КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи финансового прогнозирования и финансового планирования в неплатежеспособной организации. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия 20 страница
4) ежемесячное начисление процента: 1000[FV] = 1000 * 1,6084 = 1608,4 тыс. руб. Таким образом, чем чаще начисляются проценты, тем больше накопленная сумма. При более частом накоплении необходимо откорректировать процентную ставку и число периодов начисления процентов. 39.3. ФУНКЦИЯ «ДИСКОНТИРОВАНИЕ» Символ функции — PV. Табл. 39.1, колонка № 4. Данная функция позволяет определить настоящую стоимость суммы, если известна ее величина в будущем при данных периоде накопления и процентной ставке (рис. 39.2). Настоящая стоимость, а также текущая или приведенная стоимость являются синонимичными понятиями.
Задача-алгоритм: какую сумму необходимо поместить на депозит под 10% годовых, чтобы через пять лет накопить 1500 тыс. руб.? Решение: 1. В колонке № 4 табл. 39.1 найдем фактор исходя из периода дисконтирования в 5 лет - 0,6209. 2. Рассчитаем сумму вклада: 1500 [PV| = 1500 * 0,6209 = 931,4 тыс. руб. Формула дисконтирования: Функция дисконтирования является обратной по отношению к функции сложного процента. 39.4. ФУНКЦИЯ «ТЕКУЩАЯ СТОИМОСТЬ АННУИТЕТА» Символ функции — PVA. Табл. 39.1, колонка № 5. Аннуитет — это денежный поток, в котором все суммы возникают не только через одинаковые, но и равновеликие промежутки времени. Таким образом, аннуитет — это денежный поток, представленный одинаковыми суммами. Аннуитет может быть исходящим денежным потоком по отношению к инвестору (погашение кредита периодическими равными платежами) либо входящим денежным потоком (поступление арендной платы, которая обычно устанавливается в одинаковом размере) (рис. 39.3).
Задача-алгоритм: какую сумму необходимо положить на депозит под 10% годовых, чтобы затем пять раз снять по 300 тыс. руб.?
Решение: 1. Находим фактор текущей стоимости аннуитета в колонке № 5 табл. 39.1 и строке, соответствующей периоду существования аннуитета, — 3,7908. 2. Рассчитаем текущую стоимость аннуитета: 300 [PVA] = 300 • 3,7908 = 1137 тыс. руб. Таким образом, инвестор снимает со счета пять раз по 300 тыс. руб., или 1500 тыс. руб. Разница между первоначальным вкладом (1137 тыс. руб.) и накоплением (1500 тыс. руб.) обеспечивается суммой процентов, которые начисляются на уменьшающийся остаток вклада по технике сложного процента. Этот процесс пред полагает в конечном счете нулевой остаток на депозите. Проверим данное утверждение методом «депозитной книжки». Вклад в 1137 тыс. руб. позволит пять раз в конце года снять 300 тыс, руб., если банк начисляет 10% годовых. Метод депозитной книжки Предыдущие рассуждения основывались на предположении, что аннуитет возникает в конце периода. Однако на практике первый платеж может произойти одновременно с начальным поступлением. В последующем аннуитеты будут возникать через равные интервалы. Такой аннуитет называется авансовым, или причитающимся. Для того чтобы определить текущую стоимость авансового аннуитета, необходимо проследить движение денежного потока:
Поскольку первый аннуитет по времени совпадает с депонированием основного вклада, его не следует дисконтировать. Все последующие аннуитеты дисконтируются в обычном порядке, однако период дисконтирования всегда будет на единицу меньше. Следовательно, фактор текущей стоимости авансового аннуитета соответствует фактору обычного аннуитета для предыдущего периода, к которому добавлена единица. Эта добавленная единица обеспечивает заданный поток аннуитета.
Формула фактора текущей стоимости авансового аннуитета: Фтсаа = Kn-1+1. Например, фактор текущей стоимости авансового аннуитета, возникающего семь раз, при ставке дисконтирования 12% определяется следующим образом: 1) определим фактор текущей стоимости аннуитета для периода 7 — 1 = 6, ставка дисконта 12% (см. учебник, указ. в сноске на с. 812). В колонке № 4 табл. 39.1 находим его значение - 4,1114; 2) рассчитаем фактор текущей стоимости авансового аннуитета для заданного потока: 4,1114 + 1,0 = 5,1114. Оценка собственности требует в ряде случаев дифференциации ставок дисконтирования в зависимости от уровня риска тех или иных операций. Учет различий в уровне неопределенности требует от аналитика применения соответствующих ставок дисконта. Пример 39.1. Владелец кафе предполагает в течение шести лет получать ежегодный доход от аренды в сумме 60 тыс. руб. В конце шестого года кафе будет продано за 1350 тыс. руб., расходы по ликвидации составят 5% от продажной цены. Прогнозирование доходов от аренды имеет большую степень вероятности, чем возможность продажи объекта за указанную цену. Различия в уровне риска определяют выбранные аналитиком ставки дисконта для дохода от аренды и продажи: 8 и 20% соответственно (см. учебник, указ. в сноске на с. 812). Решение: 1. Рассчитаем текущую стоимость потока доходов от аренды: 60 [PVA] = 60 * 4,6229 = 277,4 тыс. руб. 2. Определим текущую стоимость дохода от продажи: 1350 (1 - 0,05) [PV| = 1282,5 • 0,3349 = 429, 5 млн руб. 3. Рассчитаем сумму доходов: 277,4 + 429,5 = 706,9 тыс. руб. Меняющаяся конъюнктура рынка, мероприятия собственника по усовершенствованию эксплуатационных характеристик объекта, инфляция и многие другие факторы существенно влияют на величину ежегодного дохода. Определение текущей стоимости меняющейся суммы потока доходов требует определенных навыков работы с коэффициентами, приведенными в колонке № 5 табл. 39.1. Пример 39.2. Аренда магазина принесет его владельцу в течение первых трех лет ежегодный доход в 750 тыс. руб., в последующие пять лет доход составит 950 тыс. руб. в год. Требуется определить текущую стоимость совокупного дохода, если ставка дисконта составляет 10%. Данная задача имеет несколько вариантов решения.
Вариант 1. Текущая стоимость совокупного дохода равна текущей стоимости потока доходов в 750 тыс. руб. за первые три года и потока доходов в 950 тыс. руб. за последующие пять лет. 1. Рассчитаем текущую стоимость арендных платежей за первые три года: 750 [PVA] = 750 • 2,4869 = 1865,2 тыс. руб. 2. Определим текущую стоимость арендной платы за последующие пять лет. Фактор текущей стоимости аннуитета в этом случае будет равен разности факторов, соответствующих рыночному и начальному периодам возникновения измененной суммы арендной платы по отношению к текущему, т.е. нулевому, периоду. Повышенная аренда поступала с конца третьего по конец восьмого периода, следовательно, в расчетах должны быть использованы факторы 2,4869 и 5,3349: 950 [PVA] = 950 (5,3349 - 2, 4869) = = 2705,6 тыс. руб. 3. Суммарная текущая стоимость арендной платы: 1865,2 + + 2705,7 = 4570,8 тыс. руб. Вариант 2. Текущая стоимость суммарного потока доходов равна разности потока доходов в 950 тыс. руб., полученного за все восемь лет, и несуществующего потока доходов в 200 тыс. руб. (950 - 750) за первые три года. Рассчитаем текущую стоимость дохода от аренды исходя из предположения, что все восемь лет она составляла ежегодно 950 тыс. руб.: 950 [PVA] = 950 • 5,3349 = 5068,2 тыс. руб. Рассчитаем текущую стоимость завышенной суммы аренды, которая существовала три года: (950 — 750) [PVA] = 200 • 2,4869 = = 497,4 тыс. руб. Текущая стоимость арендной платы за восемь лет составляет: 5068,2 — 497,4 = 4570,8 тыс. руб. 39.5. ФУНКЦИЯ «ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ВЗНОС НА ПОГАШЕНИЕ КРЕДИТА» Символ функции РМТ / PVA
PVA Табл. 39.1, колонка № 6. Временная оценка денежных потоков может поставить перед аналитиком задачу определения величины самого аннуитета, если известны его текущая стоимость, число взносов и ставка дохода (рис. 39.4).
Таким образом, если положить на счет под 14% годовых 1500 тыс. руб., можно пять раз в конце года снять по 437 тыс. руб. Дополнительно полученные деньги в сумме (437 * 5) — 1500 = 685 тыс. руб. являются результатом начисления процентов на уменьшающийся остаток вклада. 39.3. ФУНКЦИЯ «БУДУЩАЯ СТОИМОСТЬ АННУИТЕТА» Символ функции — FVA. Табл. 39.1, колонка № 2. Данная функция позволяет рассчитать величину накопленных равновеликих взносов при заданной ставке дохода (рис. 39.5).
Задача-алгоритм: какая сумма будет накоплена на счете, если в течение четырех лет ежегодно вносить 350 тыс. руб., а банк начисляет на вклад 6% годовых? Решение: 1. Определим фактор будущей стоимости аннуитета для четырех периодов и ставке 6% (колонка № 2 табл. 39.1) — 4,3746 (см. учебник, указ. в сноске на с. 812). 2. Рассчитаем величину накопления: 350 [FVA] ~ 350 • 4,3746 = = 1531 тыс. руб. Таким образом, депонирование 1400 тыс. руб. (350 • 4) обеспечивает накопление в сумме 1531 тыс. руб. Разница представляет величину процентов, начисленных на возрастающую сумму вклада по технике сложного процента. Рассмотрим процесс накопления в динамике, тыс. руб.: 1. Первоначальный взнос — 350. 2. Процент за 1-й период — 0. 3. Накоплено — 350. 4. Процент за 2-й период — 21. 5. Второй взнос — 350. 6. Накоплено — 721. 7. Процент за 3-й период — 43. 8. Третий взнос — 350. 9. Накоплено — 1114. 10. Процент за 4-й период — 67. 11. Четвертый взнос - 350. 12. Накоплено - 1531. 39.7. ФУНКЦИЯ «ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ВЗНОС НА НАКОПЛЕНИЕ ФОНДА» Символ функции — FVA Табл. 39.1, колонка № 3. Данная функция позволяет рассчитать величину периодически депонируемой суммы, необходимой для накопления нужной стоимости при заданной ставке процента (рис. 39.6).
Задача-алгоритм: какую сумму необходимо пять раз внести на пополняемый депозит под 8% годовых, чтобы накопить 1700 тыс. руб.? Решение: 1. Находим фактор периодического пятикратного взноса при 8%-й ставке (колонка № 3 табл. 39.1) — 0, 1705. 2. Рассчитаем величину депозита:
Таким образом, суммарный взнос в 1540 тыс. руб. (290 * 5) при начислении 8% годовых позволит накопить 1700 руб. Функция «Периодический взнос на накопление фонда» является обратной по отношению к функции «Будущая стоимость аннуитета». Использование таблиц требует четкого понимания экономической сущности функции. При решении различных проблем, возникающих в процессе оценки недвижимости, аналитик должен определить: • правильность применения конкретной функции; • необходимость использования комбинации функций; • необходимость корректировки процентной ставки и периодов в зависимости от частоты начисления процентов; • конструкцию денежного потока, т.е. возможность его возникновения в начале или конце периода. Таким образом, временная оценка денежных потоков необходима для объективного сопоставления денежных сумм, возникающих в различное время. Основу временной оценки составляют шесть функций сложного процента. Раздел V АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Глава 40 ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ 40.1. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ЗАКОНЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ЗАВИСИМОСТЯХ, ЗАКОНАХ И ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ УПРАВЛЕНИЯ Теория управления представляет собой особую науку, изучающую процессы управления в социально-экономических системах, содержание и форму управленческих отношений, закономерности их возникновения и развития, а также принципы эффективного управления. Однако имеют место и иные взгляды на теорию управления, например, что «наука управления исследует содержание и формы управления различных систем, их общие и специфические закономерности развития и функционирования». Общим для всех определений теории управления является признание наличия в структуре общественных связей особого рода отношений — управленческих, возникающих в процессе управления в социальных системах разного уровня и назначения. Объектом теории управления являются управленческие процессы, протекающие в территориальных, профессиональных и других группах людей, которые обеспечивают процесс производства и воспроизводства, т.е. управленческие отношения. В структуре любой группы, ориентированной на выполнение какой-то задачи, возникает специфический социальный феномен — управление, что приводит к появлению отдельных личностей или их групп, специально занимающихся управленческой деятельностью. Предмет теории управления представляет собой область познания объективной реальности, на которую направлено научное исследование. К элементам предмета теории управления могут быть отнесены: * сущность управленческих отношений как системы взаимосвязей людей, связанных с организацией их совместной деятельности; механизм управления разными системами социально-экономического организма; • механизм самоорганизации и саморегулирования систем различного уровня (индивида, коллектива, города, района, области, страны и т.д.); • приемы, техника и методика процесса управления; • структурные элементы системы управления; • общие закономерности возникновения, функционирования и развития управленческих явлений; • основные понятия, используемые в управленческих науках (понятие управления, цели, принципы управления, управленческие отношения, методы, эффективность, функции, объект, субъект управления и др.). Предмет теории управления подвержен изменениям, поскольку постоянно происходят перемены в субъектах и объектах управления, отношениях и взаимосвязях между ними. Важнейшая задача любой науки состоит в том, чтобы всесторонне изучить, а затем выразить в понятиях и научных определениях свой предмет. Понятия и их научные определения представляют собой своеобразные сгустки человеческой мысли, вобравшие в себя знания о явлениях, их свойствах и признаках. Имеет свой категориальный аппарат и теория управления. К основным категориям теории управления относятся: управление; система управления; субъект управления; объект управления; управленческие отношения; цели управления; принципы управления; методы управления; функции управления; процесс управления; модель управления; технологии управления; стиль управления; управленческое решение; эффективность управления; совершенствование управления и др. Закон — внутренняя существенная и стабильная связь между явлениями, характеризующая их соответствующие изменения. Он позволяет предвидеть результат процесса. Действие законов объективно, независимо от различных тенденций и направлений развития. Они облегчают практическую деятельность, позволяют избегать ошибок и противоречий при достижении конкретно поставленных целей. Управленческие законы являются структурными социально-экономическими, общественными законами и реализуются на основании сознательной, целенаправленной деятельности людей. Воплощение в реальность управленческих законов, как и законов вообще, зависит от наличия целого ряда условий. Закономерность же представляет совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обусловливающих изменения в системе. Характеристики основных законов управления представлены в табл. 40.1.
40.2. МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ Менеджмент организации — вид управления, отвечающий потребностям развития рыночной экономики. Управление как сложное явление в развитии производства и общества характеризуется многими факторами. Различия обусловливаются не только особенностями объекта управления, но и уровнем его технологического, социально-психологического и иного развития. Управление во многом будет различаться на небольшом предприятии в малом бизнесе и в крупной производственной компании. Также существуют типоло гические различия в управлении, определяемые факторами социально-экономической среды, в которой функционирует объект управления, его отношением к государству, а также человеческим фактором и др. Проблемы, имеющие отношение к менеджменту, отличаются многообразием и отражают сложность и неоднозначность их исследования. Менеджмент имеет много аспектов, в том числе экономический, политический, социальный, финансовый, философский, психологический, технический, организационный. Менеджмент организации представляет собой особый вид профессиональной деятельности, направленной на достижение компанией, действующей в рыночных условиях, оптимальных хозяйственных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма управления. Менеджмент — это также и сфера деятельности, связанная с организацией работы людей в компаниях различного рода, и область знаний, в рамках которой изучаются возможности эффективного управления. Кроме того, термином «менеджмент» часто обозначается управляющий персонал. Как управленческая деятельность менеджмент в условиях рынка обеспечивает ориентацию компании на удовлетворение потребностей рынка, запросы конкретных потребителей, организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить компании прибыль. Для современного менеджмента характерны: стабильное стремление к повышению эффективности производства и бизнеса в целом; широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования на рынке компании или ее подразделений; постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды; ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности компании; использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений; изменение функции планирования — от текущего к перспективному; упор на все основные факторы улучшения деятельности компании; оценка управления работы в целом только на фундаменте реально достигнутых конечных результатов; максимальное применение математических методов и достижений информатики на базе компьютеризации; привлечение всех сотрудников компании к управлению ею; осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений; опора на инновации в каждом сегменте работы компании, нестандартные решения; проведение глубокого экономического анализа каждого уп- равленческого решения; способность разумно рисковать и управлять риском; возрастание роли маркетинга до ключевой. Вследствие сильной конкуренции между компаниями и перенасыщенности рынков в стиле руководства происходят существенные изменения. Если ранее отличным менеджером был тот, кто быстрее всех реагировал на изменение ситуации на рынке, то сейчас хорошим менеджером считается специалист, который для своей компании создает новые рынки, не только предвидит изменения на рынке и своевременно реагирует на них, но и сам меняет рынок. Задача менеджмента состоит именно в том, чтобы вначале сделать желаемое возможным, а потом реальным. Менеджмент организации выступает в качестве важного фактора и при решении социальных проблем коллектива. Термин «менеджмент организации» по-разному трактуется у нас и за рубежом. Можно дать следующее общее его определение: менеджмент организации — это система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли. В менеджменте современной организации имеются две очень важные сферы — маркетинг и инновация. Следует иметь в виду, что маркетинг — это не просто продажа производимых товаров. Данное понятие охватывает все сферы деятельности по реализации продукции от исследований и разработок до послепродажного обслуживания. Система маркетинга имеет превалирующее значение во всех сферах деятельности компании, поэтому разработку и утверждение маркетинговой концепции относят к компетенции ее высшего руководства. Инновация — это разработка новых товаров и услуг, технологий и управленческих процессов более высокого качества, нежели существующие. Они включают в себя не только технические исследования и разработки, но и все изменения в лучшую сторону в стиле работы компании, его организации (разработка новых видов услуг, установление более низкой цены или других более выгодных для клиентов условий и др.). Менеджмент как вид организационного управления — явление творческое, достаточно быстро преобразующееся в совершенно новые формы и направления. Как только он отстает от реальных потребностей обстановки, то перестает отвечать предъявляемым требованиям и изменяется. Управленческие решения, эффективные в одной отрасли и конкретном положении, могут оказаться очень опасными для других отраслей и ситуаций. Многовариантность решений и ходов управления, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, уникальный характер каждой ситуации составляют основу менеджмента. Поэтому упор в деятельности менеджеров делается не на стандартные решения, а на способность быстро и правильно оценить реальный хозяйственный расклад и найти тот единственный возможный в данном положении подход, который является в конкретных условиях оптимальным. Основные цели менеджмента организации — прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов бизнеса. Задачей менеджеров является обеспечение прибыльности деятельности посредством рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой активности каждого работника, а также организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных ресурсов и обеспечение достаточной рентабельности компании, его стабильного положения на рынке. Для этого необходимы: технологическая перестройка и автоматизация производства, переход к использованию работников высокой квалификации; стимулирование работы сотрудников путем создания для них благоприятных условий труда, установления более высокой заработной платы, внедрения широкой гаммы нематериальных поощрений; постоянный контроль за эффективностью деятельности компании, координация работы всех ее подразделений; систематический поиск и освоение новых рынков. Менеджерам приходится решать целый комплекс ключевых вопросов: определение целей развития; выявление приоритетных задач, очередности и последовательности путей их разрешения; разработка и реализация стратегии развития компании; подготовка системы мероприятий для решения поставленных задач в установленные сроки; оценка необходимых ресурсов и источников их пополнения; установление жесткого контроля за выполнением намеченных заданий; эффективное управление людьми. 40.2.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА Методология («метод» — путь к чему-либо и «логос» — наука, учение) — теоретическое обоснование применяемых в науке методов познания реальной действительности. Методология менеджмента как науки представляет совокупность методов, применяемых при изучении процессов управления. При исследовании возникновения и функционирования управленческих отношений в разных социальных системах используются различные методы, в том числе метод диалектико-материалистический, относящийся ко всем конкретным наукам на разных этапах процесса познания. На основе этого метода выявляются и теоретически отражаются процессы, имеющие место в сфере управления. Эти отношения рассматриваются в статике и динамике с позиций эволюционного и революционного развития, с точки зрения внутренних противоречий, под углом зрения взаимодействия с окружающей средой. Используются также общенаучные методы, применяемые в большинстве наук (системный метод, методы сравнения, анализа, синтеза, индукции, дедукции, интуиции). Так, системный метод позволяет объединить всю совокупность приемов и способов для изучения свойств и структуры анализируемого объекта, представляя его как сложную социальную систему. Данный метод — комплексное исследование объекта как единого целого с точки зрения системного анализа. Здесь предлагается учет всей совокупности взаимосвязей, изучение структурных частей, выявление места каждой из них в процессе функционирования системы, а также определение воздействия системы на конкретные ее элементы. Применяются и различные методы, которые действуют в пределах разных специальных наук (математические, статистические, социологические, психологические, кибернетические и др.). Методология теории управления постоянно трансформируется. Она обогащается в целях более глубокого познания управленческих процессов, которые также постоянно развиваются. Роль науки в развитии общества обусловливается задачами, которые она решает, и функциями, которые она выполняет. К методологическим задачам менеджмента относятся: • изучение ключевых главных факторов управленческих отношений, в рамках которых выявляется взаимодействие и взаимозависимость управляющих и управляемых; • оценка характерных тенденций развития управленческих процессов; • определение важнейших путей и сценариев развития управленческой деятельности на перспективу; • разработка конструктивных рекомендаций по совершенствованию систем управления. К методологическим функциям менеджмента можно отнести: • познавательную, связанную с изучением существа управленческих отношений, особенностей управления в качестве специальной области трудовой деятельности, ее места в развитии общества в целом и его основных подсистем;
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |