Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи финансового прогнозирования и финансового планирования в неплатежеспособной организации. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия 21 страница




• оценочную, сущность которой заключается в том, чтобы выявить, насколько соответствует организации данного общества система управления, в какой мере она эквивалентна основным тенденциям развития этого общества, социальным потребностям, интересам населения;

• прикладную, которая связана с разработкой научно обосно­ванных рекомендаций, направленных на постоянное улучшение системы управления обществом, его составных элементов;

• прогностическую, направленную на определение самых ве­роятных изменений в управленческой деятельности в обозримой перспективе;

• образовательно-воспитательную, нацеленную на распростра­нение информации об организации, задачах, стоящих перед об­ществом в этой области, имеющихся положительных основах и принципах, функциях, механизмах управления не только среди специалистов, но и в широких слоях населения;

• идеологическую. Идеология, как известно, представляет собой систему основополагающих подходов к существующим общественным отношениям (в том числе управленческим), в соответствии с интересами отдельных личностей, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеоло­гических установок, формирования соответствующих мотивов каждая личность или социальная группа, как и общество в це­лом, обойтись не могут. Теория управления аккумулирует и систематизирует управленческие идеи, опыт, оказывая огром­ное воздействие на сознание субъектов управленческих отно­шений. Цели и функции теории управления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

40.2.2. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Менеджмент регулируется законами развития рыночной сис­темы хозяйствования и направлен на гибкое приспособление про­изводственно-сбытовой деятельности компании к изменяющим­ся условиям рынка. Подход к управлению как процессу оценива­ет его в качестве системы, в которой работа, направленная на достижение целей компании, рассматривается не как единовре­менное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных де­


ловых акций, материализующих функции управления, включая планирование, организацию, мотивацию, руководство, координа­цию, контроль, коммуникацию, исследования, оценки, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение перего­воров, заключение сделок. Все это должен в полной мере уметь делать руководитель компании или менеджер (наемный управля­ющий).

Общими для менеджмента функциями являются планирование, организация, мотивация, контроль и координация. В рамках пла­нирования определяются цели рыночной деятельности, необходи­мые для этого средства, разрабатываются методы, наиболее эффек­тивные в конкретных условиях. На основе прогнозов на будущее и стратегических планов обеспечивается вся работа компании.

Задачей такой функции, как организация, является формиро­вание структуры компании, обеспечение ее всем необходимым для нормальной работы (персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.). Организация направле­на на создание необходимых условий для достижения запланиро­ванных целей.

Мотивация имеет задачей активизировать работающих, побу­дить их трудиться эффективно для реализации намеченных про­грамм развития. Задача контроля заключается в количественной и качественной оценке и учете результатов работы. Главные ин­струменты данной функции — наблюдение, проверка всех сторон деятельности компании, учет и анализ.

Контроль выступает в качестве элемента обратной связи. На основе его данных осуществляется корректировка принятых ре­шений, планов, норм и нормативов.

Координация — важнейшая функция менеджмента, гаранти­рующая бесперебойность и непрерывность действий. Цель коорди­нации — достижение согласованности в работе всех звеньев ком­пании посредством установления оптимальных связей (коммуни­каций) между ними. Здесь широко используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио- и теле­вещания и т.д. С помощью различных форм связи обеспечивается взаимодействие между подсистемами, осуществляется маневриро­вание ресурсами, достигается единство и согласование всех функ­ций менеджмента, а также действий руководителей.

Принцип — одно из ключевых понятий в управлении. Оно включает широкий спектр внутренних отношений и связей ком­пании с окружающей средой (государством, общественными орга­низациями, другими компаниями). Наиболее часто в понятие принципов вкладываются убеждения, которым компания следует в своей практической деятельности.

Объективной основой принципов являются экономические законы и система ценностей, действующих в обществе, таких, как отношение к человеку, понимание социальной справедливости и др. Нормативный характер принципов придает им практичес­кую направленность рекомендаций, которые доводятся до сведе­ния всех работников и становятся образом их мышления и дей­ствий. К общим принципам менеджмента относят принцип экономической эффективности, принцип социальной ответствен­ности, принцип разграничения функций, принцип ориентации на потребителя, принцип системности.

Принцип экономической эффективности характеризует степень достижения целей компании и соотношение между полезным эффектом ее деятельности и затратами. Основной целью любой компании является получение прибыли, которая соизмеряется с ее капиталом и оборотом. Применительно к конкретным работ­никам принцип эффективности реализуется в форме максимиза­ции производительности труда.

Принцип социальной ответственности дополняет принцип эконо­мической эффективности и взаимодействует с ним. Социальная от­ветственность свидетельствует, что получение прибыли — внутрен­нее дело компании. Существует цель более высокого порядка — выживание в долгосрочной перспективе. Долгосрочная выживае­мость компании зависит не только от ее прибыльности, но вклю­чает в себя и справедливое отношение к работникам, безопасность труда, качество продукции и услуг, выполнение экологических требований.

Сочетание экономической эффективности и социальной ответ­ственности реализуется в процессе борьбы различных противоре­чивых тенденций. Позиция менеджмента состоит в отстаивании свободного от ограничений экономического развития. Суть этой позиции заключается в словах: «Дело бизнеса есть бизнес». В то же время общество в лице государства и различных общественных организаций предъявляет к менеджменту требования соблюдения безопасности и охраны труда, обеспечения качества продукции, норм загрязнения окружающей среды и уровня шума, минималь­ного размера заработной платы, уплаты налогов и т.п. Таким об­разом, современная компания является социально-экономической организацией.

Принцип разграничения функций политического, государствен­ного и хозяйственного управления означает, что в условиях рыночных отношений экономика автономна по отношению к по­


литической и государственной власти. Связь политики и эконо­мики — всеобщая важнейшая закономерность общественного раз­вития. Экономика определяет политику, которая является концен­трированным выражением экономики. В свою очередь, политика активно воздействует на экономику, но это влияние в условиях рыночной экономики не прямое, а косвенное. Компании самосто­ятельно принимают экономические решения, ориентируясь на те или иные политические решения. Организационная и другая де­ятельность политических партий на территории компаний, осо­бенно в рабочее время, как правило, не допускается.

Принцип ориентации на потребителя (маркетинг) означает, что производить надо только то, что можно продать, а не наоборот. Маркетинг включает изучение потребностей и спроса, анализ рынка и покупательского поведения, установление цен, товаро­движение от производителя к потребителю, рекламу, сбыт и его стимулирование. Ориентация менеджера на потребителя отража­ется в качестве продукции, послепродажного обслуживания по­требителя, возврате денег, если товар его не удовлетворяет, отно­шении к потребителю как к партнеру.

Принцип системности включает совокупность методологиче­ских положений об управлении как едином целом с учетом его структуры, взаимоотношений, взаимосвязей и взаимодействий составных частей, выявления роли и места каждой из них в про­цессе управления. Системный подход использует такие понятия, как система и подсистема, их элементы, внутренняя и внешняя среда системы, связи внутри системы и с внешней средой. Глав­ное в системном подходе — отношение к рыночной экономике и управлению с точки зрения целостности, взаимосвязанности. В менеджменте системный подход применяется для выявления и четкого формулирования проблем, определения иерархии (со­подчинения) целей, разработки стратегии, организационных структур, анализа внутренних и внешних факторов, сильных и слабых сторон деятельности компании, принятия управленческих решений.

Наряду с общими принципами менеджмента существуют спе­циальные принципы, раскрывающие основополагающие правила реализации его функций и выполнения управленческих работ: плановости, организации, мотивации, коммуникации, принятия решения, контроля.

Принцип плановости деятельности компании в условиях рыноч­ных отношений существенно отличается от аналогичного прин­ципа в условиях административно-командного управления.

В рыночной экономике план имеет прогнозный, ориентировоч­ный характер, он составляется тем, кто его выполняет, и прове­ряется рынком. При административно-командном управлении планирование носит директивный, априорный характер и отделе­но от выполнения планов. Внутрифирменное планирование в ус­ловиях рыночной экономики существует наряду с государствен­ным регулированием, которое устанавливает ориентиры и приори­теты развития экономики, имеющие характер рекомендаций. Для того чтобы компании следовали этим рекомендациям, применя­ются соответствующие стимулы. Внутрифирменное планирование может реализовываться в формах долгосрочного стратегического плана (на 5—10 лет), краткосрочного оперативного (до одного года) плана и плана на случай непредвиденных обстоятельств. Исход­ными данными внутрифирменного планирования являются ориентиры государственных программ и бюджета, индексы дело­вой активности и курсы акций, ставки процентов, прогнозы объе­мов продажи, прибыли, капиталовложений, занятости. Пла­нирование призвано обеспечить платежеспособность компании в любое время.

При разработке и реализации планов используются принципы целеполагания, диверсификации, приоритетов, вариантности и др.

Целеполагание, т.е. формулирование цели, представляет собой исходный пункт планирования. Цели выражают желаемое состо­яние компании и фиксируются в виде траектории или целевых показателей. Основными требованиями при определении целей являются их конкретность и измеримость, ориентация во време­ни, достижимость, непротиворечивость.

Диверсификация, или многообразие деятельности компании, широко используется при разработке рыночной стратегии, обес­печивающей конкурентные преимущества. Смысл диверсификации состоит в том, чтобы вкладывать средства в различные сферы дея­тельности. Это обеспечивает более устойчивое финансовое поло­жение, поскольку возможные убытки в одних сферах могут быть компенсированы получением прибыли в других. Диверсификация охватывает связанные и не связанные друг с другом виды деятель­ности. Диверсификация связанных видов получила название синер­гической, несвязанных — конгломератной. Как показывает практи­ка, показатели эффективности синергических и конгломератных компаний примерно одинаковы. Однако в условиях экономичес­кого спада или кризиса синергические компании оказываются бо­лее стойкими и показывают лучшие результаты работы, чем конг­ломератные.

Приоритетность означает ранжирование целей и задач по их важности. Считается, что менеджер должен иметь не более пяти приоритетов, которые у разных компаний могут быть различны­ми. Наиболее общими приоритетами в условиях рыночной эко­номики являются человек, финансы, технология.

Вариантность планирования — это разработка альтернативных решений, их сравнение, оценка и выбор наилучшего варианта. Правило вариантности гласит: в ситуации, для которой известен только один вариант решения, не принимать и не отклонять его, а найти другие варианты. Положительное решение принимается лишь в случае полной уверенности в его правильности.

Выполнение контрактов обеспечивает реализацию планов, соблюдение производительной, плановой и трудовой дисципли­ны, поддержание пропорциональности развития рыночной эко­номики, сбалансированность спроса и предложения, поскольку производство сверхплановой продукции, не предусмотренное кон­трактом и не обеспеченное спросом, исключается. Контракт в условиях рыночной экономики — это договор, т.е. соглашение двух или более лиц относительно купли-продажи, займа, найма на ра­боту и других прав и обязанностей. Он может быть заключен как в письменной, так и в устной форме, предусматривает санкции за его невыполнение, как правило, в размере полного возмещения ущерба или упущенной выгоды.

Принципы организации управления включают разделение труда, сочетание централизации и децентрализации, горизонтальных и вертикальных связей, делегирование полномочий, соответствие полномочий и ответственности, простоту и гибкость структур управления и т.п.

Принцип разделения и кооперации труда в менеджменте характеризует специализацию управленческих функций и видов работ, их закрепление за отдельными структурными подразделе­ниями и исполнителями, а также взаимосвязь и координацию деятельности. Необходимость использования данного принципа обусловлена сложностью и большим объемом управленческих работ.

Сочетание централизации и децентрализации определяет орга­низационную структуру компании и ее менеджмента. С этой целью различают ядро компании и ее периферию. В качестве ядра выступают материнская компания и ее управленческий штаб. К периферии относятся дочерние компании, отделения, филиа­лы и аппарат их управления. Структурные подразделения, относящиеся к периферии, выделяются по признакам вида продукции или функции. Центр и периферия распределяют меж­ду собой полномочия и ответственность. Центр оставляет за со­бой разработку политики и контроль ценообразования, капиталов­ложений, научных исследований, подготовку и переподготовку кадров, назначение высших руководящих кадров. Периферийные структурные подразделения действуют на основе оперативно-хо­зяйственной самостоятельности, самоокупаемости и самофинан­сирования. Соотношение централизации и децентрализации мо­жет меняться. В периоды экономического спада и кризисов цен­трализация управления усиливается. Напротив, в периоды подъема полномочия периферии расширяются.

Еще одним принципом является сочетание горизонтальных (партнерских) и вертикальных (иерархических) связей при ве­дущей роли горизонтальных связей. Этот принцип определяет характер отношений между компаниями и внутри компании, означает свободу действий и жесткость в управлении одновре­менно. Горизонтальные связи означают равноправные отноше­ния, вертикальные связи — это отношения соподчинения. При­оритет горизонтальных связей приводит к формированию так называемых плоских структур управления. При горизонтальных связях структурные подразделения и отдельные исполнители становятся относительно автономными, т.е. наделяются права­ми и ответственностью в принятии решений. На сочетании го­ризонтальных и вертикальных связей строятся отношения ма­теринской и дочерних компаний, головной компании и ее фи­лиалов и отделений. Дочерние компании, филиалы и отделения полностью отвечают за результаты своей деятельности, финан­сируются за счет своей прибыли и в то же время контролиру­ются материнской компанией.

Формы использования горизонтальных связей многообразны: центры прибыли, автономные группы и бригады, кружки каче­ства. В американских компаниях есть работники, которые нала­живают горизонтальные (неформальные) связи между различны­ми отделами; там контакты рабоников разных подразделений вся­чески поощряются.

Существует также система собеседований «через голову» непос­редственного начальства. Согласно этой программе каждый со­трудник, по крайней мере один раз в год, должен обязательно по­беседовать с руководителем своего руководителя. Положительный эффект достигается за счет того, что инициатива подобных встреч исходит сверху, а не от самого подчиненного. Это заставляет непосредственного руководителя более внимательно прислуши­ваться к мнению своих подчиненных.

Принцип делегирования полномочий означает передачу одним субъектом управления другому части своих задач и прав. Благо­даря использованию делегирования управление иногда определя­ется как умение добиться выполнения своей работы другими. Делегирование расширяет возможности менеджмента, повышает его эффективность. Оно осуществляется в двух формах — по го­ризонтали и по вертикали. Делегирование по горизонтали приме­няется при добровольном создании самостоятельными хозяйству­ющими субъектами или работниками своих объединений, союзов и органов управления ими. В этом случае объединениям и союзам делегируются полномочия в осуществлении тех функций, которые не могут быть выполнены каждым из входящих в них хозяйству­ющих субъектов или работников. Делегирование по вертикали означает передачу менеджером своим подчиненным части его за­дач и прав, относящихся, как правило, к узким, специальным вопросам управления. Это позволяет руководителю сосредоточить­ся на важнейших, в первую очередь стратегических, вопросах. Для подчиненных делегирование полномочий по вертикали способ­ствует развитию их способностей, профессиональному росту и продвижению по службе.

Делегирование производится заблаговременно, с объяснением цели, предоставлением необходимых ресурсов и информации и последующим контролем за исполнением полномочий.

С принципом делегирования полномочий тесно связаны два других принципа организации управления — соответствия полно­мочий и ответственности, а также абсолютной ответственности руководителя. Первый принцип означает, что обязательства, вы­текающие из ответственности, не могут быть больше или меньше прав, следующих из предоставленных полномочий, и не освобож­дают делегирующего их от ответственности.

Принцип единоначалия предусматривает единство распоряди­тельства и персональную ответственность. Единство распоряди­тельства означает, что каждый работник должен иметь только од* ного непосредственного начальника. В противном случае, когда подчиненный получает распоряжения двух или более руководи­телей одновременно, он оказывается перед выбором: какое из распоряжений ему выполнять. В результате подрывается авто­ритет власти, нарушается дисциплина и порядок. Единство распорядительства позволяет обеспечивать персональную ответ­ственность работника за порученное ему дело. Менеджер также несет персональную ответственность за свои решения независи­мо от того, принимает ли он их индивидуально или с участием трудового коллектива.

Принципы мотивации в менеджменте означают использование активных движущих сил (экономических, психологических и др.), ведущих к достижению целей компании и ее работников. К ос­новным таким силам в деятельности работников (мотиваторам) относятся потребности, справедливость, вознаграждение и удов­летворенность трудом, его результатом и вознаграждением.

Потребности — это состояние человека, при котором он испы­тывает нужду в чем-либо, что необходимо для его жизнедеятель­ности и развития. Потребности могут быть биологическими, со­циальными, экономическими, психологическими и др. Исполь­зование потребностей в качестве мотиватора предполагает учет их многообразия, изменчивости, иерархии и факторов, к которым относятся социально-экономические, географические и климати­ческие условия, исторически сложившиеся традиции, привычки, условия жизни, труда и быта.

Справедливость — это соответствие практической роли социаль­но-экономическому статусу работника в компании, включающе­му его должностное положение и вознаграждение. Справедливость познается в сравнении должностного положения и вознагражде­ния различных работников с личными и деловыми качествами, количеством и сложностью их труда. Справедливость требует, что­бы должностное положение работников соответствовало их лич­ным и деловым качествам, а различия в вознаграждениях были связаны с количеством и качеством труда.

Удовлетворенность трудом, его результатами и вознаграж­дением предусматривает поддержание между ними устойчивой связи. А именно если возрастание усилий работника приводит к повышению результатов, а повышение результатов — к росту его вознаграждения, то мотивация возрастает. Если этого не происхо­дит — мотивация ослабевает. Необходимо также, чтобы оплата не была оторвана по времени от самого труда, в противном случае она теряет стимулирующий смысл. Иначе говоря, наибольшими сти­мулирующими свойствами обладает такая оплата, которая немед­ленно следует за самим трудом и его результатами (принцип не­медленного вознаграждения).

Принцип коммуникаций в менеджменте состоит в поддержании связанности всех элементов, которая обеспечивается путем обмена информацией между ними. Коммуникации охватывают информаци­онные связи компании с окружающей средой, вертикальные связи соподчинения и горизонтальные связи сотрудничества внутри компании, межличностные, межгрупповые и внутригрупповые, формальные и неформальные, прямые и обратные связи. Принцип коммуникаций конкретизируется в требованиях к информации (до­стоверность, полнота, полезность, своевременность, экономичность и др.), а также в процедурах и правилах осуществления коммуника­ционного процесса, включающего отправителя информации, идею, ее кодирование (выбор формы представления), передачу информа­ции по каналам связи, получателя информации, ее декодирование (расшифровка и осмысление) и реакцию получателя на информацию.

Принцип принятия решений — это требования, регламентирую­щие процесс их разработки и выбора. К ним относятся:

• обоснованность решений, которая обеспечивается примене­нием научных методов их разработки и выбора (интуиция, логи­ка, рационально-процессуальный подход, моделирование, прогно­зирование и др.);

• эффективность и оптимальность решений, которые преду­сматривают сопоставление вариантов результатов с вариантами затрат на их разработку и выбор наилучшего варианта;

• своевременность решений, означающая соответствие прини­маемого решения сложившейся в данное время ситуации. Реше­ние не должно быть ни преждевременным, ни запоздалым;

• сбалансированность (взвешенность) решений предполагает учет сильных и слабых сторон принимаемых решений, а также их ближайших и долгосрочных последствий;

• простота решений предполагает, что при прочих равных ус­ловиях из возможных вариантов решений выбирается наиболее простой.

Сочетание коллективных и единоличных решений позволяет соединить их достоинства. Коллективные решения помогают ох­ватить различные стороны проблемы, вовлечь в ее решение боль­шое количество работников, учесть разнообразие мнений. Недо­статком коллективных решений является то, что они требуют больших затрат времени. Коллективные решения более дорого­стоящие, чем персональные. В этой связи метод коллективных ре­шений целесообразно использовать при решении наиболее важ­ных и сложных, как правило, перспективных проблем. Текущие, оперативные вопросы должны решаться единолично.

Принципы контроля — это условия его эффективного осуществ­ления, имеющие характер практических рекомендаций. Контроль составляет заключительную функцию в цикле управления, обес­печивающем достижение компанией своих целей. В процессе кон­троля выявляются проблемы в деятельности компании, соответ­ствие ее фактических результатов стратегии, планам, принятым решениям, сложившейся ситуации. Контроль позволяет внести коррективы в процесс деятельности компании.

Принципы контроля включают в себя:

1) стратегическую направленность контроля, т.е. его сосредо­точенность на обеспечении приоритетных направлений деятель­ности компании, выполнении ее основной миссии, осуществле­нии наиболее крупных затрат. Стратегическая направленность контроля означает, что он не должен быть тотальным, охватыва­ющим все без исключения стороны деятельности компании и ее работников независимо от их важности;

2) ориентацию контроля на результаты, а не процесс и харак­тер деятельности компании. Контроль должен выявлять как по­ложительные, так и отрицательные результаты, которые должны быть известны сотрудникам;

3) своевременность контроля, позволяющую предупреждать возникновение существенных недостатков и ошибок в деятельно­сти компании. В этой связи важно правильно выбирать времен­ные интервалы осуществления контроля;

4) гибкость контроля, т.е. его способность реагировать на про­исходящие изменения внутри компании и во внешней среде. Это обеспечивается путем использования в механизмах контроля об­ратных связей;

5) простоту и открытость контроля, означающие, что контроль должен быть понятен и известен работникам компании. Слож­ность контроля ведет к беспорядку, а его скрытность — к ухудше­нию морально-психологического климата в коллективе.

40.2.3. МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Управление осуществляется с помощью системы методов. Ме­тодом выступает прием (способ) воздействия на управляемую си­стему, необходимый для достижения намеченных целей. Базой системы методов, применяемых в управлении, является общена­учная методология, основанная на системном подходе к решению проблем, а также использование различных методических инст­рументов (моделирование, экспериментирование, экономико-ма­тематические и социологические измерения и др.). Системный подход выступает в качестве способа совершенствования управлен­ческих проблем, когда осуществляется их структурирование, оп­ределение целей, выбор его вариантов, выявляются взаимосвязи и взаимозависимости различных проблем, факторы и условия, воздействующие на их решение. Все возрастающую роль в управ­лении играет моделирование. Модель — представление объекта системы в такой форме, которая отличается от самого объекта, системы, идеи. Наиболее существенная особенность модели — направленность на упрощение реальной ситуации. В рамках уп­равления самое широкое распространение получили модели тео­рии игр, теории очередей, управления запасами, линейного про­граммирования, имитационные, экономического анализа.

На первый план в управлении выходит активное использова­ние экономико-математических методов, базирующихся на сты­ке экономики, математики и кибернетики. Экономико-математи­ческие модели особенно эффективны при решении задач оптими­зации планов, формирования цен, распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, составлении моделей межотрас­левого баланса, в программно-целевом планировании и т.д. Под­ходы, способы, приемы, при посредстве которых выполняются самые различные управленческие работы, представляют конкрет­ные методы. Их классифицируют по следующим главным направ­лениям: управление функциональными подсистемами; реализация функций управления; принятие и воплощение в реальность управ­ленческих решений. Первая группа методов связана со структу­рой компаний, в которых внедрено функциональное разделение труда по разным видам работ (маркетинг, инновации, производ­ство, финансы, персонал и т.п.). В частности, при управлении подсистемой «производство» применяются такие методы, как фак­торный и функциональный анализы, программирование и др. При планировании применяются методы экстраполяции, регрессивно­го анализа, построения сценариев, моделирования, мозговой ата­ки, экспертный, Дельфи, формирования дерева проблем, дерева решений и т.д.

Методы организации совместной деятельности бывают админи­стративными (организационно-распорядительными), экономичес­кими и социально-психологическими. Административные мето­ды помогают создавать системы управления в форме совокупнос­ти устойчивых связей и отношений, регламентирующих права и уровень ответственности подразделений, а также отдельных работ­ников. Административное воздействие характерно в таких формах, как:

• непосредственное административное указание, обязательное для управляемой системы (приказ, распоряжение);

• фиксация системы правил, обусловливающих функциониро­вание управляемой системы (положения о структурных подразде­лениях, нормативы);

• рекомендации по организации и совершенствованию тех или иных процессов в управляемой системе (должностные инструк­ции, методические указания);

• контроль за деятельностью управляемой системы.

Административные методы не следует отождествлять с волевы­ми, субъективными методами руководства (администрированием). Административные методы управления регламентированы норма- тивно-правовыми актами.

Экономические методы управления включают в себя экономи­ческое стимулирование, ценообразование, кредитование и др. Суть этих методов состоит в том, чтобы посредством воздействия на экономические интересы работников, партнеров, контрагентов, используя цены, оплату труда, кредит, прибыль, налоги и другие экономические рычаги, сформировать эффективный механизм функционирования систем. Под воздействием экономических методов управления системы становятся гибкими и адаптивны­ми. Использование экономических методов, как правило, сочета­ется с определенным обособлением управляемых подсистем, рас­ширением потенциала их саморегулирования.

Социально-психологические методы основываются на актив­ном и масштабном применении различных моральных стимулов, инновационных методов коммуникации и других форм влияния на людей. Для воздействия на их поведение используют внуше­ние, убеждение, подражание, принуждение, побуждение и др. Такого рода методы управления ориентированы прежде всего на совершенствование отношений между людьми посредством опти­мизации и расстановки кадров. Для гуманизации труда упор де­лается на использовании психологического воздействия за счет монотонности работы, расширения творческих элементов в ней и т.д. В рамках социально-психологических инструментов разви­тия управляемой системы применяют анкетирование, хрономет­раж, тестирование, различные наблюдения и т.д. В процессе при­нятия управленческих решений активно используются такие ме­тоды, как метод Дельфи, мозговая атака и др. В управлении обычно одновременно задействованы самые разные методы, орга­нически дополняющие друг друга. Эффект их применения обус­ловлен тем, что субъект управления может воспользоваться таким набором, который наиболее рационален в конкретной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.