КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человеческий капитал – совокупность полученных благодаря образованию и практическому опыту способностей и качеств человека, применяемых в процессе производства и обслуживания. 9 страница
Трансферт (трансфер) (фр. transfert, лат. transferre — переносить, переводить) — 1) механизм передачи (трансформации) результатов исследований или достижений из одной сферы деятельности в др. (напр., научный, образовательный, технологический, инновационный, информационный и т.д.); 2) выплаты соц. характера, натуральные товары, услуги или денежные взносы и др. выплаты, осуществляемые в одностороннем порядке без получения какого-либо эквивалента взамен. Соц. Т. в натуре состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам из федерального и местных бюджетов или от общественных организаций бесплатно.
Тренинг (англ. training — специальная тренировка) — систематическая тренировка или совершенствование каких-либо навыков и поведения работников организаций в направлении улучшения возможностей реализации целей организации. При подготовке специалистов используется достаточно большое количеством активных форм обучения: Т. делового общения; Т. продаж; перцептивный Т. (развитие способностей адекватного и полного познания себя, др. людей, отношений). Труд – фундаментальный вид жизнедеятельности человека и основа возникновения и функционирования общества.
Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора: § паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; § трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; § страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; § документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.
Трудовой кодекс РФ - устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работника и работодателя. Трудовой конфликт – обострение противоречий в трудовой сфере, обусловленное противоположностью или существованием различием интересов субъектов трудовых отношений и предполагающее активные действия обеих сторон в свою защиту. В коллективных конфликтах выделяются три уровня: конфликт между работниками и работодателем предприятия (организации), конфликт на уровне отрасли – между профсоюзами наемных работников и объединениями работодателей – и конфликт в общенациональном масштабе между профсоюзами и ассоциациями работодателей одной или нескольких отраслей.
Трудоголизм. Классификация трудоголиков. Термин трудоголизм (работоголизм) был предложен в начале 1970-х гг. Уже первые работы, посвященные трудоголизму, выявили его сходство с другими видами химической и психологической зависимости. Как и всякая аддикция, трудоголизм — это бегство от реальности посредством изменения своего психического состояния, в данном случае достигающегося фиксацией на работе. Причем работа не представляет собой того, чем она бывает в обычных условиях: трудоголик не стремится к работе в связи с экономической необходимостью. «Бегство в работу» от обыденной жизни может быть связано с невозможностью испытывать «маленькие житейские радости», неспособностью обеспечить себе домашний комфорт, который обеспечивают другие. В качестве рационализации трудоголизма используются такие оправдания, как материальная или рабочая необходимость, требования карьеры и т.п. Даже хобби трудоголиков обычно связаны с ролью добытчика, кормильца. Это работа на садовом участке, охота, рыбалка и т.п. Если трудоголик не может реализовать себя на основной работе, хобби может стать его единственным интересом в жизни. Признаки трудоголизма: - После напряженной работы трудно переключиться на другую деятельность. - Беспокойство о работе мешает во время отдыха. - Трудоголик считает, что удовлетворение можно чувствовать только во время работы. - Трудоголик ощущает себя энергичным, уверенным и самодостаточным, только работая или думая о работе. - Если он не работает, то чувствует неудовлетворенность и раздражение. - О человеке говорят, что в быту он мрачен, неуступчив, раним, но «преображается» на работе. - Заканчивая какое-то дело, испытывает неудовлетворенность оттого, что скоро «все закончится». - Заканчивая какое-то дело, сразу начинает размышлять о следующем деле, следующем рабочем дне. - Трудоголик не понимает смысла отдыха и радости от него. - Панически избегает состояния «ничегонеделания». - Отсутствие работы для трудоголика — лишь безделье и лень. - После работы, чтобы понять, чего хотят близкие, трудоголику нужно сделать над собой усилие. - Даже дома мысли постоянно сосредоточены на работе. - Журнальные фотографии, фильмы и программы эротического и развлекательного характера вызывают раздражение. - Рассказы приятелей о любовных подвигах кажутся трудоголику скучными - Для него характерны слова: «все», «всегда», «я должен». - Обычно трудоголик ставит перед собой цели, которых не может достичь, и предъявляет к себе повышенные требования. - Рассказывая о своей работе, ему удобнее говорить «мы», а не «я». - Неудача на работе воспринимается как катастрофа. Работа для трудоголика — отнюдь не одна из составных частей его жизни: она полностью заменяет собой привязанность, любовь, развлечения, другие виды активности. Трудовой стаж — продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности работника, исчисляемая в официально установленном порядке и дающая ему определенные права (право на пенсию, льготы пособия и т.п.). Длительность Т.е. измеряется в годах, месяцах, днях. Различают общий, специальный и непрерывный Т.е. Общий Т.е. — суммарная продолжительность трудовой и общественно полезной деятельности независимо от имевшихся перерывов, включает не только постоянную, но и временную, сезонную, надомную работу, время обучения в высших и средних заведениях и т.д. Специальный Т.е. — суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности в специфических условиях труда (работа в горячих цехах, подземная работа и т.д.), в суровых климатических условиях или на определенных должностях. Непрерывный Т.е. — суммарная продолжительность работы в одной организации без перерыва, в разных организациях при условии сохранения в установленном порядке непрерывности Т.е. при переходе с одной работы на др. Трудовое право – отрасль права, регулирующая взаимодействие наемных работников и работодателей, закрепляющая их правовое положение на предприятиях, в учреждениях и организациях. Трудовые династии - социальный институт в сфере трудовых отношений, основной смысл которого - передача профессионального мастерства и норм трудового поведения от старших поколений младшим, связанным родственными узами; элемент социально-трудовой адаптации.
Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определённой специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Трудовые ресурсы — главная производительная сила общества, носители (субъекты) отношений, складывающихся в процессе формирования, распределения и использования Т.р. Независимо от целей использования Т.р. можно рассматривать как экон. и планово-учетную категории. Т.р. как экон. категория представляют население, обладающее физ. и интеллектуальной способностью в соответствии с условиями воспроизводства рабочей силы. Т.р. как планово-учетная категория представляют население в трудоспособном возрасте, занятое и незанятое в общественном производстве. Основной контингент Т.р. составляет трудоспособное население. Др. составляющая Т.р. — население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в производстве. Т.р. имеют количественные и качественные характеристики. Важнейшая качественная характеристика Т.р. — трудоспособность. Исходной базой для определения количественных характеристик Т.р. страны, региона или населенного пункта является фактическая и средняя численность населения. Последний показатель используется при оценке демографических процессов — исчислении общих и специальных коэффициентов рождаемости, смертности, коэффициентов прироста населения и т.д. Трудовые традиции - исторически сложившиеся и передаваемые от одного поколения к др. элементы трудовых отношений, воспринимаемые в порядке преемственности взгляды на труд и отношение к нему, закрепившиеся в общественном сознании нормы трудового поведения, ставшие обычными для данной соц. общности (семьи, трудового коллектива) и общества в целом. В традициях русского и др. российских народов укоренились предпочтение коллективным формам, артельности и взаимопомощи в работе, выдвижение на первый план самоотдачи и моральных стимулов побуждения к труду, обычаи торжественно отмечать начало и окончание каждого большого дела или страдной поры, публичное чествование лиц, отличившихся своими достижениями и т.п. Следование лучшим традициям, определенным установлениям и обрядам, постоянное обогащение их новым содержанием — важная сторона работы с персоналом, необходимое условие успешного функционирования организации.
Трудоголик – (от англ. workoholik) – 1) человек, для которого труд является доминирующей потребностью; 2) добровольно занятый профессиональной трудовой деятельностью вне зависимости от материальных стимулов.
Трудоемкость – величина затрат труда на единицы произведенной продукции. Трудолюбие – моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее общественно полезных результатов.
Трудотерапия – профессиональная деятельность, нацеленная на уменьшение напряжения и усиление веры пациента в самого себя, тренировка нескованных взаимодействий с другими людьми, развитие и реабилитации повседневных и профессиональных навыков. Главная цель – создать все возможные условия для обеспечения активности человека в трех наиболее важных областях жизни: работа, досуг, самообслуживание.
Трудоустройство – процесс поиска рабочего места и последующего оформления на работу.
Тунеядство – моральное качество, характеризующее праздный образ жизни, отвращение и пренебрежение к общественно полезному труду; отрицательное моральное качество, характеризующее праздный образ жизни, отвращение и пренебрежение к общественно полезному труду.
Тщеславие — высокомерное стремление к славе, к почтению. Тяжесть труда — характеристика трудовой деятельности, определяемая степенью совокупного воздействия всех элементов условий труда на функциональное состояние человека — его работоспособность, состояние здоровья и процесс воспроизводства рабочей силы. Все многообразие работ по степени Т.т. ученые сводят в три основных класса: нормальный, пограничный (переходный между нормальным и патологическим) и патологический. Внутри этой классификации все работы по их тяжести делятся на шесть более детальных групп. Первые две группы относятся к нормальному классу — работы совершаются в условиях оптимальных либо не превышающих предельно допустимых значений производственных факторов и не вызывают отклонений в состоянии здоровья в течение всего трудового периода жизни. Работы третьей категории тяжести относятся к переходному классу. Они отличаются не вполне благоприятными условиями труда. При их выполнении у практически здоровых людей могут ухудшаться некоторые физиологические показатели. Однако эти отрицательные явления сравнительно быстро устраняются при улучшении режима труда и отдыха.
Убеждение — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме У., отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.), совокупность У. выступает как мировоззрение человека.
Убеждения — элемент мировоззрения, духовные устои, придающие личности или соц. группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. У. направляют поведение, волевые действия. Это обстоятельство необходимо учитывать в работе с персоналом организации, при управлении его поведением в конкретные ситуациях. Увольнение — прекращение трудового договора (контракта) между администрацией-работодателем и сотрудником; может произойти по инициативе работника, по истечении срока контракта, по соглашению сторон, по инициативе администрации, в связи с выходом сотрудника на пенсию, по требованию профсоюзного органа, при вступлении в законную силу приговора суда.
Углубление работы (JOB ENRICHMENT) - реорганизация труда с углублением содержания выполняемых работ.
Удовлетворенность работой – показатель психологического состояния работника, наступающего как результат насыщения его актуализированных потребностей в процессе трудовой деятельности. Удовлетворенность трудом – категория, используемая при изучении отношения работника к труду и своей работе, складывается из пропорции запросов работника и возможностей их реализации. Указание — организационно правовая форма управленческого решения, обращенного к конкретным исполнителям или по поводу конкретного дела. У. может содержаться в приказе, в резолюции на документе, в письме или может быть высказано устно. Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умственный труд – вид трудовой деятельности, не предполагающий больших физических затрат и имеющий в качестве своего предмета различные виды информации.
Упорядочение рискованных альтернатив — ранжирование альтернатив по степени и стоимости риска. Управление – свойство систем различной природы сохранять свою целостность, структурно единство и добиваться достижения поставленных целей; совокупность действий, выбранных на основании определенной информации, и направленных на поддержание функционирования объекта в соответствии с имеющейся программой (алгоритмом) или целью функционирования.
Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, группы, межличностных отношений. Умелое управление конфликтом может привести к его разрешению, то есть к устранению проблемы, вызвавшей конфликт, и восстановлению взаимоотношений сторон в том объеме, который необходим для обеспечения деятельности. Управление конфликтом может выражаться в урегулировании, завершении, предотвращении, достижении консенсуса, профилактике, ослаблении, подавлении, отсрочке и т. д. Управление конфликтами - целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, и/или на коррекцию поведения участников конфликта. Методы У.к. укрупнено можно представить в виде нескольких следующих групп, каждая из которых имеет свою область применения: внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность; структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов; межличностные методы или стили поведения в конфликте; переговоры. Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны др. человека. Структурные методы связаны преимущественно с изменениями в структуре организаций, перераспределением полномочий, новациями в организации труда, принятой системе стимулирования и т.д. К таким структурным методам У.к. относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, разработка общеорганизационных целей, рациональных систем вознаграждения. Межличностные методы У.к. используются при возникновении конфликтной ситуации и необходимости выбрать личностью форму, стиль своего дальнейшего поведения. В начале развертывания самого конфликта его участники определяют, как им вести себя дальше с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах. Американские специалисты К. Томас и Р. Кил-менн выделяют пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации; уступчивость; уклонение; противоборство; сотрудничество; компромисс. Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководителей и работников, включающая организационные, социально-экономические, психологические, нравственные и правовые отношения, обеспечивающие эффективную реализацию возможностей человека как в интересах самого работника, так и организации в целом; функциональная сфера деятельности, задача которой – обеспечение предприятия в нужное время кадрами в необходимом количестве и требуемого качества, их правильная расстановка и стимулирование. Целью управления персоналом является формирование работоспособных коллективов, в которых работники действуют с учетом собственных интересов и во благо организации в целом. Основные функции управления персоналом: планирование потребности в кадрах и ее удовлетворение (поиск, отбор и высвобождение), формирование условий труда, создание системы стимулирования (вознаграждение, мотивация), а также развитие персонала. На небольших предприятиях указанные функции выполняет руководство, на более крупных – самостоятельные отделы кадров, которые в ряде вопросов делят ответственность за кадровую работу с линейными руководителями. Характер управления персоналом на предприятиях весьма различен. Оно простирается число кадровой работы до управления человеческими ресурсами, при котором работника рассматривают в качестве капитала предприятия. Автономия предприятия в вопросах управления персоналом ограничена государственными нормами в отношении защиты работников и права их участия в принятии определенных решений. Управление стрессами - способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Первый способ У.с. осуществляется на уровне организации — в результате изменения в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности. Такие изменения устраняют источник стрессовых ситуаций. Второй способ У.с. — на уровне отдельной личности — состоит в том, чтобы научить справляться со стрессами индивидуально, используя специальные программы по нейтрализации стрессов, включающие медитацию, тренинг, физ. упражнения, диету и иногда молитву. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить свои силы. В практике зарубежного менеджмента подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано в последние годы на предприятиях стран Западной Европы и США. Напр., в Швеции закон 1991 г. "О производственной среде" поощряет трудящихся менять свою рабочую обстановку, приспосабливать ее для себя, а администрации предлагается во всем им помогать, профессиональный стресс рассматривается в контексте общей обстановки на фирме и в обществе. Во многих программах во главу угла ставится задача уменьшения стресса за счет лучшей организации труда, изменения характера труда, установления реальных плановых заданий, улучшения личных взаимоотношений в организациях, создания небольших рабочих групп. Американские компании все чаще сталкиваются с требованиями о выплате компенсаций за "профессиональный" стресс и достаточно часто платят.
Управление трудом – управление социально-трудовой сферой, то есть той сферой, социально-экономических процессов и отношений, в которой доминируют отношения по поводу труда. Управленческая эрозия или «порча» властью — один из интересных психологических феноменов. Он заключается в том, что со временем эфективность деятельности субъектов власти (руководителей) уменьшается. Длительное пребывание на руководящей должности приводит к тому, что решения, которые принимает руководитель, становятся все менее эффективными и рациональными. Власть как организующая и направляющая сила, как говорят, «портится». Управленческий процесс — совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляемых в рамках организационной структуры фирмы.
Управленческий труд - вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач. Содержание У.т. применительно к конкретному объекту определяется составом функций управления. К их числу относятся: определение целей и планирование, организация исполнения, координация и стимулирование деятельности исполнителей, учет и контроль исполнения. Каждая функция отражает определенную форму и способ управленческого воздействия на управляемый объект, обуславливая соответствующие стиль и методы управления.
Управленческое общение - общение руководителя с должностными лицами с целью реализации функций управления, изменения деятельности подчиненных в определенном поддержании направления и его формирования. Выделяют три основные функции У.о.: выдача распорядительной информации, получение обратной информации (обратная связь) и выдача оценочной информации (оценка выполнения задания подчиненными).
Управленческое решение - директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверных данных, характеризующих конкретную управленческую ситуацию, определение цели действий, и содержащий программу достижения цели. У.р. принимается полномочным руководителем в пределах предоставленных ему прав, с учетом действующего законодательства. У.р. классифицируются по времени управления (стратегические, тактические, оперативные); по степени участия коллектива, специалистов (индивидуальные, коллективные, коллегиальные); по содержанию управленческого процесса (соц., экон., организационные, технические). Технология принятия У.р. включает подготовку решения (выявление и анализ управленческой ситуации), принятие решения (оценка альтернативных вариантов и выбор единственного решения), реализацию решения (организация исполнения). Характер большинства У.р. требует от руководителя для их правильного принятия комплексного подхода, всестороннего учета в каждом конкретном случае всех условий и обстоятельств, характеризующих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой решение вырабатывается.
Управленческий учет — функция менеджмента, обеспечивающая сбор, регистрацию и обобщение всей информации, необходимой руководству организации для принятия управленческих решений.
Уровень безработицы – отношение числа безработных к численности экономически активного населения, выраженное в процентах.
Уровень жизни – обеспеченность населения необходимыми для жизнедеятельности материальными, культурными и социальными потребительскими благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения многообразных потребностей.
Уровень принятия решений — статус ЛПР в иерархии организации.
Условия труда – воспринимаемое работником в процессе труда воздействие совокупности различных производственных факторов, оказывающих влияние на его физическое и психическое состояние. "Утечка мозгов " ("утечка умов") — иммиграция научных кадров в ведущие промышленно развитые страны из др. государств, переживающих экон. и соц. кризисы. Процесс "У.м." стимулируется лучшими условиями для творческой деятельности, более обнадеживающими перспективами научного и профессионального роста, более высоким уровнем материального обеспечения, чем у себя на родине. Благодаря "У.м." развитые страны получают огромную выгоду, экономя значительные суммы на разнице в стоимости воспроизводства научных кадров. Решение проблемы "У.м." возможно на основе экстренных преобразований в области экономики, науки, образования, соц. развития.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |