КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы
Конкретные цели и задачи. Практическое занятие №8 Тема занятия: коллоквиум по Модулю 1 «Введение в метаболизм» Мотивация изучения темы. Знание основополагающих принципов организации метаболизма является теоретическим фундаментов для понимания основных закономерностей функционирования живой материи на внутриклеточном, тканевом, организменном уровне существования живых систем и необходимо для последующего изучения всего курса биологической химии Цели занятия. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060105 Медико-профилактическое (ПК-31) через интегрирование знания об основополагающих принципах организации метаболизма После изучения темы студент должен: «Знать» · Суточную потребность здорового человека в основных питательных веществах · химизм: окислительного декарбоксилирования пирувата, последовательность реакций цитратного цикла (цикла Кребса),тканевого дыхания и окислительного фосфорилирования, реакций микросомального окисления, образования и инактивации активных форм кислорода · Значения коэффициента Р/Одля различных субстратов тканевого дыхания · Механизмы сопряжения биологическогоокисления и фосфорилирования; разобщения окисления и фосфорилирования «Уметь» · объяснять роль липоевой кислоты и витаминов тиамина, рибофлавина, никотиновой кислоты пантотеновой кислоты в реакциях катаболизма · характеризовать пищевые продукты как источники антиоксидантов · схематично изображать структурную организацию цепи переноса электронов и протонов; «Владеть» терминологией: биологическое окисление, анаболизм, катаболизм, макроэргические соединения (АТФ, креатинфосфат), тканевое дыхание, окислительное фосфорилирование, гипоксия, дыхательная цепь (цепь переноса электронов, ЦПЭ), дыхательный контроль, гипоэнергетическое состояние, разобщение тканевого дыхания и окислительного фосфорилирования, коэффициент Р/О, ПОЛ (перекисное окисление липидов), АОЗ (антиоксидантная защита), микросомальное окисление, пероксидаза, каталаза, супероксиддисмутаза, глутатиопероксидаза, глутатионредуктаза, цитохром- Р450, мембранодеструкция, антиоксиданты, прооксиданты. общая и неорганическая химия: понятия «окисление» («окислитель»), «восстановление» («восстановитель»), «окислительно-восстановительные реакции», «редокс-потенциал», сурпероксидный анион, синглетный кислород, гидроксильный радикал, пероксидный радикал, свободно-радикальные реакции. органической химии: радикал жирной кислоты, глутатион, хиноны биология: строение митохондриальной мембраны; микросомы, пероксисомы Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию: 1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний. 1. Химическая природа, физико-химические свойства и биологическая роль ферментов. Определение понятия: кофактор, холофермент, апофермент, кофермент, субстрат, продукт. 2. Строение ферментов - простых, сложных, изоферментов: активный и аллостерический центры, роль в катализе. 3. Механизм действия ферментов: теории Фишера, Кошланда. Стадии ферментативного катализа. Понятие о фермент-субстратном комплексе. 4. Кинетика ферментативных реакций (влияние на активность ферментов температуры, рН, концентрации фермента, концентрации субстрата) 5. Ингибиторы ферментов. Использование ингибиторов ферментов в медицине 6. Регуляция активности ферментов: аллостерическая, частичный протеолиз 7. Регуляция активности ферментов: фосфорилирование-дефосфорилирование, регуляция белковыми ингибиторами 8. Классификация и номенклатура ферментов. Локализация и компартментализация ферментов в клетке и тканях. Органоспецифические ферменты. 9. Использование ферментов в медицине (Энзимодиагностика, энзимотерапия) 10. Энзимопатология. Понятие о первичных и вторичных энзимопатиях. 11. Основные этапы катаболизма пищевых веществ и образования субстратов для биологического окисления. Общий путь катаболизма, его роль в метаболизме. 12. Макроэргические вещества. АТФ как основное макроэргическое соединение клетки. Цикл АТФ-АДФ. Понятие о субстратном и окислительном фосфорилировании. 13. Пируватдегидрогеназный комплекс: структура, функция, коферменты. Связь с обменом витаминов. Превращение пирувата в АцКоА. Связь процесса с циклом Кребса и тканевым дыханием. 14. Цикл Кребса, как общий (универсальный) этап утилизации белков, жиров и углеводов и образования субстратов тканевого дыхания. Энергетический баланс одного оборота. Регуляция ЦТК. Реакции взаимосвязи ЦТК с гликолизом и окислительным фосфорилированием. 15. Состав, структура ферментативных комплексов и других компонентов дыхательной цепи, их локализация и функции во внутренней мембране митохондрий. Роль кислорода. Каскадные изменения свободной энергии при переносе электронов по дыхательной цепи. 16. Механизм сопряжения окисления и фосфорилирования. Коэффициент Р/0. Хемиосмотическая теория Митчелла. Дыхательный контроль как основной механизм регуляции сопряжения окисления и фосфорилирования. 17. Механизмы разобщения окисления и фосфорилирования. Особенности функционирования бурой жировой ткани. 18. Моно- и диоксигеназные пути использования кислорода в клетке. Пероксидазный и радикальный пути использования кислорода. 19. Реакции образования активных форм О2 (О2-, ֹОН, 1O2, О22-, R-ООֹ), значение в физиологии и патологии клетки. Механизмы свободно-радикального окисления молекул и антиоксидантной защиты. Ориентировочная основа действия для проведения самостоятельной деятельности студентов в учебное время. Решение ситуационных задач Задача. При недостатке поступления О2 в ткани развивается гипоэнергетическое состояние, которое может привести к воспалительной реакции, а затем и некрозу данной области. Почему гипоксия вызывает снижение синтеза АТФ и почему уменьшение синтеза АТФ приводит к гибели клетки? Пример решения. Гипоксия вызывает снижение синтеза АТФ, так как O2 – конечный акцептор электронов в ЦПЭ. Уменьшение синтеза АТФ может привести к гибели клетки, так как у клетки не будет необходимого количества энергии. 1. Гипоэнергетическое состояние может возникнуть вследствие дефицита витамина В1. Объясните, какие реакции общего пути катаболизма нарушаются при гиповитаминозе В1. Улучшится ли состояние больных гиповитаминозом В1 при увеличении в их пищевом рационе углеводов? 2. Гиповитаминоз пантотеновой кислоты (В3) практически не встречается, т. к. она обнаружена повсеместно: в тканях животных, растений, микроорганизмов. Указать кофермент данного витамина, назвать тип реакций, в которых он участвует. Изобразить схематически строение коферментной формы В3 3. Объясните, почему при отравлении 2,4-динитрофенолом отмечается у пациентов тяжёлая пирогенная реакция (подъём температуры). 4. Объясните механизм токсического действия на организм барбитуратов, цианидов 5. В суспензию митохондрий добавили 0,6 ммоль/мл малата и 0,3 ммоль/мл АДФ. Поглощение кислорода, начавшееся сразу после добавления малата и АДФ, через некоторое время прекратилось. Почему? Почему? 6. Гипоксия часто вызывает активацию свободно-радикального повреждения мембран и белков клеток. Назовите витамины, обладающие антиоксидантной активностью, которые могут предотвратить повреждение биомолекул. Что происходит с молекулой витамина-антиоксиданта после взаимодействия со свободными радикалами? 7. Новорожденный в течение родов перенес гипоксию. При гипоксии усиливаются процессы генерации свободных радикалов. Какие витамины будут показаны для усиления нейтрализации образуемых свободных радикалов? Каков механизм их действия? 8. 2,4-динитрофенол, который разобщает процесс окислительного фосфорилирования, пытались использовать для борьбы с ожирением. На чем основывался этот выбор? В настоящее время подобные вещества уже не применяются в качестве лекарственных препаратов, так как известны случаи, когда их применение приводило к летальному исходу. Почему прием таких препаратов может привести в гибели? 9. Немедленное введение нитрита, окисляющего феррогемоглобин (Fe2+) в ферригемоглобин (Fe3+), оказывает эффективное лечебное действие при отравлении цианидом. Какова основа действия этого антидота? 10. У мужчины, в течение многих лет злоупотреблявшего алкоголем, появились воспаления слизистой оболочки языка, губ, помутнение хрусталика, общая мышечная слабость. В анализе крови установлено значительное снижение активности глутатионредуктазы эритроцитов. Активность фермента выросла после добавления в пробу рибофлавина. Какой кофермент входит в состав глутатион-редуктазы эритроцитов? 11. В клинику поступила пациентка с отравлением снотворными препаратами - производными барбитуровой кислоты. Какие соединения нужно ввести больной для восстановления тканевого дыхания на период выведения снотворного препарата из организма? А. Изоцитрат. Б. Ацил-КоА. В. Малат. Д. Сукцинат. 12. Кислород необходим для ряда реакций, приводящих к образованию соединений пероксидной природы, с помощью которых лейкоциты уничтожают фагоцитированные микроорганизмы. Какие процессы при этом активируются в лейкоцитах? Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время. Выполнить индивидуальные тестовые задания Этапы проведения занятия: 1) Вводная беседа – 5 мин 2) Коллоквиум, тестовый опрос – 80 мин 3) Подведение итогов занятия - 5 мин Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе. Модуль II: Метаболизм углеводов
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |