КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть I 3 страница
Популяция - элементарная единица процесса эволюции, способная реагировать на изменения среды перестройкой своей структуры. Этнос - (ethnos - народ) по смыслу: принадлежность к какому-либо народу с его культурой. Этнос - исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация. Этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующих как система, которая противопоставляет себе другим подобным системам, исходя из подсознательного ощущения (комплементарности) взаимной симпатии и близости людей, определяющих деление на «своих» и «чужих». В этом определении под стереотипом поведения понимается специфические правила, стандарты поведения членов этнической системы, передаваемые потомству путем научения. Научение -наиболее низкая, предшествующая форма обучения, из чего следует, что если убрать историю и не передать ее следующему поколению, то этнос исчезает. В свою очередь в стереотип поведения входит понятие «этническая система» - сообщество людей, объединенных мироощущением и стереотипом поведения. Эти дополнения взаимно ссылаются друг на друга. Входящее в них понятие «мироощущение» - это фиксированное сознание отношения человека к идеальным ценностям и материальному миру. Этническая общность (этнос) - исторически сложившийся вид устойчивой социальной группировки людей, представленных племенем, народностью, нацией. Термин «этнос» близок к понятию «народ». Иногда им обозначают несколько народов (украинцы, поляки, белорусы, русские - этническая общность). Этногенез - процесс возникновения, развития и исчезновения этносов. Наряду с понятием этноса в ряде случаев появляются новые термины: «конвиксия» и «консорция». Конвиксия - группа людей с однохарактерным бытом и семейными связями; низший элемент в этнической иерархии. Консорция - группа людей, объединенных общей исторической судьбой, где под исторической судьбой следует понимать цепочку событий, казуально связанных их внутренней логикой - причинно-следственными связями между событиями, детерминирующими дальнейший ход самих событий. Нация - (natio - племя, народ) историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Возникает в период формирования капиталистических экономических связей, образования внутреннего рынка. Складывается из различных племен и народностей. Нация - определенный народ, связанный общностью самосознания и социальной структуры. Нация - общность по принадлежности к определенному государству. Нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика. Нация - исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры. Нация - народ, создавший себе зависящее от него правительство и имеющий в своем распоряжении территорию, границы, которые признаются другими государствами (народ, организованный в государство). Нации могут образовывать несколько народов или части разных народов. Данное определение наиболее расплывчатое и туманное, особенно в той части, где говорится о создании зависящего от него правительства. До настоящего времени ни один народ не имел зависящего от него правительства. Нация - исторически сложившаяся устойчивая общность языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. Нация, как и все исторические явления, подлежит закону изменения. В определении нации фигурирует понятие «страна», которое также имеет многозначное определение. Страна - местность, область, территория. Страна - территория, имеющая собственное государственное управление или управляется другим государством. Страна - крупная территория, выделенная по географическому положению и природным условиям в политическом и географическом отношении. Территория, имеющая определенные границы и государственный суверенитет или находящаяся под властью другого государства. Государство - структурная организация, обеспечивающая координацию и управление обобщенными функциями во взаимообусловленных совместных производственных отношениях. Государство - аппарат, обеспечивающий координационную деятельность господствующих интересов, связанных с организацией производства потребностей, способа их распределения и защиты распределенного от внутренних и внешних посягательств. В приведенных определениях фигурирует понятие «экономика». В данное понятие вкладывается следующий смысл. Экономика - (искусство ведения домашнего хозяйства) совокупность производственных отношений определенного общества, его экономический базис. Экономика - совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производственных сил общества, господствующий способ производства в обществе. Экономика - (домоводство) хозяйственный уклад, хозяйственный строй, хозяйственная жизнь общества, его производство и распределение. Одной из проблем этнопсихологии и перспективных направлений ее исследования является этноцентризм и его природа, что тесным образом связано с понятиями «раса» и «расизм», «национализм», «сепаратизм», «шовинизм», «фашизм». Раса - исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа, конституцией тела), обусловленных общностью происхождения и первоначального населения (выделяются европейская, монголоидная и негроидная), по цвету кожи - белая, черная, желтая, красная. Раса - одна из групп, на которую условно делят человечество в зависимости от наличия той или иной совокупности исторически сложившихся физических признаков (цвета кожи, особенности волосяного покрова, формы головы, пропорций тела). Стремление возродить этническую особенность, с одной стороны, ведет к стремлению освободиться от гнета и приобрести независимость, а с другой - к сепаратизму и признанию расового превосходства, что и определяет необходимость ознакомления с рядом терминов. Сепаратизм - стремление к разделению, обособлению и созданию собственного государства. Федерация - форма государственного устройства; союзное государство, состоящее из ряда государств или их образований, каждое из которых, наряду с общефедеральными, имеет собственные законодательные, исполнительные и, как правило, судовые органы. Федерация - союз обществ или организаций. Конфедерация - объединение, союз отдельных независимых государств или организаций, объединенных общими управляющими органами, создан для достижения определенных, в основном для внешнеполитических и военных, целей. Национализм - идеология национального превосходства (исключительности), национальные интересы ставятся превыше интересов социальных, классовых; провозглашение национальной нетерпимости, разжигание национальной вражды. Шовинизм - крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность. Фашизм - идеология воинствующего шовинизма и расизма. Нацизм - (нем. Nazismus, сокращенное от Nationalsozialsmus -национальный социализм) - название фашизма в гитлеровской Германии. Расизм - идеология превосходства одной расы над другой. Интернационализм - международная солидарность людей разных наций (рас), основанная на общности их интересов в стремлении к прогрессивному и справедливому развитию общества. Космополитизм - теория, которая проповедует безразличное отношение к отечеству и своему народу, отстаивающая необходимость замены национального гражданства мировым. Разновидность приведенной терминологии и ее неоднозначность объясняется тем, что в основу этих понятий входит определенная совокупность признаков, которая присутствует в каждом из них в различной степени проявления. В свою очередь при определении каждого из используемых понятий могут выделяться в большей или меньшей степени какой-либо признак или их сочетание, что и приводит к различным их формулировкам. Для более четкой связи этих понятий и установления их отношений целесообразно в табличной форме указать набор признаков и меру присутствия каждого из них в соответствующем понятии. Приведенные термины, составляющие базовые понятия в этнопсихологии, характеризуются общностью набора признаков, но значимость каждого из них в определении понятия различна. Следовательно, возникает необходимость введения определенного масштаба измерения каждого из признаков и последующего сопоставления их в каждом из понятий. В силу того, что рассматривается 10 последовательно усложняющихся понятий, введем 10-балльную оценку. Данная мера введена произвольно и не имеет какого-либо теоретического обоснования. Практически для каждой характеристики признака может быть введена своя мера. Следует сделать замечание по содержанию и порядку расположения самих терминов. В этом отношении последовательность размещения определена тем, что в источниках литературы по этнопсихологии предлагается такое усложнение понятий, вытекающих одно из другого. Однако единого подхода в понимании этих терминов нет. Часто понятие «этнос» охватывает понятия от «рода» до «нации». В отдельных случаях говорят об этнических особенностях расы.
Подобного рода свободная трактовка базовых понятий создает существенные трудности в понимании и возможном разрешении задач этнопсихологии. Наличие такой степени свободы в используемых определениях создает высокую толерантность пространства рассматриваемых событий. В свою очередь степень толерантности определяет сложность разрешимости стоящей задачи. Отсюда как следствие вытекает невозможность обоснования основных положений и трактовок этнопсихологии, если не будет введена конкретная мера каждого признака, входящего в используемые термины. Исходя из этого положения, в дальнейшем при изложении материала будем исходить из установленного порядка вытекающих друг из друга понятий с учетом долевой значимости каждого признака, входящего в их определение. Наиболее полное описание из приведенных понятий имеет семья. Именно семья явилась предметом научного изыскания Л.Г.Моргана, Ф.Энгельса, В.А. Ковалевой, Сукарна, А.Бебеля. Возникновение семьи в понимании сегодняшнего дня прошло длинный и сложный путь, в котором, определяющим фактором лежали экономические отношения и возникновение прежде всего частной собственности. Семья как понятие в истории развития общества стоит позже, чем род. Однако род можно представить как большую семью, не имеющую каких-либо ограничений в половых связях, ни возрастных, ни родственных. В приведенной таблице понятие «семья» стоит на первом месте, так как это более мелкое дробление совместной связи индивидов по приведенным признакам. Следует также отметить, что между каждым из последующих понятий также нельзя провести грань с четким указанием, где кончается одно понятие и начинается другое. Такое положение вытекает прежде всего из принципа мультипликативного обеспечения конечного результата (в данном случае используемого понятия), так как оно во всех многофункциональных системах выступает критерием подобия в равновозможном сочетании входящих в них признаков. Вопросы для самоконтроля 1.Чем определяется понятие «род»? 2.Что лежит в определении понятия «семья» и какие виды семьи существуют? 3.Что вкладывается в понятие «племя»? 4.Что вкладывается в понятия «народность», «народ», «население»? 5.Что вкладывается в понятие «популяция»? 6.«Этнос» - базовое понятие этнопсихологии, его смысловое значение. 7.Содержание понятий «этногенез», «консорция», «конвиксия». 8.Определение понятия «нация». 9.Определение понятий «страна», «государство». 10.Определение понятия «раса». 11.В чем суть понятий: «сепаратизм», «федерация», «национализм», «шовинизм», «фашизм», «нацизм», «расизм», «интернационализм»? 12.В какой взаимообусловленности находятся базовые понятия этнопсихологии?
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИИ ЭТНОСА Этнографические сравнения и исследования, которые проводились с глубокой древности, показали существенную разницу в быте, хозяйственном укладе, культуре различных народов. Первыми источниками таких сведений явились торговые отношения, путешествия, а затем целенаправленные этнографические исследования. Пытаясь объяснить столь различные условия быта, первые теоретические обоснования исходили из природно-географических и климатических условий существования различных народов. Такое заключение вытекало, прежде всего, из очевидности этого различия. Естественно, климатогеографические и природные условия существенно влияют на конституциональную особенность телосложения, обмен веществ и функционально-адаптивные механизмы приспособления к конкретной среде существования. Отсутствие таких знаний вплоть до середины XX в. приводило к многим ошибочным теориям в антропологии и этнопсихологии, а в решении практических задач стоило большого числа потерянных жизней в результате несоответствия индивидуальных особенностей адаптивных процессов и климатогеографических условий среды при переселениях на новые места обитания. Первыми работами в этом направлении можно считать наблюдения харьковского паталогоанатома, профессора Государственного университета Крылова (1900), обратившего внимание на различные конституциональные особенности строения тела и причины ненасильственной смерти или тяжелых заболеваний. Научное обоснование этим явлениям дал врач-эндокринолог, профессор Ленинградского университета М.Я. Брейтман еще в 1924 г. и 1949 г. в своей работе «Дифференциальная диагностика и семиотика эндокринных заболеваний. Однако до появления научных исследований по индивидуальной норме, которые проводились в 1965-1975гг. в различных странах, многие вопросы этнографических и антропологических исследований остались нерешенными. Работы, проводимые В.П. Казначеевым в Сибирском отделении АН СССР, показали исключительно большую разницу в характеристиках критериев оценки нормы здорового человека, которая действует на европейской части СССР и соответствует нормам ВОЗ, и аборигенов азиатского севера. Установленная разница оказалась столь разительной, что стало очевидным несоответствие использованных среднестатистических клинических норм европейской части страны в азиатской. Например, уровень в норме сахара в крови североазиатского аборигена соответствует гипогликамиче-ской коме у европейца. Аналогичные положения установлены по отношению содержания витаминов и других констант. За работами Казначеева появляются исследования Хирата в Японии, Хит-Картера в Америке, де Кура-Думики в Европе, но все они только повторяют открытие, сделанное Крыловым и Брейтманом еще в первой половине века за 50 лет до окончательного установления факта биологической различимости жителей планеты, которые находятся в специфических климатосредовых условиях. Данные исследования дали теоретическое обоснование выводов первых работ в этнографических исследованиях, где ведущее место в наблюдаемых различиях отводилось географическим особенностям окружающей природы, климату и другими физическим факторам среды. Полученные выводы по изучению «нормы» физической оценки имеют исключительно важную роль в правильной оценке понятия лучшей нации или расы. Фактически, это абсурдное заключение, которое игнорирует один из принципов самоорганизации, а именно «единство среды и объекта существования». Лучшее - это то, что имеет соответствующую адаптивную форму поведения. Перемещение больших трудовых масс населения, контингента вооруженных сил вызвало у некоторых из них специфические нарушения в состоянии здоровья. Эта проблема возникла и при обучении студентов-иностранцев, прибывающих на учебу в Москву из самых различных районов мира. Проводимые в этом направлении исследования показали, что каждый индивид имеет определенные возможности по скорости адаптации к новым условиям и степени адаптации. Для конкретного региона эта характеристика имеет среднестатистические показатели, которые и отражают биологические особенности лиц, проживающих в нем. Этот факт везде играл существенную роль при миграции населения. Лица, не соответствующие по своим адаптивным возможностям к жизни в новом регионе, либо покидают его, либо погибают. Следовательно, природные факторы среды оказывают существенную роль в особенности биологического развития коренного населения, проживающего на конкретной территории планеты. Эти различия состоят в особенностях конституции тела, устойчивости организма к специфическим условиям среды пребывания, но не в принципах биологической организации вида. Говоря об особенностях национального или этнического темперамента, можно утверждать определенные различия последнего по скорости протекания нервных процессов, их иррадиации и концентрации, подвижности, но нет никаких оснований считать, что климатические условия влияют на интеллектуальное развитие. Природные условия существенно влияли и влияют на форму хозяйственной деятельности, а следовательно, и на взаимообусловленную организацию отношений в сообществе, отношений с соседями, культуру производства, норму морали, охраны границ и пр. Однако- эта категория социальной организации сообщества подчиняется строго объективным законам и является независимой от биологических особенностей характеристикой эволюции общественного развития. Особенности социальной организации сообщества, будь это род, племя или некая нация, могут существенно отличаться и иметь тупиковое развитие в конкретных условиях отношений с соответствующим социальным общением с другими соседями. В зависимости от существующих потребностей и возможности их разрешения определяются формы отношений. Важным положением, которое следует отметить, является необходимость строгого учета при оценке и характеристике этнопсихологических особенностей развития того факта, что все процессы необходимо рассматривать и представлять в поле социально-психологических характеристик, не выделяя какую-либо из них как определяющую. Каждая из них является независимой координатой в поле событий, определяющих жизнедеятельность этноса (рис. I)1. Ось «биологические факторы» определяет допустимый диапазон колебаний последних, в пределе которых возможна жизнедеятельность сообщества. Это так называемая экологическая ниша. Ось «социальные факторы» определяет допустимый диапазон изменений взаимообусловленньк отношений двух сторон, где под стороной можно понимать отдельное лицо, группу лиц, социальные слои, классы или целые государства и их коалиции. Нахождение в любом месте данного поля системообразующих отношений определяет перспективность развития сообщества или его исчезновение за счет ассимиляции в другое сообщество либо гибель в конкурентной борьбе. Стремление сохранить социальную устойчивость приводит к организации соответствующих форм отношений, взаимопонимания и взаимозависимости. В этом плане и следует рассматривать качественные характеристики системы взаимодействия этнопсихологических особенностей людей. Вопросы для самоконтроля 1.Влияние климатогеографических условий на этнические особенности развития. 2.Значение биологических и социальных факторов среды в формировании этноса. 3.Влияние индивидуальных норм адаптации на миграцию. 4.Соотношение биологических и социальных факторов в организации жизнедеятельности этноса. 5.Отечественные ученые, вскрывшие роль индивидуальных факторов развития, которые влияют на отдаленность миграции.
ПРИРОДА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОСА Завышенная значимость отдельных компонентов, входящих в определение понятия «этнос», приводит к неверным заключениям о сущности самого термина. Именно это положение и создает большие трудности в обосновании причин, которые вызывают необходимость людей в совместной жизнедеятельности и порождают этнические образования. Поведение человека формируют потребности. В зависимости от их разрешимости в конкретной среде пребывания находится та ниша, в которой наблюдается наибольшее удовлетворение. Благоприятные места приводят к скоплению, что в свою очередь вызывает необходимость общения. Форма и содержание такого общения полностью зависят от тех потребностей, которые возникают в этой природной и социальной среде. Конкретные формы общения возникают при дифференцировании деятельности и необходимости обмена ее результатами. Таким образом, можно говорить об определенной схеме протекания этого процесса, которая сводится к следующему; потребность влечет необходимость ее разрешения, степень разрешимости определяет удовлетворенность; наиболее высокая удовлетворенность в конкретной природной и социальной среде определяет поиск устойчивой ниши; благоприятные условия приводят к увеличению численности и в зависимости от возросшей потребности к конкуренции, которая в свою очередь порождает новые формы отношений, либо к вытеснению определенной численности, либо к увеличению пространства ниши. При удовлетворении потребностей возникают условия необходимости объединения совместных усилий. Это могут быть защита от неблагоприятных воздействий, совместное достижение цели, которая не под силу одному или небольшой группе людей. Во всех случаях представляет интерес определить, какая численность людей, участвующих в совместной деятельности, оказывается наиболее эффективной. Нижний предел численности совместной взаимообусловленной деятельности определяется минимальной достаточностью лиц, необходимых при их максимальном усилии для получения конечного, положительного результата. Естественно, что увеличение численности облегчает достижение цели и снижает долю участия и затрату напряжения. Изменение усилия в этом случае пропорционально числу участвующих в его обеспечении. В свою очередь, при достижении положительного результата, его необходимо распределить между участниками для удовлетворения потребности, что и определяет верхний предел численности совместной взаимообусловленной деятельности, связанный с обеспечением допустимым минимумом в удовлетворении потребности за счет достигнутого результата. За этим пределом оказываются лишние участники. Именно эти граничные условия и определяют численность лиц, осуществляющих совместную хозяйственную либо экономическую деятельность и в зависимости от конкретных условий быта формируют рода и племена, государства и их коалиции. Во всех случаях необходимость достижения цели и раздел достигнутого определяют верхнюю и нижнюю границы совместных отношений и форму поведения участников, осуществляющих совместную деятельность. В пределах верхней и нижней границ численности совместной взаимообусловленной деятельности существует определенный оптимум организации такой деятельности. Диапазон между этими границами определяет резерв или устойчивость системы. На верхнем пределе численности отмечается минимум затрат усилий и минимум получения результата. На нижнем пределе - максимум затраченных сил и максимум распределения. Но в обоих случаях это границы допустимого существования: в первом случае за счет недостатка пополнения своих возможностей, т.е. удовлетворения потребностей, а во втором за счет чрезмерной затраты усилий, которые уже невозможно пополнить любым положительно достигнутым результатом. Исходя из того, что скорость достижения соответствующего эффекта пропорциональна числу участвующих в его обеспечении лиц, а частота наиболее характерного состояния такой системы отношений соответствует нормальному закону распределения, данный процесс может быть описан соответствующими уравнениями и представлен графически, что позволяет определить зоны различных состояний во взаимообусловленных отношениях. Приводимое описание и его графическое изображение является общим для любого уровня организации совместной деятельности (рис. 2). Частные особенности определяются только в коэффициентах, которые влияют на скорость изменения кривизны и уровня асимптотического поведения функции. < Во всех случаях объединения для совместной деятельности необходимо наличие потребности, которая и определяет прочность связи этого объединения. Таким образом, во всех случаях, когда осуществляется совместная деятельность по выполнению однородных форм поведения, возникают объективные условия, определяющие численность лиц, участвующих в такого рода процессе. Стремление уменьшить затрату сил всегда ведет к привлечению дополнительного участия исполнителей. При достижении конечного результата в этих условиях определенная численность исполнителей может оказаться лишней, что приводит к необходимости избавления от них или эксплуатации на уничтожение. Как форма организации совместной хозяйственной деятельности она получила свое развитие в рабовладельческом строе. Определяющим фактором достижения большего результата и уменьшения затраты сил явилась совместная хозяйственная деятельность. Одним из факторов повышения производительности этого рода деятельности является разделение функций между участниками совместной, однородной деятельности, которая протекает более чем в одной функциональной среде. Все это в целом приводит к необходимости общения для обмена ее результатами и возникновения языка, тем более богатого, чем сложней производственная деятельность. Следовательно, возникновение общего языка и производительной культуры отношений является следствием совместной хозяйственной деятельности. Именно условия организации хозяйственно-экономических отношений порождают самобытность культуры, быта, языка - определяющих атрибутов этноса. В антропологических исследованиях отмечается два существенных скачка в эволюции социального развития человека. Фактически они связаны с резким расширением среды взаимообусловленных отношений человека. Первый скачок связан с целенаправленным использованием огня в жизнедеятельности и возникновением дифференциации труда, а следовательно, и необходимостью появления членораздельной устной речи. Второй скачок в социальном развитии связан с потребностью сохранения и передачи знаний в области производственной деятельности, и, как следствие, появлением письменной речи. Таким образом, культура, язык, общность правил совместной жизнедеятельности, территория, численность лиц, объединенных во взаимообусловленных хозяйственных отношениях, являются следствием уровня развития производства, его возможностью обеспечения потребностей. Эффективность хозяйственной деятельности порождала благоприятные условия жизни, рост численности населения, рода, племени. Однако различные колебания природных условий могли существенно изменить достаточность удовлетворения, резко снижая уровень жизнедеятельности. Засухи, неурожай, падеж скота приводили к тому, что в благополучной родовой или племенной структуре возникали лишние члены общины. Обострялась борьба за перераспределение жизненных условий. Это приводило либо к поиску новых мест обитания всей общины, либо к разделу численности и уходу ее части, либо к вымиранию слабых. Уход на новые территории приводил к столкновению интересов тех, кто уже находился на благоприятных территориях, и пришельцев. В этих случаях возникало прямое столкновение сил и направлений интересов, и возможны следующие варианты отношений: либо активное вытеснение конкурента, либо ассимиляция с ним. Во всех случаях все многообразие поведения можно отразить в системе активного и пассивного поведения, направленного на подчинение или подчиненность, при этом важен конечный результат выживания. Следовательно, конкретная деятельность определяла те средства, которые необходимы были для достижения цели. В зависимости от достигнутого результата они и формировали стереотип последующего поведения. Такое многообразие форм поведения можно представить в упорядоченном виде в пространстве событий: «форма поведения -отношение к среде». Данное пространство можно представить как ортогональную систему двух дихотомических структур (рис.3).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |