Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование кадровой стратегии




Тема №2. Кадровое планирование

Понятием «кадровая стратегия», как правило, охватывается совокупность основных моделей, представлений и принципов, которые применяются в работе с кадрами организации. Считается, что целью кадровой стратегии является обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.

По отношению к внешней среде организации могут реализовывать открытую или закрытую кадровую стратегию. В первом случае речь идет о том, что организация комплектует свой состав (независимо от уровня ответственности) за счет внешних источников. Закрытая кадровая стратегия характерна для организаций, делающих ставку (за исключением технических должностей) исключительно на внутренние источники комплектования кадров.

К основным этапам построения кадровой стратегии относятся:

- нормирование, состоящее в формулировании общих принципов и целей работы с персоналом в соответствии целями и ценностями организации

- программирование, включающее разработку системы процедур, мероприятий и кадровых технологий

- мониторинг персонала, заключающийся в собственно реализации конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала и оценки эффективности этих мер.

Сегодня можно говорить об институционализации основных направлений работы с персоналом, объединенных понятием «управление персоналом». К ним относятся следующие (перечислены не в порядке значимости):

- планирование трудовых ресурсов (анализ и прогноз потребностей)

- набор персонала

- отбор персонала

- разработка системы стимулирования

- адаптация персонала

- обучение персонала

- оценка трудовой деятельности

- планирование карьеры

- подготовка руководящих кадров

- мониторинг социально-психологической ситуации и организация коммуникации внутри предприятия.

Каждое из вышеуказанных направлений можно рассматривать в качестве особого вида профессиональной деятельности в рамках управления персоналом в целом. Вместе с этим следует обратить внимание на то, что в зависимости от стадии жизненного цикла и типа кадровой стратегии организации то или иное направление становится ведущим или наиболее важным видом деятельности работников кадровых служб. Такого рода специализацию можно наблюдать и в связи с уровнем (или глубиной) планирования, характерного для конкретной организации. Целесообразно говорить о 3-х различных «акцентах» мероприятий по управлению персоналом в зависимости от того, как далеко в будущее «заглядывают» руководители организации. Эмпирическим путем удалось определить временные показатели, характерные для каждого уровня планирования: долгосрочное, или стратегическое, — 3-5 лет, среднесрочное (тактическое) – 1-3 года, и краткосрочное (оперативное) – до 1 года. Как правило, долгосрочный (стратегический) уровень планирования в нынешней экономической или политической ситуации в России позволяют себе очень немногие организации (по данным исследований, 6%). Основная масса организаций (до 75%) пытается планировать работу с персоналом в среднесрочной перспективе. В то же время достаточно большое число организаций (практически 1/5) успевает реализовывать кадровые мероприятия в краткосрочном (оперативном) диапазоне.

Содержание кадровых мероприятий, характерных для организаций с открытым типом кадровой стратегии, отражено в таблице 1.

Содержание кадровых мероприятий, характерных для организаций с закрытым типом кадровой стратегии, показано в таблице 2.

Таблица 1

Стадии жизненного цикла организации Уровень планирования
Долгосрочный (стратегический) Среднесрочный (тактический) Краткосрочное (оперативное)
Формирование Привлечение молодых, перспективных профессионалов. Активная политика информирования о фирме. Формирование требований к кандидатам. Поиск перспективных людей и проектов, создание банка кандидатов на работу в организации, поведение курсов. Установление контактов с рекрутерскими фирмами. Отбор менеджеров и специалистов под конкретные проекты
Динамический рост Активная политика привлечения профессионалов Разработка принципов и процедур оценки кандидатов и работы. Обучение управленцев. Формирование вертикальных и горизонтальных управленческих команд. Планирование трудовых ресурсов. Разработка штатного расписания. Создание должностных инструкций. Описание политики фирмы в документах и правилах. Набор персонала под конкретные виды работ. Адаптация персонала.    
Стабилизация Разработка новых форм организации труда под новые технологии Разработка оптимальных схем стимулирования труда, увязанные с получением прибыли организацией. Анализ и рационализация рабочих мест. Реализация программ оценки и стимулирования труда персонала. Набор эффективных менеджеров.
Спад Не рассматривается Создание нормативных документов по кадровому аспекту ликвидации предприятия. Установление контактов с фирмами по трудоустройству. Оценка персонала с целью сокращения. Консультирование персонала по вопросам профессиональной ориентации, программ обучения и трудоустройству. Использование схем частичной занятости.
«Возрождение» Оценка потребности в персонале для различных этапов жизни организации. Поиск перспективных специалистов. Консультационная помощь персоналу (в первую очередь психологическая). Реализация программ социальной помощи.
Стадии жизненного цикла организации Уровень планирования
Долгосрочный (стратегический) Среднесрочный (тактический) Краткосрочный (оперативный)
Формирование Создание собственных (фирменных) институтов Поиск перспективных студентов, выплата стипендии, стажировка на предприятии Привлечение друзей, родственников, знакомых
Динамический рост Планирование карьеры. Разработка нетрадиционных способов найма Проведение внутрифирменных программ обучения с учетом личных потребностей в обучении. Разработка программ стимулирования труда в зависимости от вклада и выслуги лет Набор сотрудников с высоким потенциалом и способных к обучению. Проведение программ адаптации персонала
Стабилизация Разработка схем оптимизации труда, сокращения трудовых затрат Реализация программ обучения управленческого персонала, разработка социальных программ Создание кружков «качества», активное включение персонала в оптимизацию деятельности организации. Использование ресурсов «внутреннего найма» - совмещения
Спад Не рассматривается Проведение программ переподготовки Поиск рабочих мест для перемещаемого персонала. Увольнение в первую очередь новых сотрудников
«Возрождение» Создание «инновационных» отделов. Разработка программ стимулирования творческой активности сотрудников. Проведение конкурсов проектов Разработка программ частичной занятости по основному направлению с возможностью реализовать активность сотрудников в направлениях, полезных фирме Культивирование «философии фирмы». Включение персонала в обсуждение перспектив развития организации



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.