КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шевчук Денис Александрович 20 страница
Проекты Н. Федорова развертываются совсем не в ортодоксальном христианстве: фактически речь идет не о воскрешении людей Богом, а о самовоскрешении человека, о воскрешении не для будущей потусторонней, а ради посюсторонней жизни, в том числе и на других планетах. Превратить христианство из молитвы в Дело он призывал не ради стяжания Святого Духа, а ради восстановления ушедших из жизни уникальных личностей, превращения человека в господина Вселенной. Оно возможно лишь на основе развития науки и техники: «Неведомая сила, поскольку она неведома, есть палач; неведение же для существ, способных к знанию, есть величайшее преступление, наказуемое смертной казнью»1. Очевидно, что надежды Федорова на технический прогресс были излишне оптимистическими и утопическими (фантастическими), но отнюдь не мистическими. Он верил, что возвращение к жизни всех умерших, активное воскрешение, а не пассивное ожидание бессмертия, должно быть не только христианским делом, но и делом позитивно-научным. Автор расценивал учение «общего дела» не как собственное изобретение, но как доведение ' Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Т. 2, М., 1910. С. 278. до внятности голоса веков и человеческих поколений. Уже поэтому его отличало абсолютное нежелание запечатлеть, увековечить себя в истории как мыслителя и культурного деятеля. В своей философии он осуществил синтез космизма и антропологизма. В центре его воззрений стоит человек и человеческое творчество космического масштаба. Идеи, выдвинутые в трудах Федорова, были впоследствии развиты его последователями. Так, в работах А.А. Чижевского (1897 —1964) получила фундаментальное научное обоснование идея земнокосмической связи явлений. Космизм акцентирует внимание на этических и экологических последствиях распада связи человека и природы. В ряду космистов естественнонаучного направления выдающийся русский физик Н.А. Умов (1846—1915) в своих философских работах стремился осмыслить жизнь как природно-исторический феномен и из идеи борьбы со смертью вывести морально-практические руководства. Специфика жизни, согласно Умову, заключается в антиэнтро-пийности, т.е. борьбе с хаосом, распадом, беспорядком. Ученый считал, что жизнь организована и этически нагружена, так как в ней укоренены ведущие ценности человеческой деятельности: противостояние хаосу, любовь и творчество. Умову принадлежит фундаментальное исследование «О задачах развития техники в связи с истощением природных ресурсов». Развивая эти идеи, А.Е. Ферсман (1883 — 1945) ставил вопрос о пределах развития человеческой культуры в связи с ограниченностью природных ресурсов, опередив прогноз «Римского клуба» на 50 лет. Глубокое обоснование идея активной эволюции получила в трудах В.И. Вернадского (1863—1945). Работая в области биогеохимии, он воспользовался догадкой американского ученого XIX в. Дж. Дана, которая осталась незамеченной при его жизни и которую Вернадский осмысливает применительно к эволюции в целом. Согласно «принципу Дана», основное направление эволюции животного мира — так называемая «цефализация», т.е. совершенствование нервной системы, в частности головного мозга. От моллюска до человека это нарастающее движение неизменно себя обнаруживает, что дает основание полагать: в эволюции заложена идеальная программа, стремящаяся к реализации. Вернадский считал, что использование энергии, связанной с разумом, является отличительным признаком человека, и эта энергия позволит людям преобразовать природу, одухотворить ее.
К идее цефализации примыкает и развиваемая Вернадским идея ноосферы, т.е. сферы разума. Он показал, что биосфера закономерно переходит в ноосферу, ибо человек все больше преобразует природу соответственно своим потребностям. Однако Вернадский справедливо полагал, что между идеалом ноосферы и реальностью существует разрыв, так как и биосфера, и ноосфера повреждены хищническим человеческим потреблением, антигуманными идеологиями, осуществление которых влекло социальные беды. Породив разум и наделив его свободой, эволюция как бы пошла на риск. Возникла реальная опасность родового самоубийства человечества, что может повлечь и космическую катастрофу, так как существует тонкая взаимосвязь происходящего на нашей планете с космосом. Осознавая эту опасность и обосновывая необходимость для человека овладения эволюцией, Вернадский выдвинул идею регуляции взаимодействия общества и природы. Наряду с другими космистами Вернадский ставит вопрос о бесконечном продлении жизни во Вселенной и достижении бессмертия. Но бесконечное продление жизни должно быть одновременно творчеством принципиально новой нравственной и физиологической природы человека, который должен освободиться от качеств, заставляющих его пожирать, вытеснять, убивать и самому умирать. Вернадский полагал, что ничто в прошлом не указывает на то, будто бы человек как он есть — венец творения. Человек убивающий и смертный отдаленной перспективы не имеет. Вернадский одним из первых забил тревогу об истощении биосферы. С его точки зрения, влияние цивилизации на ход земных и космических процессов будет нарастать. Человечество должно стать автотрофным существом, т.е. от употребления в пищу других организмов перейти к непосредственной утилизации солнечной энергии, подобно растениям. Именно авто-трофность, предполагал Вернадский, — путь к бессмертию человека. Идея освоения космического пространства нашла свое развитие в трудах К.Э. Циолковского (1857 — 1935). Он не только предсказал грядущий выход человека из его «заключения на Земле» и расселение в космосе, но и создал необходимые научные предпосылки ракетостроения, в подробностях описав состояние невесомости, как если бы он сам его испытал. «Нельзя вечно жить в колыбели», — подчеркивал Циолковский. Однако выход человека в космос Циолковский, как и Вернадский, связывал с восходящей направленностью всего живого, которая не может остановиться на человеке, как существе далеко не совершенном. За сознанием и жизнью в нынешней форме должны следовать «сверхсознание» и «сверхжизнь» (в это верят многие активно-эволюционно мыслящие философы). Создатель космонавтики разрабатывал «космическую» философию панпсихизма и связывал ее с буддизмом. Он исходил из идеи одушевления Вселенной, допускал бессмертие «духовных» атомов, блуждающих в мире и переселяющихся в разные организмы. С точки зрения Циолковского, для этих атомов — «неразрушимых первобытных граждан», примитивных «Я» настоящая жизнь начнется в мозгу высших, бессмертных существ космоса. Циолковский искал пути преодоления смерти и человеческих страданий, а этику рассматривал как форму одухотворения природы. В качестве ведущего принципа этики он выдвигал требование, чтобы «все живое благоденствовало», поскольку, согласно буддизму, «жизнь непрерывна, а смерти нет». Выдвигая положения о необходимости освоения людьми космоса, русские космисты вслед за Циолковским создают концепцию не просто антропокосмизма, а антропоэкокосмизма. Социум и космос (вся природа) должны развиваться, — пишет наш современник А.Д. Урсул, — не за счет друг друга, а взаимно. До сих пор каждая более высокая ступень развития оказывалась менее распространенной в природе, чем нижестоящая: физическая форма движения материи более распространена, чем химическая, химическая — более, чем биологическая, а на вершине этой своеобразной пирамиды находится социальная форма движения материи. Урсул считает возможным появление «обратной» пирамиды, когда расширение социальной формы движения повлечет за собой расширение биологической и химической форм, включенных в раздвигающуюся в пространстве социосферу. Урсул считает возможным также появление на базе космической деятельности людей более высокой, по сравнению с социальной, постсоциальной формы движения материи. Достоинство взглядов космистов в том, что они показывают: ноосферное направление развития избрано самой эволюцией, соответствует глубинным закономерностям мироздания, выдвинувшего разум как свое орудие. В русле русского космизма возникает взгляд на человека не только как на общественное существо,
но и как на существо космическое, эволюционирующее вместе с космосом. Идеал преобразования мира и человека они выдвигают в качестве стоящей перед людьми практической задачи. Разум, наука должны руководствоваться нравственными критериями и не работать на разрушение. В русской космической философии отстаивается этическое положение о том, что высшим благом может быть только жизнь, озаренная высокой духовностью. Такое благо распространяется на всех без исключения. Поэтому наука, исследование и преобразование мира должны быть всеобщим делом. В современных условиях жизни общества, когда активно проявляют себя националистический и религиозный фанатизм и иные виды социальной вражды и нетерпимости, очень актуален призыв космистов к единению, сплочению людей на основе решения общечеловеческих, вселенских задач. В настоящее время космизм рассматривается некоторыми оте *?
усская философия имеет ряд особенностей. В отличие от представителей классической немецкой философии, русские мыслители осознавали недостаточность отвлеченного мышления и рассматривали философию как средство решения коренных проблем человеческого бытия. Поэтому в центр своих размышлений многие отечественные философы (Чаадаев, Вл. Соловьев, Бердяев и др.) ставили индивидуальную и общественную человеческую жизнь, ее смысл, судьбу Родины, мира, человека. Русским мыслителям чужд холодный академизм, свои взгляды они зачастую выражают в произведениях художественной литературы (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский), а образность, метафоричность, обращение к сюжетам и символам поэзии и литературы, христианской религии и мистических школ используются ими как средство философского осмысления мира. В русле русской философской традиции были созданы оригинальные историософские концепции (А.С. Хомяков, К.Н. Леонтьев и др.), в которых, в отличие от европейской традиции, история интерпретируется не как результат действия высших надчеловеческих сил, абсолютного Разума, а как историческое действие народа и личности. Этот взгляд проецируется и на поиск путей всечеловеческого спасения, зависящего, по мысли русских философов, от формирования нового человека. Социальная направленность в решении проблемы человека проявилась у представителей материалистической и социалистической мысли: В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина. Они выдвигали положения об активной роли субъективного фактора в истории, призывали к активному социальному действию с целью преобразования общественного строя. Своеобразна и антропоцентрическая концепция человека: в отличие от мыслителей Возрождения, понимавших человека как единство природного (земного) и святого (духовного), в противоположность ницшеанскому идеалу сверхчеловека — господина и повелителя — русские мыслители выдвигали идеал Богочеловека как нравственного абсолюта. Русскую философию отличает специфический панморализм: в нравственности они видят путь всечеловеческого спасения, созидания нового образа жизни, духовного обновления человека и общества, особого типа отношений между людьми. Нравственный идеал русской философии получает свое законченное выражение в обосновании идеи непротивления злу насилием как важнейшей моральной максимы. Показательно, что, будучи выражением специфически русского религиозного миропонимания, этика ненасилия выросла в феномен мирового значения, была развита и практически реализована в деятельности Махатмы Ганди, А.Швейцера и многих других выдающихся представителей мирового сообщества. Она нашла свое отражение в Уставе ООН, в правовых документах многих других международных организаций. Русскую философскую мысль отличают некоторые особенности отношения к религии и церкви. Православная церковь была в России огосударствлена, и богословие практически совпадало с официальной идеологией и ортодоксальной религиозной философией. Свободная же философия была либо откро-
венно атеистической (материалистические, нигилистические, марксистские школы), либо неортодоксально религиозной, что нашло свое выражение в проповеди идей Богочеловека, вольном толковании образов и сюжетов христианства, дистанцировании от классической теологии. Главное свое назначение русская религиозная философия видит в защите и обосновании общечеловеческих норм и ценностей, нашедших выражение в христианстве. Среди названных ценностей центральное место занимает идеал соборности, всеединства. Для русской религиозной философии характерно стремление к единению религий, человечества, поколений, культур, человека и космоса. Впервые обоснованная В.С. Соловьевым идея всеединства получила в дальнейшем развитие в самых разнообразных философских системах, вплоть до такой экзотической, как теория «Общего дела», «воскрешения отцов» представителя русского космизма Н.Ф. Федорова. Отметим, что направление русского космизма является особым вкладом в мировую философскую культуру. Его представители рассматривали человека как микрокосм, подчиняющийся общественному порядку. Именно человек способен стать организующим началом космоса, если его деятельность будет органично вписана в природные закономерности, отвечать задачам сохранения природы. В этом смысле в отечественной философской культуре давно присутствуют экологические ориентиры. Таким образом, русская философия вносит в мировую мысль самобытные и нравственные мотивы, способствует более глубокому проникновению в природу человека и выдвигает перспективы человеческого созидания. То, что в определенный момент кажется в ней утопичным, позже оборачивается достаточно реалистичным проектом человеческого выживания. Страстная проповедь мира и социальной справедливости, приверженность добру, подлинной духовности, вера в человека — таковы черты русской философии. Глаба 10 Западная философия второй половины Х1Х-ХХ веков
лассическая немецкая философия, последним представителем которой был Л. Фейербах, явилась теоретическим источником философии марксизма. Продолжая традиции классической философии с ее рационалистической ориентацией, верой в науку и прогресс, марксистская философия сформировалась как принципиально новое учение, преодолевшее абстрактный, умозрительный характер классической философии. Наряду с философией марксизма формируются немарксистские течения неклассической философии. Возникают разнообразные сциентистские и антисциентистские течения. Если для сциентистских течений разрыв с классическими традициями связан с отрицанием философско-мировоззренческих проблем, с попыткой заменить философию специальными науками, то течения антисциентизма характеризуются иррационализмом и критикой интеллекта. Вместе с тем некоторые философские школы стремятся сохранить традиции классической философии, выступая под лозунгами «назад к Канту!» и «назад к Гегелю!». Заметное место в современной западной философии занимают религиозные философские учения: неотомизм, персонализм и др. С середины XX в. возрос интерес философов к проблемам взаимодействия общества и природы, к осмыслению результатов и путей развития современной цивилизации. В целом западная философия второй половины XIX —XX вв. представляет собой большое многообразие различных течений, школ, концепций, проблем и методов, нередко противостоящих Друг другу. В данной главе рассмотрены лишь некоторые, наиболее распространенные и влиятельные течения: позитивизм и его разновидности, прагматизм, философская герменевтика, «философия Жизни», психоанализ З.Фрейда и неофрейдизм, экзистенциализм религиозная философия XX в. Заключительный параграф посвя-Щен философским концепциям научно-технического прогресса. § 1. Позитивизм, его исторические формы. Постпозитивизм
озитивизм (лат. розШуиз — положительный) — широко распространенное течение западной философии XIX — XX вв., выступившее в процессе своей эволюции в трех формах: позитивизм Конта — Спенсера — Милля; эмпириокритицизм, или махизм, Маха и Авенариуса; неопозитивизм, включающий школы: «логический атомизм», «логический эмпиризм», «логическая семантика», «аналитическая философия» и др. Термин «позитивизм» был введен основателем этого течения французским философом Огюстом Контом (1798—1857), выступившим с идеей о неспособности «метафизики», т.е. традиционной философии, основанной на умозрительном, отвлеченном типе построения знаний, ответить на вопросы, поставленные развитием науки. Эта идея основывалась на учении Конта о трех стадиях развития познания: теологической, характеризующейся господством религии, объяснением явлений деятельностью сверхъестественных фантастических существ; метафизической, для которой характерно господство философии, объясняющей природу абстрактными «сущностями» и «причинами», и высшей и последней — позитивной стадией, отличающейся от двух предшествующих (донаучных) стадий отказом от теологии и метафизики, господством позитивных, т.е. положительных наук, научным объяснением всех явлений. Все положительные знания могут быть получены, согласно Конту, эмпирическими науками, опирающимися на опыт, поэтому философия с ее претензиями на исследование реальности не имеет своего предмета. Ее задача ограничивается обобщением результатов специальных наук. Учение Конта означало разрыв с традиционной философией, прежде всего с философскими системами немецкого идеализма с их абстрактными, умозрительными построениями, ставящими себя над науками. А это означало, что все так называемые «метафизические», т.е. коренные философские проблемы объявлялись позитивистами пережитками «донаучных» представлений. И хотя Конт, продолжая традиции французского Просвещения, был убежден в способности науки к бесконечному развитию, в эффективности научного мышления он, как Юм й Кант, отрицал принципиальную возможность познания сущности явлений, объ- являя бессмысленным исследование причин, заменяя понятие причинности представлениями о последовательности явлений. Научное познание, с точки зрения Конта, должно не объяснять явления, а ограничиться их описанием. Позитивизм Конта содержал материалистические положения. Он не отрицал существование внешнего мира. Плодотворна его идея классификации наук, основанной на изучении самих предметов и естественных связей между ними. Вместе с тем, ограничив научное познание областью явлений, он создал учение, характерной чертой которого является агностицизм. Во второй половине XIX в. позитивизм становится влиятельным течением, особенно в Англии, где он получил развитие в трудах последователей О.Конта Д.С. Милля (1806—1873) и Г.Спенсера (1820-1903). В конце XIX в. возникает вторая форма позитивизма, связанная с методологическим кризисом в физике. Этот кризис был порожден рядом крупных открытий (открытие электрона, явления радиоактивности и др.), которые привели к крушению старых представлений о строении материи и к отказу некоторых ученых от материализма. «Второй позитивизм» объединяет махизм, основателем которого является австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838 — 1916) и эмпириокритицизм (критика опыта) швейцарского философа Рихарда Авенариуса (1843 — 1896). В связи со сходством этих учений их принято объединять под общим названием — махизм, или эмпириокритицизм. В отличие от позитивизма Конта махизм окончательно порвал с элементами материализма, реанимировав субъективный идеализм Беркли. Основным принципом научного познания Мах провозгласил принцип «экономии мышления». Подобный принцип у Авенариуса получил название «наименьшей траты сил», суть которого состоит в том, чтобы освободить знания от «метафизических» допущений, к которым относится прежде всего признание объективной реальности. Понятия «движение», «пространство», «время», «причинность», «необходимость» рассматриваются махистами как продукты мышления, не имеющие смысла помимо человека и, следовательно, не имеющие объективного содержания. Мыслить «экономно», с «наименьшей тратой сил», значит, не объяснять, а описывать явления. Претендуя на создание философии науки, свободной от односторонности материализма и идеализма, Мах вводит понятие
«нейтральных элементов мира». Эти элементы не являются ни физическими, ни психическими, они «нейтральны». Но так как элементы оказываются не чем иным, как ощущениями, мир представлен в философии махизма в виде комплексов ощущений. Выступив против «метафизики» с ее «мнимыми» проблемами, махисты и эмпириокритики пришли не только к отрицанию возможности познания сущности вещей, но и к отрицанию их объективного существования. Критическая оценка философии махизма с позиций диалектического материализма была дана в работах Г. В. Плеханова и в основном философском труде В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Неопозитивизм, или «третий позитивизм» сформировался в 20-х годах XX в. в Европе1. В 40-х — 50-х годах это философское течение получило широкое распространение в США, куда в связи со второй мировой войной переместились многие его представители. На формирование неопозитивистских идей значительное влияние оказали английский философ, логик и математик Бертран Рассел (1872 — 1970) и австрийский философ и логик Людвиг Витгенштейн (1889-1951). Применив метод логического анализа к понятиям математики и убедившись в его эффективности, Рассел пришел к выводу, что он может быть применен в любой области знания, в том числе в решении философских проблем. Логика была провозглашена сущностью философии. Философские проблемы, по мнению Рассела, сами сводят себя к проблемам логики, поскольку каждая философская проблема, если ее подвергнуть необходимому анализу и очищению, оказывается или вовсе не философской, или философской в том смысле, в каком мы употребляем это слово, т.е. логической. Рассел и Витгенштейн поставили своей задачей построение логически совершенного языка науки из его элементарных составных частей — простых («атомарных») и сложных, состоящих из простых («молекулярных») суждений, назвав свою тео- 1 Идеи неопозитивизма формируются почти одновременно в Австрии — Венский философский кружок (М.Шлик, Р.Карнап и др.), Германии — Общество эмпирической философии (руководитель — Г.Рейхенбах), Англии (А.Айер), Польше — Львовско-Варшавская школа логиков (Н.Твардовский, К.Айдукевич и др.). рию «логическим атомизмом». Эта идея оказалась плодотворной для конструирования искусственных, формализованных языков и развития символической логики, и в этой области неопозитивисты достигли значительных результатов. Вместе с тем, рассматривая простейшие единицы мышления — «атомарные» предложения — как точное изображение простейших единиц бытия — «атомарных» фактов, совокупность которых составляет весь мир, а формализованную систему языка как картину мира, тождественную строению языка, Рассел и Витгенштейн заменили исследование реального мира исследованием мышления, построенного из логически первичных элементов. Онтология была сведена к логике. Развивая идеи Рассела и Витгенштейна, Рудольф Карнап (1891 — 1970) ввел классификацию предложений, разделив их на три класса: бессмысленные, научно-неосмысленные (вненауч-ные) и научно-осмысленные (научные). К первому классу он отнес предложения, которые могут рассматриваться как таковые лишь по внешним признакам («Луна умножает четырехугольно» — пример Карнапа), ко второму классу — все философские предложения, так как они не могут быть сведены к «протокольным» предложениям — они или непроверяемы, или в их состав входят «псевдопонятия» (например, «абсолют», «субстанция» и т.п.), или потому, что непроверяем дедуктивный вывод, результатом которого являются некоторые предложения. И лишь предложения третьего класса являются научными. Если Рассел и Витгенштейн рассматривали отношения между предложениями и фактами, то Карнап объявил понятия «атомарный факт», «простой объект», «элемент мира» и т.п. «недопустимой метафизикой», ограничив задачу философии логическим анализом языка, его синтаксисом, ибо логика науки, с точки зрения Карнапа, есть не что иное, как логический синтаксис науки. С этих позиций он пришел к отрицанию возможности обсуждения вопросов, относящихся к природе реальных объектов и их отношения к языку. Синтаксис (греч. 5уп1ах1з — построение, порядок) изучает внутреннюю структуру знаковых систем, правила их построения, безотносительно к выполняемым ими функциям. Философия оказалась, таким образом, сведенной к теории лингвистических форм, сводом формальных правил, независимых от значения слов и предложений.
В дальнейшем, убедившись в ограниченности синтаксического подхода, неопозитивисты пришли к выводу о необходимости семантического анализа языка. Формируется направление под названием «логическая семантика» (Р.Карнап, А.Тарский и др.). Семантика (греч. зеташлказ — обозначающий) — раздел языкознания, в котором исследуются проблемы, связанные со смыслом, значением и интерпретацией знания и знаковых выражений. Как раздел современной логики семантика имеет своим предметом содержательную интерпретацию формализованных языков, формальных систем (исчислений). Семантические проблемы занимают видное место в философии: они связаны с выяснением вопросов о сущности и функциях языка, его соотношении с мышлением и роли в познании. Исследуя роль языка в познании и общении, а в связи с этим природу абстрактного мышления, уровни абстрагирования и другие гносеологические вопросы, а также проблемы социологии, логические семантики восстановили традиционные философские проблемы. Их исследования сыграли важную роль в развитии лингвистики и символической логики. Вместе с тем традиционные философские проблемы становились и решались в логической семантике с неопозитивистских позиций — как изучение не самого мира, а мышления о мире, т.е. той понятийной структуры, которая рассматривалась как структура самого мира. Объективная реальность зависит от интерпретации субъекта, она существует только благодаря его существованию. Объективный мир оказывается за пределами познания. Один из основных принципов логического позитивизма — принцип верификации (лат. уегаз — истинный и гасю — делаю), согласно которому критерием истинности и осмысленности предложений является их сопоставление с фактами чувственного опыта, т.е. с комбинацией простых и надежных («атомарных») фактов. А так как этот критерий может быть отнесен лишь к чувственно проверяемым предложениям, неверифициро-ванными, т.е. неподтверждаемыми и, следовательно, бессмысленными оказываются законы и общие положения науки, составляющие фундамент любой специальной области научного знания, не говоря уже о положениях философии. Неверифицируемыми оказываются и все высказывания о прошлом и будущем. Выход из этого затруднения неопозитивисты пытались найти в замене принципа верификации принципом верифицируемости: предложение истинно и в том случае, если возможна его принципиальная проверка, затем — и этот принцип был заменен принципом подтверждаемости: возможна частичная эмпирическая проверка. Однако и это не спасло неопозитивизм от субъективизма и исключения из науки общих положений и в конечном счете — объективной реальности, так как эмпирическая проверка сводилась к соотношению предложений с фактами, которые трактуются как состояния сознания. Расцвет неопозитивизма относится к 50 —60-м годам, но уже с 50-х годов понятие «неопозитивизм» стало вытесняться понятием «аналитическая философия», охватывающим разнообразные течения, сложившиеся в рамках аналитической традиции: «логический атомизм» Рассела и Витгенштейна, «логический позитивизм» Карнапа и другие школы неопозитивизма. К аналитической философии относят также постпозитивизм}. Этим термином обозначают различные концепции, возникшие после неопозитивизма, сохранившие с ним тесную связь, но выступившие с критикой основных его положений. Исследования постпозитивистов перемещаются с анализа языка науки и построения абстрактных логических моделей сложившегося знания к проблемам его изменения, истории возникновения, развития и смены научных теорий. Значительное внимание уделяется методологическим проблемам. Основные идеи постпозитивизма выдвинул английский философ, логик и социолог Карл Поппер (1902 — 1994). В своей концепции «критического рационализма» он поставил проблему демаркации (разграничения) научного и ненаучного знания, т.е. эмпирических наук, с одной стороны, и математики, логики, философии, с другой. Критерием разграничения Поппер выдвинул принцип фальсифицируемости2, согласно которому подлинно научная теория открыта для фальсификации (опровержения) ссылкой на эмпирический факты, противоречащие данной теории. Содержание эмпирической науки, считает Поппер, составляют не абсолютно достоверные, подтвержденные «чистым опытом» положения, а предположения, гипотезы, которые не могут быть верифицированы. И в этом несостоятельность принципа
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |