Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гармонизация взглядов и подходов к управлению качеством на основе МС ИСО серии 9000




Показатели, характеризующие деятельность промышленных предприятий России в области управления качеством в 1990-1993 гг.

Показатель Годы
       
Создано образцов новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации, тыс. наименований Снято с производства устаревших конструкций машин, оборудования, аппаратов, приборов, средств автоматизации, тыс. наименований Освоено производство и начат серийный выпуск новых видов машин, оборудования, аппаратов, приборов, средств автоматизации, тыс. наименований Удельный вес новой продукции (освоенной впервые) в общем объеме продукции, % 1,2     1,1     2,4     6,5 0,9     0,9     2,1     6,4 1,0     0,6     1,6     6,0 1,0     0,5     1,6     3,4

Как показывает информация, представленная в табл. 5.5, в начале 1990-х гг.; продолжалось снижение количества созданных образцов новых типов промышленной продукции. Начиная с 1990 г. сокраща­лось и количество новых видов продукции, по которым освоено про­изводство и начат серийный выпуск. К 1993г. почти в 2 раза сократи­лось число устаревших конструкций машин, оборудования, снятых с производства. Наблюдалось также уменьшение доли новой продукции в ее общем объеме (с 6,5 % в 1990г. до 3,4 % в 1993г.). Данные негатив­ные тенденции еще раз подтверждают, что достичь значительных ре­зультатов в области управления качеством можно лишь на комплекс­ной основе, в рамках соответствующей системы менеджмента качества.

Необходимо отметить, что, несмотря на ограничения и недостат­ки, которые имела каждая разработанная в нашей стране система ка­чества, их внедрение сыграло значительную роль в становлении со­временных подходов к управлению качеством. Можно назвать актуаль­ные и в настоящее время достижения в области отечественной теории и практики управления качеством:

1) дифференциация всего процесса управления качеством на от­дельные функции, их анализ и систематизация;

2) включение в состав функций управления качеством изучение потребностей, удовлетворение которых должна обеспечивать продук­ция соответствующего качества;

3) использование стандартов как средства правового, нормативно­го построения и функционирования системы.

С середины 1990-x гг. в России после некоторого перерыва вновь вспоминают о КСУКП. Это происходит в результате активного внедре­ния в мировую практику соответствующих МС ИСО серии 9000 систем менеджмента качества, многие положения которых сходны с положе­ниями КСУКП.

Прекращение к началу 1990-х гг. активизации деятельности отече­ственных предприятий в области управления качеством привело к до­статочно серьезным негативным последствиям: резко снизился тех­нический уровень продукции, уменьшилось количество образцов новой техники, рационализаторских предложений и изобретений. За период с 1992 по 1998 г. выпуск наукоемкой продукции в ведущих от­раслях народного хозяйства сократился втрое, что не могло не отра­зиться на качественных характеристиках деятельности предприятий.

С середины 1990-х гг. в России вновь наблюдается оживление ин­тереса к проблемам управления качеством. И это не случайно. В усло­виях формирующихся в стране рыночных отношений и стремления к интеграции в мировую экономику игнорирование этих проблем стало бы непростительной ошибкой.

Так, по данным World Competitiveness Yearbook, в 1998г. Россия за­нимала 46-ю позицию в рейтинге международной конкурентоспособности, не только уступая таким странам мирового сообщества, как США, Нидерланды, Швейцария, Япония, но и «пропуская вперед» Тур­цию, Бразилию, Индию, ЮАР и другие страны [10]. Безусловно, в сло­жившейся ситуации проблемы управления качеством вновь обратили на себя внимание.

Определяющим в настоящее время является осознание каждым то­варопроизводителем того, что только качество выпускаемой продукции служит источником развития предприятия. Качество продукции и ус­луг стало показателем высокой эффективности труда, источником на­ционального богатства, признаком динамичного развития экономики, а качество жизни признано международным сообществом одной из важ­нейших характеристик, отражающих уровень развития стран и народов.

Системный подход к управлению качеством получил дальнейшее развитие в МС ИСО серии 9000.

В 1987 г. усилиями специально созданного Международной орга­низацией по стандартизации Технического комитета (ТК) 176 «Управ­ление качеством и обеспечение качества» были подготовлены и при­няты первые пять международных стандартов в этой области (ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003, ИСО 9004), а также словарь терминов и их определений (ИСО 8402).

Разработке этой серии предшествовала огромная подготовитель­ная работа, активное участие в которой приняли ученые нашей стра­ны. С 1963 г., когда Государственный комитет стандартов СССР воз­главил крупный ученый профессор В.В. Бойцов, по его инициативе началась последовательная проработка вопросов повышения роли стандартов в улучшении качества продукции. К концу 1960-х гг. в стране был разработан ряд научно-методических и практических подходов, позволивших говорить о больших возможностях стандартизации в повышении качества продукции. По инициативе Советского Союза в июле 1971 г. в Москве была проведена XV Международная конферен­ция Европейской организации по контролю качества (ЕОК), посвя­щенная роли стандартизации в улучшении качества продукции. С этого момента проблемы стандартизации стали постоянно рассматриваться на ежегодных конференциях ЕОК. А.В. Гличев, являвшийся в то вре­мя президентом этой организации, отмечает, что «не все шло гладко, были и непонимание, критика, ирония, но постепенно большинство мировой научно-технической общественности приняло такой подход. Необходимо было найти определенную форму и закрепить получен­ные результаты по управлению качеством на базе стандартизации, сде­лать возможным широкое международное использование этого опы­та» [1, с. 170].

Президент ЕОК в 1978г. обратился к президенту ИСО (в то время им был также представитель СССР - В.В. Бойцов) с предложением подго­товить на основе накопленного опыта стандарты ИСО по управлению качеством. Данное предложение было принято, и в рамках ИСО нача­лись работы по подготовке таких стандартов. Активное участие в созда­нии стандартов ИСО серии 9000 приняли ученые и специалисты Вели­кобритании, Германии, Швейцарии, Чехословакии, США и Советского Союза. Таким образом, был подготовлен и начал осуществляться прин­ципиально новый этап организации работ по управлению качеством, получивший впоследствии широкое распространение во всем мире.

Многие положения МС ИСО серии 9000 перекликаются с подхо­дами, на которых базировались отечественные комплексные системы управления качеством продукции. Основными из них являются сле­дующие:

· качество продукции выступает в роли объекта управления в системе качества;

· система качества представляет собой органическую составля­ющую общей системы управления предприятием, базируется на тех же принципах и подходах, что и любая система управления;

· управление качеством производится с целью удовлетворения запросов потребителей;

· управление качеством должно осуществляться на всех стади­ях жизненного цикла продукции, на всех уровнях управления в организации, с привлечением всего персонала;

· система качества создается на основе заранее разработанной модели;

· действия персонала в системе, его обязанности, ответствен­ность и права строго документируются.

 

 


Рис. 5.8. Структура комплекса МС ИСО серии 9000

В дальнейшем семейство стандартов расширялось, претерпевало внутренние изменения. В 1994г. вышла вторая редакция основных стандартов этой серии, которая включала почти 25 стандартов, имеющих номера, начинавшиеся не только с 9000, но и с 10000, а также стандарт ИСО 8402.

В МС ИСО серии 9000 были установлены основные требования по созданию общих программ управления качеством в промышленности и в сфере обслуживания (банковское дело, больницы, гостиницы, ре­стораны и т.п.). При этом стандарты давали рекомендации по выбору той системы качества, которая требуется в зависимости от конкрет­ных действий. В частности, в стандарте были выделены шесть факто­ров, являющихся определяющими при выборе соответствующей мо­дели для продукции или услуги:

1)сложность процесса проектирования;

2)обоснованность проекта;

3)сложность производственного процесса;

4)характеристики продукции или услуги;

5)безопасность продукции или услуги;

6)экономический фактор.

Стандарты этой серии внесли огромный вклад в гармонизацию многочисленных требований к системам качества, упорядочив тер­минологию в области управления качеством, введя единое толкова­ние понятий (ИСО 8402) и выделив основные направления деятель­ности предприятия по достижению необходимого качества (ИСО 9004). В этих стандартах определены минимальные требования, ко­торые предъявляются к значимым с точки зрения качества производ­ственным процессам, а также основные критерии правильности их соблюдения. При этом все многообразие внешних обстоятельств уда­лось уложить всего в три модели, предусматривающие различную глу­бину охвата системы качества изготовителя при ее оценке:

1) МС ИСО 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения ка­чества при проектировании и (или) разработке, производстве, монта­же и обслуживании»;

2) МС ИСО 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения ка­чества при производстве и монтаже»;

3) МС ИСО 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения ка­чества при окончательном контроле и испытаниях».

Европейский комитет по стандартизации после издания стандар­тов ИСО серии 9000 включил их в свой региональный фонд норматив­ных документов в качестве евро стандартов, присвоив им обозначение EN 29000. Эта же процедура была проведена почти во всех странах ­членах ИСО. Логичным продолжением этапа заимствования стандар­тов ИСО 9000 национальными организациями по стандартизации ста­ла организованная ИСО широкая кампания по пропаганде этих доку­ментов.

МС ИСО серии 9000 к середине 1990-х гг. имели наиболее высокий рейтинг популярности. На их основе сформирован современный взгляд на решение проблем качества; они адаптированы к четырем категори­ям продукции (технические средства, перерабатываемые материалы, программное обеспечение и услуги) и могут быть использованы в раз­ных секторах экономики.

Однако время не стоит на месте. В наступившем ХХI в. активно раз­виваются зародившиеся еще несколько десятилетий назад подходы; разработана следующая версия стандартов ИСО серии 9000; форми­руются новые взгляды на сущность системного подхода к управлению качеством.

Контрольные вопросы и задания

1.Охарактеризуйте содержание системного подхода к управ­лению качеством и обоснуйте необходимость его использо­вания.

2.Что представляет собой политика организации в области каче­ства? Раскройте содержание ее составляющих.

3.Разработайте политику в области качества:

а) для вашей студенческой группы;

б) вашей семьи;

в) детской поликлиники;

г) гостиницы.

4.Приведите классификацию моделей систем управления качест­вом, поясните цели их использования, преимущества и огра­ничения.

5.Какие примеры описательных и графических моделей систем управления качеством вы можете привести?

6.Используя материал, представленный в главе, а также реко­мендуемую литературу, подготовьте сообщение об отечественных системах управления качеством. Заполните следующую таблицу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.