Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Военное управление




 

«Военное управление» - властно-распределительная функция органов государственной власти и должностных лиц по управлению людьми, занятыми военной деятельностью. Оно представляет собой особый вид управления и социального регулирования, обеспечивающего создание, сохранение и развитие военной организации (в широком смысле слова), в количественном и качественном отношении соответствующей реальным угрозам, а также поддержания режима её деятельности.[93]

Военной деятельностью в государстве заняты лица, функционально и организационно входящие в его военную организацию: а) личный состав вооружённых и военизированных государственных формирований, в том числе иррегулярных; б) представители органов государственной власти и управления, непосредственно занимающиеся вопросами обороны и безопасности страны; в) работники предприятий и учреждений, полностью или частично занятые созданием оружия, боевой техники и обеспечением ими вооружённых сил; г) сами учреждения и органы, относящиеся к военной организации государства.

В этом смысле вполне правомерно выделение военной хозяйственной, военно-финансовой, военно-научной, военно-административной, военно-педагогической и других подвидов военной деятельности. Военный характер они приобретают не потому, что ими занимаются военные люди: их развертывание осуществляется в интересах обеспечения эффективной боевой подготовки в мирное время и успешного ведения военных действий или специальных операций в случае военного конфликта. Ту часть управления, которая связана с подготовкой и применением насилия называют без приставки «военное»: стратегическое, боевое, оперативное и т. д.

А поскольку военная деятельность не сводится только к применению военного насилия, в нём есть моменты экономического, политического, правового, организационного, технологического и другого характера, то семантически эти подвиды обозначаются сложными словами с приставкой «военное».

Военное управление строится в соответствии и посредством права, в котором есть специальная отрасль – военное право, имеет правовую основу и носит законный характер. К таким случаям, в частности, относятся:

· властные полномочия органов военного управления на территории, где ведутся боевые действия или объявлено военное положение (граждане обязаны выполнять требования органов военного управления);

· властно-распорядительные меры военной администрации по мобилизационной работе, гражданской обороне, допризывной подготовке и т.д.

· деятельность оккупационных войск на занятой территории (в соответствии с международным гуманитарным правом).

Военная практика не может иметь дискреционный характер.

Специфика военного управления и в том, что оно имеет несколько уровней.[94]

* Военная политика. Её главный смысл и предназначение – определение возможности и пределов применения военного насилия в политических целях, организация и руководство военным строительством, разработка и реализация планов применения Вооружённых сил, территориальной и гражданской обороны, перевода органов власти и экономики страны на работу в условиях военного времени, заданий по накоплению материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, других оборонных программ.

Военная политика в интересах создания и поддержания, а при необходимости использования военной силы оказывает регулирующее воздействие, а в определённых случаях в известной мере подчиняет себе экономику и администрацию, культуру и науку, системы образования и здравоохранения, организуя их в интересах решения задач с использованием военной силы.

Её практическая сторона охватывает принятие решений, разработку планов и программ развития военной сферы; создание и поддержание необходимой военной мощи страны; комплектование войск, обеспечение их боевой и мобилизационной готовности; создание оперативно-стратегических группировок; налаживание взаимодействия войск, органов и военизированных формирований; организацию производства оружия и боевой техники; мобилизационную подготовку органов власти и управления, предприятий, учреждений и организаций; создание и накопление мобилизационных ресурсов и резервов; осуществление мероприятий гражданской и территориальной обороны; международное военное сотрудничество в интересах национальной и международной безопасности; правовое регулирование оборонной и всей военно-политической деятельности; организация гражданского контроля над военной сферой и др.

* Управление войсками. Это – деятельность командующих, командиров, штабов и других органов управления по поддержанию постоянной боевой готовности войск (сил), подготовке операций (боевых действий) и руководству войсками (силами) при выполнении поставленных им задач. Она включает в себя: а) непрерывное добывание, сбор, изучение, отображение, анализ и оценку данных обстановки; б) принятие решения на операцию (бой); в) постановку задач войскам (силам); г) планирование операций операции (боя); д) организацию и поддержание взаимодействия и всех видов обеспечения; е) организацию управления; ж) подготовку подчинённых органов управления и войск (сил) к боевым действиям; з) организацию контроля и осуществление помощи подчинённым командующим (командирам), штабам, войскам (силам); и) непосредственное руководство действиями войск (сил) при выполнении ими боевых задач.

* Управленческая деятельность военных кадров – это право и обязанность принимать решение на бой и управлять боем, реализация задач Вооружённых сил.

* Морально-психологическое обеспечение деятельности войск. Необходимым условием боеспособности войск остаётся высокая степень психологической устойчивости личного состава, его моральная готовность к ведению боевых действий.

Высокий боевой дух и моральная сила военнослужащих вдруг и сразу не возникают. Они представляют собой результат сознательного, целенаправленного и систематического воздействия на мировоззрение, интеллект, мораль и психику как своего народа, так и отдельных граждан. Эти качества формируются не группой узких специалистов, приставленных специально для воспитания людей. Они возникают в семье, а затем терпеливо взращиваются, поощряются и совершенствуются многими институтами государства, общественными организациями, средствами массовой информации.

На всех этих уровнях военное управление предстаёт как деятельность, обусловленная возможностью войны и существованием армии.

Цель военного управления в самой общей постановке состоит в том, чтобы обеспечивать максимально полную эффективность использования имеющихся сил и средств и добиться выполнения поставленной задачи и достижения победы над противником с минимальными издержками для войск. Главная задача в мирное время – поддержание должной дисциплины, боевой выучки, мобилизационной готовности Вооружённых сил, обеспечивающее надёжное стратегическое сдерживание потенциального противника. В военное время – осуществление управления Вооружёнными силами при выполнении стратегических задач, в конфликтах любого масштаба. Система военного управления включает: органы управления (их состав, методы командирования и штабов); пункты управления: средства управления – связи и коммуникаций.

В системе военного управления тесно взаимосвязаны, хотя и обладают относительной самостоятельностью, политика и стратегия, оперативные и административные функции.

Органы военного управления можно определить как специально учреждённые государством военные образования, являющиеся составной частью органов государственной исполнительной власти и осуществляющие в Вооружённых силах военное управление.[95] Системообразующим органом военного управления является Министерство обороны.

Особый элемент в системе военного управления – военные комиссариаты, находящиеся на территории страны.

Для военного управления всякое управленческое действие начинается с определения военно-политических целей и стратегических задач. Войскам, направляемым на войну в зону конфликта, политическими руководителями должны ставиться чёткие и определённые задачи. Несколько столетий остаётся общепризнанным положение о том, что война является продолжением политики иными, насильственными средствами. Но война имеет свои собственные законы, которые политика не вправе игнорировать. Война начинается с началом военных действий и заканчивается с их прекращением.

Управление войсками в мирное и военное время осуществляется Министерством обороны РФ через Генеральный штаб, осуществляя координацию деятельности всех силовых ведомств в интересах осуществления оборонных задач.

Объектами военного управления выступают оборонная сфера и военная организация государства, и, следовательно, население, территория, экономика страны, вся система общественных отношений и институтов, определенным образом упорядочиваемых в интересах обеспечения военной безопасности. При этом управленческие усилия концентрируются на Вооружённых силах, других войсках, воинских формированиях и органах. Их непосредственным и прямым объектом выступают военнослужащие и граждане.

Органы военного управления реализуют организационно-распорядительные функции посредством управленческой деятельности военных администраторов, которые являются государственным служащими, имеют особые властные, организационно-распорядительные полномочия. Как представители власти, осуществляющие государственные интересы, они реализуют правоохранительные меры и полномочия и применяют административно-правовые санкции.

Военному управления наиболее присущи черты бюрократической системы: подчинённость (иерархия); запрет на занятие иной оплачиваемой деятельностью (прямо предписано законом); безличность (равные требования ко всем подчинённым военнослужащим, типовая форма контракта); требования к профессионализму (специальные знания).

Все эти черты образуют критерии, которым должна отвечать система управления, чтобы её можно было назвать бюрократической.[96] («бюрократия» от франц. bureau – канцелярия и греч. кratos – власть: власть аппарата управления)[97]

Особо следует заметить, что иерархические отношения в военном управлении являются обязательными, а строятся они на принципе единоначалия, наделяющем командира всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчинённым. Единоначалие выражается в праве командира, исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.[98]

В целях реального и успешного выполнения законов, других решений государственной власти военные органы наделяются необходимыми государственно-властными полномочиями распорядительства, а также правом применения мер принудительного воздействия. Каждый орган военного управления функционирует согласно определённой для него компетенции, в пределах предоставленных ему полномочий.[99] В свою очередь должностные права и обязанности командира производны от функций и полномочий органа военного управления, где он проходит службу.

Военные органы принято понимать как военные организации: объединения, соединения, воинские части, учреждения (включая военные образовательные учреждения профессионального образования), другие организационно-правовые образования, действующие в войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, в совокупности образующих военную организацию государства.

В России особенности правового положения отдельных видов военных организаций определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами, такими как ГК РФ, Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации», Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, УВС ВС РФ, Положение о военном округе Вооружённых сил Российской Федерации, Положение о войсковом (корабельном) хозяйстве и др.

Наиболее распространённой военной организацией является воинская часть – состоящая, как правило, на государственном федеральном бюджете, боевое подразделение, являющееся в тактическом, административном и хозяйственном отношении самостоятельной организационной единицей Вооружённых сил РФ, повседневная деятельность которой регламентируется специфическими военно-административными актами – общевоинскими и специальными уставами, положениями, наставлениями и другими нормативными правовыми документами.

Кроме воинских частей, к военным организациям относятся различные военные предприятия, военные комиссариаты, военные учебные заведения, военные представительства, военные суды и военные прокуратуры, военные комендатуры, а также многие другие организации, основным предназначением которых является не столько выполнение боевых задач, как это свойственно для воинских частей, сколько всестороннее обеспечение нормальных условий жизнедеятельности войск, способствующих выполнению ими задач по вооружённой защите страны.

Особенности организации и деятельности военных организаций обусловлены в первую очередь принципами строительства Вооружённых Сил, такими как максимальная централизация и единоначалие в военном управлении; административно-хозяйственная самостоятельность воинских частей и других военных организаций; подчинение их вышестоящим военным организациям (органам военного управления); поддержание в военных организациях строгой воинской дисциплины и др. Кроме того, на специфику организации и деятельности военных организаций оказывают существенное влияние такие факторы, как система устройства Вооружённых Сил (других войск, органов, и воинских формирований), их общая организация; принципы комплектования войск; прохождение в военных организациях военной службы (как по контракту, так и по призыву); правовые основы организации материально-технического снабжения военных организаций, войскового хозяйства, различных видов довольствия военнослужащих; полномочия государственных органов в области обороны, а также функции, обязанности и права центральных, окружных и других органов военного управления и т. п.

Следует отметить в качестве особенности также и то обстоятельство, что ряд военных организаций не входят в систему органов военного управления Вооружённых Сил, других войск, военных формирований и органов в силу специфики стоящих перед ними задач. В частности, в их числе можно указать военные суды и военные прокуратуры, которые хотя и создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, однако не подчинены ни руководителям этих военных организаций, ни их вышестоящим начальникам.

В силу специфики своей деятельности, обусловленной необходимостью зачастую действовать скрытно, военная организация может иметь, кроме действительного, также и условное. В таких случаях сведения о действительных наименованиях военных организаций являются, как правило, закрытыми, не подлежат разглашению, имеют ограниченный доступ и могут предоставляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.[100]

При всём разнообразии организации военного управления в различных странах, к настоящему времени сложилось три системных подхода:

Первый – это германская военная система Мольтке старшего, когда формально вооружённые силы возглавлялись императором, но основную роль исполняли начальник Генерального штаба, а военный министр выполнял административные функции по комплектованию, оснащению и снабжению армии.

Второй – централизация военного управления у Верховного главнокомандующего с одновременным возложением на него функций военного министра, подчинением ему начальника Генерального штаба.

Третий – создание Комитета начальников штабов и отсутствие жёсткого разграничения политического и Председатель Комитета начальников штабов подчиняется министру обороны, а тот, в свою очередь, главе государства.

В деятельности органов военного управления применяются следующие основные виды правовых актов: воинские уставы, приказы, положения, наставления, инструкции, директивы, предписания, указания, приказания, распоряжения.[101]

Наиболее распространённым в военном управлении являются приказы, которые вправе отдавать (издавать) все командиры (начальники) и другие органы военного управления.

Приказ – обязательное для исполнения, выраженное в строгом в соответствии с законом, устное или письменное повеление начальника (органа военного управления).

В Вооружённых Силах РФ действует принцип, закреплённым Дисциплинированным уставом: приказ командира – закон для подчинённого. Приказ должен быть выполнен беспрекословно и точно и в срок.

Приказы служат действенным средством правильной организации боевой подготовки личного состава, проведения в жизнь единой воли командования, повседневного управления и контроля за жизнью и деятельностью подразделения, воинской части, соединения. Чёткая регламентация порядка отдания приказов служит важным правовым средством осуществления и укрепления принципа единоначалия. В Вооружённых Силах РФ, укрепления воинской дисциплины, воспитания исполнительности у подчинённых Особо важное значение имеют боевые приказы, посредством которых осуществляется управление войсками в бою. На обеспечение точного исполнения приказов командования направляется разносторонняя воспитательная и организаторская работа среди военнослужащих.

Российское военное законодательства чётко регламентирует порядок отдачи приказов воинскими должностными лицами.

Приказы могут быть письменными и устными. Правом издания письменных приказов пользуются:

- командиры воинских частей и соединений;

- начальники учреждений и военно-учебных заведений;

- начальники гарнизонов;

- командующие бригадами, армиями и войсками военных округов.

Приказы, как и другие акты военного управления, вступают в силу с момента их подписания, если в самом приказе не установлен их порядок. Нормативные акты, вводимые в действие приказами, принимаются соответствующими должностными лицами с момента их объявления.

Особое место среди приказов занимают письменные приказы, отдаваемые командирами воинских частей ежедневно от строевой части и по мере необходимости по боевой подготовке, приказы по тылу и по технической части. В них отражаются все ежедневные распоряжения командира (начальника), фиксируются действия, события имеющие существенное юридическое значение. Приказом по строевой части производит: назначение дежурного и помощника дежурного по части, дежурного по парку, дежурного подразделения; зачисление на довольствие и исключение с довольствия: увольнение военнослужащих в запас; приём на работу и увольнение рабочих и служащих; награды, поощрения и дисциплинированные взыскания личному составу, а также решение вопросов, входящих в компетенцию командира воинской части. В приказах по строевой части отражаются также изменения в персональных учётных данных личного состава, убытие в командировки, отпуска, на учёбу, лечение и т. д.

В приказах по боевой подготовке подводятся итоги боевой подготовки подводятся итоги боевой подготовки личного состава за истёкший учебный год (период), ставятся на новый учебный год (период), объявляется итоги инспектирования и оценки боевой подготовки личного состава, даются указания по организации и проведению учебных занятий и решаются другие вопросы в этой области деятельности.

В приказах по тылу и технической части решаются вопросы материальное обеспечение. Воинский состав – нормативно-правовой свод правил поведения и деятельности военнослужащих, установленный на длительное время и регулирующий определённую сторону жизни, быта, подготовки и использования Вооружённых Сил или отдельных их составных частей (видов вооружённых сил, родов войск).

Общевоинские уставы – Дисциплинарный устав, Устав внутренней службы, Устав гарнизонной и караульной служб Вооружённых Сил РФ – утверждены Указом президента Российской Федерации. Другие воинские уставы введены в действие приказами Министра обороны РФ.

Уставные нормы – фундамент воинского правопорядка. Воинские уставы детально регулируют порядок внутриармейских отношений, формулируют основные правила, регулирующие жизнь быт и деятельность войск. В воинских уставах определены общие и должностные обязанности и права военнослужащих, взаимоотношения между начальниками и подчинёнными, правила поведения военнослужащих на службе и вне её, порядок несения внутренней и караульной служб и т.д.

По своему содержанию нормы воинских уставов могут быть распределены на следующие группы:

- дающие руководящие указания по боевой подготовке и боевому использованию войск;

- определяющие общий распорядок в воинских частях и взаимоотношения между военнослужащими;

- относящиеся к поддержанию и укреплению воинской дисциплины;

- устанавливающие порядок несения гарнизонной и караульной служб;

- определяющие порядок строевого обучения и действия военнослужащих в строю.

К воинским уставам по своему характеру и назначению близко примыкает и другая форма нормативных актов военного управления – наставление.

Наставление – систематизированный свод правил деятельности отдельных органов военного управления или правил обращения с боевым оружием, военной техникой и их применения.

Значительная часть норм наставлений носит описательный, технический характер, но соблюдение их обязательно.

Сходны по своему характеру с наставлениями и положения. В них также регулируется определённая область военно-служебных отношений или устанавливается структура и правовое положение какого-либо военного органа (например, Положение о финансовом хозяйстве воинской части).

Инструкция – акт, содержащий правила деятельности того или иного органа управления или воинского должностного лица. Инструкция всегда содержит правила общего характера, обращённые к должностным лицам (например, Инструкция о порядке проверки и оценки физической подготовки в Вооружённых Силах РФ).

Директивы – издаются по вопросам оперативным, организации, устройства, комплектования и службы войск, по основным вопросам материального, технического и медицинского обеспечения войск, а также развитие приказов старших начальников по вопросам боевой, воспитательной и воинской дисциплины.

Предписание – письменное распоряжение, составляемое по определённой форме. Начальники дают предписания подчинённым им должностным лицам с конкретным указанием, что, где и к какому сроку они должны выполнить.

Указания основываются на требованиях приказов и директив старших начальников и отдаются по вопросам организации и планирования боевой подготовки и методов обучения личного состава, боевого обеспечения войск, хранения, эксплуатации, сбережения и ремонта вооружения, боевой техники и имущества, а также по другим частным вопросам материально-технического обеспечения.

Распоряжение (приказание) – указание, отдаваемое начальником штаба от имени командира. Содержание и формы правовых актов по вопросам управления войсками в полевых условиях, а также формы учёта и отчётности по личному составу, по материально-техническому и медицинскому обеспечению войск определяются соответствующими уставами, наставлениями, приказами, инструкциями, и табелями срочных донесений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 12109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.