КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи финансового прогнозирования и финансового планирования в неплатежеспособной организации. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия 21 страница
• оценочную, сущность которой заключается в том, чтобы выявить, насколько соответствует организации данного общества система управления, в какой мере она эквивалентна основным тенденциям развития этого общества, социальным потребностям, интересам населения; • прикладную, которая связана с разработкой научно обоснованных рекомендаций, направленных на постоянное улучшение системы управления обществом, его составных элементов; • прогностическую, направленную на определение самых вероятных изменений в управленческой деятельности в обозримой перспективе; • образовательно-воспитательную, нацеленную на распространение информации об организации, задачах, стоящих перед обществом в этой области, имеющихся положительных основах и принципах, функциях, механизмах управления не только среди специалистов, но и в широких слоях населения; • идеологическую. Идеология, как известно, представляет собой систему основополагающих подходов к существующим общественным отношениям (в том числе управленческим), в соответствии с интересами отдельных личностей, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок, формирования соответствующих мотивов каждая личность или социальная группа, как и общество в целом, обойтись не могут. Теория управления аккумулирует и систематизирует управленческие идеи, опыт, оказывая огромное воздействие на сознание субъектов управленческих отношений. Цели и функции теории управления взаимосвязаны и дополняют друг друга. 40.2.2. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Менеджмент регулируется законами развития рыночной системы хозяйствования и направлен на гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности компании к изменяющимся условиям рынка. Подход к управлению как процессу оценивает его в качестве системы, в которой работа, направленная на достижение целей компании, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных де
ловых акций, материализующих функции управления, включая планирование, организацию, мотивацию, руководство, координацию, контроль, коммуникацию, исследования, оценки, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров, заключение сделок. Все это должен в полной мере уметь делать руководитель компании или менеджер (наемный управляющий). Общими для менеджмента функциями являются планирование, организация, мотивация, контроль и координация. В рамках планирования определяются цели рыночной деятельности, необходимые для этого средства, разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. На основе прогнозов на будущее и стратегических планов обеспечивается вся работа компании. Задачей такой функции, как организация, является формирование структуры компании, обеспечение ее всем необходимым для нормальной работы (персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.). Организация направлена на создание необходимых условий для достижения запланированных целей. Мотивация имеет задачей активизировать работающих, побудить их трудиться эффективно для реализации намеченных программ развития. Задача контроля заключается в количественной и качественной оценке и учете результатов работы. Главные инструменты данной функции — наблюдение, проверка всех сторон деятельности компании, учет и анализ. Контроль выступает в качестве элемента обратной связи. На основе его данных осуществляется корректировка принятых решений, планов, норм и нормативов.
Координация — важнейшая функция менеджмента, гарантирующая бесперебойность и непрерывность действий. Цель координации — достижение согласованности в работе всех звеньев компании посредством установления оптимальных связей (коммуникаций) между ними. Здесь широко используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио- и телевещания и т.д. С помощью различных форм связи обеспечивается взаимодействие между подсистемами, осуществляется маневрирование ресурсами, достигается единство и согласование всех функций менеджмента, а также действий руководителей. Принцип — одно из ключевых понятий в управлении. Оно включает широкий спектр внутренних отношений и связей компании с окружающей средой (государством, общественными организациями, другими компаниями). Наиболее часто в понятие принципов вкладываются убеждения, которым компания следует в своей практической деятельности. Объективной основой принципов являются экономические законы и система ценностей, действующих в обществе, таких, как отношение к человеку, понимание социальной справедливости и др. Нормативный характер принципов придает им практическую направленность рекомендаций, которые доводятся до сведения всех работников и становятся образом их мышления и действий. К общим принципам менеджмента относят принцип экономической эффективности, принцип социальной ответственности, принцип разграничения функций, принцип ориентации на потребителя, принцип системности. Принцип экономической эффективности характеризует степень достижения целей компании и соотношение между полезным эффектом ее деятельности и затратами. Основной целью любой компании является получение прибыли, которая соизмеряется с ее капиталом и оборотом. Применительно к конкретным работникам принцип эффективности реализуется в форме максимизации производительности труда. Принцип социальной ответственности дополняет принцип экономической эффективности и взаимодействует с ним. Социальная ответственность свидетельствует, что получение прибыли — внутреннее дело компании. Существует цель более высокого порядка — выживание в долгосрочной перспективе. Долгосрочная выживаемость компании зависит не только от ее прибыльности, но включает в себя и справедливое отношение к работникам, безопасность труда, качество продукции и услуг, выполнение экологических требований.
Сочетание экономической эффективности и социальной ответственности реализуется в процессе борьбы различных противоречивых тенденций. Позиция менеджмента состоит в отстаивании свободного от ограничений экономического развития. Суть этой позиции заключается в словах: «Дело бизнеса есть бизнес». В то же время общество в лице государства и различных общественных организаций предъявляет к менеджменту требования соблюдения безопасности и охраны труда, обеспечения качества продукции, норм загрязнения окружающей среды и уровня шума, минимального размера заработной платы, уплаты налогов и т.п. Таким образом, современная компания является социально-экономической организацией. Принцип разграничения функций политического, государственного и хозяйственного управления означает, что в условиях рыночных отношений экономика автономна по отношению к по литической и государственной власти. Связь политики и экономики — всеобщая важнейшая закономерность общественного развития. Экономика определяет политику, которая является концентрированным выражением экономики. В свою очередь, политика активно воздействует на экономику, но это влияние в условиях рыночной экономики не прямое, а косвенное. Компании самостоятельно принимают экономические решения, ориентируясь на те или иные политические решения. Организационная и другая деятельность политических партий на территории компаний, особенно в рабочее время, как правило, не допускается. Принцип ориентации на потребителя (маркетинг) означает, что производить надо только то, что можно продать, а не наоборот. Маркетинг включает изучение потребностей и спроса, анализ рынка и покупательского поведения, установление цен, товародвижение от производителя к потребителю, рекламу, сбыт и его стимулирование. Ориентация менеджера на потребителя отражается в качестве продукции, послепродажного обслуживания потребителя, возврате денег, если товар его не удовлетворяет, отношении к потребителю как к партнеру.
Принцип системности включает совокупность методологических положений об управлении как едином целом с учетом его структуры, взаимоотношений, взаимосвязей и взаимодействий составных частей, выявления роли и места каждой из них в процессе управления. Системный подход использует такие понятия, как система и подсистема, их элементы, внутренняя и внешняя среда системы, связи внутри системы и с внешней средой. Главное в системном подходе — отношение к рыночной экономике и управлению с точки зрения целостности, взаимосвязанности. В менеджменте системный подход применяется для выявления и четкого формулирования проблем, определения иерархии (соподчинения) целей, разработки стратегии, организационных структур, анализа внутренних и внешних факторов, сильных и слабых сторон деятельности компании, принятия управленческих решений. Наряду с общими принципами менеджмента существуют специальные принципы, раскрывающие основополагающие правила реализации его функций и выполнения управленческих работ: плановости, организации, мотивации, коммуникации, принятия решения, контроля. Принцип плановости деятельности компании в условиях рыночных отношений существенно отличается от аналогичного принципа в условиях административно-командного управления. В рыночной экономике план имеет прогнозный, ориентировочный характер, он составляется тем, кто его выполняет, и проверяется рынком. При административно-командном управлении планирование носит директивный, априорный характер и отделено от выполнения планов. Внутрифирменное планирование в условиях рыночной экономики существует наряду с государственным регулированием, которое устанавливает ориентиры и приоритеты развития экономики, имеющие характер рекомендаций. Для того чтобы компании следовали этим рекомендациям, применяются соответствующие стимулы. Внутрифирменное планирование может реализовываться в формах долгосрочного стратегического плана (на 5—10 лет), краткосрочного оперативного (до одного года) плана и плана на случай непредвиденных обстоятельств. Исходными данными внутрифирменного планирования являются ориентиры государственных программ и бюджета, индексы деловой активности и курсы акций, ставки процентов, прогнозы объемов продажи, прибыли, капиталовложений, занятости. Планирование призвано обеспечить платежеспособность компании в любое время. При разработке и реализации планов используются принципы целеполагания, диверсификации, приоритетов, вариантности и др. Целеполагание, т.е. формулирование цели, представляет собой исходный пункт планирования. Цели выражают желаемое состояние компании и фиксируются в виде траектории или целевых показателей. Основными требованиями при определении целей являются их конкретность и измеримость, ориентация во времени, достижимость, непротиворечивость. Диверсификация, или многообразие деятельности компании, широко используется при разработке рыночной стратегии, обеспечивающей конкурентные преимущества. Смысл диверсификации состоит в том, чтобы вкладывать средства в различные сферы деятельности. Это обеспечивает более устойчивое финансовое положение, поскольку возможные убытки в одних сферах могут быть компенсированы получением прибыли в других. Диверсификация охватывает связанные и не связанные друг с другом виды деятельности. Диверсификация связанных видов получила название синергической, несвязанных — конгломератной. Как показывает практика, показатели эффективности синергических и конгломератных компаний примерно одинаковы. Однако в условиях экономического спада или кризиса синергические компании оказываются более стойкими и показывают лучшие результаты работы, чем конгломератные. Приоритетность означает ранжирование целей и задач по их важности. Считается, что менеджер должен иметь не более пяти приоритетов, которые у разных компаний могут быть различными. Наиболее общими приоритетами в условиях рыночной экономики являются человек, финансы, технология. Вариантность планирования — это разработка альтернативных решений, их сравнение, оценка и выбор наилучшего варианта. Правило вариантности гласит: в ситуации, для которой известен только один вариант решения, не принимать и не отклонять его, а найти другие варианты. Положительное решение принимается лишь в случае полной уверенности в его правильности. Выполнение контрактов обеспечивает реализацию планов, соблюдение производительной, плановой и трудовой дисциплины, поддержание пропорциональности развития рыночной экономики, сбалансированность спроса и предложения, поскольку производство сверхплановой продукции, не предусмотренное контрактом и не обеспеченное спросом, исключается. Контракт в условиях рыночной экономики — это договор, т.е. соглашение двух или более лиц относительно купли-продажи, займа, найма на работу и других прав и обязанностей. Он может быть заключен как в письменной, так и в устной форме, предусматривает санкции за его невыполнение, как правило, в размере полного возмещения ущерба или упущенной выгоды. Принципы организации управления включают разделение труда, сочетание централизации и децентрализации, горизонтальных и вертикальных связей, делегирование полномочий, соответствие полномочий и ответственности, простоту и гибкость структур управления и т.п. Принцип разделения и кооперации труда в менеджменте характеризует специализацию управленческих функций и видов работ, их закрепление за отдельными структурными подразделениями и исполнителями, а также взаимосвязь и координацию деятельности. Необходимость использования данного принципа обусловлена сложностью и большим объемом управленческих работ. Сочетание централизации и децентрализации определяет организационную структуру компании и ее менеджмента. С этой целью различают ядро компании и ее периферию. В качестве ядра выступают материнская компания и ее управленческий штаб. К периферии относятся дочерние компании, отделения, филиалы и аппарат их управления. Структурные подразделения, относящиеся к периферии, выделяются по признакам вида продукции или функции. Центр и периферия распределяют между собой полномочия и ответственность. Центр оставляет за собой разработку политики и контроль ценообразования, капиталовложений, научных исследований, подготовку и переподготовку кадров, назначение высших руководящих кадров. Периферийные структурные подразделения действуют на основе оперативно-хозяйственной самостоятельности, самоокупаемости и самофинансирования. Соотношение централизации и децентрализации может меняться. В периоды экономического спада и кризисов централизация управления усиливается. Напротив, в периоды подъема полномочия периферии расширяются. Еще одним принципом является сочетание горизонтальных (партнерских) и вертикальных (иерархических) связей при ведущей роли горизонтальных связей. Этот принцип определяет характер отношений между компаниями и внутри компании, означает свободу действий и жесткость в управлении одновременно. Горизонтальные связи означают равноправные отношения, вертикальные связи — это отношения соподчинения. Приоритет горизонтальных связей приводит к формированию так называемых плоских структур управления. При горизонтальных связях структурные подразделения и отдельные исполнители становятся относительно автономными, т.е. наделяются правами и ответственностью в принятии решений. На сочетании горизонтальных и вертикальных связей строятся отношения материнской и дочерних компаний, головной компании и ее филиалов и отделений. Дочерние компании, филиалы и отделения полностью отвечают за результаты своей деятельности, финансируются за счет своей прибыли и в то же время контролируются материнской компанией. Формы использования горизонтальных связей многообразны: центры прибыли, автономные группы и бригады, кружки качества. В американских компаниях есть работники, которые налаживают горизонтальные (неформальные) связи между различными отделами; там контакты рабоников разных подразделений всячески поощряются. Существует также система собеседований «через голову» непосредственного начальства. Согласно этой программе каждый сотрудник, по крайней мере один раз в год, должен обязательно побеседовать с руководителем своего руководителя. Положительный эффект достигается за счет того, что инициатива подобных встреч исходит сверху, а не от самого подчиненного. Это заставляет непосредственного руководителя более внимательно прислушиваться к мнению своих подчиненных. Принцип делегирования полномочий означает передачу одним субъектом управления другому части своих задач и прав. Благодаря использованию делегирования управление иногда определяется как умение добиться выполнения своей работы другими. Делегирование расширяет возможности менеджмента, повышает его эффективность. Оно осуществляется в двух формах — по горизонтали и по вертикали. Делегирование по горизонтали применяется при добровольном создании самостоятельными хозяйствующими субъектами или работниками своих объединений, союзов и органов управления ими. В этом случае объединениям и союзам делегируются полномочия в осуществлении тех функций, которые не могут быть выполнены каждым из входящих в них хозяйствующих субъектов или работников. Делегирование по вертикали означает передачу менеджером своим подчиненным части его задач и прав, относящихся, как правило, к узким, специальным вопросам управления. Это позволяет руководителю сосредоточиться на важнейших, в первую очередь стратегических, вопросах. Для подчиненных делегирование полномочий по вертикали способствует развитию их способностей, профессиональному росту и продвижению по службе. Делегирование производится заблаговременно, с объяснением цели, предоставлением необходимых ресурсов и информации и последующим контролем за исполнением полномочий. С принципом делегирования полномочий тесно связаны два других принципа организации управления — соответствия полномочий и ответственности, а также абсолютной ответственности руководителя. Первый принцип означает, что обязательства, вытекающие из ответственности, не могут быть больше или меньше прав, следующих из предоставленных полномочий, и не освобождают делегирующего их от ответственности. Принцип единоначалия предусматривает единство распорядительства и персональную ответственность. Единство распорядительства означает, что каждый работник должен иметь только од* ного непосредственного начальника. В противном случае, когда подчиненный получает распоряжения двух или более руководителей одновременно, он оказывается перед выбором: какое из распоряжений ему выполнять. В результате подрывается авторитет власти, нарушается дисциплина и порядок. Единство распорядительства позволяет обеспечивать персональную ответственность работника за порученное ему дело. Менеджер также несет персональную ответственность за свои решения независимо от того, принимает ли он их индивидуально или с участием трудового коллектива. Принципы мотивации в менеджменте означают использование активных движущих сил (экономических, психологических и др.), ведущих к достижению целей компании и ее работников. К основным таким силам в деятельности работников (мотиваторам) относятся потребности, справедливость, вознаграждение и удовлетворенность трудом, его результатом и вознаграждением. Потребности — это состояние человека, при котором он испытывает нужду в чем-либо, что необходимо для его жизнедеятельности и развития. Потребности могут быть биологическими, социальными, экономическими, психологическими и др. Использование потребностей в качестве мотиватора предполагает учет их многообразия, изменчивости, иерархии и факторов, к которым относятся социально-экономические, географические и климатические условия, исторически сложившиеся традиции, привычки, условия жизни, труда и быта. Справедливость — это соответствие практической роли социально-экономическому статусу работника в компании, включающему его должностное положение и вознаграждение. Справедливость познается в сравнении должностного положения и вознаграждения различных работников с личными и деловыми качествами, количеством и сложностью их труда. Справедливость требует, чтобы должностное положение работников соответствовало их личным и деловым качествам, а различия в вознаграждениях были связаны с количеством и качеством труда. Удовлетворенность трудом, его результатами и вознаграждением предусматривает поддержание между ними устойчивой связи. А именно если возрастание усилий работника приводит к повышению результатов, а повышение результатов — к росту его вознаграждения, то мотивация возрастает. Если этого не происходит — мотивация ослабевает. Необходимо также, чтобы оплата не была оторвана по времени от самого труда, в противном случае она теряет стимулирующий смысл. Иначе говоря, наибольшими стимулирующими свойствами обладает такая оплата, которая немедленно следует за самим трудом и его результатами (принцип немедленного вознаграждения). Принцип коммуникаций в менеджменте состоит в поддержании связанности всех элементов, которая обеспечивается путем обмена информацией между ними. Коммуникации охватывают информационные связи компании с окружающей средой, вертикальные связи соподчинения и горизонтальные связи сотрудничества внутри компании, межличностные, межгрупповые и внутригрупповые, формальные и неформальные, прямые и обратные связи. Принцип коммуникаций конкретизируется в требованиях к информации (достоверность, полнота, полезность, своевременность, экономичность и др.), а также в процедурах и правилах осуществления коммуникационного процесса, включающего отправителя информации, идею, ее кодирование (выбор формы представления), передачу информации по каналам связи, получателя информации, ее декодирование (расшифровка и осмысление) и реакцию получателя на информацию. Принцип принятия решений — это требования, регламентирующие процесс их разработки и выбора. К ним относятся: • обоснованность решений, которая обеспечивается применением научных методов их разработки и выбора (интуиция, логика, рационально-процессуальный подход, моделирование, прогнозирование и др.); • эффективность и оптимальность решений, которые предусматривают сопоставление вариантов результатов с вариантами затрат на их разработку и выбор наилучшего варианта; • своевременность решений, означающая соответствие принимаемого решения сложившейся в данное время ситуации. Решение не должно быть ни преждевременным, ни запоздалым; • сбалансированность (взвешенность) решений предполагает учет сильных и слабых сторон принимаемых решений, а также их ближайших и долгосрочных последствий; • простота решений предполагает, что при прочих равных условиях из возможных вариантов решений выбирается наиболее простой. Сочетание коллективных и единоличных решений позволяет соединить их достоинства. Коллективные решения помогают охватить различные стороны проблемы, вовлечь в ее решение большое количество работников, учесть разнообразие мнений. Недостатком коллективных решений является то, что они требуют больших затрат времени. Коллективные решения более дорогостоящие, чем персональные. В этой связи метод коллективных решений целесообразно использовать при решении наиболее важных и сложных, как правило, перспективных проблем. Текущие, оперативные вопросы должны решаться единолично. Принципы контроля — это условия его эффективного осуществления, имеющие характер практических рекомендаций. Контроль составляет заключительную функцию в цикле управления, обеспечивающем достижение компанией своих целей. В процессе контроля выявляются проблемы в деятельности компании, соответствие ее фактических результатов стратегии, планам, принятым решениям, сложившейся ситуации. Контроль позволяет внести коррективы в процесс деятельности компании. Принципы контроля включают в себя: 1) стратегическую направленность контроля, т.е. его сосредоточенность на обеспечении приоритетных направлений деятельности компании, выполнении ее основной миссии, осуществлении наиболее крупных затрат. Стратегическая направленность контроля означает, что он не должен быть тотальным, охватывающим все без исключения стороны деятельности компании и ее работников независимо от их важности; 2) ориентацию контроля на результаты, а не процесс и характер деятельности компании. Контроль должен выявлять как положительные, так и отрицательные результаты, которые должны быть известны сотрудникам; 3) своевременность контроля, позволяющую предупреждать возникновение существенных недостатков и ошибок в деятельности компании. В этой связи важно правильно выбирать временные интервалы осуществления контроля; 4) гибкость контроля, т.е. его способность реагировать на происходящие изменения внутри компании и во внешней среде. Это обеспечивается путем использования в механизмах контроля обратных связей; 5) простоту и открытость контроля, означающие, что контроль должен быть понятен и известен работникам компании. Сложность контроля ведет к беспорядку, а его скрытность — к ухудшению морально-психологического климата в коллективе. 40.2.3. МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА Управление осуществляется с помощью системы методов. Методом выступает прием (способ) воздействия на управляемую систему, необходимый для достижения намеченных целей. Базой системы методов, применяемых в управлении, является общенаучная методология, основанная на системном подходе к решению проблем, а также использование различных методических инструментов (моделирование, экспериментирование, экономико-математические и социологические измерения и др.). Системный подход выступает в качестве способа совершенствования управленческих проблем, когда осуществляется их структурирование, определение целей, выбор его вариантов, выявляются взаимосвязи и взаимозависимости различных проблем, факторы и условия, воздействующие на их решение. Все возрастающую роль в управлении играет моделирование. Модель — представление объекта системы в такой форме, которая отличается от самого объекта, системы, идеи. Наиболее существенная особенность модели — направленность на упрощение реальной ситуации. В рамках управления самое широкое распространение получили модели теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационные, экономического анализа. На первый план в управлении выходит активное использование экономико-математических методов, базирующихся на стыке экономики, математики и кибернетики. Экономико-математические модели особенно эффективны при решении задач оптимизации планов, формирования цен, распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, составлении моделей межотраслевого баланса, в программно-целевом планировании и т.д. Подходы, способы, приемы, при посредстве которых выполняются самые различные управленческие работы, представляют конкретные методы. Их классифицируют по следующим главным направлениям: управление функциональными подсистемами; реализация функций управления; принятие и воплощение в реальность управленческих решений. Первая группа методов связана со структурой компаний, в которых внедрено функциональное разделение труда по разным видам работ (маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т.п.). В частности, при управлении подсистемой «производство» применяются такие методы, как факторный и функциональный анализы, программирование и др. При планировании применяются методы экстраполяции, регрессивного анализа, построения сценариев, моделирования, мозговой атаки, экспертный, Дельфи, формирования дерева проблем, дерева решений и т.д. Методы организации совместной деятельности бывают административными (организационно-распорядительными), экономическими и социально-психологическими. Административные методы помогают создавать системы управления в форме совокупности устойчивых связей и отношений, регламентирующих права и уровень ответственности подразделений, а также отдельных работников. Административное воздействие характерно в таких формах, как: • непосредственное административное указание, обязательное для управляемой системы (приказ, распоряжение); • фиксация системы правил, обусловливающих функционирование управляемой системы (положения о структурных подразделениях, нормативы); • рекомендации по организации и совершенствованию тех или иных процессов в управляемой системе (должностные инструкции, методические указания); • контроль за деятельностью управляемой системы. Административные методы не следует отождествлять с волевыми, субъективными методами руководства (администрированием). Административные методы управления регламентированы норма- тивно-правовыми актами. Экономические методы управления включают в себя экономическое стимулирование, ценообразование, кредитование и др. Суть этих методов состоит в том, чтобы посредством воздействия на экономические интересы работников, партнеров, контрагентов, используя цены, оплату труда, кредит, прибыль, налоги и другие экономические рычаги, сформировать эффективный механизм функционирования систем. Под воздействием экономических методов управления системы становятся гибкими и адаптивными. Использование экономических методов, как правило, сочетается с определенным обособлением управляемых подсистем, расширением потенциала их саморегулирования. Социально-психологические методы основываются на активном и масштабном применении различных моральных стимулов, инновационных методов коммуникации и других форм влияния на людей. Для воздействия на их поведение используют внушение, убеждение, подражание, принуждение, побуждение и др. Такого рода методы управления ориентированы прежде всего на совершенствование отношений между людьми посредством оптимизации и расстановки кадров. Для гуманизации труда упор делается на использовании психологического воздействия за счет монотонности работы, расширения творческих элементов в ней и т.д. В рамках социально-психологических инструментов развития управляемой системы применяют анкетирование, хронометраж, тестирование, различные наблюдения и т.д. В процессе принятия управленческих решений активно используются такие методы, как метод Дельфи, мозговая атака и др. В управлении обычно одновременно задействованы самые разные методы, органически дополняющие друг друга. Эффект их применения обусловлен тем, что субъект управления может воспользоваться таким набором, который наиболее рационален в конкретной ситуации.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |