Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I 5 страница




Важную роль в функционировании этнической общности играет этническое сознание и самосознание. Можно говорить о различном типе этнического самосознания, которое определяется господ­ствующими идеологическими отношениями людей в данном обще­стве, а в конечном счете - условиями их материальной жизни. Со­держание этнического и национального самосознания претерпева­ет существенные изменения на разных этапах своего общественно-исторического процесса. На его формирование прежде всего влия­ют общественная деятельность, сотрудничество, общение, межэт­нические отношения.

Исторический процесс порождает множество различных форм межэтнического общения, которые опосредованно связаны между собой. Каждый индивид застает «исторически создавшиеся отно­шения людей друг к другу», что и выступает как память народа. В историческом процессе в качестве субъекта выступают только ин­дивиды, а их взаимоотношения как производились, так и произво­дятся заново и определяются развитием производительных сил. Именно последние влияют на качественное преобразование ме­жэтнической среды, деятельности, изменения мотивов, потребно­стей, интересов, общения. Этнические или национальные факторы, которые играют существенную роль в начале общения, уходят на второй план в сравнении с факторами совместной взаимообуслов­ленной деятельности, к которым можно отнести цель взаимодей­ствия, характер деятельности, эффективность взаимодействия.

Этнопсихологические исследования показывают, что в мире не существует «чистого» народа, не впитавшего множества чуждых элементов и сохранившего некие постоянные свойства. Сущест­вующие этнопсихологические различия вызваны не постоянными свойствами этнических общностей, а локальными особенностями исторического развития. Поэтому задачей этнической психологии на современном уровне развития общества является изучение на­циональных отношений и их особенностей в становлении новых интернациональных отношений.

Вопросы для самоконтроля

1.Основные условия жизнедеятельности, которые определяют харак­терные особенности социокультурных отношений.

2.«Психический склад» как этническая характеристика и его истори­ческая сущность.

3.Понятие «характер народа» и определяющие его условия.

4.«Национальный темперамент», природа его проявления и характе­ризующие признаки.

5.Память народа, ее природа.

6.Природа формирования национальных чувств.

7.Детерминирующие факторы воли народа.

8.Этническое сознание, его сущность и содержание.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Природа совместной деятельности определяется необходимо­стью удовлетворения потребностей. В зависимости от стабильно­сти их проявления и доступности удовлетворения определяется соответствующая численность сообщества и длительность ее суще­ствования. Ранее отмечалось, что минимальная численность со­вместной деятельности в удовлетворении возникающей потребно­сти должна быть таковой, которая бы позволила достичь конечного положительного результата. Что же касается верхней границы чис­ленности, то в этом случае она определяется минимальной доста­точностью в распределении достигнутого конечного результата. Эти границы не остаются жестко закрепленными в силу неста­бильности среды, что приводит в определенные периоды к форми­рованию благоприятных и неблагоприятных условий совместных взаимообусловленных отношений, а последние определяют психо­логию взаимных отношений членов этого сообщества.

Вторым, не менее важным условием, влияющим на природу взаимоотношений в сообществе, является сложность самой струк­туры сообщества, дифференцировка в нем производственной дея­тельности, взаимной потребности в отдельных членах сообщества или групп. Все это в целом порождает определенное социокуль­турное образование. Его жизнеспособность полностью определя­ется средой, под которой следует понимать как природные, так и социальные условия жизнедеятельности.

Стабильные, систематически воспроизводящиеся формы жиз­недеятельности требуют таких же стабильных отношений, что по­рождает традиции, закрепленные в форме культуры, моральных и нравственных форм поведения, а в последующем - закрепленных прав и обязанностей. Таким образом складываются понятия чести, достоинства, верности долгу, преданности. Осознанное представ­ление необходимости совместной жизнедеятельности в данных условиях существования формирует понятие отечества, родины. В силу того, что любая закрепленная с детства стереотипная форма поведения становится доминирующей со своими ключевыми и пус­новыми факторами среды, в которой они непрерывно репродуци­руются, члены этого сообщества, попадая в иные условия, сталки­ваются с определенными трудностями в организации своих отно­шений.

Огромный материал этнографических исследований показыва­ет, сколь многообразны условия, в которых возникают и развива­ются различные социокультурные сообщества. В этом отношении этнопсихологический анализ позволяет осуществить классифика­цию конкретных людей в конкретном обществе со всей специфич­ностью их отношений, которые и трактуются как этнические. Сюда относятся традиционные нормы и ценности в общении и взаимо­действии людей - близких и далеких, равных в социальном отно­шении и обладающих разным статусом, разного пола и возраста.

Выявление связей объективных характеристик, определяющих взаимные индивидуальные и групповые отношения в данном об­ществе, начиная с форм материального производства и кончая раз­нообразными формами духовной и этнической культуры, привело сравнительно-культурные этнопсихологические исследования к двум прямо противоположным утверждениям.

Первое заключалась в выявлении различий между культурами, установлении множества самобытных и неповторимых этнических культур. Но следует отметить, что, накапливая еще с середины XIX в. соответствующий материал, этнографы, антропологи, лингвисты часто интерпретировали резкие отличия установленных культур как проявление отсталости, дикости, «невежества», не связывая конкретные формы проявляющихся отношений с порождающими их условями. Крайностью этого подхода являлась абсолютизация различий между культурами в содержании и структуре психических процессов, что в целом ряде случаев находило использование в различного рода расистских идеологиях, дискредитируя направ­ленность данных исследований.,

Второе направление в социокультурных этнических исследова­ниях заключалось в установлении сходства культур. Его крайно­стью явилось отрицание какой бы то ни было специфики между ними и соответствующих различий в сфере психического. Ошибоч­ность выводов второго направления исследований, сделанных на базе выявленной общности элементов культуры, заключалась в ут­верждении необходимой миграции народов.

И в первом, и во втором случае слабость теоретического обос­нования, но прямолинейность и категоричность выводов приводи­ли к скептицизму в отношении сравнительно-культурных этнопси­хологических исследований. Противопоставление этих двух на­правлений является принципиально ошибочным, так как они до­полняют друг друга при условии соблюдения основных положений самоорганизации социальных объединений. К числу таких положе­ний относится прежде всего единство рассматриваемой социо­культурной структуры и порождающих ее условий.

Глубокое изучение связей средовой обусловленности специфи­ки общения и психологии его восприятия крайне важно в решении вопроса «взаимодействия культур», возможности их взаимовос­приятия или порождения неприязни.

В данном случае решается обыкновенная психологическая за­дача переноса навыков как доминирующих стереотипных форм по­ведения, но в отношении сложившихся социокультурных форм по­ведения конкретных этнических образований.

В настоящее время остается актуальным противопоставление этноцентристских и интернациональных стереотипов поведения. Каждая из форм имеет свои детерминанты и при их переносе не­обходимо знать степень совместимости составных компонентов встречающихся культур. В решении проблемы межэтнических взаимоотношений была выдвинута «гипотеза контакта», согласно которой непосредственное взаимодействие между представителя­ми различных групп снижает уровень недоверия, стереотипности суждений, создает климат взаимопонимания и доверия, улучшая отношения между группами. Однако практика показывает, что в ряде случаев достигается крайне противоположный результат. Ме­ханическое осуществление подобного рода контактов, естественно, дает самый разнообразный результат. Без учета цели совместных отношений, степени совместимости стереотипов поведения, дли­тельности взаимодействия результат «контакта» практически не­предсказуем.

В настоящее время все в большей мере приходится сталкивать­ся с проблемой взаимопроникновения культур. Обучение студентов в других странах, миграция населения, создание международных трудовых групп, экипажей, целых подразделений ставит проблему нахождения в иноэтнической среде, в которой необходимо овладе­вать новым языком, представлениями, нормами, ценностями, предписаниями, ограничениями, которые охватывают и регламен­тируют все стороны жизнедеятельности. Решение этой задачи воз­можно только при наличии предварительной информации и соот­ветствующей подготовке с целью оптимизации совместной дея­тельности. В условиях все более интенсивного международного сотрудничества данная задача приобретает особую практическую значимость.

Теоретическое объяснение и обоснования взаимообусловлен­ных отношений достаточно глубоко изучены и могут быть пред­ставлены как формы поведения двух сторон, имеющих определен­ную силу своих стереотипов поведения и их направленность. В за­висимости от соотношения силы стереотипа и силы мотива совме­стных отношений, а также их направленности возможно выделить девять форм поведения, которые хорошо изучены и описаны мате­матически. Исследования этих модельных описаний отношений двух сторон подтверждают объективность существования кон­фликтных ситуаций и условий, способствующих упреждению этих конфликтов.

Конкретные формы сопоставления социокультурных отноше­ний охватывают как бытовые, так и производственные их проявле­ния. При этом необходимо учитывать социальный статус, возраст, пол. К первой группе необходимо отнести представления о семей­ном укладе, отношение к родителям, детям, социальное положение женщины, ее положение как жены, матери, отношение к собствен­ности, значимость служебного положения.

Ко второй группе факторов, которые необходимо учитывать во взаимных контактах, относятся идеологическая убежденность, ре­лигия, экономический уклад, принадлежность к конкретному соци­альному слою. Естественно, что во всех случаях важно знание язы­ка, но данный компонент гораздо более устраним, чем стереотипы норм поведения, идеология, мораль. Эти составные элементы со-циокультуры тем более консервативны, чем старше их возраст. Значительную роль в проявлении социокультурных форм поведе­ния при взаимном контакте играют индивидуальные особенности характера человека, к какому бы этническому образованию он не относился.

Существенная разница встречающихся культур зависит от дос­тижений сообщества в подчинении природы, в технике, в образова­нии, общественном строе. Твердо устоявшиеся формы культуры отвечают столь же стабильному экономическому укладу общества. В данном случае следует отметить неоднородность любой этниче­ской общности, что порождает внутренние противоречия. Таким образом, в любом этническом сообществе всегда можно выделить совокупность факторов, которые обусловливают сплоченность вза­имных отношений, и факторы, которые порождают противоречия между различными социальными слоями общества и в пределах отдельного социального слоя - групповые противоречия. Внутрен­нюю динамику развития структуры этноса определяют также на­правленность двух сталкивающихся сил и их величина.

Любые совместные взаимообусловленные отношения пресле­дуют цель увеличения силы господствования или власти над тем, по отношению к чему или на кого эти силы направлены. Глубокое понимание цели этого поведения делает сообщество единым, сплоченным образованием, аналогичное сплочение наблюдается при противостоянии насильственным воздействиям другой сторо­ны при ее посягательстве на целостность устоявшегося уклада жизни. В обоих случаях возникает острая борьба, защищающая вы­живаемость этноса как единой структуры. В идеологическом плане для усиления этих форм поведения используются любые направле­ния культуры, возносящие преданность, самопожертвование, при­вязанность к родному очагу, Родине как политическому устройству, защищающему соответствующую общность людей и каждого ее члена в отдельности. Проявление единства встречается при проти­востоянии природным стихийным катаклизмам, враждебным на­шествиям, грозящим физическому и нравственному уничтожению; в стремлении достичь более благоприятных условий жизни, кото­рые создают для всех более высокий бытовой уровень жизни.

В условиях необходимой миграции, которая связана с переме­щением трудовых ресурсов или беженцев из жизненно опасных районов в районы более благоприятные для жизни, непременно происходит столкновение интересов немигрирующего коренного населения. Стремление коренного населения сохранить свой при­оритет, а мигрантов - достичь благополучия порождает противо­речия, которые могут развиваться в острые межнациональные или межэтнические конфликты. В основе данных процессов лежит пре­жде всего экономическая сторона жизнедеятельности, которая объединяет мигрантов в землячества с сохранением элементов их прежней культуры, языка как средства взаимопонимания, сохране­нием только этнических браков. То есть происходит попытка вос­становления прежней среды жизнедеятельности. В этом случае ис­ключительно важным является численность мигрантов и потреб­ность их производственной деятельности в новом сообществе. В зависимости от численности общины или землячества последние могут существенно сохранить пришедшую культуру, язык, мораль­ные нормы поведения. В данном случае определяющую роль игра­ет принцип достаточности исходных возможностей. При незначи­тельных численностях происходит полная ассимиляция либо их вытеснение из данной среды. Попадая в естественную необходи­мость совместной жизнедеятельности, различные этнические общ­ности в своем взаимодействии порождают новую культуру, которая опосредует все полезные формы организации совместной деятель­ности. В данном случае важным является цель, которую преследу­ют при организации совместной деятельности. Это зависит от спо­соба организации хозяйственной деятельности и распределения конечного продукта труда. В условиях преднамеренного сохране­ния избытка производительных сил и возможности их контроля наиболее эффективным является сохранение межэтнической на­пряженности, разжигание розгін как средства упреждения единого социального противостояния. Однако это приводит к ослаблению общенационального единства, к организации национальной отчуж­денности и в последующем к национально-освободительным дви­жениям. Организация неравноправного распределения приводит к существенным социальным расслоениям общества. Одинаковые социальные условия являются более сильным фактором, чем этни­ческое единство в той мере, в какой часть населения остается обез­доленной либо господствующей. Именно этот фактор порождает культуру класса с общностью их интересов и целей. В сообществе возникают антагонистические противоречия, связанные с общест­венной организацией труда и частным распределением его резуль­тата. Фактически с момента дифференциации производства и от­чуждения производителя от средств производства и появления ча­стной собственности началась эра собственности на человека. Рас­слоение общества на антагонистические классы существенно ос­лабляет его производительный потенциал, резко увеличивая не­производительные социальные слои, деятельность которых связа­на с защитой системы производственных отношений и способа распределения, накопление внутренних противоречий, которые непременно ведут к стремлению восстановить социальную спра­ведливость.

Этот процесс не может быть произвольно ускорен или замед­лен. В основе его протекания лежат объективные законы развития экономических отношений и связанных с ними взаимообусловлен­ных производственных связей.

Следовательно, общность этнических культур или их различие следует искать прежде всего в общности или различии экономиче­ского развития данного сообщества, учитывая всю полноту его от­ношений с окружающим жизненным пространством. Так как моти­вация поведения полностью определяется стремлением удовле­творить потребности, а последнее зависит от текущих потенциаль­ных возможностей, то и психология поведения этноса как некой социокультурной сообщности будет отражать те формы поведения, которые наиболее эффективно обеспечивают насущные потребно­сти. Стремление приписать представителям того или иного этноса некие особые наследственные свойства является идеологической пропагандой, всегда преследующей конкретные политические цели.

В этнопсихологии до настоящего времени используются мето­ды психологии, этнографии, социологии, языкознания, которые в определенной мере адаптируют принадлежащий данным наукам инструментарий в соответствии с конкретными целями исследова­ний. Такой подход приводит к разнообразию результатов исследо­вания, увеличивая сложность оценки и вызывая сомнение право­мерности сопоставления результатов, полученных таким способом в различных этнических обществах. Однако при всем многообразии и уникальности разных культур существуют универсальные поло­жения, определяющие организацию человеческого сообщества вне зависимости от этнокультурной принадлежности. В этом случае поведение человека все более унифицируется под влиянием разви­тия техники, средств массовой информации, а также в связи с необ­ходимостью общения в новой интерсоциальной среде. Это требует создания гибкой методической основы, обеспечивающей сопоста­вимость анализа и широкую интерпретацию полученных данных. Взятые методы из социальной психологии не обладают достаточ­ным совершенством, поэтому повторные этнопсихологические ис­следования дают в ряде случаев совершенно разные результаты.

Эксперименты в этнопсихологии практически исключают их повторение в одних и тех же условиях. В связи с этим этнопсихоло­гические методики должны быть более унифицированы, обладать высокой точностью и обобщенностью получаемых данных, отра­жать объективное описание структуры этнического самосознания. Такой подход не только способствует, но и определяет необходи­мость математизации исследований с широким использованием машинной обработки полученных данных и анализа модельных построений. Именно установление обобщенных особенностей эт­нического сообщества позволит построить модельное их отраже­ние и изучать поведение не реального сообщества в различных ус­ловиях его развития, а поведение модели, что ни в коей мере не нанесет какого-либо вреда реальному процессу жизнедеятельности.

К такого рода унифицированным характеристикам этноса от­носятся условия, определяющие необходимость устойчивой совме­стной жизнедеятельности. Следовательно, тот или иной класс по­требностей может быть удовлетворен только объединенными уси­лиями. Необходимость систематического удовлетворения таких потребностей порождает мотивацию поведения, определяет кон­кретную цель деятельности, а также форму ее осуществления. Ре­зультат деятельности, направленной на удовлетворение потребно­сти, определяет дальнейшее ее развитие. Таким образом, схема поведения остается абсолютно одинаковой, вне зависимости от специфики социокультуры этнического сообщества. Однако усло­вия, в которых протекает деятельность, обеспечивающая удовле­творение потребностей, играют существенную роль в организации структуры социокультурных отношений. В данном случае общая схема удовлетворения потребностей может быть представлена как определенный, периодически повторяющийся цикл. Закономер­ность воспроизводимости такого цикла описывается отношением потребности как запроса и деятельности как удовлетворения. В стабильной среде этот цикл носит устойчивый характер и проявля­ется в стереотипных социокультурных формах поведения.

Модель таких отношений описывается системой уравнений «Вольтерра-Лотка». Что же касается формы отношений в процессе взаимообусловленного поведения, то ее характеристика может быть определена из условий взаимодействия сил, направленных на достижение цели, связанной с удовлетворением потребностей. В обобщенной форме эти силы можно представить как усилия сооб­щества, с одной стороны, а с другой - средовые условия, которые могут быть благоприятными либо неблагоприятными вплоть до враждебных. Следовательно, речь идет о соотношении сил и их на­правленности. К средовым условиям могут быть отнесены как природные, так и социальные факторы.

Говоря о соотношении сил, всегда предполагается действие двух сторон, и в этом случае под стороной могут пониматься лю­бые взаимодействующие - отдельный человек, группа, социальный слой, этнос, коалиция и т.п. В процессе взаимоотношений, естест­венно, изменяется соотношение сил, что зависит от способа взаи­модействия, потенциального запаса сил, их репродукции. Кроме этого, в зависимости от ситуации может изменяться направлен­ность взаимодействия. Эти факторы существенно изменяют саму форму и содержание отношений двух сторон, как во внутренних взаимоотношениях социальнокультурного сообщества, так и во взаимоотношениях между различными этносами. Во всех случаях природа таких отношений зависит от выделенных характеристик -силы взаимодействия и ее направленности.

Исходя из этих положений, можно рассмотреть все многообра­зие результатов подобного рода взаимоотношений, не прибегая к прямым экспериментальным исследованиям и не ожидая случая, когда предполагаемые условия совпадут с реальными. Процесс от­ношений можно представить в поле событий «сила-направлен­ность». При этом возможны варианты, по отношению сил: равен­ство сил, сила (Г^) больше силы (F2), сила (F2) больше силы (F,). По направленности их взаимодействия - совпадение по направлению в одну или другую сторону либо разнонаправленность. Если обоб­щить понятие «разнонаправленность действия», то вариативность в направлении сил будет описываться в интервале от общего на­правления до противоположного, аналогично к силе взаимодейст­вия - силы могут быть равные либо превосходящие одна другую.

Причем важно не то, какая из них больше, а во сколько раз больше. Такие характеристики присущи жизнедеятельности любого сооб­щества вне зависимости от времени и уровня развития этноса. Учитывая указанные варианты соотношения, можно наблюдать, как отмечалось ранее, не более девяти специфических форм взаи­мообусловленного поведения, все остальные являются переход­ным процессом и выступают как результат опосредования предше­ствующих процесс-отношений.

Равнонаправленность и равенство сил - наиболее благоприят­ное состояние, обладающее высокой надежностью, но низкой ус­тойчивостью, что ведет к постепенному расхождению направлений и приобретению равновозможных направлений. Из многообразия направлений одни оказываются более успешными, другие менее успешными, что и позволяет определить наилучший вариант раз­вития событий, господствующую доминанту отношений в данных условиях. Усиление доминирующего положения непременно про­текает в острой конкурентной борьбе, формируя доминирующие стереотипы поведения. При достижении однонаправленности или господствующего формирования, происходит развитие различных уровней стереотипного поведения, что в конечном счете приводит не только к одинаковой направленности их действия, но и к одина­ковой силе проявления. Затем цикл повторяется вновь. В данном случае учитывались условия обобщения понятий «разные силы» и «разные направления». Если ввести детализацию в решение задачи -какая из сил больше или в каком направлении отличие, то получа­ется как бы развертка данного поля событий на четыре совершенно аналогичных по построению, т.е. полный процесс событий, кото­рый описывается этими же девятью уравнениями, но с изменением знаков переменных величин. Графическое представление этого процесса дано в предшествующей главе. Такое представление раз­вития социокультурных процессов позволяет широко использовать компьютерную технику для изучения и прогнозирования конкрет­ных этнических событий.

Взаимодействие различных этнических сообществ либо неких сил внутри одного сообщества определяется не только их соотно­шением и направленностью, но и отдаленностью их друг от друга. Эта характеристика, как и две предшествующие, носит абсолютный характер и присуща любому этносу, на любом уровне его организа­ции. Степень отдаленности встречающихся сил влияет на структу­ру организации совместных взаимоотношений. Если эта характери­стика остается константой, то только при определенной ее величи­не возможны стационарные взаимообусловленные отношения в совместной деятельности. При отклонении в одну из сторон взаи­мообусловленность сливается в целостную систему, а в другую -каждая из сторон приобретает независимость в своей организации.

Модель такого процесс-отношения можно представить сле­дующим образом. Пусть взаимообусловленность отношений явля­ется результатом некоторого мультипараметрического комплекса. Получаемый конечный результат будет являться связывающей ха­рактеристикой, которую можно выразить как произведение услов­ных вероятностей, складывающихся на Момент рассмотрения про­цесса. Это позволяет представить данную характеристику как сте­пенной одночлен. Заданная вероятность конечного результата мо­жет меняться по определенному закону. При рассмотрении числа взаимодействующих сторон п > 2 в плоскости отношений будет по­лучено уравнение лемнискаты Бернулли. Данная модель позволяет изучать условия слияния и отчуждения взаимообусловленных инте­ресов, а также ту численность и тот уровень активности членов со­общества, которые приводят к формированию новых уровней ор­ганизации.

Рассматривая обобщенные характеристики этнообразования, следует отметить, что любые взаимоотношения имеют опреде­ленную скорость протекания или подвижность. Она может иметь самые различные характеристики проявления, но всегда можно говорить о некотором диапазоне - от максимально быстрого охва-тывания всего сообщества какой-либо деятельностью или интересе к ней до минимального распространения. Не менее важной харак­теристикой сообщества является распространяемость каких-либо интересов по числу охвата лиц. В данном случае можно говорить о концентрации и иррадиации доминирующих интересов в сообще­стве. Естественно, что протекание любой деятельности всегда ре­гулируется активизирующими и ограничивающими механизмами отношений. Таким образом, вне зависимости от конкретно рас­сматриваемого сообщества можно представить протекание его жизнедеятельности в некотором трехмерном пространстве «под­вижность - распространяемость - регулируемость отношений». Частные особенности каждого этноса будут определяться местом нахождения их ниши существования в этом пространстве.

Если в данное пространство ввести четвертое измерение в виде плоскости, которая будет выступать эквивалентом силы сталки­вающихся взаимоотношений, то, используя изложенные выше уравнения, отражающие взаимообусловленные отношения сторон, и уравнение лемнискаты Бернулли, описывающее структурную их организацию, можно полностью представить динамику такого ро­да преобразований с учетом взаимопоглощения либо отчуждения взаимодействующих сторон.

Наблюдаемые формы отношений в развитии различных этно­сов как внутри сообщества, так и между сообществами дают об­ширный материал для анализа. Во всех случаях возникает вопрос об условиях взаимных отношений, при которых наблюдается наи­более справедливая организация общества. В данном случае по­становка какого-либо социального эксперимента неприемлема, ожидание благоприятного случая развития необходимых событий утрачивает смысл научных изысканий. Единственно доступным вариантом решения поставленной задачи является математиче­ское моделирование рассматриваемых процессов. Проведенные обобщения позволяют в известной мере осуществить этот подход.

Любые совместные отношения людей порождены удовлетво­рением необходимых потребностей. Именно взаимосвязь запроса и его удовлетворения и определяет жизнеспособность обществен­ной структуры. Сама жизнеспособность как процесс характеризует­ся надежностью сложившихся отношений и их устойчивостью. Взаимообусловленность запроса и удовлетворения с достаточной эффективностью моделируются уравнениями «Вольтерра-Лотка». В свою очередь как запрос, так и удовлетворение реализуются в некотором диапазоне возможного их существования. Характерной особенностью реализации является неравномерность распределе­ния различных вариантов конкретно наблюдаемых условий как в запросе, так и в его удовлетворении. Во всех случаях математиче­ская модель этого процесса с достаточно хорошим приближением описывается кривой Гаусса (нормальным распределением) в ин­тервале односигмального отклонения от центра распределения, фактически до точек перегиба.

Динамика отношений «запрос-удовлетворение» тесным обра­зом связана с вариативностью выбора возможности их реализации из областей значений этих характеристик (допустимых диапазо­нов). Исследование на устойчивость этих отношений позволяет установить наиболее эффективную зону данных отношений. Инте­ресным результатом решения данной задачи является обнаружи­ваемая связь «нормального» распределения и «Ципфа-Парето» через уравнения «Вольтерра-Лотка». Именно из условий анализа поведения математической модели можно получить интересуемые характеристики о численности сообщества, соотношении потен­циала возможностей как средства удовлетворения и потребностей как динамики взаимообусловленных отношений. Взаимосвязь этих характеристик представлена на рис. 7.

В многокомпонентных вариантах удовлетворения потребно­стей использование модели многофокусной лемнискаты Бернулли позволяет установить, в какой последовательности и с какой сте­пенью надежности реализуются те или иные способы удовлетворе­ния. Такой подход открывает широкие возможности в анализе ди­намики развития социокультурного сообщества как самооргани­зующейся системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.