КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человеческий капитал – совокупность полученных благодаря образованию и практическому опыту способностей и качеств человека, применяемых в процессе производства и обслуживания. 6 страница
Система с фиксированным количеством (FIXED QUANTITY SYSTEM) - метод, при котором осуществляется постоянный контроль уровня материально-технических запасов. Заказы размещаются только тогда, когда этот уровень падает ниже заданной и неизменной величины. Объем заказа всегда остается одним и тем же.
Система управления – совокупность закономерно связанных друг с другом элементов управления (цели, структура, задачи, технология, персонал), объединенных в механизм, дающий возможность достигать поставленные цели, принимать скоординированные и эффективные решения. Система управления – состоит из субъекта и объекта управления; субъект управления – тот, кто управляет, объект – кем управляют. Системный анализ — научная дисциплина, разрабатывающая общие принципы исследования сложных объектов как систем.
Ситуативная модель Фидлера (FIEDLER'S CONTINGENCY MODEL OF LEADERSHIP) - модель, в которой выделены три фактора, влияющих на эффективность руководства: отношения между руководителем и членами коллектива, структура задания и должностная власть, т.е. законная власть, данная руководителю по должности.
Ситуационная теория мотивации (PROCESS THEORY OF MOTIVATION) - модель мотивации, основанная на предположении, что поведение человека является функцией не только его потребностей, но и восприятия им той или иной ситуации и возможных результатов выбора того или иного типа поведения.
Ситуационный подход (CONTINGENCY APPROACH) - концепция, утверждающая, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). В данном подходе сделана попытка интегрировать отдельные аспекты исторически предшествующих школ управления путем сочетания определенных приемов. Концепция управления в конкретных ситуациях для более эффективного достижения целей организации. Известен под названием "конкретный подход".
Ситуационный подход к разработке управленческого решения — концептуальный подход к поиску оптимального решения как к функции факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные).
Ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.
Скрытый рынок труда - рынок, образуемый работниками, для которых вероятность потерять работу весьма велика. Речь идет о людях, которым приходится трудиться в условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели. По официальной статистике они не являются безработными. К С.р.т. относятся также люди, которые отчаялись найти работу и, утратив право на получение пособий, отказались регистрироваться на бирже труда. Гипертрофия С.р.т. — отличительная черта переходного периода, в условиях которого при недостаточности средств по соц. защите вынужденно незанятого населения государство стремится переложить часть функций по смягчению перехода к рыночным отношениям на администрацию и трудовые коллективы предприятий. Ср.т. по данным официальной статистики соотносится с открытым рынком как 5:1. Наряду с разбуханием С.р.т. наблюдается застойный характер происходящих в нем процессов: значительная часть рабочей силы находится в его сфере недопустимо долго для эффективной экономики.
Сложность вешнего окружения (COMPLEXITY, ENVIRONMENTAL) - определяется числом внешних факторов, на которые организации приходится реагировать, а также степенью переменчивости каждого такого фактора.
Служебные совещания - один из эффективных способов привлечения сотрудников к процессу принятия решений; инструмент управления причастностью сотрудников к делам подразделения и организации в целом. Главные задачи организаторов С.с: четко определить целевую направленность совещания; выбрать оптимальный регламент совещания; не сводить совещание к решению частных вопросов, которые можно решить в рабочем порядке. С.с. — это работа коллективного разума. По своей общей целевой направленности С.с. могут быть проблемными (для выработки коллегиальных решений по комплексным, сложным вопросам), оперативными (для получения информации о текущем состоянии дел в организации, выработки решений оперативного характера и постановки соответствующих задач перед исполнителями), информационными (для доведения определенной информации, разъяснения задач, изучения различных точек зрения на проблемы, обобщения информации).
Служебный документ - документ, оформленный на служебном бланке, содержащий сведения о каком-либо факте или событии (напр., письмо, приказ, протокол, акт и т.д.).
Слухи (GRAPEVINE) - информация, передаваемая по неформальным
Снижение риска — уменьшение вероятности возникновения потерь или размера возможного ущерба.
Событие проекта (PROJECT ACTIVITY) - любой элемент проекта, требующий определенного времени исполнения, отсутствие которого может задержать начало других событий. События не обязательно включают в себя задачи, относящиеся к выполнению работ.
Совещание — коллегиальная форма подготовки управленческого решения; организуется с целью достижения согласованного коллективного решения или информирования участников С. по конкретным вопросам деятельности структурного подразделения, организации и т.п. С. представляет собой форму управленческой деятельности, содержанием которой является совместная работа определенного количества участников управленческого процесса в заранее определенный временной период, в заранее обусловленном месте для выработки и принятия решения по заранее определенному вопросу. Организация и проведение С. включает: выработку повестки дня и определение круга предполагаемых участников; ознакомление с повесткой дня предполагаемых участников; выработку регламента С; подготовку материалов, намеченных для рассмотрения на С, — докладов или информации организатора С. и предполагаемых участников С, справочно-информационных материалов, проекта решения; организационное обеспечение С. — регистрацию и размещение участников, транспортное обеспечение, питание и культурно-массовые мероприятия; организацию работы секретариата С; техническое обеспечение проведения С; документирование работы С; оформление документальных материалов — изготовление протокола и итоговых материалов С, обеспечение участников итоговыми документальными материалами С.
Совместимость кадров - один из важнейших принципов формирования коллектива, успешная реализация которого обеспечивает высокий уровень сотрудничества, правильное распределение обязанностей в соответствии со способностями, склонностями и желаниями каждого работника. Принято выделять совместимость психологическую, профессиональную и интеллектуальную.
Совместный труд – труд сообща, на основе объединения работников, подчиненных реализации единой цели, общей организации труда и управления.
Совокупное мнение торговых агентов (SALES FORCE COMPOSITE) - метод прогнозирования спроса по "предчувствиям" персонала отдела сбыта и по мнению управляющего сбытом и некоторых торговых агентов.
Совокупный спрос труда - реальная удовлетворенная потребность всех работодателей в рабочей силе определенного качества на каждый конкретный период. Схематически С.ст. можно представить в виде кривой, которая показывает реальное число занятых в масштабах национального производства и которое работодатели способны купить при любом возможном уровне цен (заработной платы).
Содержание труда – 1) в марксистской теории – его социально-экономическая природа: свободный, принудительный или вынужденный капиталистическими производственными отношениями (отчуждение труда) труд; 2) технико-функциональные характеристики конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и формой организации производственного процесса.
Содержательность работы (JOB DEPTH) - относительная степень того влияния, которое рабочий может оказать на саму работу и на производственную среду.
Содержательность труда - состав, характер, объем и разнообразие выполняемых работником трудовых функций. Ст. определяется сложностью выполняемых работником трудовых функций, насыщенностью трудового процесса умственной деятельностью, творческими элементами, степенью самостоятельности работника при выполнении работы. Изменения в Ст. напрямую зависят от развития техники, технологии, организации производства и труда, от роста квалификационно-образовательного уровня работников.
Содержательные теории мотивации — система научных исследований, уделяющая внимание содержанию факторов, лежащих в основе мотивации. К ним относятся: теория потребностей Абрахама Маслоу, двухфакторная теория Фредерика Герцберга, теории Клейтона Альдерфера и Дэвида Мак-Клелланда. В С.т.м. производится группировка потребностей и их иерархия. Соотношение групп потребностей в соответствии с этими теориями представлено на рисунке, где прослеживается взаимосвязь потребностей по рассматриваемым С.т.м.
Содержательные теории мотивации (CONTENT THEORY OF MOTIVATION) - теория мотивации, основанная на попытке определить в первую очередь те потребности, которые заставляют людей действовать. К числу таких теорий относятся теории Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Девида Макклеланда.
Создание организации (ORGANIZING) - процесс создания структуры организации, которая дает возможность ее сотрудникам эффективно работать вместе для достижения целей организации.
Сознание — свойственная человеку способность осмысленного восприятия и понимания окружающей природной и соц. действительности, воздействующей на него и вызывающей ответную реакцию, активность. Психическое отражение, воспроизведение в мышлении реального мира происходит в форме чувственных образов, представлений, мыслей и идей, запечатлевается в языке и др. проявлениях культуры, образует выработанные в ходе общественного развития духовные ценности, которые служат средством регуляции поведения личности, соц. группы и общества в целом. Непосредственно связанное с соц. сущностью человека и его трудовой деятельностью С. выполняет важную функцию предвосхищения практических поступков, придания им целенаправленного характера.
Солидарность - 1) феномен сознания, основанный на идентификации индивида с некоторой общностью, которую он воспринимает в качестве реального субъекта социальной жизни, чья судьба и действия тесно связаны с его собственной судьбой; поэтому человек делегирует «своей» общности долю ответственности за себя и готов принять долю ответственности за других; 2) форма коллективного действия, участники которого осознают собственную субъектность, имеют общие интересы и способны предпринять организованные коллективные действия для их реализации.
Соотношение целей и средств (PATH - GOAL APPROACH) - модель руководства, согласно которой руководители должны реализовывать тот тип руководства, который наиболее подходит для данной ситуации.
Сопоставимость альтернативных вариантов управленческого решения — необходимое условие процесса разработки управленческого решения, приведение исходной информации по единым методам ее получения и уровню риска к одному объему, к одним срокам, уровню качества, условиям применения.
Сопротивление кадровым нововведениям — противодействие кадровой системы нововведениям в процессе их возникновения, разработки и реализации, представляющее собой многогранное явление, вызывающее непредвиденные отсрочки, дополнительные расходы и нестабильность процесса реализации кадровых нововведений. Не все кадровые нововведения вызывают сопротивление: группы и отдельные работники, у которых усиливается своя позиция благодаря нововведению, и (или) те, кто намеревается добиться руководящего положения, поддерживают нововведение, пр. группы или отдельные работники оказывают сопротивление нововведениям. При этом реакция и влияние группы на сопротивление существуют наряду с индивидуальным сопротивлением. Этот вид сопротивления характеризует стабильность и постоянство в гораздо большей мере, чем индивидов. Сила сопротивления, оказываемая группой, пропорциональна характеру и масштабу угрозы ее власти, степени, с которой нововведения нарушают признанные ими ценности и нормы, их соответствию информации, расцениваемой как имеющей отношение к делу, а также тому, отличается ли предлагаемая модель реальности от той, которой придерживается данная группа. Причем разрыв между действительностью и ее восприятием может значительно увеличить сопротивление (см. Факторы сопротивления нововведениям). Состав информации — классифицированные в зависимости от области (экономические, управленческие, технические и др.) данные, представленные в формализованном виде.
Сотрудник — 1) лицо, работающее вместе с кем-нибудь, его коллега или помощник; 2) название работников некоторых специальностей, а также вообще служащих (напр., научный С, С. журнала).
Сотрудничество — одна из форм поведения личности в конфликте, характеризующаяся активным участием индивида в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не за счет собственных интересов. С. предполагает открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует продолжительной совместной работы, применяется при примерном равенстве по силе оппонентов, наличия резерва по времени. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.
Социализация – процесс включения человека в организационное окружение, который в равной мере зависит как от характеристик этого окружения, так и от характеристик самого человека.
Социализация — усвоение человеком самостоятельно и посредством целенаправленного воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, соц. норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения ею соц. статуса (положения) в данном обществе. В работе с персоналом важно учитывать, что процесс С. непосредственно связан с адаптацией работника к соц. среде организации, вхождением его в ту или иную соц. группу.
Социальная адаптация в организации (ORGANIZATIONAL SOCIALIZATION) - процесс знакомства новых работников с правилами, практикой и культурой организации в ходе официальной подготовки и неофициального общения.
Социальная защита - важнейшая область соц. сферы жизнедеятельности общества; система мер, осуществляемых государством, объединениями предпринимателей и работников, общественными организациями и движениями с целью гарантировать определенный уровень и качество жизни населения, соблюдение соответствующих прав и привилегий граждан, страхование их от риска оказаться в затруднительном материальном положении, соц. помощь особенно нуждающимся в поддержке. В качестве всеобщей нормы признается право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и соц. обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам. Право на С.з., особое попечение и помощь дают материнство и младенчество. Ст. 7 Конституции РФ гласит: в стране охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается гос. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система соц. служб, устанавливаются гос. пенсии, пособия и иные гарантии.
Социальная мобильность- изменение личностью или соц. группой общественного статуса, т. е. места, занимаемого в соц. структуре данного общества. Различают С. м. как по вертикали- перемещение вверх или вниз по соц. лестнице, так и по горизонтали- передвижение на одном и том же уровне, в пределах одной и той же общности, соц. слоя. Чем больше то или иное общество предоставляет возможностей для С. м., тем выше уровень его соц.- экон. и духовного развития, тем демократичнее оно в своем устройстве.
Социальная общность - один из основных типов соц. систем; реально существующая, эмпирически фиксируемая, относительно единая и самостоятельная совокупность двух или более личностей, объединенных по терр., этническим, демографическим, культурным, экон., политическим и иным признакам. Различаются массовые и групповые общности, причем соц. группы, как правило, входят в более широкие общности в качестве структурных образований. Любая организация представляет собой разновидность соц. системы, устойчивую форму объединения личностей, соц. групп и иных общностей, связанных совместной деятельностью.
Социальная ответственность (SOCIAL RESPONSIBILITY) - действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона.
Социальная политика -составная часть общей стратегии государства, относящаяся к соц. сфере; целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему соц. гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны. Проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку С. п. предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели соц. развития. Задачи С. п. охватывают стимулирование экон. роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и соц. защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает таки мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.
Социальная проблема- сложная, трудно разрешимая на данный момент задача в соц. сфере(напр., проблема предотвращения безработицы, проблема экологической безопасности региона и т. п.).
Социальная самоорганизация – процесс, направленный на создание, упорядочение или совершенствование спонтанно сложившейся системы соц. связей, взаимодействия и отношений. Вместе с тем это важная функция неформальных организаций (соц. групп, общностей и т. п.), основанных на совпадении интересов их участников, единстве норм межличностного и межгруппового общения.
Социальная система -определенным образом упорядоченное множество частей соц. бытия, взаимосвязанных между собой и составляющих целостное образование(соц. группу, общность, отдельное общество, мировое сообщество). Основным элементом С. с. являются люди, присущие им соц. связи, соц. взаимодействие и отношения. Одной из разновидностей С. с. выступает экон. организация, личный состав которой связан совместной трудовой деятельностью.
Социальная справедливость - совокупность исторически сложившихся представлений о сущности человека, его личном достоинстве и неотъемлемых правах; требование соответствия между реальной значимостью личности, соц. группы, общности и их соц. положением, равенства всех граждан перед законом, гарантий соц. защищенности каждого. Основы соц. справедливости в их современном понимании нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, др. международных документах, а также в законах многих стран. В РФ права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией страны. Российское государство исходит из равенства всех перед законом и судом, обеспечивает широкий спектр соц. гарантий, включая защиту от безработицы, свободный выбор рода деятельности и профессии, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, доступность образования, культуры, медицинского обслуживании и жилья, поддержку пожилых граждан и инвалидов, материнства и детства. Следование принципу С. с. имеет исключительно важное значение в работе с персоналом любой организации.
Социальная стабильность -состояние постоянства, устойчивости какой- либо соц. системы (напр., рабочей группы или трудового коллектива).
Социальная структура – строение общества как соц. системы, устойчивые связи составляющихего основных элементов и отношения между ними; совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, соц. слоев и групп. Характеризует как общество в целом, так и разного рода общности, в т. ч. И персонал организаций.
Социальная сфера – составная часть жизни общества, непосредственно связанная с распределением материальных и духовных благ, удовлетворением специфических потребностей человека, качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досуга. Это и область деятельности значительного числа людей, занятых соц. обслуживанием населения, предоставлением соц. благ и услуг. Как неотъемлемая часть общественной жизни С. с. охватывает разнообразные отношения между личностями, соц. группами и слоями в том их виде, как они складываются на тот или иной конкретно- исторический момент. С. с. включает ряд отраслей народного хозяйства и основные элементы соц. инфраструктуры, в т. ч. Учреждения здравоохранения, образования и культуры, санаторно- курортный комплекс, индустрию спорта и туризма, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. С. с. вбирает в себя систему соц. защиты и гарантий населения, установленных законами государства и опирающихся на традиции, обычаи жителей данной страны.
Социальное иждивенчество— один из психологических феноменов, являющихся следствием существования в трудовом коллективе неформальных рабочих групп. Суть его заключается в том, что члены группы работают менее напряженно, чем люди, работающие в одиночку. Одно из объяснений социального иждивенчества заключается в том, что члены групп рассчитывают «затеряться в толпе» таким образом, чтобы их не слишком активный труд остался незамеченным. Кроме того, исходя из своего предшествующего опыта, люди склонны считать других не слишком трудолюбивыми, а потому и сами не спешат «выкладываться». Социально- психологический климат — состояние межличностных и групповых связей в коллективе, отражающее деловой настрой, трудовую мотивацию и степень соц. оптимизма персонала организации. Нормальная атмосфера этих отношений дает возможность каждому работнику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к совместной работе, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом. Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, С.-п.к. выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экон. выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие. Это суммарный эффект от многих факторов, влияющих на персонал организации и в конечном счете определяющих стремление работников к полезной деятельности, творческой инициативе, сотрудничеству и сплоченности с др.
Социальные нормы — установленные обществом, государством, отдельной организацией, коллективом, малой соц. группой правила, образцы поведения, принципы деятельности, соответствующие общепринятым ценностям и идеалам, обязательные или рекомендуемые своим членам (участниками) для исполнения. Функционально С.н. реализуются через нравственные требования, законоположения и др. правовые акты, обычаи и общественное мнение. Напр., каждый гражданин РФ вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с др. лицами. Конституцией РФ (ст. 35) установлено, что право частной собственности охраняется законом.
Социальные ожидания - ориентация личности, соц. группы на удовлетворение своих материальных и духовных потребностей, реализацию интересов, а также ценностных притязаний на соц. блага и услуги (напр., прокладка в городе новых троллейбусных линий позволяет его жителям надеяться на улучшение работы городского пассажирского транспорта).
Социальные связи — неотъемлемый и устойчивый элемент любой соц. системы; объективно устанавливаемые связи между людьми в процессе совместной деятельности в той или иной области жизни общества в конкретное время и для достижения реальных целей. Это связи взаимодействия, отношений и соц. контроля, которые определяются условиями существования и проявляются в содержании, характере действий личностей, составляющих данную общность. Каждый человек, рождаясь, застает определенную структуру соц. связей и включается в нее по мере своей социализации.
Социальные ценности - система оценок, в которых выражаются духовные устремления личности или соц. общности, их идеалы, жизненные ориентиры, нравственные принципы, привязанности и предпочтения, нормы поведения. Это совокупность ценностных установок, убеждений, представлений человека о своем назначении в мире и достоинстве, выступающих источником индивидуальной и групповой мотивации, критерием значимости соц. целей, доминирующим фактором жизнедеятельности. Важное место в системе С. Ц. занимает осознание смысла труда как основы всей человеческой культуры, фундамента мировой цивилизации. Наряду с групповыми и национальными ценностями все большее значение придается общечеловеческим ценностям — сохранение мира между народами, научно-технический и социальный прогресс, соц. справедливость, уважение прав и свобод человека, диалог и взаимообогащение многообразных культур.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |