Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местное самоуправление




 

Государство как особо сложная социально-экономическая система имеет несколько уровней управления и соответственно несколько уровней публичной власти.[87]

Местное самоуправление – такой способ децентрализации власти, при котором она наиболее приближена к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними. Обеспечивая самоорганизацию граждан и их непосредственное участие в управлении местными делами, местное самоуправление является одной из структур гражданского общества.

В соответствии с Конституцией России местное самоуправление является как бы основой государства, фундаментом устройства государственной власти, государственного управления в стране, но не является частью некогда единой, сверху донизу пронизывающей системы власти, системы управления. Эти две самостоятельные задачи – государственная власть и местное самоуправление – и есть суть управления страной.

Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает громадное количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.

В западноевропейских государствах местное самоуправление сложилось задолго до становления современных правовых основ как главный противовес государственной власти, как инструмент гражданского общества, благодаря которому самоорганизующееся население получило возможность отстаивать сои права. Поэтому в современной концепции местного самоуправления получило выражение либеральное представление о том, что граждане должны сами управлять своей жизнью, а государство – оберегать их от внешних врагов и следить за повсеместным соблюдением законов. Инструментом такого народного управления выступают органы местного самоуправления.[88]

Зарубежные модели организации местного самоуправления – англосаксонская и французская (или континентальная).

Англосаксонская модель (Англия, США, Канада, Австралия и др.) характеризуется четким законодательным закреплением перечня муниципальных полномочий. В рамках этих полномочий органы местного самоуправления действуют самостоятельно, представители государства на местах отсутствуют.

Отношения между центральной властью и местным самоуправлением в странах, ориентированных на данную модель, определяются принципом «деятельность в пределах предоставленных полномочий» т.е. органы местного самоуправления могут совершать лишь те действия, которые прямо предписаны законом. Все иные действия считаются совершенными с превышением полномочий и могут быть признаны судом неправомерными.

Родоначальница континентальной модели – Франция, для которой высокая степень централизации местного управления и самоуправления является исторически традиционной. Отличительные признаки этой модели: сочетание местного самоуправления и государственного управления на местах, выборности и назначаемости; определенная иерархия системы местного самоуправления, подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим; наличие на местном уровне специального представителя центральной власти, полномочного осуществлять государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.

При сравнении англосаксонской и континентальной моделей местного самоуправления обнаруживается, что сегодня в демократически развитых странах различия между ними не носят принципиального характера. Их современная форма во многом является результатом проведенных реформ местного самоуправления, что позволяет говорить об определенном сближении некогда весьма отличных муниципальных систем.

Наряду с рассмотренными моделями существуют варианты организации власти на местах, в той или иной степени вобравшие в себя черты каждой из них и обладающие собственными специфическими признаками. Эти модели получили название смешанных и используются в Германии, Австрии, Японии, в некоторых развивающихся странах. Характерным признаком смешанной модели можно считать сочетание достаточно автономного местного самоуправления на низовом территориальном уровне с государственным управлением на более высоком.

Местное самоуправление в России имеет давнюю историю:

· вечевая демократия Древней Руси (IX–XIII вв.);

· слободское самоуправление (XIV–XV вв.);

· казачье войсковое самоуправление (XVI–XVII вв.);

· крестьянское общинное самоуправление (XVI–XIX вв.);

· земское и городское самоуправление (вторая половина XIX – начало XX в.).

Как и многие политические институты нашей страны, самоуправление в России развивалось неровно и довольно самобытно: его результаты не слишком походили на муниципальные установления Европы. Вместе с тем безоговорочное противопоставление российского опыта самоуправления зарубежному было бы большой ошибкой – принципы гражданской активности населения, реализуемые в демократических государствах и систематически игнорируемые в России, по сути своей оставались сходными.

Попытка проведения реформы местного самоуправления была предпринята и после Февральской революции 1917 г. Временное правительство приняло несколько законов о земской и городской реформе. В соответствии с законом от 21 мая 1917 г. «О волостном земском управлении» было образованно 9500 волостных земств и избрано в их состав около 300 тыс. гласных.

После победы октября 1917 г. органы земского и городского самоуправления были заменены системой Советов. Однако эта система не была ни истинным самоуправлением, ни народовластием.

Возрождение местного самоуправления в современный период связано с принятием Конституции РФ 1993 г. и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Принципы местного самоуправления в современной России таковы:местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ. Государство не учреждает местное самоуправление, а лишь признает его существование, считается с его традициями, демонстрирует ему свое расположение;

ñ местное самоуправление самостоятельно; наделено собственной компетенцией, которая охватывает вопросы местного значения и полномочия по их решению: однако самостоятельность имеет рамки, обусловленные ст. 12 Конституции РФ (в пределах собственных полномочий);

ñ органы местного самоуправления независимы и не входят в систему органов государственной власти;

ñ органы местного самоуправления ответственны: перед населением, перед государством, перед физическими и юридическими лицами;

ñ органы местного самоуправления образовываются самостоятельно, в них недопустимо назначение должностных лиц должностными лицами государственной власти;

ñ судебная защита местного самоуправления служит гарантией от необоснованного воздействия на него государственной власти.

Признание местного самоуправления как особой формы власти означает, что наряду с личным интересом каждого человека и государственным интересом существует коллективный интерес местного сообщества – муниципальный, который состоит в обеспечении благоприятных условий совместного проживания на территории.

Функции местного самоуправления различны.

1. Функция власти, политическая функция: как одна из форм публичной власти местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимает обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивает охрану общественного порядка, выполняет другие властные функции.

2. Хозяйственная функция: как организатор местного хозяйства местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению местного сообщества, организует оказание жителям ряда важнейших общественных услуг.

3. Общественная функция: как часть гражданского общества местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан для решения вопросов местного значения.

Непосредственные насущные потребности человека в большей мере сосредоточены в рамках не государства или региона, а той конкретной территориальной единицы, в которой он проживает. Ему необходимо, чтобы его дом обслуживался коммунальными службами, чтобы в его населенном пункте работали магазины, школы, детские сады, чтобы функционировали дороги и т. д. Все эти жизненные потребности человек не может удовлетворить самостоятельно. Поэтому и сложилась схема деления государства или региона (в федеративном государстве) на небольшие территориальные единицы -муниципальные образования, имеющие единую инфраструктуру, которая может автономно управляться, обеспечивать непосредственные нужды своих жителей.

Местное самоуправление имеет свои атрибуты и критерии[89].

Атрибутами местного самоуправления в соответствии с действующим европейским и российским законодательством являются:

ñ территория;

ñ население;

ñ выборные органы;

ñ формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении;

ñ местный бюджет;

ñ местные налоги и сборы;

ñ муниципальная собственность;

ñ местные нормативные акты.

Лишь наличие всех этих атрибутов позволяет говорить о реальном местном самоуправлении.

В качестве критериев местного самоуправления можно выделить:

ñ оформленность территории;

ñ наличие правовой базы для деятельности и ответственности за ее результаты;

ñ определенность порядка выборов органов самоуправления и организации их деятельности;

ñ управление в интересах населения, наличие механизмов участия населения в этом управлении;

ñ разделение предметов ведения и полномочий между должностными лицами местного самоуправления;

ñ обеспеченность местным бюджетом и муниципальной собственностью;

ñ наличие развитого гражданского и правового сознания;

ñ преобладание мер организации над мерами принуждения;

ñ доступность должностных лиц местного самоуправления для граждан.

В Российской Федерации правовая база местного самоуправления – система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует. Это Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, рамочный федеральный закон, федеральные законы, принятые в развитие этого закона и регулирующие отдельные стороны деятельности местного самоуправления, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Конституционного Суда РФ, законы субъектов федерации о местном самоуправлении, уставы муниципальных образований и другие нормативные акты, принимаемые самим муниципальным образованием.

Все названные акты базируются в анализируемой сфере на Европейской хартии местного самоуправления, которая принята Комитетом министров Европы в июне 1985 г. в форме конвенции, открытой к подписанию. От имени Российской Федерации Хартия была подписана в 1996 г. и вступила в силу на ее территории с 1 сентября 1998 г.

К настоящему времени законами субъектов РФ утверждены более 24 тыс. муниципальных образований, из них: городских округов – 523; муниципальных районов – 1799; городских поселений – 1732; сельских поселений – 19 864; внутригородских муниципальных образований городов федерального значения – 236. Из общего количества муниципальных образований к вновь образованным можно отнести 12,5 тыс. муниципальных образований (51,6 % от общего числа муниципалитетов в России)[90].

Для характеристики самоуправляемой территории используется термин «муниципальное образование».

Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединённых общей территорией, часть поселения, иная населённая территория, предусмотренная федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Именно жители муниципального образования обладают правом на местное самоуправление, которое они реализуют созданием соответствующих органов.

В России в настоящее время действуют четыре территориальные модели местного самоуправления:

ñ одноуровневая – муниципальными образованиями выступают внутриобластные районы и отдельные города, выведенные из районного подчинения. Внутри таких городов областного подчинения чаще всего отсутствуют районы, а входящие в состав внутриобластных районов поселения и части города (если они все же выделяются) не являются муниципальными образованиями, они могут создавать на своей территории только общественное самоуправление;

ñ двухуровневая – муниципальными образованиями являются внутриобластные районы, входящие в их состав сельские административные единицы и небольшие города (1-й уровень), города областного подчинения и входящие в состав этих городов внутригородские районы (2-й уровень);

ñ трехуровневая – муниципальными образованиями являются внутриобластные районы и города областного подчинения (1-й уровень), сельские округа и внутригородские районы (2-й уровень), отдельные сельские поселения и микрорайоны города (3-й уровень);

ñ смешанная – соединение муниципальных и немуниципальных образований. Эта модель имеет три варианта:

а) внутриобластные районы и крупные города не являются муниципальными образованиями, в качестве муниципальных образований выступают только небольшие города, сельские поселения, группы деревень (общинный уровень);

б) на общинном уровне существуют органы местного самоуправления, а во внутриобластных районах и крупных городах – органы государственной власти и органы местного самоуправления;

в) муниципальными образованиями являются только районы и крупные города.

Наряду с местным самоуправлением в муниципальные образования могут выделяться особые территории с общественным самоуправлением; их органы не имеют властных полномочий и не относятся к местному самоуправлению.

Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют местное имущество и местные финансы. К местному имуществу относятся:

ñ муниципальная собственность, приобретение, владение и распоряжение которой полностью является прерогативой муниципальных органов;

ñ государственная собственность, безвозмездно переданная в управление органам местного самоуправления;

ñ собственность федерации или субъекта федерации, которая служит удовлетворению потребностей населения муниципальное образование.

Таким образом, при рассмотрении территориальной организации местного самоуправления и создания муниципальных образований важно иметь в виду, что муниципальное образование – это прежде всего объединение граждан, а не только городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Именно объединение граждан составляет существо муниципального образования (а не его признак).

Муниципальные образования вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушения их конституционных прав как разновидности объединения граждан. Данным правом также обладают глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования[91].

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет как форму образования и расходова­ния денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Высшим должностным лицом муниципального образования является его глава, который одновременно может осуществлять исполнительную власть, возглавляя его администрацию. Глава муниципального образования может избираться или гражданами, или представительным органом местного самоуправления. Он работает на постоянной основе, не может быть депутатом представительного органа, заниматься предпринимательством. Его конкретные функции и порядок избрания регулируются уставом муниципального образования и местными нормативными актами.

Соотношение полномочий высшего должностного лица и представительного органа местного самоуправления обычно исчерпывается тремя вариантами:

ñ непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в различных пропорциях в компетенциях представительного органа и выборного высшего должностного лица;

ñ все непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в компетенции представительного органа;

ñ все непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в компетенции выборного высшего должностного лица (при этом контрольные полномочия население оставляет за собой и реализует их посредством сходов и референдумов)[92].

Наиболее распространенной в России оказалась модель «сильный мэр – совет». В этой модели и представительный орган местного самоуправления (совет), и высшее должностное лицо местного самоуправления (мэр) избираются всем населением. Мэр обладает правом отлагательного вето на решения совета, самостоятельно формирует администрацию, назначает на должность и освобождает от нее должностных лиц администрации, организует работу совета и председательствует на его заседаниях, подписывает акты, принимаемые советом. Совет обладает правом преодолеть вето мэра квалифицированным большинством голосов. Досрочное прекращение полномочий мэра возможно посредством местного референдума. Эта модель копирует отношения между ветвями власти в президентской республике.

Вместе с тем принята и другая модель «слабый мэр – совет». При ней населением избирается только совет, а мэр избирается из числа депутатов совета. Он полностью подконтролен и подотчетен совету, не имеет права вето, права формирования администрации; назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц он осуществляет только с согласия совета; пределы его полномочий ограничены решением совета. Досрочное прекращение полномочий мэра совет может осуществить как по своей инициативе, так и по инициативе населения.

Получила распространение и модель «совет – администратор». В этой модели должность мэра отсутствует. Совет избирает председателя, который и организует его деятельность, но не имеет права руководить администрацией. Административные функции передаются управляющему (администратору, «сити-менеждеру»), который нанимается советом на контрактной основе. Он единолично формирует администрацию, назначает на должность и освобождает от нее должностных лиц, руководит деятельностью администрации.

Работой представительного органа руководит председатель, иногда в уставах предусматриваются должности заместителя председателя и секретаря (для ведения документов). Основные вопросы решаются на заседаниях, для которых требуется кворум. Некоторые решения могут приниматься большинством присутствующих (при наличии кворума), некоторые – большинством от списочного состава представительного органа.

В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводятся местные референдумы.

Постепенно создается система территориального общественного самоуправления – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Его формы разнообразны: домовые и уличные комитеты, товарищества собственников жилья, городские советы домовых комитетов и др.

Сам факт появления местного самоуправления в структуре организации власти связан с реализацией фундаментального принципа: сократить административную дистанцию между органом, принимающим решение, и сферой действия этого решения, достигая, таким образом, точности фокусировки самого решения, оптимизации расходов на его исполнение, первоочередного учета в нем интересов граждан.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.