Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи финансового прогнозирования и финансового планирования в неплатежеспособной организации. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия 20 страница




4) ежемесячное начисление процента:

1000[FV] = 1000 * 1,6084 = 1608,4 тыс. руб.

Таким образом, чем чаще начисляются проценты, тем больше накопленная сумма. При более частом накоплении необходимо откорректировать процентную ставку и число периодов начисле­ния процентов.

39.3. ФУНКЦИЯ «ДИСКОНТИРОВАНИЕ»

Символ функции — PV.

Табл. 39.1, колонка № 4.

Данная функция позволяет определить настоящую стоимость суммы, если известна ее величина в будущем при данных перио­де накопления и процентной ставке (рис. 39.2). Настоящая сто­имость, а также текущая или приведенная стоимость являются си­нонимичными понятиями.


 

Задача-алгоритм: какую сумму необходимо поместить на депо­зит под 10% годовых, чтобы через пять лет накопить 1500 тыс. руб.?

Решение:

1. В колонке № 4 табл. 39.1 найдем фактор исходя из периода дисконтирования в 5 лет - 0,6209.

2. Рассчитаем сумму вклада:

1500 [PV| = 1500 * 0,6209 = 931,4 тыс. руб.

Формула дисконтирования:

Функция дисконтирования является обратной по отношению к функции сложного процента.

39.4. ФУНКЦИЯ «ТЕКУЩАЯ СТОИМОСТЬ АННУИТЕТА»

Символ функции — PVA.

Табл. 39.1, колонка № 5.

Аннуитет — это денежный поток, в котором все суммы возни­кают не только через одинаковые, но и равновеликие промежут­ки времени. Таким образом, аннуитет — это денежный поток, представленный одинаковыми суммами. Аннуитет может быть исходящим денежным потоком по отношению к инвестору (по­гашение кредита периодическими равными платежами) либо вхо­дящим денежным потоком (поступление арендной платы, кото­рая обычно устанавливается в одинаковом размере) (рис. 39.3).


 

Задача-алгоритм: какую сумму необходимо положить на депо­зит под 10% годовых, чтобы затем пять раз снять по 300 тыс. руб.?

Решение:

1. Находим фактор текущей стоимости аннуитета в колонке № 5 табл. 39.1 и строке, соответствующей периоду существования аннуитета, — 3,7908.

2. Рассчитаем текущую стоимость аннуитета:

300 [PVA] = 300 • 3,7908 = 1137 тыс. руб.

Таким образом, инвестор снимает со счета пять раз по 300 тыс. руб., или 1500 тыс. руб. Разница между первоначальным вкладом (1137 тыс. руб.) и накоплением (1500 тыс. руб.) обеспечивается суммой процентов, которые начисляются на уменьшающийся ос­таток вклада по технике сложного процента. Этот процесс пред­


полагает в конечном счете нулевой остаток на депозите. Прове­рим данное утверждение методом «депозитной книжки».

Вклад в 1137 тыс. руб. позволит пять раз в конце года снять 300 тыс, руб., если банк начисляет 10% годовых.

Метод депозитной книжки

Предыдущие рассуждения основывались на предположении, что аннуитет возникает в конце периода. Однако на практике первый платеж может произойти одновременно с начальным поступлением. В последующем аннуитеты будут возникать через равные интерва­лы. Такой аннуитет называется авансовым, или причитающимся.

Для того чтобы определить текущую стоимость авансового ан­нуитета, необходимо проследить движение денежного потока:

Год Остаток на Плюс 10% на Минус годовое Остаток на
начало года остаток изъятие конец года
         
         
         
         
         

 

Поскольку первый аннуитет по времени совпадает с депони­рованием основного вклада, его не следует дисконтировать. Все последующие аннуитеты дисконтируются в обычном порядке, од­нако период дисконтирования всегда будет на единицу меньше. Следовательно, фактор текущей стоимости авансового аннуитета соответствует фактору обычного аннуитета для предыдущего пе­риода, к которому добавлена единица. Эта добавленная единица обеспечивает заданный поток аннуитета.

Формула фактора текущей стоимости авансового аннуитета:

Фтсаа = Kn-1+1.

Например, фактор текущей стоимости авансового аннуитета, возникающего семь раз, при ставке дисконтирования 12% опре­деляется следующим образом:

1) определим фактор текущей стоимости аннуитета для периода

7 — 1 = 6, ставка дисконта 12% (см. учебник, указ. в сноске на с. 812). В колонке № 4 табл. 39.1 находим его значение - 4,1114;

2) рассчитаем фактор текущей стоимости авансового аннуите­та для заданного потока: 4,1114 + 1,0 = 5,1114.

Оценка собственности требует в ряде случаев дифференциа­ции ставок дисконтирования в зависимости от уровня риска тех или иных операций. Учет различий в уровне неопределенности требует от аналитика применения соответствующих ставок дис­конта.


Пример 39.1. Владелец кафе предполагает в течение шести лет по­лучать ежегодный доход от аренды в сумме 60 тыс. руб. В конце шесто­го года кафе будет продано за 1350 тыс. руб., расходы по ликвидации составят 5% от продажной цены. Прогнозирование доходов от аренды имеет большую степень вероятности, чем возможность продажи объек­та за указанную цену. Различия в уровне риска определяют выбранные аналитиком ставки дисконта для дохода от аренды и продажи: 8 и 20% соответственно (см. учебник, указ. в сноске на с. 812).

Решение:

1. Рассчитаем текущую стоимость потока доходов от аренды: 60 [PVA] = 60 * 4,6229 = 277,4 тыс. руб.

2. Определим текущую стоимость дохода от продажи: 1350 (1 - 0,05) [PV| = 1282,5 • 0,3349 = 429, 5 млн руб.

3. Рассчитаем сумму доходов: 277,4 + 429,5 = 706,9 тыс. руб. Меняющаяся конъюнктура рынка, мероприятия собственника

по усовершенствованию эксплуатационных характеристик объек­та, инфляция и многие другие факторы существенно влияют на величину ежегодного дохода. Определение текущей стоимости меняющейся суммы потока доходов требует определенных навы­ков работы с коэффициентами, приведенными в колонке № 5 табл. 39.1.

Пример 39.2. Аренда магазина принесет его владельцу в течение первых трех лет ежегодный доход в 750 тыс. руб., в последующие пять лет доход составит 950 тыс. руб. в год. Требуется определить текущую стоимость совокупного дохода, если ставка дисконта составляет 10%.

Данная задача имеет несколько вариантов решения.

Вариант 1. Текущая стоимость совокупного дохода равна те­кущей стоимости потока доходов в 750 тыс. руб. за первые три года и потока доходов в 950 тыс. руб. за последующие пять лет.

1. Рассчитаем текущую стоимость арендных платежей за пер­вые три года: 750 [PVA] = 750 • 2,4869 = 1865,2 тыс. руб.

2. Определим текущую стоимость арендной платы за последу­ющие пять лет. Фактор текущей стоимости аннуитета в этом слу­чае будет равен разности факторов, соответствующих рыночному и начальному периодам возникновения измененной суммы арен­дной платы по отношению к текущему, т.е. нулевому, периоду. Повышенная аренда поступала с конца третьего по конец восьмого периода, следовательно, в расчетах должны быть использованы факторы 2,4869 и 5,3349: 950 [PVA] = 950 (5,3349 - 2, 4869) = = 2705,6 тыс. руб.

3. Суммарная текущая стоимость арендной платы: 1865,2 + + 2705,7 = 4570,8 тыс. руб.

Вариант 2. Текущая стоимость суммарного потока доходов рав­на разности потока доходов в 950 тыс. руб., полученного за все во­семь лет, и несуществующего потока доходов в 200 тыс. руб. (950 - 750) за первые три года.

Рассчитаем текущую стоимость дохода от аренды исходя из предположения, что все восемь лет она составляла ежегодно 950 тыс. руб.: 950 [PVA] = 950 • 5,3349 = 5068,2 тыс. руб.

Рассчитаем текущую стоимость завышенной суммы аренды, которая существовала три года: (950 — 750) [PVA] = 200 • 2,4869 = = 497,4 тыс. руб.

Текущая стоимость арендной платы за восемь лет составляет: 5068,2 — 497,4 = 4570,8 тыс. руб.

39.5. ФУНКЦИЯ «ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ВЗНОС НА ПОГАШЕНИЕ КРЕДИТА»

Символ функции РМТ / PVA

 

PVA

Табл. 39.1, колонка № 6.

Временная оценка денежных потоков может поставить перед аналитиком задачу определения величины самого аннуитета, если известны его текущая стоимость, число взносов и ставка дохода (рис. 39.4).


 

Рис. 39.4. Периодический взнос на погашение кредита Задача-алгоритм: какую сумму можно ежегодно снимать со счета в течение пяти лет, если первоначальный вклад равен 1500 тыс. руб., банк начисляет ежегодно 14% и при условии, что снимаемые суммы будут одинаковыми? Решение: 1. Находим фактор взноса на погашение кредита (колонка № 6 табл. 39.1) при условии, что взносов будет пять, а ставка — 14%. Фактор равен 0,2913 (см. учебник, указ. в сноске на с. 812). 2. Рассчитаем величину аннуитета:

 

Таким образом, если положить на счет под 14% годовых 1500 тыс. руб., можно пять раз в конце года снять по 437 тыс. руб. Дополнительно полученные деньги в сумме (437 * 5) — 1500 = 685 тыс. руб. являются результатом начисления процентов на уменьшающийся остаток вклада.

39.3. ФУНКЦИЯ «БУДУЩАЯ СТОИМОСТЬ АННУИТЕТА»

Символ функции — FVA.

Табл. 39.1, колонка № 2.

Данная функция позволяет рассчитать величину накопленных равновеликих взносов при заданной ставке дохода (рис. 39.5).


 

Задача-алгоритм: какая сумма будет накоплена на счете, если в течение четырех лет ежегодно вносить 350 тыс. руб., а банк на­числяет на вклад 6% годовых?

Решение:

1. Определим фактор будущей стоимости аннуитета для четы­рех периодов и ставке 6% (колонка № 2 табл. 39.1) — 4,3746 (см. учебник, указ. в сноске на с. 812).

2. Рассчитаем величину накопления: 350 [FVA] ~ 350 • 4,3746 = = 1531 тыс. руб.

Таким образом, депонирование 1400 тыс. руб. (350 • 4) обеспе­чивает накопление в сумме 1531 тыс. руб. Разница представляет величину процентов, начисленных на возрастающую сумму вклада по технике сложного процента.

Рассмотрим процесс накопления в динамике, тыс. руб.:

1. Первоначальный взнос — 350.

2. Процент за 1-й период — 0.

3. Накоплено — 350.

4. Процент за 2-й период — 21.

5. Второй взнос — 350.


6. Накоплено — 721.

7. Процент за 3-й период — 43.

8. Третий взнос — 350.

9. Накоплено — 1114.

10. Процент за 4-й период — 67.

11. Четвертый взнос - 350.

12. Накоплено - 1531.

39.7. ФУНКЦИЯ «ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ВЗНОС НА НАКОПЛЕНИЕ ФОНДА»

Символ функции —

FVA

Табл. 39.1, колонка № 3.

Данная функция позволяет рассчитать величину периодичес­ки депонируемой суммы, необходимой для накопления нужной стоимости при заданной ставке процента (рис. 39.6).

Рис. 39.6. Периодический взнос на накопление фонда

 

Задача-алгоритм: какую сумму необходимо пять раз внести на пополняемый депозит под 8% годовых, чтобы накопить 1700 тыс. руб.?

Решение:

1. Находим фактор периодического пятикратного взноса при 8%-й ставке (колонка № 3 табл. 39.1) — 0, 1705.

2. Рассчитаем величину депозита:

 

Таким образом, суммарный взнос в 1540 тыс. руб. (290 * 5) при начислении 8% годовых позволит накопить 1700 руб.

Функция «Периодический взнос на накопление фонда» явля­ется обратной по отношению к функции «Будущая стоимость ан­нуитета».


Использование таблиц требует четкого понимания экономичес­кой сущности функции. При решении различных проблем, воз­никающих в процессе оценки недвижимости, аналитик должен определить:

• правильность применения конкретной функции;

• необходимость использования комбинации функций;

• необходимость корректировки процентной ставки и перио­дов в зависимости от частоты начисления процентов;

• конструкцию денежного потока, т.е. возможность его возник­новения в начале или конце периода.

Таким образом, временная оценка денежных потоков необхо­дима для объективного сопоставления денежных сумм, возника­ющих в различное время. Основу временной оценки составляют шесть функций сложного процента.


Раздел V

АНТИКРИЗИСНЫЙ

МЕНЕДЖМЕНТ


Глава 40 ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

40.1. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ЗАКОНЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ЗАВИСИМОСТЯХ, ЗАКОНАХ И ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ УПРАВЛЕНИЯ

Теория управления представляет собой особую науку, изучаю­щую процессы управления в социально-экономических системах, содержание и форму управленческих отношений, закономернос­ти их возникновения и развития, а также принципы эффектив­ного управления. Однако имеют место и иные взгляды на теорию управления, например, что «наука управления исследует содержа­ние и формы управления различных систем, их общие и специ­фические закономерности развития и функционирования». Об­щим для всех определений теории управления является призна­ние наличия в структуре общественных связей особого рода отношений — управленческих, возникающих в процессе управле­ния в социальных системах разного уровня и назначения.

Объектом теории управления являются управленческие процес­сы, протекающие в территориальных, профессиональных и дру­гих группах людей, которые обеспечивают процесс производства и воспроизводства, т.е. управленческие отношения. В структуре любой группы, ориентированной на выполнение какой-то зада­чи, возникает специфический социальный феномен — управление, что приводит к появлению отдельных личностей или их групп, специально занимающихся управленческой деятельностью.

Предмет теории управления представляет собой область познания объективной реальности, на которую направлено научное исследо­вание. К элементам предмета теории управления могут быть отне­сены:

* сущность управленческих отношений как системы взаимо­связей людей, связанных с организацией их совместной деятель­ности;


механизм управления разными системами социально-эконо­мического организма;

• механизм самоорганизации и саморегулирования систем раз­личного уровня (индивида, коллектива, города, района, области, страны и т.д.);

• приемы, техника и методика процесса управления;

• структурные элементы системы управления;

• общие закономерности возникновения, функционирования и развития управленческих явлений;

• основные понятия, используемые в управленческих науках (понятие управления, цели, принципы управления, управленчес­кие отношения, методы, эффективность, функции, объект, субъект управления и др.).

Предмет теории управления подвержен изменениям, поскольку постоянно происходят перемены в субъектах и объектах управле­ния, отношениях и взаимосвязях между ними. Важнейшая задача любой науки состоит в том, чтобы всесторонне изучить, а затем выразить в понятиях и научных определениях свой предмет. По­нятия и их научные определения представляют собой своеобраз­ные сгустки человеческой мысли, вобравшие в себя знания о яв­лениях, их свойствах и признаках. Имеет свой категориальный аппарат и теория управления.

К основным категориям теории управления относятся: управ­ление; система управления; субъект управления; объект управле­ния; управленческие отношения; цели управления; принципы управления; методы управления; функции управления; процесс управления; модель управления; технологии управления; стиль управления; управленческое решение; эффективность управления; совершенствование управления и др.

Закон — внутренняя существенная и стабильная связь между яв­лениями, характеризующая их соответствующие изменения. Он позволяет предвидеть результат процесса. Действие законов объек­тивно, независимо от различных тенденций и направлений раз­вития. Они облегчают практическую деятельность, позволяют из­бегать ошибок и противоречий при достижении конкретно постав­ленных целей.

Управленческие законы являются структурными социально-эко­номическими, общественными законами и реализуются на осно­вании сознательной, целенаправленной деятельности людей. Воп­лощение в реальность управленческих законов, как и законов во­обще, зависит от наличия целого ряда условий. Закономерность же представляет совокупность взаимосвязанных по содержанию за­конов, обусловливающих изменения в системе. Характеристики основных законов управления представлены в табл. 40.1.

Законы синергии, самосохранения, развития
Законы Характеристика
Синергии Основной закон организации. В раках закона изучаются влияние внешней и внутренней среды на потенциал организации, организационные коммуникационные связи, их взаимодействие, достоинства и недостатки, тенденции расширения границ систем и объективные предпосылки интеграции хозяйственных организаций, а также способы согласования действий и обеспечения единства (целостности), информирование, цели и критерии достижения, ограничения и нормы, коммуникации, координация, централизация и децентрализация, убеждение и принуждение, стимулы и взыскания
Самосохра­ нения Закон самосохранения - это поддержание и воспроизводство взаимосвязей системы; накопление и сбережение энергии (ресурсов) на основе взаимодействия с внешней средой как необходимое условие выживания организации; тактика взаимодействия организации с внутренней средой; самосохранение и мотивация персонала, цели организации и ценностные ориентации личности
Развития В рамках закона изучаются этапы жизненного цикла организации: становление, устойчивое развитие, стагнация (рождение, юность, зрелость, старость); взаимосвязь жизненных циклов продукции (услуг) и организации в целом; основные фазы этапа становления организации и возможные кризисы на этих фазах; важнейшие предпосылки ухудшения деятельности организации на этапе устойчивого развития; тактика деятельности организации на этапе стагнации; развитие как движение от простого к сложному, как изменение соотношения между внутренним и внешним в пользу первого, как качественная трансформация организаций в эволюционном процессе (превращение их в органические системы)

 

40.2. МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

Менеджмент организации — вид управления, отвечающий потреб­ностям развития рыночной экономики. Управление как сложное явление в развитии производства и общества характеризуется мно­гими факторами. Различия обусловливаются не только особеннос­тями объекта управления, но и уровнем его технологического, социально-психологического и иного развития. Управление во мно­гом будет различаться на небольшом предприятии в малом бизнесе и в крупной производственной компании. Также существуют типоло­


гические различия в управлении, определяемые факторами соци­ально-экономической среды, в которой функционирует объект управления, его отношением к государству, а также человеческим фактором и др. Проблемы, имеющие отношение к менеджменту, отличаются многообразием и отражают сложность и неоднознач­ность их исследования. Менеджмент имеет много аспектов, в том числе экономический, политический, социальный, финансовый, философский, психологический, технический, организационный.

Менеджмент организации представляет собой особый вид про­фессиональной деятельности, направленной на достижение ком­панией, действующей в рыночных условиях, оптимальных хозяй­ственных результатов на основе применения многообразных прин­ципов, функций и методов социально-экономического механизма управления. Менеджмент — это также и сфера деятельности, свя­занная с организацией работы людей в компаниях различного рода, и область знаний, в рамках которой изучаются возможнос­ти эффективного управления. Кроме того, термином «менедж­мент» часто обозначается управляющий персонал.

Как управленческая деятельность менеджмент в условиях рын­ка обеспечивает ориентацию компании на удовлетворение потреб­ностей рынка, запросы конкретных потребителей, организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить компании прибыль. Для современного менеджмента характерны: стабильное стремление к повышению эффективности производства и бизнеса в целом; широкая хозяй­ственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования на рынке компании или ее подразделений; постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды; ориентация на до­стижение запланированного конечного результата деятельности компании; использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих реше­ний; изменение функции планирования — от текущего к пер­спективному; упор на все основные факторы улучшения деятель­ности компании; оценка управления работы в целом только на фундаменте реально достигнутых конечных результатов; макси­мальное применение математических методов и достижений ин­форматики на базе компьютеризации; привлечение всех сотруд­ников компании к управлению ею; осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений; опора на инно­вации в каждом сегменте работы компании, нестандартные реше­ния; проведение глубокого экономического анализа каждого уп-

равленческого решения; способность разумно рисковать и управ­лять риском; возрастание роли маркетинга до ключевой.

Вследствие сильной конкуренции между компаниями и пере­насыщенности рынков в стиле руководства происходят существен­ные изменения. Если ранее отличным менеджером был тот, кто быстрее всех реагировал на изменение ситуации на рынке, то сей­час хорошим менеджером считается специалист, который для сво­ей компании создает новые рынки, не только предвидит измене­ния на рынке и своевременно реагирует на них, но и сам меняет рынок. Задача менеджмента состоит именно в том, чтобы внача­ле сделать желаемое возможным, а потом реальным. Менеджмент организации выступает в качестве важного фактора и при реше­нии социальных проблем коллектива.

Термин «менеджмент организации» по-разному трактуется у нас и за рубежом. Можно дать следующее общее его определение: менеджмент организации — это система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.

В менеджменте современной организации имеются две очень важные сферы — маркетинг и инновация. Следует иметь в виду, что маркетинг — это не просто продажа производимых товаров. Данное понятие охватывает все сферы деятельности по реализации продукции от исследований и разработок до послепродажного обслуживания. Система маркетинга имеет превалирующее значе­ние во всех сферах деятельности компании, поэтому разработку и утверждение маркетинговой концепции относят к компетенции ее высшего руководства.

Инновация — это разработка новых товаров и услуг, технологий и управленческих процессов более высокого качества, нежели су­ществующие. Они включают в себя не только технические иссле­дования и разработки, но и все изменения в лучшую сторону в стиле работы компании, его организации (разработка новых ви­дов услуг, установление более низкой цены или других более вы­годных для клиентов условий и др.).

Менеджмент как вид организационного управления — явление творческое, достаточно быстро преобразующееся в совершенно но­вые формы и направления. Как только он отстает от реальных по­требностей обстановки, то перестает отвечать предъявляемым тре­бованиям и изменяется. Управленческие решения, эффективные в одной отрасли и конкретном положении, могут оказаться очень опасными для других отраслей и ситуаций. Многовариантность решений и ходов управления, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, уникальный характер каждой ситуа­ции составляют основу менеджмента. Поэтому упор в деятельно­сти менеджеров делается не на стандартные решения, а на способ­ность быстро и правильно оценить реальный хозяйственный рас­клад и найти тот единственный возможный в данном положении подход, который является в конкретных условиях оптимальным.

Основные цели менеджмента организации — прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов бизнеса. За­дачей менеджеров является обеспечение прибыльности деятель­ности посредством рациональной организации производственно­го процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, эффективное использование кад­рового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой активности каждого работника, а также организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных ресурсов и обеспечение дос­таточной рентабельности компании, его стабильного положения на рынке. Для этого необходимы: технологическая перестройка и автоматизация производства, переход к использованию работ­ников высокой квалификации; стимулирование работы сотрудни­ков путем создания для них благоприятных условий труда, уста­новления более высокой заработной платы, внедрения широкой гаммы нематериальных поощрений; постоянный контроль за эффективностью деятельности компании, координация работы всех ее подразделений; систематический поиск и освоение новых рынков.

Менеджерам приходится решать целый комплекс ключевых вопросов: определение целей развития; выявление приоритетных задач, очередности и последовательности путей их разрешения; разработка и реализация стратегии развития компании; подготовка системы мероприятий для решения поставленных задач в установ­ленные сроки; оценка необходимых ресурсов и источников их пополнения; установление жесткого контроля за выполнением намеченных заданий; эффективное управление людьми.

40.2.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Методология («метод» — путь к чему-либо и «логос» — наука, учение) — теоретическое обоснование применяемых в науке ме­тодов познания реальной действительности. Методология менед­жмента как науки представляет совокупность методов, применя­емых при изучении процессов управления. При исследовании возникновения и функционирования управленческих отношений в разных социальных системах используются различные методы, в том числе метод диалектико-материалистический, относящий­ся ко всем конкретным наукам на разных этапах процесса позна­ния. На основе этого метода выявляются и теоретически отража­ются процессы, имеющие место в сфере управления. Эти отноше­ния рассматриваются в статике и динамике с позиций эволюционного и революционного развития, с точки зрения внут­ренних противоречий, под углом зрения взаимодействия с окру­жающей средой.

Используются также общенаучные методы, применяемые в большинстве наук (системный метод, методы сравнения, анали­за, синтеза, индукции, дедукции, интуиции). Так, системный метод позволяет объединить всю совокупность приемов и спосо­бов для изучения свойств и структуры анализируемого объекта, представляя его как сложную социальную систему. Данный ме­тод — комплексное исследование объекта как единого целого с точки зрения системного анализа. Здесь предлагается учет всей совокупности взаимосвязей, изучение структурных частей, выяв­ление места каждой из них в процессе функционирования систе­мы, а также определение воздействия системы на конкретные ее элементы.

Применяются и различные методы, которые действуют в пре­делах разных специальных наук (математические, статистические, социологические, психологические, кибернетические и др.).

Методология теории управления постоянно трансформирует­ся. Она обогащается в целях более глубокого познания управлен­ческих процессов, которые также постоянно развиваются. Роль науки в развитии общества обусловливается задачами, которые она решает, и функциями, которые она выполняет.

К методологическим задачам менеджмента относятся:

• изучение ключевых главных факторов управленческих отно­шений, в рамках которых выявляется взаимодействие и взаимо­зависимость управляющих и управляемых;

• оценка характерных тенденций развития управленческих процессов;

• определение важнейших путей и сценариев развития управ­ленческой деятельности на перспективу;

• разработка конструктивных рекомендаций по совершенство­ванию систем управления.

К методологическим функциям менеджмента можно отнести:

• познавательную, связанную с изучением существа управлен­ческих отношений, особенностей управления в качестве специаль­ной области трудовой деятельности, ее места в развитии общества в целом и его основных подсистем;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.