КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человеческий капитал – совокупность полученных благодаря образованию и практическому опыту способностей и качеств человека, применяемых в процессе производства и обслуживания. 10 страница
Утомляемость — временное снижение работоспособности под воздействием неблагоприятных условий труда. До известного предела У. — нормальное физиологическое состояние человека при работе, естественное следствие трудовой деятельности. О степени У. судят по изменению физиологических функций по сравнению с дорабочим состоянием.
Факторный анализ — область математической статистики, объединяющая вычислительные методы, которые позволяют получить компактное описание исследуемых явлений на основе обработки больших массивов информации.
Фидлер Ф. (Fidle F.) — австралийский психолог, автор книги "Теория эффективного лидерства" (1967), в которой предложил ситуационную модель руководителя. Ф. рассматривает лидерство в трех аспектах: служебное положение, характер занятий в организации и взаимоотношения лидера с подчиненными. В каждом случае роль лидера определяется фактором влияния, вытекающим из его служебного положения, однако фактора влияния недостаточно для эффективного управления. Важную роль играет характер заданий: лидер групп со структурированным заданием не обязан занимать высокое положение и обладать большими полномочиями, т.к. работа выполняется строго по инструкции. Отношения между руководителем и подчиненными, по мнению Ф., — наиболее важный момент: авторитет лидера побуждает подчиненных работать лучше.
Фоллет Мери Паркер (Folett Mary P.) (1863—1933) — американский исследователь психологических аспектов менеджмента. Изучала соц.-психологические отношения в небольших группах. Автор книги "Свобода и координация" (1949), в которой изложила свои взгляды на власть, разрешение конфликтов, функциональное единство организационных структур. Определяла менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая может быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех сторон. Пыталась совместить в единое целое три школы менеджмента (классическую, адм., человеческих отношений). Считала, что менеджер должен отказаться от формальных взаимоотношений и быть лидером, признанным работниками. Будучи сторонником формальной теории, согласно которой власть в иерархии направлена сверху вниз, она в то же время любую власть считала "функциональной" (ситуационной) в зависимости от занимаемого положения и выполняемой работы. Работала в качестве консультанта многих крупных корпораций.
Фильтрация (FILTERING) - тенденция искажения сообщений по мере их движения вверх, вниз или на каком-либо уровне в пределах организации.
Физическое моделирование — исследование объектов (систем) на физических моделях, при котором изучаемый процесс (явление) воспроизводится с сохранением его физической природы.
Физический труд – вид трудовой деятельности, требующий в основном затрат мышечной энергии работника.
Финансовый менеджер организует оперативную финансовую работу, осуществляет стратегическое планирование финансов компании. Составляет и анализирует финансовую, управленческую и налоговую отчетность. Оценивает риски компании, организует и контролирует работу по страхованию, руководит инвестиционными проектами. Фонды – создаются для концентрации капиталов и последующего осуществления каких-либо проектов. Причем компания (фонд) может специализироваться только на поиске и привлечении капиталов в проект, сохраняя свой профиль деятельности, но может по мере реализации проекта прекратить свое существование в качестве инвестиционного учреждения и трансформироваться в акционерное общество по созданию и организации деятельности нового объекта.
Фордизм – система организации труда и управления промышленным производством, связанная с именем американского автомобильного магната Генри Форда (1863-1947 гг), который разработал и практически осуществил комплексную инновацию в производственном менеджменте на предприятиях своей автомобильной компании (1908-1913 гг.). Один из ключевых технических элементов, на которые опирается фордизм, - конвейерная сборочная линия, позволяющая значительно увеличить производительность труда и предполагающая жесткую стандартизацию производственных операций и рабочего времени на их выполнение. Заданный ритм производственного процесса и качество продукции контролируется линейными менеджерами и темпом движения конвейера. Формальная группа (FORMAL GROUP) - группа, специально сформированная руководством посредством организационного процесса. Ее целью обычно является выполнение какого-либо конкретного задания.
Формальная организация - организация, характеризующаяся:
Фотография рабочего времени – наблюдение, измерение и последовательная запись всех затрат времени на протяжении рабочей смены или другого периода. Если продолжительность наблюдения совпадает с длительностью рабочего дня, это будет фотография рабочего дня.
Франчайзинг - термин “ франчайзинг ” образован от английского “ franchising ” — право, привилегия.
Фотохронометраж - комбинированный вид наблюдения, при котором параллельно с фотографией использования рабочего времени в отдельные его периоды тем же наблюдателем проводится хронометраж. Франшиза - в регламенте Комиссии Европейского Сообщества N 4087/88 дано следующее определение франшизы: "Это - совместные права промышленной и интеллектуальной собственности на торговые марки и товарные знаки, наименования фирм, на авторские нрава, конструкторские разработки, "ноу-хау" или патенты, которые должны использоваться для реализации продукции или оказания услуг конечным потребителям". Суть сотрудничества на условиях "франшизы" состоит в том, что на договорной основе одна фирма или предприятие предоставляет другой фирме или предприятию право на производство или продажу определенных товаров и/или на оказание услуг с получением взамен доли прибыли либо фиксированных платежей, оставаясь при этом в правовом и финансовом отношении независимыми друг от друга. Сотрудничество на условиях "франшизы" обуславливается соблюдением следующих требований: у партнеров должны быть единые торговая марка, товарный знак, наименование фирмы и т.д., единая методика рекламы, продажи товаров и оказания услуг, отличающаяся от методики, практикуемой конкурентами; один из партнеров должен обладать передовой технологией или " ноу-хау " в промышленности, торговле, управлении и др. с тем, чтобы другой партнер смог свести к минимуму затраты на обучение и подготовку специалистов, освоение новой технологии и использовал ее с максимальной отдачей; возможность одного из партнеров оказывать другому партнеру помощь в производстве, либо коммерческой и финансовой деятельности, в передаче передового опыта и т.д.
Фрустрация – (лат. Frustration обман, расстройство, разрушение планов) психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути достижения цели или решения задачи; переживание неудачи. Фрустрацию можно рассматривать как одну из форм психологического стресса. Различают: фрустратор (причина, вызывающая фрустрацию), фрустрационную ситуацию. Фрустрационную реакцию. Фрустрация сопровождается гаммой в основной отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.д.
Функции управления - содержание управленческой деятельности, позволяющее осуществлять управляющее воздействие. Различают Ф.у. общие и конкретные. К общим Ф.у. относятся: нормирование, планирование, организация, координация, регулирование, мотивация, стимулирование, контроль, учет, анализ. Эти функции охватывают цикл управления и пронизывают все конкретные функции, выполняемые функциональными подразделениями организации, руководителями, специалистами и др. служащими. Виды конкретных функций: внешние Ф.у., направленные на реализацию связей организации со смежными и вышестоящими органами; внутренние Ф.у., возникающие внутри и между управленческими подразделениями организации как одного, так и разных уровней управления. Главная Ф.у. — функция, для осуществления которой создан объект управления (подразделение, организация). Основные Ф.у. — функции, необходимые для реализации главной функции управления. Вспомогательные функции — способствуют осуществлению основной Ф.у. Полезная функция — отражает сущность объекта, его назначение, определяет его работоспособность и направлена на обеспечение эффективного функционирования объекта. Бесполезная функция — излишнее звено, не отражает сущность объекта, не влияет на его работоспособность, ведет к увеличению затрат на содержание аппарата управлении. Вредная Ф.у. — отрицательно влияет на деятельность объекта, повышает управленческие затраты, снижает эффективность функционирования объекта. Несвойственная функция — не отражает сущность объекта, его назначение, подлежит передаче др. объекту — носителю функции. Дублируемая функция — излишняя функция, по сущности и назначению принадлежит одному из выполняющих ее объектов, ведет к увеличению затрат на содержание управленческого аппарата, т.к. выполняется несколькими подразделениями. Функциональная организационная структура – представляет собой д еление организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную задачу и обязанности, установленные по одной из функций управления. Традиционные функциональные блоки организации - производство, маркетинг, учет, финансы, персонал и т.п. Для крупных организаций функциональные блоки могут подразделяться на мелкие функциональные подразделения. Основная цель - максимально использовать преимущества специализации, не допускать перегрузки руководства. Функциональная организационная структура – структура, при которой выполнение отдельных специализированных функций выделяют специальные функциональные звенья или отдельных исполнителей (по планированию, агрономии, зоотехнии, транспортному, энергетическому обслуживанию и т.д.), а исполнитель по определенным вопросам подчиняется сразу нескольким функциональным руководителям. Функциональная организация структура (FUNCTIONAL DEPARTMENTATION) - тип организационной структуры, построенной в соответствии с видами работ, выполняемыми отдельными подразделениями.
Преимущества и недостатки функциональной структуры управления
Функционально-стоимостной анализ — метод системного исследования объектов (процессов, структур, изделий и т.п.), направленный на оптимизацию соотношения между полезным эффектом и совокупными затратами ресурсов за период жизненного цикла, применяемого по назначению объекта.
Функциональные полномочия (FUNCTIONAL AUTHORITY) - форма административных полномочий, при которой персонал может начать действия по указаниям руководителя, но может также и наложить на них вето в пределах своей компетенции.
Функциональный конфликт (FUNCTIONAL CONFLICT) - конфликт, который ведет к повышению эффективности деятельности организации. Функциональный потенциал – диапазон потенциальных возможностей, включающий функциональные службы организации: маркетинг, производство, НИОКР, финансы и так далее, а также навыки общеорганизационного управления, например, развитием, диверсификацией.
Функции – специфические виды деятельности субъекта управления.
Функции управления – комплекс взаимосвязанных организационных воздействий субъекта, которые направлены на конкретный участок деятельности объекта управления и в совокупности обеспечивают достижение цели, стоящей перед системой управления; обособленное направление управленческой деятельности. Выделяют общие (универсальные) и конкретные функции управления (специфические). Общие функции (универсальные) функции включают планирование, организацию, мотивацию и контроль. Конкретные функции зависят от масштабов и характера производства (общее руководство, технологическая подготовка и управление производством, ремонтное и энергетическое обслуживание и др.).
Халатность — небрежность и недобросовестность в выполнении своих обязанностей.
Хамелеон — человек, легко и часто меняющий свои мнения, взгляды, симпатии, приспосабливаясь к обстановке. Характер — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Выделяются группы черт X. Черта X. — фиксированная (закрепленная) установка большого личностного значения, которая проявляется в различных видах деятельности, существенных для данной личности. Статику X. определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.
Характер труда руководителя - отличительная особенность работы, связанная с реализацией функции руководства и решением задачи по интегрированию системы управления в единое целое путем координации работы ее отдельных звеньев.
Характеристика — систематизированное устное или письменное изложение наиболее важных, отличительных свойств и качеств личности или коллектива. X. обычно включает изложение отношения к труду и формам общения. X. как служебный документ состоит из краткого описания трудового пути личности, ее деловых, идейно-политических и нравственных качеств, ее трудовой и общественной активности.
Харизма (CHARISMA) - влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников. Это власть собственного примера.
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
Характер труда – в марксистской социологии труда одна из базовых социально-экономических категорий, раскрывает экономическую и социальную природу отношений между людьми в процессе производства.
Хотторнский эксперимент – серия исследований, предпринятая социологами и психологами из Чикагского университета (Э.Мэйо, Ф.Ротлисбергер, У.Диксон). С целью обоснования выдвинутых Ф. Тейлором принципов научного менеджмента они с 1927 по 1932 г. осуществили ставший поворотным в этой области эксперимент на заводах, изготавливающих телефонное оборудование. На первом этапе проводились эксперименты для оценки влияния различных физических факторов (освещения, пространственного размещения работников и др.) на производительность труда. На втором этапе проходили долговременные систематические наблюдения и интервьюирование рабочих. На третьем этапе была осуществлена широкая программа анкетных опросов значительного числа работников – служащих различных уровней и подразделений компании IBM.
Хронометраж – (от греч. chronos – время и metreo – измеряю) – операция замера циклически повторяющихся трудовых действий работника, включая подготовительно-заключительные и работы по обслуживанию рабочего места.
Целевой комитет (AD НОС COMMITTEE) - временная группа, созданная для достижения определенной цели. Цели (OBJECTIVES) - в организации - это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе. формальные организации определяют цели через процесс планирования. Цели управления — желаемое, возможное или необходимое состояние управляемой системы, которое должно быть достигнуто.
Ценности – любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненное значение для человека. В качестве ценностей могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для человека конкретные материальные блага. Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Централизация (CENTRALIZATION) - условие, при котором право принимать наиболее важные решения остается за высшими уровнями управления. Централизация управления – сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте; создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, когда верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а эти решения строго обязательны для нижних уровней. Центростремительная карьера - деловая карьера работника, имеющего обширные деловые связи вне организации. Такой работник может занимать рядовую должность, получая неадекватно высокую заработную плату и имея прямой доступ к руководству организации. Цепочка "Производство – Потребности потребителя " (OPERATIONS-TO-CUSTOM NEEDS CHAIN) - основное предназначение организации, характеризующее задачу производства - выпуск тех товаров или услуг, которые служат для удовлетворения основных потребностей потребителя. Цепь команд (CHAIN OF COMMAND) - иерархия уровней управления, создаваемая делегированием полномочий для осуществления вертикального разделения координированных усилий. Известна также как "скалярная подчиненность" или "скалярная цепь". Цикл жизни продукта и производственного процесса (PRODUCT-PROCESS LIFE CYCLE) - ситуация, когда цикл жизни производственного процесса идет нога в ногу с циклом жизни продукта, т.е. разработка и производство данного вида продукта соответствует спросу потребителей на данный конкретный тип продукта.
Человеческие ресурсы - понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития и использования этого ресурса с учетом интересов каждого человека. Понятие "Ч.р." более емкое, чем "трудовые ресурсы" и "персонал", т.к. содержит в себе совокупность социокультурных характеристик и личностно-психологических свойств людей. Специфика Ч.р. в отличие от всех др. видов ресурсов (материальных, финансовых, информационных и др.) состоит в следующем: а) люди наделены интеллектом, следовательно, их реакция на внешнее воздействие (управление) эмоционально-осмысленная, а не механическая; процесс взаимодействия между субъектом управления и людьми является двусторонним; б) вследствие обладания интеллектом люди способны к постоянному совершенствованию и развитию, что является наиболее важным и долговременным источником повышения эффективности любого общества или отдельной организации; в) люди выбирают определенный вид деятельности (производственный или непроизводственный, умственный или физ.), осознанно ставя перед собой определенные цели. Поэтому субъект управления должен предоставлять все возможности для реализации этих целей, создавать условия для воплощения мотивационных установок к труду. Ч.р. являются конкурентным богатством любой организации.
Черный менеджмент и черный найм широко распространены в России. Первое означает использование фирмы для прикрытия каких-то тайных (обычно незаконных) целей. Второе — использование работодателями недобросовестных приемов по отношению к нанимаемым сотрудникам. Чаще всего черный найм выражается в невыполнении работодателями заявленных обязательств, попросту говоря — в обмане. Применение черного менеджмента весьма многогранно — от подставных фирм с ничего не подозревающими сотрудниками до фирм-посредников, где сидят «свои люди», единственной обязанностью которых является получение хорошей зарплаты в комфортных условиях. Черный найм имеет несколько разновидностей. Так, при конвейерном найме сотруднику говорят: «Вы будете получать 1000$, но в течение нескольких месяцев — испытательный срок с зарплатой в 50$. Мы должны проверить ваши возможности и квалификацию...» и т.п. В результате квалифицированный сотрудник несколько месяцев работает «на халяву» не покладая рук. А испытательный срок все не заканчивается. Постепенно ему становится ясно, что его просто бессовестно используют. Он увольняется, а «выгодную» вакансию занимает очередная наивная жертва. Защита от черного найма - тщательное документальное оформление всех условий работы: через трудовое соглашение или трудовой контракт. Только тогда работник может отстоять свои права в случае произвола работодателей. Честолюбие — жажда известности, почестей, стремление к почетному положению. Честь и достоинство — неукоснительное соблюдение личностью профессионального долга и нравственных норм делового общения; достойные уважения и гордости моральные качества, принципы человека. Четыре системы Лайкерта (LIKERTS FOUR SYSTEMS) - постулат Рэнсиса Лайкерта, согласно которому существует четыре системы управленческого стиля: диктаторски-авторитарный, благосклонно-авторитарный, консультативно-демокра-тический и вовлеченно-демократический.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |