КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть I 4 страница
Первая зона соответствует ассимиляции, когда пассивная форма проникновения в среду, уступая ее требованиям, постепенно приводит ее к трансформации и изменению в сторону ассимилирующей стороны. Это особенно ярко наблюдается в изменениях различных форм культур. Вторая зона определяет насильственное изменение условий среды, характеризуется авторитарностью поведения и установлением своего господства. В общей психологии такая форма поведения получила название маскулинной. Третья зона соответствует ассимиляции в среде, когда активное наступление сопровождается подчинением среде и активным участием в удовлетворении потребностей и новой формой жизнедеятельности. Четвертая зона связана с ассимиляцией, когда пассивное проникновение в среду приводит к утрате своей специфичности и полной ассимиляции со средой и подчинению ей. Происходит поглощение одной стороны другой. В общей психологии такая форма поведения носит название феминной. Пятая зона соответствует форме отношений, которой характерно присутствие всего многообразия отношений и возникновение среднего, впитавшего в себя все разновидности поведения, характерного для сталкивающихся сторон. Следовательно, вне зависимости от конкретного уровня развития этноса, его особенностей и места происхождения, контактов конечный результат определяется целью осуществляемых действий и используемыми средствами ее достижения. Такой подход в описании результата действия позволяет выделить общие положения построения поведения и его классификации вне зависимости от уровня развития сталкивающихся сторон. В основе классификации такого подхода лежит цель действий и средства. Цель имеет два варианта конечного проявления: или нанести вред или принести пользу, если это касается средств, то они могут быть доброжелательными или насильственными. Таким образом, полное поле событий можно представить в виде системы координат, где одна ось - это цель действий, другая - средство, третья - результат. Каждая из осей представляет дихотомическую структуру. Результат определяет преемственность использования выбранной формы поведения. Общая картина упорядоченной формы поведения представлена на рис. 4. Такое представление форм поведения может быть описано с учетом осознанного и неосознанного поведения, а также в описании направленности результатов действия по отношению к себе либо к другой стороне. Первая зона соответствует альтруистической, миролюбивой форме построения отношений, возникающих в добрососедском взаимодействии двух сторон. Наиболее яркое ее проявление достигается в точке А. Вторая зона может характеризоваться как доброжелательная форма поведения, но с авторитарной формой принуждения одной из сторон, вступившей во взаимоотношения. Форма такого поведения соответствует точке В. Третья зона характерна как агрессивная форма поведения, когда насильственная форма действий целенаправленно ставит задачу нанести вред противной стороне. Наиболее яркое ее проявление достигается в точке С. Четвертая зона охватывает форму поведения, которую можно характеризовать как коварство, злорадство, когда целенаправленно делается зло через доброжелательную форму поведения. Предельная форма такого поведения соответствует точке D. Выделенная пятая форма поведения включает равномерно все четыре формы с неярким выражением их проявления. На рис.4Б, добавляется третья координата - результат. При использования той или другой формы поведения достигается конкретное выражение результата, что и закрепляет ее как стереотипную в случае успеха. Какой бы сложной и многообразной формой отношений не характеризовалась та или другая текущая ситуация, она всегда связана с соотношением сталкивающихся сил и направленностью их отношений. Силы могут быть равны или превосходить одна другую, а направленность их совпадать или быть разной. Именно такое представление характерных особенностей складывающихся отношений без указания о конкретном содержании понятия сил, которые могут быть интеллектуальными, физическими, экономическими или их интеграцией, и направленности их действия позволяет описать динамику построения структуры отношений двух сторон, что представлено на рис. 5. Первый квадрат соответствует условиям, когда встречаются разные силы и разное их направление. В этих условиях в зависимости от превосходства одной силы над другой происходит принудительное поведение в форме диктата, что в конечном счете определяет и формирует господствующую структуру отношений, одной стороны над другой либо сильной над слабой. Предельная форма такого поведения соответствует точке А. Второй квадрат является следствием первого, и при сформировавшемся однонаправленном действии разных сил проявляется поведение командного характера, определяющее необходимость конкретной деятельности. Результатом такого рода отношений является постепенное выравнивание сил, однонаправленных в своей деятельности сторон и переход к состоянию отношения равных сил и однонаправленности их действия. Наиболее яркая форма командных отношений наблюдается в точке В. В данной четверти происходит развитие формы поведения, заложенной в первой четверти. Третья четверть характерна как поведение равных по силе сторон с однонаправленными интересами. Наиболее яркое проявление этой формы отношений соответствует точке С. В данной форме отношений формируется независимость каждой из сторон в силу полного доверия, что в конечном счете приводит к разнонаправленное™ выбора стратегии поведения и может характеризоваться как стадия созревания, влекущая разобщение и последующее рассеивание. Естественно, разная направленность приводит к анархическому поведению. Четвертая четверть характерна как раз тем, что начинают противодействовать равные по силе, но разные по направлению процессотношения. Разнонаправленность в достижении цели равных сил приводит к тому, что какое-либо из направлений оказывается более успешным, чем остальные и именно в нем зарождается будущая доминирующая структура отношений. Наиболее яркое проявление этого поведения наблюдается в точке D. В пятой зоне проявляются все формы отношения сторон, в такой же цикличности своей смены. Если учесть, что направленность и соотношение сил имеют два варианта проявления относительно равенства их значения, то схему рисунка А можно развернуть как сложенную вчетверо, где центром является точка равных отношений - демократия. В таком случае цикл перехода от одной фазы развития отношений к другой будет иметь сложную форму вблизи точки «демократия». Если он приближается к точке «демократия» достаточно близко, то возможен любой из трех остальных вариантов развития событий. Графически данную систему представить сложно, однако ее решение в компьютерном варианте дает возможность наблюдать ход траектории событий, исходя из условий конкурентных отношений двух сторон От того, в какой квадрат перейдет процесс, зависит соотношение сил и их направленность в переходной период зарождения (рис. 5.) Всевозможные формы таких отношений имеют только девять разновидностей, которые могут быть описаны дифференциальными уравнениями, представленными в табл.2. В приведенной таблице под N', и N'2 понимается численность взаимодействующих единиц с каждой из сторон, но при необходимости под N можно понимать дискретное выражение величины сил каждой из взаимодействующих сторон. Коэффициенты отражают некоторое текущее состояние и в модельных построениях могут выступать как медленно меняющиеся параметры, знаки выражают направленность взаимоотношений сторон. Как видно из таблицы, для математического описания достаточно выделить шесть из девяти форм описания отношений, так как три из них симметричны относительно друг друга. Упорядоченное пространство событий, в котором протекает та или иная из девяти форм поведения, представлено на рис. 6. В зависимости от отдаленности от точки 0;0, соответствующей равновесному состоянию, определяются постоянные коэффициенты как координаты плоскости. Каждая из осей координат отражает состояние активности и направленность интересов сторон. По вертикали может быть принята для определенности ось N1, а по горизонтали - ось N2. Размерность активности изменяется для каждой из сторон от -1 до +1 как максимальной формы проявления направленности выражаемых интересов. Диагональ, соединяющая вершины (—); (++), отражает переход от диаметрально противоположных интересов, а диагональ (-+);(+-)- зеркально распределенные. Практически, какое бы многообразие отношений двух сторон в их взаимообусловленных отношениях не наблюдалось в конкретно выраженных социально-средовых проявлениях, все они могут быть сведены к аналитическому отражению, не выходящему за пределы представленного описания, что при использовании соответствующих программ позволяет прогнозировать ход развивающихся событий. Прогнозировать, но не изменять в глобальном плане их развития, так как их движущим фактором является опосредованный результат функциональных отношений, который и выступает как внутренний фактор развития системы отношений.
Таблица 2 Стремление достичь что-либо, необходимое для конкретной совокупности лиц, численность которых определяется ранее указанным положением о верхнем пределе взаимообусловленных участников совместной деятельности, отражает увеличение силы. Но следующий этап, этап распределения достигнутого, формирует другую тенденцию - конкуренцию за перераспределение результата, что является обратным процессом и ведет к разобщению интересов. Направленность интересов может быть представлена в трехмерном пространстве событий. Фактически в самой структуре взаимообусловленных действий заложено противоречие, что и определяет периодичность проявления общности и различий направленности совместных усилий. Так как в любом случае перехода от одного крайнего состояния к другому необходимо пройти через точку равновесия, то любая общность имеет три возможных узловых состояния, которые можно определить как отрицательное (-), положительное (+) и нейтральное (0). Естественно, необходимо говорить о переходных состояниях с долей присутствия положительного и отрицательного компонентов. Такое положение указывает, что какую бы общность не приходилось рассматривать, она является неоднородной структурой, поэтому, говоря об этносе, нельзя утверждать о единстве его культуры, интересов, взглядов на его представительство, политических и классовых убеждений. Во всех случаях совместные усилия позволяют достичь результата с меньшими затратами для каждого из участников и диктуются возникшей общей потребностью. По мере ее достижения следует этап удовлетворения потребностей, который приводит к разделу достигнутого. Это этап разобщения, конкуренции, и только последующая потребность диктует соответствующую справедливость в распределении достигнутого, порождая цикл «запрос - удовлетворение». Практически он может повторяться неограниченное число раз. Численность участвующих в этом процессе определяется условиями достаточности как в достижении, так и в удовлетворении (сформулированные ранее положения). Аналитически этот процесс описывается моделью «Вольтерра-Лотки», которая известна как модель отношений «хищник-жертва», «паразит-хозяин», «зайцы-волки», «запрос-удовлетворение». Во всех рассмотренных случаях совместной взаимообусловленной деятельности не указывается численность участников. Практически их может быть от двух лиц как минимально возможного предела совместных отношений до неограниченного верхнего предела. Последний определяется сложностью взаимообусловленной деятельности и ее производительностью, следовательно, главным фактором взаимообусловленных совместных отношений выступает хозяйственная деятельность, все остальные составляющие являются ее производными. Чем сложнее и многостороннее хозяйственная деятельность и выше ее производительность, тем больше лиц, или в данном случае народа, может быть объединено ею. Территория, на которой она осуществляется, должна находиться под единой юрисдикцией. Высокая производительность не определяет столь же высокого уровня удовлетворенности, особенно если вся структура достигла верхнего предела допустимой численности, когда достигается предельный уровень минимума удовлетворенности. Такой фактор, как кровное родство, практически утрачивает свою значимость вообще. Язык как необходимый фактор общения не является обязательным для всей общности, так как «многонациональное» или разноязыко-вое объединение людей может находить общие интересы через посредников, выполняя свою функцию в более ограниченном объединении, но это не обязательно должен быть этнос. Практически в таких категориях, как страна, нация, государство, раса единый язык не является определяющим фактором объединения, о чем свидетельствуют крупные страны, империи, государства. Общность культуры как производная хозяйственной деятельности столь же многообразна, как многообразна структура хозяйственной деятельности, и, имея духовную и материальную стороны, последняя будет, естественно, отличаться в зависимости от уровня научно-технического развития производственной деятельности. Можно говорить о более высокой культуре тех народов, которые достигли более высокого уровня научно-технического прогресса в результате развития своей хозяйственной деятельности. Но это не дает основания говорить о тупиковых развитиях тех или иных этнических образований как биологических ветвей человеческого рода. Таким образом, именно совместная хозяйственная деятельность является определяющим фактором взаимообусловленных отношений. Стремление сохранить постоянный уровень удовлетворения при благоприятных условиях протекания этой деятельности ведет к увеличению верхнего предела участвующих в ней и увеличению территории, что может привести к столкновению интересов, если эти территории уже освоены. В свою очередь при неблагоприятных условиях ведения совместной хозяйственной деятельности должен снижаться верхний предел численности, а это ведет к появлению лишних людей, не имеющих возможности удовлетворить свои потребности. И в первом, к во втором случае возникает конфликт, который разрешается в форме, зависящей от состояния сталкивающихся сил и их направленности. Первая причина конфликта имеет «внешнего врага», который снижает жизненный уровень или не дает его улучшить за счет себя. В этом случае можно говорить о единстве общих интересов нации или государства, страны, народа, этноса, племени. Возникает потребность в объединяющей идеологии, культуре языка. Во втором случае при недостатке в распределении и появлении лишних людей возникают внутренние противоречия между социальными слоями, классами, отдельными группами. Формируется внутренний социальный конфликт, который, приобретая политическую окраску, направлен на справедливость распределения общественного продукта. Это вносит разобщение культур, идеологии внутри структурной организации взаимообусловленных производственных отношений и стремление восстановить равенство в правах и обязанностях. На первом этапе формирования социального протеста возникает скрытая форма недовольства, которая порождает латентную нелегальную форму поведения, ведущую непременно к формированию нарастающей потенциальной силы противодействия. Достигая определенной величины, эта сила выступает как реальная оппозиция, которая переходит от призывов и переговоров к открытой физической борьбе за свои права. Схема последовательности такого поведения приводилась ранее. Следовательно, структурная организация общности, объединенной совместной хозяйственной деятельностью, подчиняется объективным законам развития самоорганизующихся систем и имеет в своей основе наличие взаимопротивоположных сил, которые определяют ее жизнеспособность. Именно отношение этих характеристик и лежит в оценке качественного различия этнических образований. Вопросы для самоконтроля 1.Что определяет необходимость совместной жизнедеятельности? 2.Какие условия определяют численность лиц во взаимообусловленных отношениях? 3.Роль хозяйственно-экономической деятельности в формировании этноса. 4.Причины социальных скачков в развитии этнических сообществ. 5.Возможные формы поведения при сталкивании общих потребностей различных взаимообусловленных групп. 6.Основные характеристики причин, лежащих в основе классификации и форм организации межэтнических отношений. 7.Формы межэтнических отношений в зависимости от соотношения их сил и направленности интересов. 8.Виды и характеристики этнических взаимоотношений. 9.Характеристики жизнедеятельности этноса, которые определяют их качественное развитие как социокультурного образования.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ В характеристике этноса широко используют такие понятия, как воля народа, его память, мышление, психический склад, характер, чувства народа, сознание. В подавляющем большинстве случаев используемые характеристики имеют крайне неопределенное значение. Понятие «психический склад» в различных источниках литературы интерпретируется совершенно по-разному с большой неопределенностью в содержании, аналогичное положение наблюдается и в использовании других терминов. Причина подобного результата заключается прежде всего в том, что осуществляется прямой перенос психологических характеристик на сообщество, которое представляется как единое целое, а этнос рассматривается как однажды сложившаяся неизменяемая общность. Общности народов тесно переплетаются с этническими образованиями, которые возникают и исчезают, ассимилируя друг в друга или вытесняя более слабых, подчиняя или уничтожая их полностью. Следовательно, этнические факторы необходимо рассматривать в системе общественных отношений, и прежде всего экономических или хозяйственных, которые порождают соответствующие им политические, правовые, этические, культурные и другие формы отношений. В процессе удовлетворения своих потребностей возникает необходимость общения, в котором и формируются отношения. Общественные отношения групповой деятельности людей развиваются по объективным законам, которые и детерминируют формирование этнических образований и социальное поведение отдельной личности, являющейся членом той или иной этнической общности. Факт этнической или национальной принадлежности, как высоко значимый на первом этапе общения, отступает на второй план в сравнении с факторами группового воздействия, среди которых определяющими является цель группового взаимодействия, характер совместной деятельности, результативность взаимодействия. Это порождает своеобразное пространство событий «цель -действие - результат», которое и определяет форму совместных отношений объединенных усилий взаимодействующих сторон. Каждый человек попадает в исторически сформированные отношения людей к природе и друг к другу, формируясь как личность в этом окружении. Исторический процесс порождает множество различных форм межэтнического общения, которые опосредованно связаны между собой, и в этом процессе в качестве субъектов выступают только индивиды, воспроизводящие свои отношения, определяемые сложившимися формами совместной деятельности. В работах К.Маркса и Ф.Енгельса отмечается, что с появлением универсального развития производственных сил устанавливается универсальное общение среди людей. Существующие этнические формы отношений и так называемый «психический склад» являются чисто историческим продуктом развивающейся совместной хозяйственной деятельности. Любой этнос и нация, лишенные своей истории, утрачивают свой «психический склад» и другие атрибуты своего существования. Следовательно, любая общность людей, занятая совместной хозяйственной деятельностью, которая протекает в сходных условиях исторического развития, вне зависимости от места нахождения во времени и пространстве, приобретает характерные черты взаимообусловленных отношений, сладывающихся этой формой деятельности. В антропологических исследованиях говорится о конвергенции и дивергенции развития общности, что еще раз утверждает положение единства среды и объекта существования и изоморфизма действия общих принципов самоорганизации. Одинаковые условия среды всегда порождают адекватные условия соответствующих адаптивных форм поведения и наоборот, разнонаправленные изменения среды приведут в конечном счете к различным, вплоть до противоположных, адаптивных стереотипов поведения. Если вернуться к понятию «психический склад», то в него, как правило, вкладываются наиболее устойчивые черты психологии людей, сложившиеся на основе длительной истории развития того или иного народа. Психический склад часто отождествляется с понятием характера, который трактуется как система свойств, чаще всего проявляющихся в многочисленной группе людей, нации или народности. В ряде случаев считается, что характер является более узким понятием, чем психический склад и понимается как совокупность всех устойчивых свойств психики. Можно дать более четкое определение характера, рассматривая его как совокупность стереотипных форм поведения, наиболее часто встречающихся во взаимообусловленных отношениях совместной жизнедеятельности. Данное определение носит статистическую основу и не может четко установить перечень стереотипов поведения, давая его среднее значение и вариативность в сигмальном отклонении от среднего или наиболее характерного. Следовательно, как «психический склад», так и «характер народа» являются некоторым диапазоном устоявшихся форм поведения, который у каждого народа имеет свой размах вариативности и местонахождения в поле социально-биологического пространства существования. Путаница в понятиях «психический склад» и «характер народа» возникает из-за смешивания общего, особенного и единичного, неопределенности самих терминов и слабо разработанных теоретических положений проблемы психического склада нации и его структуры. Сущность многих ошибок и непонимания содержания этих терминов заключается прежде всего в том, что многие авторы пытаются вывести их определение либо только на базе социального, либо на базе психологического, не учитывая при этом, что реальные процессы протекают в двумерном поле событий, где каждая из характеристик выступает как независимая координата этого пространства. Пытаясь детализировать термин «этнический характер», в него стараются вложить биологическую сущность темперамента как особенности протекания психических процессов в поведении человека. В отдельных случаях характер связывают с эмоциональными проявлениями народа, но эмоциональное проявление - это состояние, отражающее отношение к текущему процессу, а не стереотип наиболее часто встречающихся форм поведения. В иных случаях в характер вкладывается различие социальных установок, ценностных ориентации, морали, отношения к труду и т.д. Именно такой подход наиболее близок к истине, так как стереотипы этих характеров имеют устойчивое отношение с формой совместной хозяйственной деятельности и являются характерными в ее организации, и, естественно, в поведении тех, кто связан с ее обеспечением. Ошибочны положения о врожденности характера народа и передаче его по наследству. Социальная среда в стабильности своего проявления определяет формирование личности, а проявление сформированных стереотипов может быть вариативным в зависимости от темперамента индивида. Перенося этот термин на все сообщество, следует понимать более конкретно содержание определяющих характеристик этого понятия. В этом случае необходимо говорить о процессе активности масс, связанной с положительным и отрицательным отношением к происходящему, скорости развития, силе, соотношении положительного и отрицательного, степени распространения этого отношения среди масс и локализации убеждений в отдельных ее образованиях. Такое представление темперамента народа имеет общее с темпераментом личности только в природе построения пространства отражения протекающих процессов, но это не дает основания переносить понятие темперамента из области физиологических процессов в область социальных. Говоря о национальном темпераменте, необходимо иметь в виду активность масс, их общее развитие, их отношение к происходящему. Управление этими процессами в известной мере осуществляется идеологической формой воздействия, с одной стороны, и принудительной, с другой. Это в известной мере соответствует принципам управления и биологической природой темперамента личности, но в данном случае можно говорить об изоморфизме общих принципов организации сложных систем. Оценивая национальный темперамент, необходимо говорить о превалировании той или иной характеристики, которая обеспечивает устойчивое состояние общности и среды ее развития, а именно скорости распространения активности в массах, степени ее иррадиации и концентрации, силе проявления, преобладании одобрения или недовольства. Близкие по структуре своей организации социальные процессы порождают родственный национальный темперамент, характер, психический склад. Таким образом, темперамент определяет особенности проявления характера и психического склада этноса, нации, народа. Особенность проявления темперамента можно представить в виде пространства событий, в котором удобно давать его характеристику, сравнивая различные формы его проявления. Многие авторы выделяют память как существенную характеристику этнической общности. Память как пространственно-временной след о предшествующем опыте сохраняет знания, которые приобретаются в опыте общения с окружающей средой, и дает возможность целесообразно их использовать при смене поколений в историческом процессе. Взаимообусловленные отношения внутри этнической общности сохраняются в виде традиций, ритуалов, обычаев. Внешние отношения с соседями формируются либо как дружеские, либо как враждебные, что сохраняется в виде заветов, былин, убеждений и образов врага с особым выпячиванием наиболее опасных черт его поведения. Такие формы сказаний являются идеологической работой, возникшей раньше, чем появился термин, определяющий ее. Сегодня формирование представлений как о внутренних формах взаимоотношения в сообществе, так и внешних его отношениях целиком определяется средствами массовой информации и направленностью идеологической работы. Именно через кино, книги, радио и телепередачи целенаправленно формируется и поддерживается необходимая информация. Следовательно, неверно говорить о памяти народа как некой особой характерной черте этноса, которая является вечным хранилищем его культуры, самобытности. Природа стабильности народной памяти является результатом стабильности взаимообусловленных совместных отношений. Именно их постоянство репродуцирует сохранность традиций, культуры, систематического поддержания наиболее важных сторон отношения как внутри общности, так и с окружающими соседями. Общность условий жизни, уровня экономического состояния порождает одинаковые образы, которые характерны для жизни любого этноса. Изменение условий жизни уносит с собой память о прошлом, стираются детали истории, и уже через несколько поколений новая среда формирует новые потребности, воплощая их в нормы, традиции, направленно избавляясь от прошлого, если оно препятствует организации новых форм отношений. Все то, что связывает отношения людей, как память сохраняется в языке живописи, эпосе, формируя чувства народа как взаимоотношения, возникающие в общественной жизни между людьми этнических общностей, отражая его общие моральные качества. Когда говорят о национальном чувстве или национальном настроении, то гораздо более обоснованно говорить о условиях быта, характерных для возникновения таких чувств и настроений. И если говорят о «глубокой грусти», пронизывающей большинство ирландских песен как отражение национального чувства, то такая же грусть пронизывает напевы украинцев, русских, эстонцев и любой большой или малой нации или национальности, которая находилась или находится в идентичных условиях. Если чувства народа являются отражением переживания исторической действительности, то его целенаправленная деятельность проявляется в волевой активности, которая особенно ярко выступает в любой этнической общности, нации, страны в период стихийных бедствий, войн и других явлений, когда затрагивается наиболее важное, дорогое, объединяющее данную общность как самостоятельное совместное образование. Волевая активность людей обусловливается материальным бытием, производственными отношениями. Для того чтобы иметь одну и ту же волю, члены большинства должны иметь одинаковые интересы, одинаковое жизненное положение, одинаковые условия существования. Таким образом, волевая активность народа детерминирована условиями жизни и деятельности людей, зависит от цели этой деятельности и ею определяется.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |