Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные типы процессов управления




Стадии процесса управления отражают либо временные промежутки его этапов и в этом случае совпадают с ними по названию, либо деление процесса управления на промежутки времени, приходящегося на группы операций определенной трудоемкости.

Управление как процесс, его основные элементы

Тема 18. Управление как процесс. Решения в процессе управления

18.1. Управление как процесс, его основные элементы

18.2. Основные типы процессов управления

18.3. Виды стратегий, применяемых в процессе управления

 

Процесс управления – это деятельность субъекта управления по согласованию совместного труда работающих для достижения целей управления.

Можно сказать, что процесс управления это динамическая характеристика системы управления, поэтому основным параметром его оценки является время.

Процесс управления характеризует:

1. Этапы и стадии процесса.

2. Операции и их распределение по стадиям.

3. Средства осуществления операций.

4. Способы осуществления операций.

Этапы процесса управления определяются его содержанием, последовательным выполнением операций, присущих управленческой деятельности.

Исходя из сущности процесса управления, можно выделить следующие его этапы: цель, ситуация, проблема, решение (рис. 4.16). В такой последовательности осуществляется управленческая деятельность.

Цель – это предоставление руководителя о том, какой должна быть управляемая система.

Под ситуацией понимают состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели ее развития.

Этап проблемы предполагает выяснение основного противоречия в текущем состоянии системы относительно цели ее развития.

Этап решения является переходом к практической организационной деятельности руководителя, знаменующей собой реальность его воздействия на коллектив. Это заключительный этап процесса управления, на котором он переходит в процесс производства.

Процесс управления можно разделить также на следующие стадии: целеполагания, информационной работы, аналитической работы, выбора вариантов действия и стадию организационно-практической работы в управляемой системе.

Основой технологии выполнения управленческих работ служит операция. Операция – это любое действие, предоставляющее однородную, логическую, неделимую часть процесса управления, направленное на достижение определенной цели.

Управленческая процедура представляет собой совокупность последовательных и параллельных операций в процессе управления.

 

 

       
   
 
 


Этапы

процесса

управления

 

Целеполагание
Информационная работа
Аналитическая работа
Выбор варианта действия
Организационно-практическая работа

Стадии

процесса

управления

 

 

Рисунок 4.16 – Связь этапов и стадий процесса управления

 

Методы сочетания операций:

- последовательный

- параллельный

- последовательно-параллельный (комбинированный)

Распределение операций в процессе управления оказывает существенное влияние на его нормальное течение и эффективность (табл. 4.5).

 

 

Таблица 4.5 – Распределение, состав и условия успешного

выполнения операций в процессе управления

 

Этапы и стадии Состав операций Условия успешного выполнения
Цель Целеполагание Определение цели Формирование цели Постановка цели Корректировка цели Уровень научного развития, квалификация Учет объективных законов Система интересов Количество и ценность информации
Ситуация Информационная работа Накопление информации Хранение информации Поиск информации Первоначальная обработка Передача информации Количество информации Ценность информации Возможности информации системы Автоматизация обработки
Проблема Аналитическая работа Оценка параметров Расчет показателей Графирование Анализ Методы анализа Квалификация работников 3. Автоматизация расчетов и логических операций
Решение Выбор варианта действия (Разработка решений) Нахождение вариантов действий Определение критериев выбора Сопоставление вариантов Выбор методов управления Организационное оформление решения Принятие решения Методика разработки Опыт и квалификация руководителя Организационные формы разработки Целевые установки Использование современной техники Стиль управления
Организационно-практическая работа Доведение решения до исполнителей Разъяснение и уточнение решения Распределение заданий Наделение полномочиями Контроль исполнения Тип организации Дисциплина Социально-психологический климат Авторитет руководителя Уровень сознания

 

Средства осуществления процесса управления. С их помощью осуществляется процесс управления. Сюда следует отнести, прежде всего, информацию и совокупность технических средств, используемых для обработки информации.

Процесс управления имеет ряд характерных особенностей, которые следует учитывать при анализе систем управления. Свойства процесса управления:

1. Свойство флуктуации (динамичности), которое проявляется как изменчивость процесса управления. В зависимости от специфики решаемой проблемы по-разному протекает и процесс управления по этапам, стадиям и конкретным операциям.

2. Свойство непрерывности, которое характеризует динамику связи управляемых и управляющих процессов. Если управляемый процесс является непрерывным, то и процесс управления не может прерываться.

3. Свойство дискретности проявляется в том, что во внутренних своих особенностях процесс управления протекает неравномерно, вначале как бы накапливая потенциал воздействия при постановке цели, оценке ситуации, определении проблемы и далее превращаясь в импульс активной организационной работы на этапе решения.

4. Важным свойством процесса управления является и свойство необходимой последовательности этапов его осуществления.

5. Свойство цикличности характеризует повторяющуюся последовательность этапов процесса управления по мере реализации управленческих решений и на основе перевода управляемой системы в новое состояние.

6. Свойство инерционности характеризует существующее в той или иной мере запаздывание управленческих решений. Своевременность решений – важнейшая характеристика процесса управления.

7. Свойство временной протяженности процесса управления. Время от осознания цели до реализации управленческого решения – это время цикла или серии управленческих решений.

В зависимости от характера выполнения этапов различают следующие типы процесса управления:

Линейный тип, который характеризуется строгой последовательностью осуществления этапов и используется тогда, когда есть полная определенность относительно осуществления каждого из этапов. Чаще всего линейный тип процесса управления используется по типовым ситуациям и решениям, повторяющимся либо элементарным (рис. 4.17).

 

Рисунок 4.17 – Линейный процесс управления

 

Корректируемый тип процесса управления характеризуется необходимостью дополнительной корректировки каждого из этапов процесса управления после прохождения последующего этапа (рис. 4.18).

 

 

 


Рисунок 4.18– Корректируемый процесс управления

Разветвленный тип процесса управления заключается в методологическом разделении действий на некоторых этапах. Он используется тогда, когда существует невозможность обобщенной оценки ситуации и выделения главной, ключевой проблемы, принятия единственного решения по всей совокупности проблем. Тогда осуществляется многоаспектная оценка ситуации, когда по каждому из аспектов возможно выделение отдельной проблемы и нахождении в соответствии с этим либо серии решений, либо одного комплексного решения, но включающего в себя целый спектр различных аспектов состояния системы и требующих разрешения проблем (рис. 4.19).

 

 


Рисунок 4.19 – Разветвленный процесс управления

Ситуационный тип процесса управления отличается тем, что он начинается с ситуации, из которой главным образом исходит и поиск проблемы, и разработка решения. Он используется в условиях неопределенности относительно цели воздействия, которая устраняется после прохождения последующих этапов. В этом случае сначала формулируется предварительная цель воздействия, к уточнению которой возвращаются после оценки ситуации, определения проблемы или даже разработки решения. Это возникает тогда, когда не представляется возможным достаточно полно и определенно сформулировать цель воздействия – либо за недостатком времени, либо при недостаточности необходимой информации, или ввиду исключительной новизны, оригинальности, нетипичности замысла. (рис. 4.20)

 

 


Рисунок 4.20 – Ситуационный процесс управления

Поисковый тип процесса управления, напротив, исходит их полной ясности цели воздействия, но невозможности достаточно хорошо оценить существующую ситуацию относительно данной цели и, следовательно, сформулировать основную проблему. Это бывает, когда нет соответствующих показателей или они неполно характеризуют состояние системы. Тогда решение разрабатывается на основе цели, оценки ситуации, и уже на основе решения уточняется ситуация. Далее происходит корректировка решения по выбранной и сформулированной цели и новым возможностям оценки ситуации (рис. 4.21).

 

 

 


Рисунок 4.21 – Поисковый процесс управления

 

Целевой тип процесса управления отражает особое влияние цели на все этапы процесса управления. Они становятся привязанными к цели, исходят главным образом и непосредственно из цели. При этом типе процесса управления необходима декомпозиция цели, построение дерева целей, потому что только предельно-конкретное понимание целевых установок открывает возможность такого места и роли цели в процессе управления. Этот тип предполагает не только научно обоснованное формулирование цели и ее декомпозицию, но и определенную социально-психологическую атмосферу понимания и принятия этой цели в управляемой системе (рис. 4.22)

 

 

 

 


Рисунок 4.22 – Целевой процесс управления

 

Программный тип процесса управления представляет собой некоторую модификацию целевого типа, которая заключается в разработке программы на этапах оценки ситуации и выделения проблемы. Программа в этом случае является как бы интегрированным этапом процесса управления, следующим за целеполаганием и предшествующим управленческому решению. Программа становится основой для разработки комплексных управленческих решений, в максимальной степени соответствующих цели управления (рис. 4.23).

 

 

 


Рисунок 4.23 – Программный процесс управления

Знание различных типов процесса управления необходимо для обоснованного и эффективного выбора определенных технологических схем разработки управленческих решений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.