окончательного установления факта биологической различимости жителей планеты, которые находятся в специфических климатосредовых условиях.

Данные исследования дали теоретическое обоснование выво­дов первых работ в этнографических исследованиях, где ведущее место в наблюдаемых различиях отводилось географическим осо­бенностям окружающей природы, климату и другими физическим факторам среды. Полученные выводы по изучению «нормы» физи­ческой оценки имеют исключительно важную роль в правильной оценке понятия лучшей нации или расы. Фактически, это абсурдное заключение, которое игнорирует один из принципов самооргани­зации, а именно «единство среды и объекта существования». Луч­шее - это то, что имеет соответствующую адаптивную форму по­ведения.

Перемещение больших трудовых масс населения, контингента вооруженных сил вызвало у некоторых из них специфические нару­шения в состоянии здоровья. Эта проблема возникла и при обуче­нии студентов-иностранцев, прибывающих на учебу в Москву из самых различных районов мира.

Проводимые в этом направлении исследования показали, что каждый индивид имеет определенные возможности по скорости адаптации к новым условиям и степени адаптации. Для конкретно­го региона эта характеристика имеет среднестатистические пока­затели, которые и отражают биологические особенности лиц, про­живающих в нем. Этот факт везде играл существенную роль при миграции населения. Лица, не соответствующие по своим адап­тивным возможностям к жизни в новом регионе, либо покидают его, либо погибают.

Следовательно, природные факторы среды оказывают сущест­венную роль в особенности биологического развития коренного населения, проживающего на конкретной территории планеты. Эти различия состоят в особенностях конституции тела, устойчиво­сти организма к специфическим условиям среды пребывания, но не в принципах биологической организации вида. Говоря об особенностях национального или этнического темперамента, можно утвер­ждать определенные различия последнего по скорости протекания нервных процессов, их иррадиации и концентрации, подвижности, но нет никаких оснований считать, что климатические условия влияют на интеллектуальное развитие.

Природные условия существенно влияли и влияют на форму хозяйственной деятельности, а следовательно, и на взаимообу­словленную организацию отношений в сообществе, отношений с соседями, культуру производства, норму морали, охраны границ и пр. Однако- эта категория социальной организации сообщества подчиняется строго объективным законам и является независимой от биологических особенностей характеристикой эволюции обще­ственного развития.

Особенности социальной организации сообщества, будь это род, племя или некая нация, могут существенно отличаться и иметь тупиковое развитие в конкретных условиях отношений с со­ответствующим социальным общением с другими соседями. В за­висимости от существующих потребностей и возможности их раз­решения определяются формы отношений. Важным положением, которое следует отметить, является необходимость строгого учета при оценке и характеристике этнопсихологических особенностей развития того факта, что все процессы необходимо рассматривать и представлять в поле социально-психологических характеристик, не выделяя какую-либо из них как определяющую. Каждая из них является независимой координатой в поле событий, определяющих жизнедеятельность этноса (рис. I)1.

Ось «биологические факторы» определяет допустимый диапа­зон колебаний последних, в пределе которых возможна жизнедея­тельность сообщества. Это так называемая экологическая ниша.

Ось «социальные факторы» определяет допустимый диапазон изменений взаимообусловленньк отношений двух сторон, где под стороной можно понимать отдельное лицо, группу лиц, социаль­ные слои, классы или целые государства и их коалиции.

Нахождение в любом месте данного поля системообразующих отношений определяет перспективность развития сообщества или его исчезновение за счет ассимиляции в другое сообщество либо гибель в конкурентной борьбе.

Стремление сохранить социальную устойчивость приводит к организации соответствующих форм отношений, взаимопонима­ния и взаимозависимости. В этом плане и следует рассматривать качественные характеристики системы взаимодействия этнопсихо­логических особенностей людей.

Вопросы для самоконтроля

1.Влияние климатогеографических условий на этнические особенно­сти развития.

2.Значение биологических и социальных факторов среды в формирова­нии этноса.

3.Влияние индивидуальных норм адаптации на миграцию.

4.Соотношение биологических и социальных факторов в организации жизнедеятельности этноса.

5.Отечественные ученые, вскрывшие роль индивидуальных факторов развития, которые влияют на отдаленность миграции.

 

ПРИРОДА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОСА

Завышенная значимость отдельных компонентов, входящих в определение понятия «этнос», приводит к неверным заключениям о сущности самого термина. Именно это положение и создает большие трудности в обосновании причин, которые вызывают не­обходимость людей в совместной жизнедеятельности и порожда­ют этнические образования.

Поведение человека формируют потребности. В зависимости от их разрешимости в конкретной среде пребывания находится та ниша, в которой наблюдается наибольшее удовлетворение. Благо­приятные места приводят к скоплению, что в свою очередь вызы­вает необходимость общения. Форма и содержание такого обще­ния полностью зависят от тех потребностей, которые возникают в этой природной и социальной среде. Конкретные формы общения возникают при дифференцировании деятельности и необходимо­сти обмена ее результатами.

Таким образом, можно говорить об определенной схеме проте­кания этого процесса, которая сводится к следующему; потреб­ность влечет необходимость ее разрешения, степень разрешимости определяет удовлетворенность; наиболее высокая удовлетворен­ность в конкретной природной и социальной среде определяет по­иск устойчивой ниши; благоприятные условия приводят к увеличе­нию численности и в зависимости от возросшей потребности к конкуренции, которая в свою очередь порождает новые формы от­ношений, либо к вытеснению определенной численности, либо к увеличению пространства ниши.

При удовлетворении потребностей возникают условия необхо­димости объединения совместных усилий. Это могут быть защита от неблагоприятных воздействий, совместное достижение цели, которая не под силу одному или небольшой группе людей. Во всех случаях представляет интерес определить, какая численность лю­дей, участвующих в совместной деятельности, оказывается наибо­лее эффективной.

Нижний предел численности совместной взаимообусловленной деятельности определяется минимальной достаточностью лиц, необходимых при их максимальном усилии для получения конечно­го, положительного результата. Естественно, что увеличение чис­ленности облегчает достижение цели и снижает долю участия и затрату напряжения. Изменение усилия в этом случае пропорцио­нально числу участвующих в его обеспечении.

В свою очередь, при достижении положительного результата, его необходимо распределить между участниками для удовлетво­рения потребности, что и определяет верхний предел численности совместной взаимообусловленной деятельности, связанный с обес­печением допустимым минимумом в удовлетворении потребности за счет достигнутого результата. За этим пределом оказываются лишние участники.

Именно эти граничные условия и определяют численность лиц, осуществляющих совместную хозяйственную либо экономическую деятельность и в зависимости от конкретных условий быта форми­руют рода и племена, государства и их коалиции. Во всех случаях необходимость достижения цели и раздел достигнутого определя­ют верхнюю и нижнюю границы совместных отношений и форму поведения участников, осуществляющих совместную деятельность.

В пределах верхней и нижней границ численности совместной взаимообусловленной деятельности существует определенный оп­тимум организации такой деятельности. Диапазон между этими границами определяет резерв или устойчивость системы. На верх­нем пределе численности отмечается минимум затрат усилий и минимум получения результата. На нижнем пределе - максимум затраченных сил и максимум распределения. Но в обоих случаях это границы допустимого существования: в первом случае за счет недостатка пополнения своих возможностей, т.е. удовлетворения потребностей, а во втором за счет чрезмерной затраты усилий, ко­торые уже невозможно пополнить любым положительно достигну­тым результатом.

Исходя из того, что скорость достижения соответствующего эффекта пропорциональна числу участвующих в его обеспечении лиц, а частота наиболее характерного состояния такой системы отношений соответствует нормальному закону распределения, данный процесс может быть описан соответствующими уравне­ниями и представлен графически, что позволяет определить зоны различных состояний во взаимообусловленных отношениях. При­водимое описание и его графическое изображение является общим для любого уровня организации совместной деятельности (рис. 2). Частные особенности определяются только в коэффициентах, ко­торые влияют на скорость изменения кривизны и уровня асимпто­тического поведения функции. <

Во всех случаях объединения для совместной деятельности не­обходимо наличие потребности, которая и определяет прочность связи этого объединения.

Таким образом, во всех случаях, когда осуществляется совмест­ная деятельность по выполнению однородных форм поведения, возникают объективные условия, определяющие численность лиц, участвующих в такого рода процессе. Стремление уменьшить за­трату сил всегда ведет к привлечению дополнительного участия исполнителей. При достижении конечного результата в этих усло­виях определенная численность исполнителей может оказаться лишней, что приводит к необходимости избавления от них или экс­плуатации на уничтожение. Как форма организации совместной хозяйственной деятельности она получила свое развитие в рабо­владельческом строе.

Определяющим фактором достижения большего результата и уменьшения затраты сил явилась совместная хозяйственная дея­тельность. Одним из факторов повышения производительности этого рода деятельности является разделение функций между уча­стниками совместной, однородной деятельности, которая протека­ет более чем в одной функциональной среде. Все это в целом при­водит к необходимости общения для обмена ее результатами и возникновения языка, тем более богатого, чем сложней производ­ственная деятельность.

Следовательно, возникновение общего языка и производитель­ной культуры отношений является следствием совместной хозяй­ственной деятельности. Именно условия организации хозяйствен­но-экономических отношений порождают самобытность культуры, быта, языка - определяющих атрибутов этноса.

В антропологических исследованиях отмечается два сущест­венных скачка в эволюции социального развития человека. Факти­чески они связаны с резким расширением среды взаимообуслов­ленных отношений человека. Первый скачок связан с целенаправ­ленным использованием огня в жизнедеятельности и возникнове­нием дифференциации труда, а следовательно, и необходимостью появления членораздельной устной речи. Второй скачок в социаль­ном развитии связан с потребностью сохранения и передачи зна­ний в области производственной деятельности, и, как следствие, появлением письменной речи. Таким образом, культура, язык, общность правил совместной жизнедеятельности, территория, численность лиц, объединенных во взаимообусловленных хозяйст­венных отношениях, являются следствием уровня развития произ­водства, его возможностью обеспечения потребностей.

Эффективность хозяйственной деятельности порождала благо­приятные условия жизни, рост численности населения, рода, пле­мени. Однако различные колебания природных условий могли су­щественно изменить достаточность удовлетворения, резко снижая уровень жизнедеятельности. Засухи, неурожай, падеж скота приво­дили к тому, что в благополучной родовой или племенной структу­ре возникали лишние члены общины. Обострялась борьба за пере­распределение жизненных условий. Это приводило либо к поиску новых мест обитания всей общины, либо к разделу численности и уходу ее части, либо к вымиранию слабых.

Уход на новые территории приводил к столкновению интере­сов тех, кто уже находился на благоприятных территориях, и при­шельцев. В этих случаях возникало прямое столкновение сил и на­правлений интересов, и возможны следующие варианты отноше­ний: либо активное вытеснение конкурента, либо ассимиляция с ним. Во всех случаях все многообразие поведения можно отразить в системе активного и пассивного поведения, направленного на подчинение или подчиненность, при этом важен конечный резуль­тат выживания. Следовательно, конкретная деятельность опреде­ляла те средства, которые необходимы были для достижения цели. В зависимости от достигнутого результата они и формировали стереотип последующего поведения.

Такое многообразие форм поведения можно представить в упорядоченном виде в пространстве событий: «форма поведения -отношение к среде». Данное пространство можно представить как ортогональную систему двух дихотомических структур (рис.3).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.