КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятийный аппарат паблик рилейшнз 6 страница
Технологическими могут, на наш взгляд, быть признаны и шесть основных функций PR, которые выделяет Л.Невзлин: «l)PRявляeтcя неотъемлемой частью всякой современной управленческой деятельности и тщательно планируется, обеспечивая гармонизацию государственной, экономической и общественной деятельности. 2) Служба PR имеет дело с отношениями между учреждением, фирмой, с одной стороны, и различными контингентами общественности — с другой, заботится о высокой деловой репутации (имидже) учреждения, фирмы. Деятельность службы во взаимодействии с рекламой способствует продвижению товаров, услуг, успеху инвестиционной политики, особенно в условиях конкуренции. 3) PR обеспечивает благоприятную деловую атмосферу в отношениях между руководством и сотрудниками учреждения, фирмы, предотвращает и нейтрализует конфликты. 4) Служба PR изучает общественное мнение, потребности, интересы, вкусы людей, выявляет тенденции их изменения, предлагает соответствующие коррективы в деятельности учреждения, фирмы. 5) Служба PR курирует социальные связи, благотворительную, экологическую деятельность фирмы, укрепляющие ее престиж в глазах общественности. 6) Служба PR анализирует воздействие учреждения, фирмы на общественность, предотвращает случаи недопонимания, опровергает ложные слухи, парирует попытки дискредитации предприятия»41. На этом же (технологическом) поле остается и Г. Г. Почепцов, когда определяет ряд стандартных PR-функций: продвижение на рынок новых товаров, презентация старых и новых структур, поиск решения для таких «болевых точек» современной экономики, как атомная энергетика, банковские структуры и др.42 А вот классификация функций связей с общественностью, предложенная Скоттом Катлипом: 1) PR ведет планируемую и постоянную работу как часть менеджмента. 2) PR имеет дело с взаимоотношениями между организацией и общественностью. PR ведет мониторинг сознания, мнений, отношений и поведения как внутри, так и вне организации. PR анализирует влияние политики, процедур и действий на общественность. 5) PR модифицирует элементы политики, процедуры и действия, когда они входят в конфликт с интересами общественности и жизнью организации. 6) PR консультирует введение новых приемов политики, процедур и действий, которые взаимозависимы от организаций и общественности. 7) PR устанавливает и поддерживает двусторонние отношения между организацией и общественностью. 8) PR производит специальные изменения во мнениях, отношениях и поведении внутри и вне организации. 9) PR воздействует на новые и/или поддерживаемые отношения между организацией и общественностью43. Последняя классификация, хотя и остается в рамках технологического дискурса, в большей степени отражает социальные роли паблик рилейшнз. Таким же образом мы оцениваем и концепцию Г. Тульчинского, предложившего схему функционального деления PR, пропаганды, маркетинга и рекламы как самостоятельных видов деятельности44. Различия между целевыми функциями PR и пропаганды, по Г.Л. Тульчинскому, таковы: Пропаганда PR Убеждение Понимание Побуждение к действию Согласие Выделение и противостояние Конструктивное сотрудничество Дезинформация, шельмование Предоставление позитивной противника, ложь информации Скрытность, двуличие; Искренность, открытость Навязывание воли, произвол Этика свободы и ответственности
Согласно Г.Тульчинскому, функциональное различие PR и рекламы в том что реклама обычно связана с определенным товаром и функцией его продвижения на рынке, a PR ориентирован на продвижение не товара, а корпорации в целом, и не только на рынке, но и в обществе. Таким образом, функциональные зоны PR и рекламы пересекаются прежде всего в области корпоративной и социальной рекламы, а также применения рекламных технологий в рамках конкретных PR-кампаний и акций. Что касается соотношения PR и маркетинга, то Г. Тульчинский полагает их функциональное различие еще более существенным, так как маркетинг является деятельностью, нацеленной на сделку, a PR — на общественную реакцию (см. рис.5). Вторая группа работ объединяет подходы, ориентированные уже непосредственно на анализ социальных ролей PR. Рис. 5. Соотношение PR, маркетинга и рекламы4 И. Яковлев выделяет четыре основные группы социальных ролей PR: 1) консервативная роль. Специалисты PR поддерживают существующую систему, защищают интересы имущих, деньги и власть. В их работе превалируют манипулятивные функции — воздействие на социальную среду в пользу своей организации и хозяев любыми средствами. Эта роль характерна для хищнического капитализма и тоталитаризма: работники PR занимаются преимущественно агитацией и пропагандой в первом случае в пользу капитала, во втором — в пользу господствующей партии; 2) радикальная роль. Специалисты PR выступают за реформы и изменения, за социальное развитие и совершенствование системы, ее переход в новое состояние. Эта роль, видимо, характерна для переходных состояний в обществе; 3) «идеалистическая» (идеальная)роль формируется, когда ситуация стабилизируется и общество становится «мягкой системой». PR превращается в механизм взаимодействия организации и общественности на основе взаимозависимости и партнерства, что связано с высоким уровнем зрелости как организаций, так и самой общественности; 4) прагматическая роль PR заключается в том, чтобы оставаться всегда на позиции практической пользы для организации, ее клиента и лично персонифицированного субъекта PR-деятельности. Это позиция эгоизма, который может быть в различной степени разумным, но фактически всегда склонен освобождать субъекта PR от моральных норм и социальной ответственности46. Как показала исследовательская практика, социальные роли PR тесно связаны с массовой коммуникацией и средствами массовой информации. С точки зрения А.Б. Зверинцева, функциональная специфика современного PR во многом связана с развитием функций СМИ, в частности — прессы.47 Так, представители сложившейся в XVI — XVII веках авторитарной теории печати видели главное предназначение прессы в том, чтобы служить государству, поддерживать и проводить политику правительства. Сформировавшаяся в конце XVII века и представленная в трудах Д. Мильтона, Дж. Локка, Д. Милля теория, основанная на принципе свободы воли, определяла цели печати следующим образом: информировать, развлекать, продавать, но главным образом помогать «открывать правду» и контролировать действия правительства. В конце XIX века в рабочем движении возникла теория пролетарской печати. Главное ее назначение классики марксизма-ленинизма видели в разоблачении эксплуататорской сущности капиталистического строя, пропаганде социалистических и коммунистических идей, ведении идеологической борьбы с классовым противником. С точки зрения В.И. Ленина, пролетарская печать — это прежде всего орудие коммунистического строительства. В середине XX века в США Комиссия по свободе печати на основе изучения практики и кодексов журналистов сформулировала концепцию социально ответственной печати, которая, по сути, была ориентирована на всю совокупность СМИ. Согласно данной концепции, функции СМИ — информировать, продавать, развлекать, переводить конфликты в план дискуссии. В этой связи А.Б. Зверинцев указывает на две концептуальные классификации функций прессы. Первая принадлежит Т. Петерсону, который выделяет семь функций печати в свободном обществе: 1) служить политической системе; 2) обсуждать общественные дела; 3) просвещать публику, с тем чтобы сделать ее способной к самоуправлению; 4) ограждать права личности от правительства; 5) служить экономической системе, соединяя покупателя и продавца товаров с помощью средств рекламы; 6) обеспечивать развлечения; 7) поддерживать свою собственную финансовую независимость48. Вторую классификацию функций современных средств массовой коммуникации предложили французские исследователи публицистики А. Катля и А. Каде, выделившие следующие базовые функции. Функция антенны. СМК снабжают общество разного рода информацией (вызывающей конфронтацию с культурными стереотипами) и инновациями (стимулирующими агрессию), систематически предъявляют обществу обвинения по поводу различных воззрений, привычек, установок, обычаев, что ведет к трансформации стилей жизни за счет ниспровержения традиций и устоявшихся норм. Функция усилителя. СМК обостряют и распространяют дисбаланс индивидуальных установок и устоявшихся норм и стереотипов до тех пор, пока конфликт и связанное с ним ощущение «непригодности схем поведения» не охватывает все общество. При этом СМК склонны драматизировать и преувеличивать локальные события и факты. Функция призмы. Также, как призма преломляет свет, СМК фильтруют, детализируют и транслируют новые тенденции, облекая их в простую, доступную форму, связанную с атрибутами повседневной жизни индивида, предлагают новые модели поведения и установки, адаптированные к новой социальной структуре. Эта роль распространения культурных инноваций и диверсификации вкусов выполняется преимущественно специализированной прессой. Функция эхо. Это функция защиты и сохранения определенного социального порядка, социальной структуры. СМК выступают против инноваций, в частности — против заимствования иностранных моделей. Если такое противостояние разрешается не в пользу СМИ, они способствуют «натурализации» инноваций, стараются примириться с ними, начинают говорить о «новых тенденциях»49. Функциональные структуры PR связаны с целевыми функциями массовой коммуникации, наиболее удачно описанными американским социологом У. Шраммом:
Цели коммуникации
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |