Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человеческий капитал – совокупность полученных благодаря образованию и практическому опыту способностей и качеств человека, применяемых в процессе производства и обслуживания. 6 страница




 

Система с фиксированным количеством (FIXED QUANTITY SYSTEM) - метод, при котором осуществляется постоянный контроль уровня материально-технических запасов. Заказы размещаются только тогда, когда этот уровень падает ниже заданной и неизменной величины. Объем заказа всегда остается одним и тем же.

 

Система управления – совокупность закономерно связанных друг с другом элементов управления (цели, структура, задачи, технология, персонал), объединенных в механизм, дающий возможность достигать поставленные цели, принимать скоординированные и эффективные решения.

Система управления – состоит из субъекта и объекта управления; субъект управления – тот, кто управляет, объект – кем управляют.

Системный анализ — научная дисциплина, разрабатывающая общие принципы исследования сложных объектов как систем.

 

Ситуативная модель Фидлера (FIEDLER'S CONTINGENCY MODEL OF LEADERSHIP) - модель, в которой выделены три фактора, влияющих на эффективность руководства: отношения между руководителем и членами коллектива, структура задания и должностная власть, т.е. законная власть, данная руководителю по должности.

 

Ситуационная теория мотивации (PROCESS THEORY OF MOTIVATION) - модель мотивации, основанная на предположении, что поведение человека является функцией не только его потребностей, но и восприятия им той или иной ситуации и возможных результатов выбора того или иного типа поведения.

 

Ситуационный подход (CONTINGENCY APPROACH) - концепция, утверждающая, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). В данном подходе сделана попытка интегрировать отдельные аспекты исторически предшествующих школ управления путем сочетания определенных приемов. Концепция управления в конкретных ситуациях для более эффективного достижения целей организации. Известен под названием "конкретный подход".

 

Ситуационный подход к разработке управленческого решения — концептуальный подход к поиску оптимального решения как к функции факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные).

 

Ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.


Ситуация — совокупность обстоятельств (положение, обстановка), сложившихся в организации или ее подразделении.

 

Скрытый рынок труда - рынок, об­разуемый работниками, для которых ве­роятность потерять работу весьма вели­ка. Речь идет о людях, которым прихо­дится трудиться в условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей не­дели. По официальной статистике они не являются безработными. К С.р.т. относят­ся также люди, которые отчаялись найти работу и, утратив право на получение по­собий, отказались регистрироваться на бирже труда. Гипертрофия С.р.т. — отли­чительная черта переходного периода, в условиях которого при недостаточности средств по соц. защите вынужденно не­занятого населения государство стремит­ся переложить часть функций по смягче­нию перехода к рыночным отношениям на администрацию и трудовые коллекти­вы предприятий. Ср.т. по данным офи­циальной статистики соотносится с от­крытым рынком как 5:1. Наряду с разбу­ханием С.р.т. наблюдается застойный ха­рактер происходящих в нем процессов: значительная часть рабочей силы нахо­дится в его сфере недопустимо долго для эффективной экономики.

 

Сложность вешнего окружения (COMPLEXITY, ENVIRONMENTAL) - определяется числом внешних факторов, на которые организации приходится реагировать, а также степенью переменчивости каждого такого фактора.


Служащие — 1)обобщенная соц. группа работников, занятых преимущественно различными видами умственной деятель­ности (врачи, учителя и др.); 2) укруп­ненная категория персонала организации, осуществляющая непосредственное руко­водство управляемым объектом, выработ­ку необходимых решений и подготовку информации. По характеру и содержанию выполняемых функций С. подразделяют­ся на три категории: руководителей, спе­циалистов, технических исполнителей (в соответствии с постановлением Минис­терства труда и социального развития РФ от 6 июня 1996 г., № 32). Каждая из кате­горий С. имеет свои особенности как по содержанию их труда и характеру умст­венных нагрузок, так и по влиянию на результаты деятельности всего коллекти­ва организации.

 

Служебные совещания - один из эффективных способов привлечения со­трудников к процессу принятия решений; инструмент управления причастностью сотрудников к делам подразделения и организации в целом. Главные задачи организаторов С.с: четко определить це­левую направленность совещания; вы­брать оптимальный регламент совещания; не сводить совещание к решению част­ных вопросов, которые можно решить в рабочем порядке. С.с. — это работа кол­лективного разума. По своей общей це­левой направленности С.с. могут быть проблемными (для выработки коллегиаль­ных решений по комплексным, сложным вопросам), оперативными (для получения информации о текущем состоянии дел в организации, выработки решений опера­тивного характера и постановки соответ­ствующих задач перед исполнителями), информационными (для доведения опре­деленной информации, разъяснения за­дач, изучения различных точек зрения на проблемы, обобщения информации).

 

Служебный документ - документ, оформленный на служебном бланке, со­держащий сведения о каком-либо факте или событии (напр., письмо, приказ, про­токол, акт и т.д.).

 

Слухи (GRAPEVINE) - информация, передаваемая по неформальным
каналам сообщения.

 

Снижение риска — уменьшение вероятности возникновения потерь или размера возможного ущерба.

 

Событие проекта (PROJECT ACTIVITY) - любой элемент проекта, требующий определенного времени исполнения, отсутствие которого может задержать начало других событий. События не обязательно включают в себя задачи, относящиеся к выполнению работ.

 

Совещание — коллегиальная форма под­готовки управленческого решения; орга­низуется с целью достижения согласован­ного коллективного решения или инфор­мирования участников С. по конкретным вопросам деятельности структурного под­разделения, организации и т.п. С. пред­ставляет собой форму управленческой деятельности, содержанием которой яв­ляется совместная работа определенно­го количества участников управленческого процесса в заранее определенный времен­ной период, в заранее обусловленном месте для выработки и принятия реше­ния по заранее определенному вопросу. Организация и проведение С. включает: выработку повестки дня и определение круга предполагаемых участников; озна­комление с повесткой дня предполагае­мых участников; выработку регламента С; подготовку материалов, намеченных для рассмотрения на С, — докладов или ин­формации организатора С. и предполага­емых участников С, справочно-информационных материалов, проекта решения; организационное обеспечение С. — ре­гистрацию и размещение участников, транспортное обеспечение, питание и культурно-массовые мероприятия; орга­низацию работы секретариата С; техни­ческое обеспечение проведения С; доку­ментирование работы С; оформление до­кументальных материалов — изготовление протокола и итоговых материалов С, обеспечение участников итоговыми доку­ментальными материалами С.

 

Совместимость кадров - один из важнейших принципов формирования коллектива, успешная реализация кото­рого обеспечивает высокий уровень со­трудничества, правильное распределение обязанностей в соответствии со способ­ностями, склонностями и желаниями каж­дого работника. Принято выделять со­вместимость психологическую, професси­ональную и интеллектуальную.

 

Совместный труд – труд сообща, на основе объединения работников, подчиненных реализации единой цели, общей организации труда и управления.

 

Совокупное мнение торговых агентов (SALES FORCE COMPOSITE) - метод прогнозирования спроса по "предчувствиям" персонала отдела сбыта и по мнению управляющего сбытом и некоторых торговых агентов.


Совокупный спрос рабочей силы - потребность экономики в рабочей силе для производства товаров и услуг при любом возможном уровне цены труда.

 

Совокупный спрос труда - реаль­ная удовлетворенная потребность всех ра­ботодателей в рабочей силе определенного качества на каждый конкретный период. Схематически С.ст. можно представить в виде кривой, которая показывает реаль­ное число занятых в масштабах нацио­нального производства и которое работо­датели способны купить при любом воз­можном уровне цен (заработной платы).

 

Содержание труда – 1) в марксистской теории – его социально-экономическая природа: свободный, принудительный или вынужденный капиталистическими производственными отношениями (отчуждение труда) труд; 2) технико-функциональные характеристики конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и формой организации производственного процесса.

 

Содержательность работы (JOB DEPTH) - относительная степень того влияния, которое рабочий может оказать на саму работу и на производственную среду.

 

Содержательность труда - состав, характер, объем и разнообразие выпол­няемых работником трудовых функций. Ст. определяется сложностью выполняе­мых работником трудовых функций, на­сыщенностью трудового процесса умст­венной деятельностью, творческими эле­ментами, степенью самостоятельности работника при выполнении работы. Из­менения в Ст. напрямую зависят от раз­вития техники, технологии, организации производства и труда, от роста квалифи­кационно-образовательного уровня работ­ников.

 

Содержательные теории мотивации — система научных исследований, уделяющая внимание содержанию факто­ров, лежащих в основе мотивации. К ним относятся: теория потребностей Абрахама Маслоу, двухфакторная теория Фре­дерика Герцберга, теории Клейтона Альдерфера и Дэвида Мак-Клелланда. В С.т.м. производится группировка потреб­ностей и их иерархия. Соотношение групп потребностей в соответствии с этими тео­риями представлено на рисунке, где про­слеживается взаимосвязь потребностей по рассматриваемым С.т.м.

 

Содержательные теории мотивации (CONTENT THEORY OF MOTIVATION) - теория мотивации, основанная на попытке определить в первую очередь те потребности, которые заставляют людей действовать. К числу таких теорий относятся теории Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Девида Макклеланда.

 

Создание организации (ORGANIZING) - процесс создания структуры организации, которая дает возможность ее сотрудникам эффективно работать вместе для достижения целей организации.

 

Сознание — свойственная человеку спо­собность осмысленного восприятия и по­нимания окружающей природной и соц. действительности, воздействующей на него и вызывающей ответную реакцию, активность. Психическое отражение, вос­произведение в мышлении реального мира происходит в форме чувственных образов, представлений, мыслей и идей, запечатлевается в языке и др. проявлени­ях культуры, образует выработанные в ходе общественного развития духовные ценности, которые служат средством ре­гуляции поведения личности, соц. груп­пы и общества в целом. Непосредствен­но связанное с соц. сущностью человека и его трудовой деятельностью С. выпол­няет важную функцию предвосхищения практических поступков, придания им целенаправленного характера.

 

Солидарность - 1) феномен сознания, основанный на идентификации индивида с некоторой общностью, которую он воспринимает в качестве реального субъекта социальной жизни, чья судьба и действия тесно связаны с его собственной судьбой; поэтому человек делегирует «своей» общности долю ответственности за себя и готов принять долю ответственности за других; 2) форма коллективного действия, участники которого осознают собственную субъектность, имеют общие интересы и способны предпринять организованные коллективные действия для их реализации.

 

Соотношение целей и средств (PATH - GOAL APPROACH) - модель руководства, согласно которой руководители должны реализовывать тот тип руководства, который наиболее подходит для данной ситуации.

 

Сопоставимость альтернативных вариантов управленческого решения — необходимое условие процесса разработки управленческого решения, приведение исходной информации по единым методам ее получения и уровню риска к одному объему, к одним срокам, уровню качества, условиям применения.

 

Сопротивление кадровым нововведениям — противодействие кадро­вой системы нововведениям в процессе их возникновения, разработки и реали­зации, представляющее собой многогран­ное явление, вызывающее непредвиден­ные отсрочки, дополнительные расходы и нестабильность процесса реализации кадровых нововведений. Не все кадровые нововведения вызывают сопротивление: группы и отдельные работники, у кото­рых усиливается своя позиция благодаря нововведению, и (или) те, кто намерева­ется добиться руководящего положения, поддерживают нововведение, пр. группы или отдельные работники оказывают со­противление нововведениям. При этом реакция и влияние группы на сопротив­ление существуют наряду с индивидуаль­ным сопротивлением. Этот вид сопротив­ления характеризует стабильность и по­стоянство в гораздо большей мере, чем индивидов. Сила сопротивления, оказы­ваемая группой, пропорциональна харак­теру и масштабу угрозы ее власти, степе­ни, с которой нововведения нарушают признанные ими ценности и нормы, их соответствию информации, расценивае­мой как имеющей отношение к делу, а также тому, отличается ли предлагаемая модель реальности от той, которой при­держивается данная группа. Причем раз­рыв между действительностью и ее вос­приятием может значительно увеличить сопротивление (см. Факторы сопротивле­ния нововведениям).

Состав информации — классифицированные в зависимости от области (экономические, управленческие, технические и др.) данные, представленные в формализованном виде.

 

Сотрудник — 1) лицо, работающее вмес­те с кем-нибудь, его коллега или помощ­ник; 2) название работников некоторых специальностей, а также вообще служа­щих (напр., научный С, С. журнала).

 

Сотрудничество — одна из форм пове­дения личности в конфликте, характери­зующаяся активным участием индивида в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не за счет собственных интересов. С. предполагает открытый обмен мнениями, заинтересо­ванность всех участников конфликта в вы­работке общего решения. Данная форма требует продолжительной совместной ра­боты, применяется при примерном равен­стве по силе оппонентов, наличия резе­рва по времени. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком под­ходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выра­ботка общего решения с соблюдением ин­тересов всех участников.

 

Социализация – процесс включения человека в организационное окружение, который в равной мере зависит как от характеристик этого окружения, так и от характеристик самого человека.

 

Социализация — усвоение человеком самостоятельно и посредством целена­правленного воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, соц. норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения ею соц. статуса (положения) в данном обще­стве. В работе с персоналом важно учи­тывать, что процесс С. непосредственно связан с адаптацией работника к соц. сре­де организации, вхождением его в ту или иную соц. группу.

 

Социальная адаптация в организации (ORGANIZATIONAL SOCIALIZATION) - процесс знакомства новых работников с правилами, практикой и культурой организации в ходе официальной подготовки и неофициального общения.

 

Социальная защита - важнейшая об­ласть соц. сферы жизнедеятельности общества; система мер, осуществляемых го­сударством, объединениями предприни­мателей и работников, общественными организациями и движениями с целью га­рантировать определенный уровень и ка­чество жизни населения, соблюдение со­ответствующих прав и привилегий граж­дан, страхование их от риска оказаться в затруднительном материальном положе­нии, соц. помощь особенно нуждающим­ся в поддержке. В качестве всеобщей нор­мы признается право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и соц. обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обес­печение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления ста­рости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от чело­века обстоятельствам. Право на С.з., осо­бое попечение и помощь дают материн­ство и младенчество. Ст. 7 Конституции РФ гласит: в стране охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гаран­тированный минимальный размер опла­ты труда, обеспечивается гос. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развива­ется система соц. служб, устанавливают­ся гос. пенсии, пособия и иные гарантии.


Социальная инфраструктура организации -комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально- бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей людей. В условиях РФ перечень объектов, предназначенных для оказания разнообразных соц.услуг, включает: обобществленный жилищный фонд(дома, общежития) и объекты коммунального хозяйства(гостиницы, бани, прачечные) с сетями энерго-, газо- и теплоснабжения, канализации, водопровода, телефонизации и т.п.; медицинские лечебно профилактические учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, профилактории и др.); объекты образования и культуры (школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, дома культуры, клубы, библиотеки, выставочные залы); объекты торговли и общественного питания(магазины, столовые, кафе, рестораны, подсобные хозяйства для поставки свежих продуктов); объекты бытового обслуживания(комбинаты, мастерские, ателье, салоны, пункты проката); спортивные сооружения(стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий; коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарищества. Организация в зависимости от своих масштабов, формы собственности, подчиненности, местоположения и иных условий может располагать целиком собственной соц. Инфраструктурой, иметь набор только ее отдельных элементов или рассчитывать на кооперацию с др. организациями и на муниципальную базу соц. сферы. Но при любом варианте забота о соц. инфраструктуре является важнейшим требованием к управлению соц. развитием.

 

Социальная мобильность- изменение личностью или соц. группой общественного статуса, т. е. места, занимаемого в соц. структуре данного общества. Различают С. м. как по вертикали- перемещение вверх или вниз по соц. лестнице, так и по горизонтали- передвижение на одном и том же уровне, в пределах одной и той же общности, соц. слоя. Чем больше то или иное общество предоставляет возможностей для С. м., тем выше уровень его соц.- экон. и духовного развития, тем демократичнее оно в своем устройстве.

 

Социальная общность - один из основных типов соц. систем; реально существующая, эмпирически фиксируемая, относительно единая и самостоятельная совокупность двух или более личностей, объединенных по терр., этническим, демографическим, культурным, экон., политическим и иным признакам. Различаются массовые и групповые общности, причем соц. группы, как правило, входят в более широкие общности в качестве структурных образований. Любая организация представляет собой разновидность соц. системы, устойчивую форму объединения личностей, соц. групп и иных общностей, связанных совместной деятельностью.

 

Социальная ответственность (SOCIAL RESPONSIBILITY) - действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона.

 

Социальная политика -составная часть общей стратегии государства, относящаяся к соц. сфере; целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему соц. гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны. Проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку С. п. предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели соц. развития. Задачи С. п. охватывают стимулирование экон. роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и соц. защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает таки мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

 

Социальная проблема- сложная, трудно разрешимая на данный момент задача в соц. сфере(напр., проблема предотвращения безработицы, проблема экологической безопасности региона и т. п.).

 

Социальная самоорганизация – процесс, направленный на создание, упорядочение или совершенствование спонтанно сложившейся системы соц. связей, взаимодействия и отношений. Вместе с тем это важная функция неформальных организаций (соц. групп, общностей и т. п.), основанных на совпадении интересов их участников, единстве норм межличностного и межгруппового общения.

 

Социальная система -определенным образом упорядоченное множество частей соц. бытия, взаимосвязанных между собой и составляющих целостное образование(соц. группу, общность, отдельное общество, мировое сообщество). Основным элементом С. с. являются люди, присущие им соц. связи, соц. взаимодействие и отношения. Одной из разновидностей С. с. выступает экон. организация, личный состав которой связан совместной трудовой деятельностью.

 

Социальная справедливость - совокупность исторически сложившихся представлений о сущности человека, его личном достоинстве и неотъемлемых правах; требование соответствия между реальной значимостью личности, соц. группы, общности и их соц. положением, равенства всех граждан перед законом, гарантий соц. защищенности каждого. Основы соц. справедливости в их современном понимании нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, др. международных документах, а также в законах многих стран. В РФ права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией страны. Российское государство исходит из равенства всех перед законом и судом, обеспечивает широкий спектр соц. гарантий, включая защиту от безработицы, свободный выбор рода деятельности и профессии, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, доступность образования, культуры, медицинского обслуживании и жилья, поддержку пожилых граждан и инвалидов, материнства и детства. Следование принципу С. с. имеет исключительно важное значение в работе с персоналом любой организации.

 

Социальная стабильность -состояние постоянства, устойчивости какой- либо соц. системы (напр., рабочей группы или трудового коллектива).

 

Социальная структура – строение общества как соц. системы, устойчивые связи составляющихего основных элементов и отношения между ними; совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, соц. слоев и групп. Характеризует как общество в целом, так и разного рода общности, в т. ч. И персонал организаций.

 

Социальная сфера – составная часть жизни общества, непосредственно связанная с распределением материальных и духовных благ, удовлетворением специфических потребностей человека, качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досуга. Это и область деятельности значительного числа людей, занятых соц. обслуживанием населения, предоставлением соц. благ и услуг. Как неотъемлемая часть общественной жизни С. с. охватывает разнообразные отношения между личностями, соц. группами и слоями в том их виде, как они складываются на тот или иной конкретно- исторический момент. С. с. включает ряд отраслей народного хозяйства и основные элементы соц. инфраструктуры, в т. ч. Учреждения здравоохранения, образования и культуры, санаторно- курортный комплекс, индустрию спорта и туризма, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. С. с. вбирает в себя систему соц. защиты и гарантий населения, установленных законами государства и опирающихся на традиции, обычаи жителей данной страны.

 

Социальное иждивенчество— один из психологических феноменов, являющихся следствием существования в трудовом коллективе неформальных рабочих групп. Суть его заключается в том, что члены группы работают менее напряженно, чем люди, работающие в одиночку. Одно из объяснений социального иждивенчества заключается в том, что члены групп рассчитывают «затеряться в толпе» таким образом, чтобы их не слишком активный труд остался незамеченным. Кроме того, исходя из своего предшествующего опыта, люди склонны считать других не слишком трудолюбивыми, а потому и сами не спешат «выкладываться».

Социально- психологический климат — состояние межличностных и групповых связей в коллективе, отражаю­щее деловой настрой, трудовую мотива­цию и степень соц. оптимизма персонала организации. Нормальная атмосфера этих отношений дает возможность каждому ра­ботнику чувствовать себя частицей кол­лектива, обеспечивает его интерес к со­вместной работе, побуждает к справедли­вой оценке достижений и неудач как соб­ственных, так и коллег, организации в целом. Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, С.-п.к. выдвигает на передний план такие моти­вы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экон. выгода, стимулируют работника, вызыва­ют у него напряжение сил или спад энер­гии, трудовой энтузиазм или апатию, за­интересованность в деле или безразличие. Это суммарный эффект от многих фак­торов, влияющих на персонал организа­ции и в конечном счете определяющих стремление работников к полезной деятельности, творческой инициативе, со­трудничеству и сплоченности с др.

 

Социальные нормы — установленные обществом, государством, отдельной ор­ганизацией, коллективом, малой соц. группой правила, образцы поведения, принципы деятельности, соответствующие общепринятым ценностям и идеалам, обя­зательные или рекомендуемые своим чле­нам (участниками) для исполнения. Функционально С.н. реализуются через нравственные требования, законоположе­ния и др. правовые акты, обычаи и обще­ственное мнение. Напр., каждый гражда­нин РФ вправе иметь имущество в собст­венности, владеть, пользоваться и распо­ряжаться им как единолично, так и со­вместно с др. лицами. Конституцией РФ (ст. 35) установлено, что право частной собственности охраняется законом.

 

Социальные ожидания - ориента­ция личности, соц. группы на удовлетво­рение своих материальных и духовных по­требностей, реализацию интересов, а так­же ценностных притязаний на соц. блага и услуги (напр., прокладка в городе но­вых троллейбусных линий позволяет его жителям надеяться на улучшение работы городского пассажирского транспорта).

 

Социальные связи — неотъемлемый и устойчивый элемент любой соц. системы; объективно устанавливаемые связи меж­ду людьми в процессе совместной деятель­ности в той или иной области жизни об­щества в конкретное время и для дости­жения реальных целей. Это связи взаи­модействия, отношений и соц. контроля, которые определяются условиями суще­ствования и проявляются в содержании, характере действий личностей, составля­ющих данную общность. Каждый чело­век, рождаясь, застает определенную структуру соц. связей и включается в нее по мере своей социализации.

 

Социальные ценности - система оценок, в которых выражаются духовные устремления личности или соц. общнос­ти, их идеалы, жизненные ориентиры, нравственные принципы, привязанности и предпочтения, нормы поведения. Это совокупность ценностных установок, убеждений, представлений человека о сво­ем назначении в мире и достоинстве, вы­ступающих источником индивидуальной и групповой мотивации, критерием зна­чимости соц. целей, доминирующим фак­тором жизнедеятельности. Важное место в системе С. Ц. занимает осознание смыс­ла труда как основы всей человеческой культуры, фундамента мировой цивили­зации. Наряду с групповыми и националь­ными ценностями все большее значение придается общечеловеческим ценностям — сохранение мира между народами, науч­но-технический и социальный прогресс, соц. справедливость, уважение прав и сво­бод человека, диалог и взаимообогащение многообразных культур.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.