Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экранные искусства и их значение в медиаобразовании школьников. Интеграция занятий по экранным искусствам с другими дисциплинами художественного цикла




Образование в области экранных искусств, или кинообразование, является одним из важных направлений современной художественной педагогики. Это направление в наши дни чрезвычайно актуально, поскольку современная культура общества становится все более зрелищной и экранные искусства занимают в ней значительное место. Именно поэтому образование учащихся в области экранных искусств становится важным для педагогики направлением художественного образования и творческого развития учащихся.

Кинообразование традиционно делится на две составляющие: 1) образование детей в области кино, знакомство их с выдающимися произведениями экрана, предполагающее развитие навыков восприятия, анализа экранных произведений, знакомство с основами языка этого искусства, и 2) детское экранное творчество, направленное на создание учащимися собственных произведений - любительских фильмов.

Педагоги общеобразовательных школ давно обратили внимание на большой педагогический потенциал работы учащихся с использованием видеокамеры. Видеосъемку сегодня используют и учителя-предметники, и классные руководители, и педагоги школьного дополнительного образования. О возросшем интересе к видеотворчеству свидетельствует быстрый рост за последнее десятилетие числа всевозможных конкурсов и фестивалей детского экранного творчества – международных, региональных, городских, окружных, школьных.

Специфика кинотворчества, заключающаяся в передаче в звукозрительных образах картины мира, занимает особое место в структуре художественного отражения действительности. Творческий подход к видеосъемке конкретизируется в умениях создавать художественные образы на языке кино, передавать пространство и время с помощью фиксации действительности и последующего монтажа ее отдельных фрагментов. Все это - особого рода эстетические и художественные коммуникативные умения, постижение которых содействует общему творческому развитию учащихся. В этом смысле занятия кинотворчеством, или видеотворчеством, играют уникальную роль в художественном и эстетическом развитии учащихся, поскольку синтезируют все полученные детьми знания об искусстве, соединяют эти знания с художественно-эстетическим познанием действительности. Звукозрительный образ в фильме синтезирует почти все основные виды восприятия, свойственные человеку, как вербальные, так и невербальные. Для формирования творческих умений школьника важно, чтобы обучение экранному творчеству не только проходило на хорошем технологическом и художественном уровне, но и соответствовало бы возрастным особенностям учащихся.

Современный выпускник общеобразовательной школы, вступая в жизнь, должен уметь выражать свои мысли как вербально, так и с помощью аудиовизуальных средств – таковы требования современного общества, его дигитальной культуры. Навыки создания фотографии, компьютерной презентации, видеофильма для людей любой специальности становятся неотъемлемыми качествами не только индивидуальной культуры, но и частью профессиональных требований в любой сфере деятельности.

Характерной чертой нашего времени становится ориентация на развитие креативности подрастающего поколения. Занятия видеотворчеством эффективно способствуют художественно-творческому развитию учащихся на разных этапах их развития, в том числе, и в сложный период взросления в старших классах школы, когда фактически прекращается преподавание предметов искусства (музыка, изобразительное искусство), а увлечение старшеклассников «техническими» искусствами (фото, видео) не находит квалифицированной поддержки и соответствующего педагогического руководства. Все это свидетельствует о своевременности постановки проблемы детского видеотворчества и необходимости ее теоретической и методической разработки.

Проблема творческого развития личности всегда вызывала интерес исследователей в разных областях гуманитарного знания. Процессу становления творческой личности посвящены работы в области педагогики, социологии и психологии искусства (Л.С Выготский, Ф.Т. Михайлов, В.П. Зинченко и др.), концепции воспитания искусством (А.В. Бакушинский, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов) и развивающегося обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). В разработке психолого-педагогических аспектов руководства детским творчеством большой интерес представляют работы П.П. Блонского, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, Н.Н. Фоминой, Ю.Н. Усова.

Определение современного кинообразования и медиаобразования как составных частей художественного образования и эстетического воспитания, направленных на развитие навыков восприятия, воспитание грамотного кинозрителя нашло свое отражение в трудах: И.В. Вайсфельда, О.А. Баранова, Ю.М. Рабиновича, О.Ф. Нечай, Ю.Н. Усова, С.Н. Пензина, Г.А. Поличко, А.В. Федорова, Л.М. Баженовой, Е.А. Бондаренко и др.

Вопросы самодеятельного детского кинотворчества, подход к нему, как к обучению мастерству создания самодеятельного фильма, введение в эстетику кино, освоение его языковых особенностей, развитие авторского мышления, совершенствование мастерства в разных кинопрофессиях нашло отражение в работах Л.П. Дыко, М.Е. Голдовской, Л.В. Косматова, Н.В. Крючечникова, Ю.Е. Красного и Л.И. Курдюковой, В.П. Кимен, Н.Д. Панфилова и других.

Эталоном для разработки программ для самодеятельного видеотворчества стали работы профессиональных кинопедагогов, выдающихся мастеров отечественного кино: Л.В. Кулешова, С.М. Эйзенштейна, Д. Вертова, В.И. Пудовкина, А.П. Довженко, Г.М. Козинцева, М.И. Ромма, С.А. Герасимова и других. Именно в их трудах заложены фундаментальные основы профессионального кинообразования, содержится перечень основных дисциплин, входящих в содержание образования будущих создателей кино, определены важные элементы творчества, последовательность постижения творческих этапов в кинопроцессе, разработана методика обучения разным кинопрофессиям.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Правительством России в 2008 году, одним из приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий является медиаобразование.

Век информационных технологий принес с собой новые возможности для воспитания, развития, обучения детей, но одновременно появились и новые требования к этому процессу. Новое поколение стандартов содержит требования к формированию ряда умений и, прежде всего, к умению работать с информацией, которое сегодня невозможно без знания языка и технологий СМИ. Образование в области масс-медиа выступает сегодня как компонент общекультурной подготовки учащихся и является одним из механизмов формирования и развития метапредметных, личностных, предметных результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Современный выпускник общеобразовательной школы, вступая в жизнь, должен уметь выражать свои мысли как вербально, так и с помощью аудиовизуальных средств – таковы требования современного общества. Навыки создания фотографии, компьютерной презентации, видеофильма становятся неотъемлемыми качествами не только индивидуальной культуры, но и входят в число профессиональных требований, предъявляемых сегодня в любой сфере человеческой деятельности.

Медиаобразование во многом должно быть нацелено на работу со школьниками ещё и потому, что их социализация в большой степени происходит через электронные виды средств коммуникации, такие как форумы, интернет-газеты, блоггерство, личные дневники, страницы, индивидуальные сайты, сайты неформальных сообществ и корпоративные, электронную почту. В силу расширения влияния средств массовой информации на человека медиаобразование сегодня должно стать частью непрерывного образования.

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

Медиаобразование можно разделить на следующие основные направления:

1) медиаобразование будущих профессионалов в мире прессы, радио, телевидения, кино, видео и Интернета;

2) медиаобразование будущих педагогов;

3) медиаобразование как часть общего образования школьников, которое может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.);

4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования;

5) дистанционное медиаобразование с помощью прессы, телевидения, радио, видео, DVD, системы Интернет;

6) самостоятельное или непрерывное медиаобразование, которое может осуществляться в течение всей жизни человека.

В российской школе медиаобразование развивается по двум направлениям: в рамках программ дополнительного образования и на базовом уровне как надпредметная образовательная область. В дополнительном образовании при наличии большего количества учебных часов учащиеся имеют возможность получить углубленное представление о работе средств массовой информации. На базовых занятиях, как известно, решаются в первую очередь учебные задачи в рамках учебного предмета. Но именно второе направление определяет массовое внедрение медиаобразования, доступное всем учащимся.

В Российской педагогической энциклопедии есть определение: «Медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) - направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации». [i]

Среди основных задач медиаобразования можно выделить:

• развитие способности к критическому мышлению;

• развитие способностей к восприятию, идентификации, интерпретации, декодированию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов;

• развитие коммуникативных способностей личности;

• обучение человека экспериментировать с различными способами технического использования медиа, создавать медиапродукты / тексты;

• давать знания по теории и истории медиа и медиакультуры, включая такие ключевые понятия, как агентство медиа (agency), категория медиа (category), язык медиа (language), технология медиа (technology), репрезентация медиа (representation), аудитория медиа (audience) и др.

Опираясь на накопленный опыт по своению НИТ, необходимо интегрировать медиаобразование с базовым, решать проблемы отношения и понимания медиаобразования учителями, искать и разрабатывать методические приемы реализации медиаобразования на всех уроках, что позволит эффективно решать проблемы интеграции различных образовательных областей. Используя технологии медиаобразования можно эффективно воздействовать на систему коммуникации, сложившуюся в самой системе образования (учитель-ученик), с тем, чтобы усовершенствовать учебный процесс, решать уже не только социокультурные, но и дидактические задачи.

Смысл интеграции медиаобразования в те или иные школьные учебные предметы заключается в том, что следует находить как можно больше точек соприкосновения учебной информации каждой образовательной области и информационных потоков, с которыми сталкивается ребенок вне школы.

Актуальным следует признать уровень подготовки школьников к жизни в информатизированном пространстве, на внутреннюю и внешнюю корректировку мировоззренческих, социальных и практико-ориентированных составляющих информационной сферы личности под воздействием школьных и внешкольных информационных потоков.

Повышение качества образования определяется уровнем эффективности образовательных технологий (в том числе технологий мультимедиаобразования).

За счет внедрения новых информационных технологий и мультимедиа возможно расширить различного рода практикумы, дополнительные образовательные услуги, интерактивные и коллективные формы работы в дистанционном обучении, привязать изучаемый материал к проблемам повседневной жизни, разнообразить формы и методы воспитательной работы.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.